Система государственного управления библиотечным делом.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Библиотечный менеджмент – это профессиональная область деятельности, связанная с постановкой целей и разработкой эффективных способов ее достижения в постоянно изменяющихся условиях внешней среды библиотечно-информационного учреждения. В основе библиотечного менеджмента лежат три подхода, разработанные в теории управления: 1. Процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций. 2. Системный подход, при котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов: персонал, организационная структура, задачи и технологии. 3. Ситуационный подход, концентрирующийся на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, то есть конкретным набором обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в данный момент. Поэтому не существует единого «лучшего» способа управления, эффект чаще приносит нестандартное решение Ситуативный подход ныне признан наиболее современным и значимым для управления, поскольку имеет интегрирующий характер, увязывая к другие подходы в единую концепцию. Основополагающими понятиями менеджмента являются «управляемая система» (объект управления) и «управляющая система» (субъект управления), которые взаимодействуют друг с другом, составляя единый механизм. Организация – одна из основных функций в процессе управления библиотекой, обеспечивающая как создание системы, так и её дальнейшее совершенствование и упорядочение. Организация как функция управления представляет собой деятельность руководства библиотеки, направленную на организацию её работы, для успешного достижение целей и реализации планов.
Каждая организация создает собственную структуру, поддерживающую её целостность, интеграцию и объединение всех звеньев в единую систему. Так как периодические планы и стратегия организации меняются, то и структура требует адекватных изменений. Организационная структура управления (ОСУ)– это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных элементов (управленческих подразделений, сотрудников. К группе иерархических структур относится несколько видов: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизионная ОСУ. Линейная ОСУ- характерна для небольших библиотек. Её отличает прямое подчинение: директор – заведующий отделом – заведующий сектором – библиотекари, т.е. каждое подразделение подчинено одному лицу. Этим исключается противоречивость, несогласованность указаний, двойное подчинение исполнителей и повышает их ответственность. Линейно-функциональная ОСУ – это синтез линейного и функционального управления. Функциональное управление возникает на основе разделения труда Но в основе функциональных звеньев вместе с тем лежит линейное. Оно повышает качество, оперативность и эффективность управления в целом. Недостаток: нарушение принципа единоначалия, замедление передачи информации, трудность принятия и согласования решений между разными управленческими звеньями. Линейно-штабная структура - характеризуется созданием особых координационных звеньев – советов, комиссий, получающих право воздействовать на все подразделения библиотеки и функциональных руководителей. Он может быть как постоянным органом управления, так и создаваемым временно для решения вопросов неординарной проблематики. Дивизиональная структура – характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением, то есть существует головная организация (центр) и ее отделения, которые территориально удалены от центра. По этому принципу построены отечественные ЦБС, поскольку системы предоставлена определенная самостоятельность в осуществлении производственной деятельности, связанной с обслуживанием читателей.
ЦБ является административным и методическим центром для библиотек, отвечающих за состояние библиотечного обслуживания в собственном микрорайоне. Администрация ЦБС оставляет за собой право контроля по общесистемным вопросам, стратегии развития, научно-методической работы, обработки документов, оказание платных услуг и т.д.
В библиотеках сложились следующие виды органических структур: программно-целевые, проектные и матричные. Для выполнения функций управления в библиотеке создается аппарат управления. Библиотека не может существовать без руководителей, они: · обеспечивают выполнение библиотекой ее основного предназначения; · разрабатывают стратегию поведения в изменяющемся окружении; · являются основным информационным звеном связи с окружением; · официально представляют библиотеку; · несут формальную ответственность за результаты деятельности библиотеки и т. д. Руководители являются ключевыми фигурами в библиотеке, однако не все они играют одинаковую роль и занимают в ней одинаковые позиции. Задачи, решаемые различными руководителями, также не одинаковы, а выполняемые ими функции не идентичны. Это связано с тем, что в любой библиотеке существует иерархия и выполняются различные виды управленческой деятельности. В структуру аппарата управления библиотеки входят: директор, его заместители, заведующие отделами, группами, филиалами, старшие библиотекари (библиографы). В зависимости от характера участия в организации работы аппарат управления подразделяются на две категории. К первой категории относиться аппарат линейного управления, которое осуществляет общее руководство библиотекой, отделом, сектором и наделяется необходимыми правами единоначалия и распорядительства. Ко второй категории относиться аппарат функционального управления, который призван обеспечивать реализацию функций управления, то есть способствовать деятельности линейного аппарата путем переработки разнообразной информации и подготовки необходимых решений в рамках его компетенции. К нему следует отнести заместителей директора библиотеки, методистов, бухгалтеров, а также зав. Отделами, которые осуществляющие единоличное руководство отдельными структурными подразделениями.
Система государственного управления библиотечным делом. Библиотечное дело – это социальная система. Главным свойством социальных систем является то, что в основе их деятельности лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных, личных интересов оказывает активное влияние на состояние системы, на процесс ее развития. Поскольку главная задача (цель) библиотечного дела – обслуживание людей, удовлетворение их запросов на книгу, информацию – тесно связана с культурой, служит ее развитию и обогащению, в науке библиотечное дело относится к социально-культурным системам. В Федеральном законе «О библиотечном деле», принятом Государственной думой 23 ноября 1994 года, дано определение понятия «библиотечное дело» на основе системного подхода, характеризующего его как комплексную систему: «Библиотечное дело, – говорится в законе, – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят: создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек». Отсюда видно, что библиотечное дело является сложной социально-культурной системой, состоящей из целого ряда тесно связанных между собой подсистем и имеющей свои специфические черты и закономерности развития. Библиотечное дело как система включает в себя подсистемы: – сеть библиотек; – комплектование библиотечных фондов; – организация библиотечного обслуживания; – научное обеспечение деятельности библиотек; – методическое обеспечение деятельности библиотек;
– подготовка и переподготовка кадров; – управление библиотечным делом. Каждая из данных подсистем является системой более низкого уровня и также включает в себя ряд подсистем. Например, подсистема сети библиотек включает в себя элементы: • федеральные библиотеки; • библиотеки субъектов Российской Федерации; • библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; • муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления; • библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений; • библиотеки предприятий, учреждений, организаций; • библиотеки общественных объединений; • библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями; • частные библиотеки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|