Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Денежные власти: сплошная «тень»




Картина «теневой экономики» была бы неполной, если бы мы не упо­мянули про ее главный элемент денежные власти (центральные банки и министерства финансов/казначейства). Пожалуй, это самый темный закоулок современной «экономики», о котором известно не более, чем о деятельности Медельинского наркокартеля или о подпольной деятельности «Аль­Каиды». Выше мы уже приводили примеры того, как центральные банки, прикрыва­ясь своим статусом «независимых институтов», занимались и продолжают заниматься различными не вполне законными операциями, которые иногда можно назвать откровенно «жульническими».

С конца 2008 года в США разгорелся самый настоящий скандал, свя­занный с тем, что центральный банк Америки – Федеральный резерв – в условиях разворачивающегося кризиса выдал громадные суммы кредитов различным банкам и даже небанковским институтам. Причем обществен­ность и даже законодатели не располагали никакими сведениями об этих операциях. Информационное агентство «Блумберг» подало в суд на Феде­ральную резервную систему в связи с ее отказом предоставить информа­цию о суммах кредитов, получателях кредитов, условиях кредитных сделок (включая объемы и качество залогов). В иске отмечалось, что фактически имеет место нарушение Федеральным резервом Закона о свободе информа­ции 1966 года (по этому закону все федеральные ведомства США должны обеспечивать гражданам страны свободный доступ к любой информации, кроме той, которая имеет отношение к национальной обороне, правоохра­нительным органам, первичным финансовым документам, личным доку­ментам). Несмотря даже на решение суда в пользу истца, Федеральный ре­зерв до сих пор судебного предписания не выполнил2. В сентябре 2009 года Конгресс США принял решение об аудите ФРС, но и это решение до сих пор не выполнено. У законодателей также возникли серьезные подозрения, что ФРС занималась с конца 2008 года неучтенной (внебалансовой) эмисси­ей долларов3. Серьезные вопросы к организации возникли и в связи с тем, что ФРС тайно выдавал кредиты и гарантии тем институтам, которые не

1

terly Review 2005, Sept Pp 57–72 2 Пб ь 6, 6: “Д ю”: ьх бк, С к: “” к ьх бк

3 С:

находились в ведении центрального банка страны, – инвестиционным бан­кам, страховым компаниям, ипотечным агентствам.

Например, в марте 2008 г. ФРС выдала гарантии покрытия убытков ин­вестиционного банка «Bear Stearns» на сумму 29 млрд долл. для того, чтобы его смог купить «JP Morgan Chase». В сентябре 2008 г. Федеральному резерву пришлось спасать также крупнейшую страховую компанию «AIG», причем условия предоставления кредитов на многие десятки миллиардов долларов несколько раз менялись.

Под прикрытием «секретности» происходило грубое попрание амери­канского законодательства.

Таким образом, анализ последних событий вокруг ФРС позволяет сде­лать выводы, что:

а) ФРС проводит свои операции в условиях полной тайны от обществен­ности и Конгресса США;

б) ФРС считает себя выше законодательной и судебной властей (не го­воря уже об исполнительной власти) и их решения не рассматривает как обя­зательные для исполнения.

Примерно такие же выводы можно сделать в отношении центральных банков других стран, в том числе России1.

Примечательно, что на различных международных встречах «в верхах» («семерка», «восьмерка», «двадцатка» и т.п.), посвященных борьбе с мировым кризисом, вопросы «информационной закрытости» денежных властей тща­тельно обходятся стороной. Обсуждения касаются таких второстепенных и «безопасных» для мировых ростовщиков вопросов, как ограничения бонусов менеджеров банков, усовершенствование банковского надзора, перераспре­деление квот в МВФ и МБРР и увеличение капитала этих институтов, обмен информацией между центральными банками и т.п.

Одной из наиболее «темных» сфер деятельности центральных банков является золото: его запасы, операции с золотом, порядок учета и т.п. Мы этот вопрос уже рассматривали выше. Здесь мы отметим лишь, что в связи со скандалом вокруг ФРС США во время нынешнего кризиса вопрос о за­пасах золота, находящегося в сейфах денежных властей, вновь обострил­ся. Законодатели даже не могут понять, на чьем балансе сегодня находится золотой запас страны: ФРС или казначейства?2 Кроме того, они хотели бы

1 Д кь, х Г РФ к Бк Р, к э к ш бю ь бк (ь 6, 6: “Д ю”: ьх бк, Бк Р ф ФРС?)

2 П к, к, к х б э 1934, б к бщ Фь ю ю США ш ь бк Ак (: Д Гбк З бк М: Эк: А, 2009 С 78)

провести аудит хранилищ золота Форт­Нокса и Уэст­Пойнта. Вновь акти­визировалась некоммерческая организация GATA (Gold Anti­Trust Action Committee), созданная более десяти лет назад для разоблачения манипу­ляций с золотом денежных властей Америки, действующих вместе с част­ными банками. Например, в феврале 2008 года ей удалось опубликовать в авторитетном издании «The Wall Street Journal» обращение под заголовком «Кто­нибудь видел наше золото?»1.

Денежные власти пытались отбить эту атаку. Они утверждают, что к аудиту золотых запасов привлекаются аудиторы из KPMG. Однако, более глубокое изучение вопроса приводит к выводу, что такой «аудит» является крайне формальным и поверхностным: во­первых, аудиторы KPMG не име­ют доступа в хранилища, а участвуют лишь в подготовке окончательного за­ключения. Во­вторых, проверка является выборочной, а не полной. Так что оснований для беспокойства о сохранности золотого запаса Америки у зако­нодателей и общественности после такого «аудита» меньше не становится.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...