Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4) Развитие познавательной активности младших школьников




4) Развитие познавательной активности младших школьников

через учебный проект

Развитие познавательной активности младших школьников через учебный проект сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание, расположенное в учебнике на развороте страницы.

С точки зрения обучающегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его личностные, метапредметные, предметные и коммуникативные? Они есть в каждом учебном проекте, но завуалированы от учащихся. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы, и их направленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно её осуществление проектной работы.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

Этапы работы над учебным проектом

Учебный проект

Проблема проекта Почему? Актуальность проблемы
Цель проекта Зачем? Целеполагание
Задачи проекта Что? Постановка задач
Методы и способы Как? Планирование
Результат Что получится? Ожидаемый результат
Анализ проделанной работы Что получилось? Что не получилось Сравнение полученных результатов с предполагаемыми. Выводы.

Как добиться намеченной цели? Для этого мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное. На разных этапах проекта от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании.

Полезность учебного проекта для развития познавательной активности младших школьников, как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребёнку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Вся проектная работа в классе строится исходя из основных гуманистических принципов:

- ребёнок имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности;

- ребёнок учиться только через действие;

- ребёнок учиться от другого ребенка, так же как от учителя на уроке;

- ребёнок успешен в учении, только когда ему хорошо;

- ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;

- ребёнок осваивает мир в целостном восприятии.

Содержание проектной деятельности в УМК «Школа России» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности.

План – сетка проведения учебных проектов в 1 классе за 2015 – 2016 уч. год

предмет тема тип проекта результат

Литературное чтение

«Составляем сборник загадок» творческий Книжка - малышка
«Наш класс - дружная семья» творческий Театральная постановка

Окружающий мир

«Моя малая Родина»   информационный Фотовыставка, сообщение
«Моя семья»   информационный творческий Фотовыставка, сообщение
«Мой класс и моя школа»   информационный творческий Презентация, фотовыставка, сообщение
«Мои домашние питомцы»   исследовательский Презентация, фотовыставка, сообщение

Технология

Растения в жизни человека. Выращивание растений. исследовательский Посадка растений
Дикие животные. творческий поделка
Новый год творческий поделка
Вода в жизни человека.   исследовательский Проращивание семян
Передвижение по воде творческий Поделка плот
Полеты человека. творческий Поделка парашют

Русский язык

 «Скороговорки». творческий Составление сборника «Весёлые скороговорки».
«Сказочная страничка». исследовательский В названиях сказок — изученные правила письма

Математика

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах поговорках. » информационный творческий исследовательский Презентация, сообщение, газета
«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». информационный творческий исследовательский Презентация, сообщение, газета
    16 проектов    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...