Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка эффективности управления учреждениями образования в Республике Башкортостан




 

Действующее бюджетное законодательство отражает общие тенденции государственной политики в области оптимизации системы бюджетных учреждений. За счет централизации финансовых ресурсов и установления более жесткого порядка бюджетного финансирования государство планирует повысить эффективность выполнения функций бюджетных учреждений. Распределение государственных заданий между бюджетными учреждениями на конкурсной основе должно создавать условия нормальной конкуренции между ними, а также стимулировать к поиску новых форм и способов осуществления деятельности.

Использование экономических методов воздействия на любую общественную систему способно оказывать серьезное, подчас решающее, влияние в смысле определения направления ее развития. Учитывая это, можно предположить, что именно меры финансово-правового регулирования являются в настоящее время наиболее действенными для ускорения процесса глобальной трансформации российской образовательной системы.

Анализ эффективности управления учреждениями образования является значительной частью в системе государственного управления.

 

 

Определим его место и связь с другими управляющими функциями (рис. 1).

 

  ┌───────────────────────────────────────┐

  │                                 \│/

┌──────┴──────┐ ┌─────────────┐ ┌──────┴──────┐ ┌─────────────┐

│ Бюджетная │ │ Бюджетный │ │ Анализ │ │ Принятие │

│ смета ├────>│ учет ├────>│эффективности├────>│ решения │

│        │ │        │ │ деятельности│ │        │

└──────┬──────┘ └──────┬──────┘ └─────────────┘ └──────┬──────┘

  │             /*\                                 │

  └─────────────*-*-*-*─────────┬─────────────────────────────┘

                *         \│/

                *         \│/

                * ┌─────────┴─────────┐

                * │ Деятельность │

┌────────────┐  *-*-*-* образовательного │

│Материальные├──────>│ │ учреждения │

│ ресурсы │  │ └───────────────────┘

└────────────┘  │ ┌───────────────────┐

┌────────────┐  ├────>│ Образовательный │┌────\

│ Трудовые ├──────>│ │ процесс ││ \ ┌────────────────┐

│ ресурсы │  │ ├───────────────────┤│ \ │ Оказание │

└────────────┘  ├────>│ Сопутствующие ││  \│ бюджетной │

┌────────────┐  │ │  услуги ││  /│ образовательной│

│ Финансовые ├──────>│ ├───────────────────┤│ / │ услуги │

│ ресурсы │  └────>│ Административно- ││ / └────────────────┘

└────────────┘        │ хозяйственный блок│└────/

                      └───────────────────┘

 

Рис. 1  Система управления образовательным учреждением

 

 

Особенностью анализа является его двойственный характер в процессе управления организацией. С одной стороны, стадии анализа чередуются с остальными в процессе управления, поэтому элементы анализа можно включить в каждую из описанных стадий. С другой стороны, обеспечивается оптимальный ход процесса управления на каждой стадии, и поэтому стадию анализа по отношению к остальным можно рассматривать как упорядочивающее звено.

Анализ обеспечивает информационную прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. Он как особая управленческая функция, с одной стороны, обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а с другой стороны, во взаимодействии с процессами образовательного учреждения и регулирования обеспечивает исполнение принятых решений.

Следует отметить, что эти стороны анализа находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов.

Для оценки деятельности образовательного учреждения с позиции качества оказываемых услуг при эффективном использовании бюджетных средств сформирована система показателей для анализа эффективности финансово-экономической деятельности образовательного учреждения (рис. 2), которая может быть использована как единичным учреждением, так и отделом образования, что позволит сформировать базу сопоставимых показателей по Благовещенскому району, а также по Республике Башкортостан в целом.

 

               ┌──────────────────────────────────┐

               │Показатели деятельности внутренней│

               │     инфраструктуры     │

               └───────────────┬──┬───────────────┘

             ┌─────────────────┴──┴───────────────────┐

            \│/                                 \│/

┌──────────────┴──────────────┐     ┌──────────────┴──────────────┐

│Анализ эффективности    │     │Анализ финансового состояния │

┌──┤использования ресурсов  │ ┌───┤образовательного        │

│ │образовательного процесса │ │ │учреждения              │

│ └─────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘

│                                  │ ┌─────────────────────────┐

│                                  ├──>│Анализ ликвидности  │

│ ┌─────────────────────────┐     │ │баланса             │

│ │Показатели использования │     │ └─────────────────────────┘

├─>│нефинансовых активов │     │ ┌─────────────────────────┐

│ │для оказания        │     ├──>│Анализ финансовой   │

│ │образовательных услуг │     │ │устойчивости        │

│ └─────────────────────────┘     │ └─────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────┐     │ ┌─────────────────────────┐

├─>│Показатели использования │     ├──>│Оценка платежеспособности│

│ │материальных ресурсов │     │ │                    │

│ └─────────────────────────┘     │ └─────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────┐     │ ┌─────────────────────────┐

└─>│Показатели использования │     └──>│Оценка кредитоспособности│

│трудовых ресурсов   │         │                    │

└────────────┬────────────┘         └────────────┬────────────┘

           └────────────────────┬───────────────────┘

                               \│/

            ┌───────────────────┴───────────────────┐

            │Показатели объема, структуры и качества│

            │ оказанных образовательных услуг │

            └───────────────────┬───────────────────┘

                               \│/

      ┌─────────────────────────┴─────────────────────────┐

      │ Обобщение результатов эффективности деятельности │

      │        образовательных учреждений       │

      └─────────────────────────┬─────────────────────────┘

         ┌───────────────┬──────┴────────┬───────────────┐

        \│/         │          │         \│/

┌───────┴──────┐  \│/        \│/ ┌───────┴──────┐

│Финансовые │┌───────┴──────┐┌───────┴──────┐│Социальные и │

│индикаторы ││Кадровые ││Индикаторы ││информационные│

│         ││индикаторы ││качества ││индикаторы │

└──────────────┘│         ││образования │└──────────────┘

                 └──────────────┘└──────────────┘

 

Рис. 2 Система показателей эффективности деятельности образовательного учреждения

 

Предложенные блоки анализа позволяют решить задачи оценки эффективности деятельности образовательных учреждений с учетом целевой направленности исследуемого объекта. Анализ эффективности использования ресурсов и финансового состояния позволит внутренним пользователям при принятии управленческих решений выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, в то время как индикаторы предоставят возможность внешним пользователям определить состояние общеобразовательного учреждения в разрезе финансовой, социальной и образовательной деятельности, а также в сравнении с другими идентичными учреждениями.

Образовательным учреждениям присущ целый ряд особенностей, на которые следует акцентировать внимание при анализе эффективности их деятельности:

-Финансирование общеобразовательных учреждений в отличие от коммерческих идет путем перераспределения бюджетных средств, а не прямого поступления от потребителя. Законодательно предусмотрено получение бесплатного общего образования, поэтому учреждения, оказывая большой спектр образовательных услуг, получают средства из государственного бюджета на безвозвратной основе. Можно предположить, что, с одной стороны, ослабляется контроль за качеством выполнения возложенных функций и эффективностью расходования бюджетных средств. Однако модернизация системы финансирования образования путем перехода на подушевое финансирование предполагает не обеспечение всех потребностей в расходах на одного учащегося, а эффективное распределение бюджета на базе прозрачной формулы, основанной на принципе «деньги следуют за обучающимся».

-Деятельность общеобразовательных учреждений носит некоммерческий характер, поэтому формирование отрицательного финансового результата неизбежно. Как правило, субвенции предполагают финансирование конкретных статей затрат, что может повлечь за собой не только расходование ресурсов в соответствии с необходимостью, а исходя из объемов выделенных средств. Например, экономию фонда заработной платы можно направить лишь на премии работникам, перераспределение на другие статьи невозможно.

-В ходе осуществления образовательной деятельности общеобразовательные школы расходуют свои средства согласно установленной смете доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Но, например, проведение ЕГЭ не может оплачиваться непосредственно родителями, законодательно не закреплена данная функция и за образовательным учреждением. Поэтому можно сделать вывод, что это может привести к снижению оперативного реагирования на постоянно меняющиеся условия хозяйствования общеобразовательных школ.

Как известно, инновационное развитие региональной экономики возможно только на основе обеспечения современного производства, создающего материальную базу для всего регионального социума, хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами рабочих и специалистов. Однако консервативная и инертная по своей сути профессиональная школа по-прежнему с трудом адаптируется к рыночным отношениям, отставая по содержанию и темпам развития от потребностей региональной экономики.

Это обстоятельство обусловливает углубление двух видов существенных противоречий:

-между объективным процессом регионализации всех видов общественных отношений и слабой ориентированностью профессионального образования на потребности региональных экономических структур;

-между рыночной потребностью в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов нового типа и несоответствием профессионально-квалификационной структуры выпускников образовательных учреждений требованиям современного производства.

Очевидно, что для соответствия региональной системы профессионального образования потребностям региональной экономики система профессионального образования должна учитывать специфику экономики Нижегородской области, особенностью которой как одного из крупнейших индустриальных центров России является высокая доля перерабатывающих отраслей. На территории Нижегородской области сосредоточены предприятия общего и транспортного машиностроения, электротехнической, радио- и приборостроительной промышленности, производства химической, топливной, лесной и бумажной продукции с развитой системой энергетики и транспорта. Ведущими отраслями в области являются производство транспортных средств, которое занимает лидирующее положение в объеме производства, а также машиностроение.

По видам экономической деятельности наибольшую потребность в Республике Башкортостан в рабочей силе испытывали предприятия обрабатывающих производств (29,1% вакансий от общей суммы), наименьшее количество вакансий предоставили предприятия финансового сектора (1,2%)[20]. Как мы видим, именно отрасли промышленности испытывают дефицит квалифицированных кадров. Эта проблема усугубляется также старением кадров на производстве (средний возраст квалифицированных рабочих приближается к шестидесяти годам).

Одновременно в центрах занятости населения зарегистрировано достаточно большое количество безработных граждан с профессиями, спрос на которые в настоящий момент имеет минимальное значение или вовсе отсутствует, что говорит о несбалансированности рынков труда и профессионально-образовательных услуг.

Анализ рынка труда Республики Башкортостан показал, что причина невостребованности кадров обусловлена не столько низким спросом на их профессии, сколько отсутствием достаточной квалификации, что, в свою очередь, определяет потребность в дополнительной подготовке и переподготовке рабочих кадров и специалистов.

Практика показывает, что проблему переобучения и повышения квалификации предприятиям зачастую приходится решать самостоятельно, однако это не самый эффективный способ подготовки кадров и, кроме того, требующий дополнительного финансирования. Недостаток средств на переобучение и повышение квалификации работников отмечают 235 предприятий. Надо отметить, что последняя проблема касается в основном неуспешных предприятий. В отличие от них успешные активно внедряют практику внутрифирменного обучения сотрудников и делают заказ сторонним организациям на дополнительное обучение персонала, включая различные тренинги и повышение квалификации.

Однако в большей степени обучение касается управленческих кадров и финансовых структур. Профессиональное обучение и переподготовка рабочих и работников среднего звена продолжают стремительно падать. По оценочным данным, на производстве произошло сокращение профессиональной подготовки и переподготовки более чем в два раза. Лишь отдельные предприятия продолжают вкладывать средства в переподготовку кадров рабочих профессий.

Определенную роль в повышении квалификации, переподготовке, освоении второй смежной специальности играет служба занятости населения (СЗН) Республики Башкортостан. Обращает на себя внимание достаточно высокий уровень нетрудоустроенных выпускников профессиональных образовательных учреждений. Молодежь в возрасте 16 - 29 лет составляет около 40% зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, что свидетельствует о том, что молодежи сложно трудоустроиться по специальности. По данным областной службы занятости населения, в центры занятости населения (ЦЗН) районов и городов ежегодно обращается более 6% от выпуска учебных заведений всех уровней профессионального образования. Проблема трудоустройства выпускников профессионально-образовательных учреждений остается одной из главных проблем областной системы профобразования. Так, 30 - 40% выпускников вузов и около 80% выпускников средних учебных заведений работают не по специальности.

Анализ трудоустройства выпускников начального профессионального образования показывает, что в среднем более 50% обратившихся в ЦЗН районов и городов были трудоустроены по полученным в учебных заведениях профессиям. По специальностям маляр-штукатур, парикмахер, продавец, столяр, слесарь, электрогазосварщик уровень трудоустройства превышал средние показатели и составил более 60%. Наиболее востребованы были токари, фрезеровщики и станочники широкого профиля - 100% трудоустроились по полученной профессии.

Подчеркнем, что на башкортостанском рынке труда были востребованы все рабочие профессии. В областном банке вакансий реальная потребность в рабочих кадрах превышала предложение в пять и более раз. Выпускникам в сельских районах области трудоустроиться было сложнее, особенно там, где в последние годы произошло сокращение рабочих мест.

Характерно, что наибольшая численность обращений за содействием в трудоустройстве по-прежнему отмечается среди выпускников учреждений среднего профессионального образования. При заполнении вакансий по большинству специальностей работодатель отдает предпочтение специалистам с высшим образованием, поэтому уровень трудоустройства выпускников со средним профессиональным образованием по приобретенным специальностям не превышает 20%. В этих условиях большинство выпускников средних учебных заведений трудоустраивались по рабочим профессиям, а также на работы низкой квалификации. Трудоустройству выпускников, имеющих специальности в сфере машиностроения, приборостроения и транспорта, способствовали приобретенные ими за время обучения рабочие профессии водителя, токаря, слесаря, электрика, электрогазосварщика и др.

Объемы обращений выпускников вузов в службу занятости населения на протяжении последних лет были достаточно низкими по сравнению с другими категориями. Одна из основных причин неэффективного трудоустройства для этой категории состоит в том, что работодатели предъявляют высокие требования к уровню квалификации и опыту работы нанимаемых кадров. Специалисты районных (городских) ЦЗН отмечают, что выпускникам высших учебных заведений по-прежнему недостает знаний вычислительной техники и специальных компьютерных программ, соответствующих их профессиям.

Уровень трудоустройства обратившихся выпускников вузов по полученным специальностям превышал в большинстве случаев 40%. Это обусловлено увеличением числа вакансий как инженерно-технического профиля (инженер, инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер-программист, инженер-технолог), так и специалистов в сфере экономики, юриспруденции, менеджеров для различных сфер деятельности.

В числе причин, по которым выпускники профессиональных образовательных учреждений испытывали трудности при трудоустройстве, можно выделить следующие:

-низкая конкурентоспособность выпускников (отсутствие опыта работы и необходимых навыков трудоустройства);

-недостаточная информированность о тенденциях на рынке труда;

-ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере с установкой на высокую заработную плату;

-завышенная самооценка;

-низкий уровень квалификации выпускников;

-несоответствие полученной специальности потребностям регионального рынка труда.

Отметим, что две последние причины отражают внутренний, зависящий непосредственно от системы профессионального образования аспект проблемы востребованности выпускников, что, с одной стороны, свидетельствует о низком качестве профессиональных образовательных услуг, с другой стороны - о слабой ориентированности профессионального образования на потребности региональной экономики. В этой связи проведем анализ соответствия предложения профессиональных образовательных услуг параметрам потребностей экономики области в кадрах рабочих и специалистов.

В процессе анализа выделены три основных аспекта: во-первых, оценка соответствия структуры профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов требованиям региональной экономики в целом; во-вторых, оценка предложения профессиональных образовательных услуг отраслевым потребностям региональной экономики; в-третьих, оценка соответствия уровня квалификации выпускников профессионально-образовательных учреждений требованиям современного производства.

Итак, проведенный анализ показал, что в настоящее время в Республике Башкортостан сформировался тройной структурный дисбаланс между предложением профессиональных образовательных услуг и параметрами потребностей региональной экономики в кадрах рабочих и специалистов:

-по уровням профессионального образования (начальное, среднее и высшее);

-в отраслевом разрезе;

-по профессионально-квалификационному уровню.

Резюмируя изложенное, можно сделать обобщающий вывод, что областная система профессионального образования слабо ориентирована на региональные потребности. Одной из ключевых проблем управления региональной системой профессионального образования является отсутствие эффективных механизмов, регулирующих соответствие предложения профессиональных образовательных услуг потребностям региональной экономики в кадрах рабочих и специалистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...