Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра «Самый умный». Выполнение олимпиадных заданий. Участники дистанционных олимпиад. 6)  Мониторинг развития познавательной активности младших школьников через проектную деятельность.




Игра «Самый умный».

Цель игры: Развивать познавательный интерес к различным разделам науки, выявить самого эрудированного ученика, прививать интерес к изучению научно-познавательной литературы, поддерживать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению. Игра проводится в конце учебного года. Как и в телевизионной игре в ней принимают участие 12 учеников, которые показали наивысший результат в предложенных классу викторинах, олимпиадах.

Выполнение олимпиадных заданий.

Начиная с первого класса дети постепенно вовлекались для участия в олимпиадах различного уровня. В 1 классе это были предметные олимпиады в рамках «Марафона знаний», Международная олимпиада «Русский медвежонок», «ЧиП» и несколько интернет олимпиад, а во 2 классе дети активно стали участвовать в дистанционных интернет олимпиадах, викторинах и конкурсах, Международной олимпиаде «Кенгуру». Я являюсь куратором интернет олимпиад на сайтах:

http: //www. vot-zadachka. ru/index. php? auto& article_id=137#top-,

http: //www. farosta. ru/konlist-, http: //www. nic-snail. ru/,

http: //www. prodlenka. org/pravila-oformleniia-zaiavki-2. html

http: //konkurs. infourok. ru/index. php

http: //sys. coikonkurs. ru/ndou/cabinet/

http: //aktalant. ru/article/mezhpredmetnaya-olimpiada-dlya-uchaschihsya-3-klassa, http: //talantoha. ru/

Участники дистанционных олимпиад

класс Количество дистанционных олимпиад, викторин и конкурсов Количество работ  участников
1 класс
2 класс более 10 более 150
3 класс более 15 более 200
4 класс Около 20 Более 250

В 2012-2013 учебном году ученица 2 класса Помпева Юлия заняла II место в Международной олимпиаде «Русский медвежонок», в 2013-2014 учебном году ученица 3 класса Жаворонкина Яна заняла I место в Международной олимпиаде «Русский медвежонок».

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся я организую их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций создаю педагогические условия, способствующие развитию личности ребёнка, познавательной активности и познавательного интереса, которые являются показателем личностного роста учащихся, обеспечивающих повышение качества образования.

6)  Мониторинг развития познавательной активности младших школьников через проектную деятельность.

В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов». Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Всё это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», которую Н. В. Иванова видит в следующем. [ 6 ]

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:

-умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

-умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации);

-умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);

-умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Диаграмма 1. Результаты сформированности речевых навыков.

Познавательная активность ребёнка не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому можно говорить о ее формировании и развитии.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, я развиваю личность младшего школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, это сформированность обобщённости умственных действий, включающей в себя:

-развитие аналитико-синтетических действий;

-сформированность алгоритма сравнительного анализа;

-умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

-возможность выделять общий способ действий;

-перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

  высокий средний низкий
1 класс
2 класс
3 класс

 Начиная с 1 класса, психологи проводили диагностику познавательных процессов: внимание, память, мышление.

 

 

 Диаграмма 2. Внимание 1 – 3 класс на начало учебного года.

Как видно из результатов исследований, уровень концентрации внимания у большинства учащихся улучшился. По сравнению с началом учебного года в 1 и во 2 классе уже в 3 классе увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития концентрации внимания, что является хорошим показателем.

Диаграмма 3. Память 1 – 3 класс на начало и конец учебного года.

  высокий средний низкий
1 класс
2 класс
3 класс

 

 Из результатов исследования, видно, что общий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения информации у учащихся улучшился. По сравнению с началом учебного года в 1 и во 2 классе уже в 3 классе значительно увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем памяти.  

Для тренировки памяти обучающихся я систематизировала стихи детских поэтов в брошюру «Цветной календарь». На протяжении 1 класса дети учат стихотворение из этого сборника и рассказывают. Таким способом, тренируется память и развиваются метапредметные, предметные и личностные универсальные учебные действия. Диаграмма 4. Мышление 1 – 3 класс на начало и конец учебного года.

 

  высокий средний низкий
1 класс
2 класс
3 класс

 

Из результатов исследования, видно, что общий уровень мышления у учащихся улучшился. По сравнению с началом учебного года в 1 и во 2 классе уже в 3 классе значительно увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем мышления, а с низким уменьшилось.  

Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, к оторая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

-адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

-обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

-выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Диаграмма 5. Развитие навыков самоорганизации в 1 – 3 классе.

Диагностика свидетельствует о том, что уровень развития навыков самоорганизации достаточно высок.

Реализуя технологии КСО, используя на уроке такие методики, как «Ручеёк», «Эскалатор», организуя деятельность учащихся в группах, в ППС, ПСС, я создаю условия для совершенствования умений учащихся работать самостоятельно, сотрудничать друг с другом в процессе обучения. Это обеспечивает постоянное развитие речевых умений и навыков учащихся.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъектности младшего школьника в процессе обучения. В тех же случаях, когда целенаправленное формирование названных показателей не осуществляется, использование метода проектов неэффективно и затруднено.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...