Игра «Самый умный». Выполнение олимпиадных заданий. Участники дистанционных олимпиад. 6) Мониторинг развития познавательной активности младших школьников через проектную деятельность.
Игра «Самый умный». Цель игры: Развивать познавательный интерес к различным разделам науки, выявить самого эрудированного ученика, прививать интерес к изучению научно-познавательной литературы, поддерживать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению. Игра проводится в конце учебного года. Как и в телевизионной игре в ней принимают участие 12 учеников, которые показали наивысший результат в предложенных классу викторинах, олимпиадах. Выполнение олимпиадных заданий. Начиная с первого класса дети постепенно вовлекались для участия в олимпиадах различного уровня. В 1 классе это были предметные олимпиады в рамках «Марафона знаний», Международная олимпиада «Русский медвежонок», «ЧиП» и несколько интернет олимпиад, а во 2 классе дети активно стали участвовать в дистанционных интернет олимпиадах, викторинах и конкурсах, Международной олимпиаде «Кенгуру». Я являюсь куратором интернет олимпиад на сайтах: http: //www. vot-zadachka. ru/index. php? auto& article_id=137#top-, http: //www. farosta. ru/konlist-, http: //www. nic-snail. ru/, http: //www. prodlenka. org/pravila-oformleniia-zaiavki-2. html http: //konkurs. infourok. ru/index. php http: //sys. coikonkurs. ru/ndou/cabinet/ http: //aktalant. ru/article/mezhpredmetnaya-olimpiada-dlya-uchaschihsya-3-klassa, http: //talantoha. ru/ Участники дистанционных олимпиад
В 2012-2013 учебном году ученица 2 класса Помпева Юлия заняла II место в Международной олимпиаде «Русский медвежонок», в 2013-2014 учебном году ученица 3 класса Жаворонкина Яна заняла I место в Международной олимпиаде «Русский медвежонок».
Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся я организую их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций создаю педагогические условия, способствующие развитию личности ребёнка, познавательной активности и познавательного интереса, которые являются показателем личностного роста учащихся, обеспечивающих повышение качества образования. 6) Мониторинг развития познавательной активности младших школьников через проектную деятельность. В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов». Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Всё это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», которую Н. В. Иванова видит в следующем. [ 6 ] Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся: -умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий); -умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации);
-умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать); -умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). Диаграмма 1. Результаты сформированности речевых навыков. Познавательная активность ребёнка не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому можно говорить о ее формировании и развитии. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, я развиваю личность младшего школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников. Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, это сформированность обобщённости умственных действий, включающей в себя: -развитие аналитико-синтетических действий; -сформированность алгоритма сравнительного анализа; -умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; -возможность выделять общий способ действий; -перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
Начиная с 1 класса, психологи проводили диагностику познавательных процессов: внимание, память, мышление.
Диаграмма 2. Внимание 1 – 3 класс на начало учебного года.
Как видно из результатов исследований, уровень концентрации внимания у большинства учащихся улучшился. По сравнению с началом учебного года в 1 и во 2 классе уже в 3 классе увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития концентрации внимания, что является хорошим показателем. Диаграмма 3. Память 1 – 3 класс на начало и конец учебного года.
Из результатов исследования, видно, что общий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения информации у учащихся улучшился. По сравнению с началом учебного года в 1 и во 2 классе уже в 3 классе значительно увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем памяти.
Для тренировки памяти обучающихся я систематизировала стихи детских поэтов в брошюру «Цветной календарь». На протяжении 1 класса дети учат стихотворение из этого сборника и рассказывают. Таким способом, тренируется память и развиваются метапредметные, предметные и личностные универсальные учебные действия. Диаграмма 4. Мышление 1 – 3 класс на начало и конец учебного года.
Из результатов исследования, видно, что общий уровень мышления у учащихся улучшился. По сравнению с началом учебного года в 1 и во 2 классе уже в 3 классе значительно увеличилось количество учащихся с высоким и средним уровнем мышления, а с низким уменьшилось. Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, к оторая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: -адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; -обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; -выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. Диаграмма 5. Развитие навыков самоорганизации в 1 – 3 классе. Диагностика свидетельствует о том, что уровень развития навыков самоорганизации достаточно высок. Реализуя технологии КСО, используя на уроке такие методики, как «Ручеёк», «Эскалатор», организуя деятельность учащихся в группах, в ППС, ПСС, я создаю условия для совершенствования умений учащихся работать самостоятельно, сотрудничать друг с другом в процессе обучения. Это обеспечивает постоянное развитие речевых умений и навыков учащихся. Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъектности младшего школьника в процессе обучения. В тех же случаях, когда целенаправленное формирование названных показателей не осуществляется, использование метода проектов неэффективно и затруднено.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|