Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как запад «борется» с «теневой экономикой»




После событий 11 сентября 2001 г. Запад активно начал «борьбу» с «от­мыванием грязных денег», а также с «финансированием терроризма». Мы специально ставим слово «борьба» в кавычки, поскольку большинство офшо­ров сохранилось и после 11.09.2001. В условиях сохранения офшоров такая «борьба» становится бессмысленной.

Как отмечает исследователь офшорного бизнеса Р. Р. Яковлева, «офшор­ная индустрия развилась в глобальный бизнес, проникший во все уголки мира, охватывающий, так или иначе, примерно половину объема мировых финансовых сделок (выделено мной. – В. К.). Противостоять этому крайне сложно. Любая предлагаемая программа оказывается “преодолимой”, а ее реализация крайне конфликтной. За офшорами стоит многомиллиардное лобби, и ведущаяся за изменение режима их функционирования борьба не­редко является не столько борьбой за “обуздание”, сколько за “оседлание” офшорных зон»1.

В связи с нынешним кризисом вопрос об офшорах вновь стал приори­тетным для правительств развитых стран и разных международных орга­низаций. Также атакам стала подвергаться банковская тайна. Так, на встре­че «двадцатки» в Лондоне в апреле 2009 года была принята резолюция о борьбе с банковской тайной. Международный валютный фонд (МВФ) и Комиссия финансовой стабильности (КФС) как по команде стали постоян­но нападать на Швейцарию и другие страны, где сохраняется банковская тайна. Нынешний президент США Б. Обама 4 мая 2009 года объявил о начале борьбы с вывозом капитала из США в офшоры, заявив, что страна теряет от этого ежегодно как минимум 100 млрд долл.2. Конгресс США ве­дет разработку проекта закона о противодействии злоупотреблению «на­логовыми гаванями».

Но что знаменательно: власти развитых стран «вливают» большие деньги в те «системообразующие» компании и банки, которые имеют раз­ветвленную сеть офшоров. Судя по всему, денежные «вливания» в конеч­ном счете оказываются в этих офшорах.

В начале 2009 года Конгресс США опубликовал доклад, в котором со­держится следующая информация: из 100 крупнейших корпораций США (включая банки) 83 имеют дочерние компании в офшорах. Банк «Morgan Stanley», например, имеет в офшорах 250 дочерних компаний, половина из них зарегистрирована на Каймановых островах. Банк «Citigroup» на тех же островах имеет 90 зарегистрированных компаний3. Между прочим, оба упомянутых банка получили многомиллиардные «вливания» американ­ского государства.

Подключилась к борьбе с использованием «налоговых гаваней» также Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются страны «золотого миллиарда». В 2009 году она опубли­ковала список из 38 государств, отнесенных к «налоговым гаваням». При­мечательно, что в этом списке есть и страны­члены ОЭСР – Швейцария и Люксембург. Странам из «черного» списка предложено в короткий срок привести стандарты раскрытия финансовой информации в соответствие с международными стандартами. После символических уступок со стороны Швейцарии и Люксембурга шумиха в прессе вокруг этих стран к осени 2009 года прекратилась.

1 Р Р Як Офш экк ьь Бкк №3, 2005 2 Е В кх КъДь №22, 2009 3 Т

В этой связи эксперты уже упоминавшейся организации TJN отмечают:

«ОЭСР, призванная бороться с офшорами, столкнулась с конфликтом интересов, так как самыми главными поставщиками услуг финансовой не­прозрачности являются ее основные члены»1.

С точки зрения интересов ростовщиков поднятый во время нынешнего кризиса шум вокруг офшоров и банковской тайны совсем не такой уж бес­смысленный. Под предлогом «борьбы» с «теневой экономикой» мировые ростовщики получают возможность поставить под контроль финансово­банковские операции тех стран, которые должны стать составными частями их глобальной империи. На наших глазах выстраивается мощная система наднационального финансового контроля, находящаяся в руках хозяев Фе­деральной резервной системы. В частности, в конце 1980­х гг. была созда­на международная организация, называемая «Группа финансовых действий против отмывания капиталов» (Financial Action Task Force – FATF). Эта ор­ганизация стала оказывать давление на отдельные страны с целью заставить их создавать национальные системы контроля за финансовыми потоками, причем эти системы должны быть, в свою очередь, под контролем ФАТФ. Частичной ревизии стал подвергаться некогда незыблемый принцип «ком­мерческой тайны». Серьезные аналитики обращают внимание на тот факт, что «международное сообщество» основные усилия направляет на борьбу с «отмыванием», а не на борьбу с «первичными» источниками происхождения «грязных» денег, например, на борьбу с наркобизнесом. Такие «перекосы» лишний раз наводят на мысль о том, что борьба с «отмыванием» является лишь прикрытием, необходимым для того, чтобы мировая финансовая оли­гархия могла создать систему наднационального финансового контроля как инструмент управления миром.

Интересно, что своими мерами по борьбе с «отмыванием» международ­ные организации и власти отдельных государств не только не снижают мас­штабы «теневой экономики», но, наоборот, стимулируют их рост. Денежные власти и органы финансового контроля основное внимание уделяют отсле­живанию операций физических и юридических лиц, проходящих через бан­ки. В этих условиях у любого клиента, даже самого законопослушного, появ­ляется чувство, что он «под колпаком». Его естественной реакцией является максимальный перевод всех операций в «наличные», которые находятся вне финансового контроля властей. Кстати, в нашей стране в последнее десяти­летие всегда бывшая высокой доля операций с использованием «наличных» в общем объеме расчетов и платежей лишь увеличивалась.

Также банки тратят уйму сил и времени для того, чтобы отслеживать так называемую «отмывку» денег в момент, когда происходит их перевод

1 Къ 5112009

в наличную форму. Непонятно, почему это называется «отмывкой», – ведь деньги, находившиеся до этого в безналичной форме, были максимально «прозрачными», т.к. их движение документировалось и отслеживалось бан­ковскими учреждениями. Скорее эти операции можно назвать подготовкой денег к «загрязнению». А вот «закачке» наличных денег в банки уделяется гораздо меньше внимания – а ведь здесь и может происходить та самая «от­мывка». В общем, за всеми этими странными мерами по борьбе с «отмыва­нием» стоят, видимо, интересы финансовых олигархов, которые заинтересо­ваны в сохранении «теневой экономики».

Конечно, «борьба» с «теневой экономикой» не сводится только к мерам по ликвидации или ограничению офшорного бизнеса, предотвращению «от­мывания» «грязных» денег, пресечению финансирования терроризма. Име­ется целый ряд других направлений такой «борьбы». Например, периодиче­ски (после очередного скандала) организуются шумные кампании по борьбе с использованием инсайдерской информации на фондовых рынках 1. Америка, например, уже более века борется с практикой использования инсайда для обогащения отдельных игроков на рынках ценных бумаг. Однако результат близок к нулю. Поэтому слово «борьба» применительно к данному случаю мошенничества также можно смело поставить в кавычки.

В настоящее время законодательство по борьбе с инсайдом существует более чем в 100 странах мира. В 2010 г. президент России также поставил вопрос о скорейшем принятии специального закона в этой области. Однако мало принять закон. Надо еще создать систему отслеживания сделок с ис­пользованием инсайда. В настоящее время такие системы созданы более чем в 50 странах. Однако затраты на создание таких систем достаточно вы­соки, а эффективность, как показывает практика, низкая. Мошенники ока­зываются более изобретательными и эффективными, чем государственные службы по борьбе с инсайдом2.

Анализ практики «борьбы» с инсайдом в наиболее «продвинутых» странах показывает, что указанная «борьба» может оказаться лишь «при­крытием» для того, чтобы мировые ростовщики получили возможность установить тотальный контроль в обществе. Подобно тому как «борьба с терроризмом» оказывается лишь поводом для ликвидации последних остат­ков личной свободы людей.

Считается, что старт кампании повального «стукачества» в Америке дали события 11.09.2001. Однако эта кампания началась раньше. В 1934 г.

1 О б ь к ф ь 6, 5: “Д ю

”: х б ф б,, 2 В ГьП Зщ к ф б Б бк №6, 2010

в США был принят закон о ценных бумагах и биржах (закон Гласса– Стигала), а в 1988­м закон о борьбе с инсайдом. Эти законодательные акты предусматривали выплату заявителям («стукачам») 10% от суммы незакон­но полученного в результате использования инсайдерской информации до­хода. Комиссия по ценным бумагам США вправе прослушивать телефон­ные разговоры и вести наружное наблюдение за подозреваемыми1.

«теневая экономика» и спецслужбы

И еще один аспект проблем, связанных с «теневой экономикой». По­следний в нашем списке, но не последний по значению. Речь идет о свя­зях и взаимодействии частного бизнеса и ростовщиков со спецслужбами. Деятельность спецслужб по определению является секретной, поэтому они идеально подходят для решения тех задач мировой финансовой олигархии, которые требуют секретности. А секретности, как мы уже поняли, требует

всех операций банков и других коммерческих структур. Ведь современ­

9/10

ный бизнес – это конкуренция, а конкуренция – та же война, только веду­щаяся не между государствами, а между компаниями с использованием специфических методов.

Ведение войны (военных операций) коммерческими структурами тре­бует хитрости, добывания сведений о противнике (конкуренте), создания агентурной сети, дезинформации противника, его дискредитации, исполь­зования диверсий, выявления агентов противника в своих рядах, физическо­го устранения ключевых фигур в команде противника и многого другого, чем обычно занимаются государственные спецслужбы. А главное – секрет­ности. Несекретными, по сути, в коммерческих структурах остались лишь службы Public Relations (PR), основная роль которых сегодня – «заговари­вать зубы» публике, рассказывать общественности байки о том, какие бан­ки и компании «белые и пушистые».

Бросается в глаза, что многие руководители спецслужб до начала своей государственной карьеры работали в банках и других коммерческих струк­турах и сюда же возвращаются после выхода в отставку.

Взять, к примеру, Центральное разведывательное управление США (ЦРУ). Отцы­основатели этого шпионского ведомства Уильям Донован, Фрэнк Визнер, Ален Даллес ранее работали в юридических конторах Уолл­стрит. Знакомство с биографиями всех руководителей ЦРУ показывает, что до прихода на службу в Лэнгли (пригород Вашингтона, где расположена штаб­квартира ЦРУ) они работали в разных банках и компаниях, а после

1 Т

ухода из секретного ведомства туда же возвращались. Возьмем для примера биографии двух руководителей ЦРУ.

Билл Кейси (Bill Casey) был директором этого ведомства при прези­денте Р. Рейгане. В свое время работал на Уолл­стрит юристом и зани­мался торговлей ценными бумагами (трейдер). При президенте Никсоне был председателем Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Comission). Если говорить о его карьере в ЦРУ, то он прежде все­го стал известен как разработчик скандально известной операции «Иран­контрас». Напомним, что скандал вокруг этой операции разгорелся в конце 1986 года, когда выяснилось, что ЦРУ под руководством Билла Кейси осу­ществляло поставки оружия в Иран вопреки эмбарго, которое было уста­новлено в отношении этой страны. Более того, доходы от поставок оружия в Иран использовались для финансирования никарагуанских повстанцев («контрас»), несмотря на то что Конгресс США принял решение о запрете такого финансирования. Именно в ходе расследования по поводу операции «Иран­контрас» впервые американским политикам и широкой обществен­ности стало ясно, что ЦРУ без всяких натяжек действительно представляет собой «государство в государстве». Пришедшему на смену Рейгану Бушу­старшему удалось замять скандал, и многие участники операции вышли «сухими из воды».

Джон Дейч (John Deutch) был директором ЦРУ достаточно короткое вре­мя (1995–1996). Уйдя с этого поста в декабре 1996 года, получил приглашение от «Citigroup» и вошел в совет директоров этого банка. Интересно, что в кон­це прошлого – начале текущего десятилетий указанный банк неоднократно был замечен в операциях с наркотиками. В частности, в 2001 году «Citigroup» приобрел мексиканский банк «Banamex», известный своими операциями по отмыванию «грязных» денег, получаемых от торговли наркотиками1.

Между спецслужбами и банковским сектором происходит постоянная ротация кадров не только на уровне первых лиц, но также на более низких, «рабочих» уровнях. Вот, например, в условиях нынешнего кризиса многие банкиры потеряли работу и готовы предложить свои услуги разведыва­тельным службам. К середине 2009 года, по оценкам американской прессы, уже 200 тыс человек лишились работы в банковском секторе США. ЦРУ воспользовалось сложившейся ситуацией и летом 2009 года начало вер­бовку банковских специалистов, которые, по мнению руководства этого ведомства, являются «золотым фондом» Америки. Судя по объявлениям, разведывательному ведомству требуются в первую очередь аналитики, ко­торые должны оценивать влияние кризиса на экономическую и финансо­

1Кш кк бк ш к к Д 27032000; Ак Л Кх С 183–184

вую ситуацию в отдельных странах мира, а также заниматься выявлением международных финансовых потоков тех стран, которые США относят к категории «недружественных»1.

Взаимодействие спецслужб с бизнесом дает первым бóльшую свободу и независимость. Они получают дополнительные источники финансиро­вания (помимо бюджетных), что позволяет им уходить от контроля госу­дарственных ведомств и планировать тайные операции без согласования и одобрения со стороны законодательной и исполнительной властей. Важно отметить, что законы, которые регламентируют деятельность ЦРУ (закон о национальной безопасности 1948 г. и закон о Центральном разведыватель­ном управлении США 1950 г.) дают данному ведомству такие широкие пол­номочия, которых не имеют другие органы исполнительной власти США. Например, ЦРУ может планировать и тайные операции (в частности, убий­ства политических деятелей других стран) без согласования с Конгрессом и не представляя подробных отчетов о расходовании финансовых средств. По степени «независимости» от государства ЦРУ, пожалуй, сравнимо лишь с Федеральной резервной системой США 2.

А вот в Великобритании аналогом ЦРУ является служба, которая назы­вается МИ­6, или Бритиш Интеллидженс Сервис (British Intelligence Service). Формально она находится в системе Министерства иностранных дел Вели­кобритании, однако в государственном бюджете никаких следов финанси­рования этой организации не обнаруживается. Аналитики склонны считать, что МИ­6 находится на «хозяйственном расчете», т.е. финансируется из вне­бюджетных источников, пополняемых в результате реализации совместно с частным бизнесом разных проектов и операций3.

Основным «совместным бизнесом» спецслужб и частных компаний и банков является торговля наркотиками, также торговля оружием и «отмыва­ние» «грязных» денег. Как правило, все эти три компонента присутствуют в любой схеме «сотрудничества».

На тему взаимодействия ЦРУ и наркомафии имеется большое количе­ство публикаций. Можно, например, назвать вышедшую на Западе книгу Селерино Кастилло «Кокаин, контрас и нарковойна» (1994 г.). Автор книги долгое время работал в DEA – американском агентстве по борьбе с нарко­тиками, поэтому знает предмет профессионально. Он подробно описывает роль ЦРУ в организации международной торговли наркотиками, рассказы­вает о нашумевшей в свое время операции по тайным поставкам оружия в обмен на наркотики «Иран­контрас», раскрывает подробности операций по

1 The Times 12072009 2 С: Як ЦРУ СССР М, 1983 3 С: Д К К 300 Т ь М: Вь, 2001

«отмывке» наркодолларов, дает уникальную информацию об участии ЦРУ в подготовке «эскадронов смерти» в Гватемале и Сальвадоре. Из переведен­ных на русский язык работ много пикантных подробностей о «сотрудниче­стве» ЦРУ и других спецслужб с частными банками и компаниями на ниве наркобизнеса и «отмывки» «грязных» денег содержится в работе Джеффри Робинсона «Всемирная прачечная. Террор, преступления и грязные деньги в офшорном бизнесе»1.

Одна из важных задач спецслужб – обеспечивать «прикрытие» тех банков, которые занимаются «отмывкой» «грязных» денег. Например, в 1980­е годы разгорелся скандал вокруг банка «Nugan Hand Bank of Sydney». Этот банк, зарегистрированный на Каймановых островах, контролировался ЦРУ и использовался для «отмывки» денег, получаемых от торговли нарко­тиками и оружием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...