Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическая и духовная деградация человека




Выше мы говорили о том, что капиталисты в зоне обитания «золотого миллиарда» проводят политику сознательного стимулирования «новых» потребностей человека. Такая политика преследует цель ускорить духов­ную и умственную деградацию человека. Это достигается за счет того, что духовные и культурные потребности человека вытесняются «новыми» по­требностями. В конце концов человек превращается в животное с опреде­ленным набором рефлексов, в биоробота. Именно это и надо капиталистам, поскольку управление биороботами намного проще и эффективнее, чем людьми с высоким уровнем интеллекта. В частности, превращая человека в «потребительское животное», господствующая олигархия снижает риски возможных выступлений против существующей власти со стороны наем­ных работников1. Гораздо более подходящим для «рыночной экономики» является работник, который не задает никаких лишних вопросов на про­изводстве и полностью подчиняется разного рода «рыночным сигналам»: «Капиталистическая цивилизация не заинтересована в том, чтобы человек был развитым существом: для поддержания товарно­денежного оборота выгоднее всего иметь в качестве потребителя серую усредненную массу, готовую купить то, что внушат. Примитивная личность – основа прибыль­ности и устойчивости капитализма»2.

Кроме того, упомянутая политика способствует физической деграда­ции человека. Многие из «новых» потребностей относятся к разряду «смер­тельных». Например, наркотики или табак. Другие «новые» потребности косвенно также способствуют физической деградации человека. Хотя бы потому, что некоторые из них приводят к сокращению потребления жиз­ненно необходимых продуктов и товаров (например, алкоголик предпочтет голодать ради того, чтобы выпить водки). Уже не приходится говорить о том, что веками и тысячелетиями замечено: физическая деградация челове­ка начинается с деградации духовной. Об этом можно почитать в творениях Святых отцов3. Возникает вопрос: а зачем капиталистам ускорять физиче­скую деградацию человека? – Затем, чтобы людей на планете стало меньше. Забегая вперед, отметим, что цель такого каннибализма, проявляемого ми­ровыми олигархами, двоякая:

1Вкюь х “х” б бькю к, б к к “” ь ю юю ь (С В Вь Зк С 207)

2 С В Вь Зк С 209 3 С,: С к (Б) СПб: Съ, 2001

а) снизить нагрузку на природную среду растущего населения плане­ты, обеспечить себя (мировых олигархов) запасами природных ресурсов на долгосрочную перспективу;

б) снизить риски бунтов наемных рабов и укрепить свое господство (при слишком большой численности армии наемных рабов их становится трудно контролировать)1.

Мы уже говорили о том, что на Западе капитализм стал «народным», т.е. обычный среднестатистический гражданин выступает не только как на­емный работник и как потребитель, но также как «инвестор» и «капита­лист». Особенно такое сочетание ролей характерно для рядового члена аме­риканского общества. Исполнение роли «капиталиста» заставляет человека постоянно пребывать в нервно­психическом напряжении: следить за коти­ровками бирж и валютными курсами; обдумывать по ночам, какие бумаги купить, а какие продать; ломать голову над тем, где взять кредит для того, чтобы прикупить пакет новых бумаг; решить вопрос, какой банк надежнее; изучать балансы банков и компаний; заниматься «финансовой» астрологи­ей и посещать «финансовых» гадалок; записаться на курсы «технического» и «фундаментального» анализа; штудировать книги из серии «Как стать бо­гатым» и т.п. А заснув под утро, такой новоявленный «Рокфеллер» начинает видеть «финансовые» кошмары: «черный вторник» или «черный четверг» на Нью­Йоркской фондовой бирже; банкротство банка, в котором он вчера открыл депозитный счет, или даже объявление американским президентом «банковских каникул» по всей стране; падение в эту самую ночь индекса «Доу­Джонс» на целых 100 пунктов или, наоборот, взлет индексов на То­кийской бирже; повышение учетной ставки Федерального резервного банка на 0,5 проц. пункта; заявление об отставке председателя ФРС Бернанке и т.д. Иногда его может посещать дух самого Александра Гамильтона (мини­стра финансов США конца XVIII века) и сообщать инсайдерскую информа­цию, согласно которой завтра надо обязательно прикупить трехмесячные бумаги казначейства США. Вот такая «напряженная» и «творческая» жизнь у нашего наемного раба – «народного капиталиста»!

Известный американский социолог и политолог Элвин Тоффлер пи­сал о том, как эта «напряженная» жизнь влияет на психическое состояние граждан США: «Службы социальной и психической помощи создают­ся повсеместно. В Вашингтоне президентская комиссия по психическому здоровью объявила, что не менее четверти граждан Соединенных Штатов страдают от той или иной формы сильного эмоционального стресса. А пси­холог из Национального института психического здоровья, утверждающий,

1 Пб ь 5, 5: Д Р: к, П б х “”?

что практически не осталось семьи, в которой не страдали бы от той или иной формы психического расстройства, заявил, что “психическое возбуж­дение… достигло угрожающих размеров в американском обществе”»1. Об­ратим внимание, что Тоффлер писал свою книгу три десятилетия назад. Можно себе представить, насколько за это время усугубилось психическое состояние американского общества2.

Как современный наемный раб похож на некоторых рабов Древнего Рима! Там некоторые рабы были нечисты на руку и воровали у своих хозяев. А другие, как мы говорили выше, даже получали полномочия управлять фи­нансами своих хозяев, что давало им возможность действовать с размахом: воровать у своих хозяев и грабить тех партнеров, с которыми они вступали в деловые отношения. Такие рабы­управляющие напоминают современных топ­менеджеров, занимающих высокие посты в банках и корпорациях. Фор­мально такие менеджеры – наемные работники, можно сказать, – рабы. Но воровать и грабить могут с размахом.

Наш простой американец с таким размахом воровать и грабить не может. В 99 из 100 случаев он сам, как мы сказали выше, становится жертвой. Но он мечтает стать таким управляющим! Хотя ему в основном снятся по ночам финансовые кошмары, но раз в год его посещает сладкий сон: он видит себя управляющим банка «Голдман­Сакс» (или «Джи­Пи Морган»), получающим премию «за отличные показатели в капиталистическом труде» (у них это на­зывается «бонусом») в размере 100 миллионов долларов.

Это в шутку. А если всерьез, то такой образ мыслей и такой образ жиз­ни, безусловно, разрушает человека – сначала его духовное здоровье, затем психическое. Наконец, приходят физические болезни. Все это называется деградацией человека 3.

Вот как, например, смотрит на эту сторону жизни современного че­ловека европейский мыслитель­гуманист Альберт Швейцер: «На человека

1 Э Тфф Ть М, 1999 С 578 2 П Акк к, США б щ 14 к (6,6% бщ) б кь ю 18 44 П к б шх ю б кк б В к ь х к Т к б (

щю б, США кю ь б 31 к, 11 100 (http:wwwiaspinfo) О

хк кк бщ: С В Вь Зк 2 М: К, 2010 3 В к х ф э () эх к

б х хфх ьэ Григорий Климов (1918–2007). Е б: Кь, К кбб, П к кх,, Б

стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое увеличение темпов развития общественной жизни. Изменился весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к уми­ранию в нем духовного начала. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосре­доточенность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развле­чение и желание забыться становится для него физической потребностью. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения и притом та­кого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Он не имеет больше ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, когда от него может потребоваться это свое. Постоянная спешка, интенсификация совместного труда приводят к тому, что мы, беспрестанно и при самых разнообразных условиях встреча­ясь друг с другом, держимся отчужденно по отношению к подобным. Об­стоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы, в конечном счете, деградируем»1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...