Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система государственного управления библиотечным делом.




Библиотечный менеджмент – это профессиональная область деятельности, связанная с постановкой целей и разработкой эффективных способов ее достижения в постоянно изменяющихся условиях внешней среды библиотечно-информационного учреждения.

В основе библиотечного менеджмента лежат три подхода, разработанные в теории управления:

1. Процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

2. Системный подход, при котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов: персонал, организационная структура, задачи и технологии.

3. Ситуационный подход, концентрирующийся на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, то есть конкретным набором обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в данный момент. Поэтому не существует единого «лучшего» способа управления, эффект чаще приносит нестандартное решение Ситуативный подход ныне признан наиболее современным и значимым для управления, поскольку имеет интегрирующий характер, увязывая к другие подходы в единую концепцию.

Основополагающими понятиями менеджмента являются «управляемая система» (объект управления) и «управляющая система» (субъект управления), которые взаимодействуют друг с другом, составляя единый механизм.

Организация – одна из основных функций в процессе управления библиотекой, обеспечивающая как создание системы, так и её дальнейшее совершенствование и упорядочение. Организация как функция управления представляет собой деятельность руководства библиотеки, направленную на организацию её работы, для успешного достижение целей и реализации планов.

Каждая организация создает собственную структуру, поддерживающую её целостность, интеграцию и объединение всех звеньев в единую систему. Так как периодические планы и стратегия организации меняются, то и структура требует адекватных изменений.

Организационная структура управления (ОСУ)– это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных элементов (управленческих подразделений, сотрудников.

К группе иерархических структур относится несколько видов: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизионная ОСУ.

Линейная ОСУ- характерна для небольших библиотек. Её отличает прямое подчинение: директор – заведующий отделом – заведующий сектором – библиотекари, т.е. каждое подразделение подчинено одному лицу. Этим исключается противоречивость, несогласованность указаний, двойное подчинение исполнителей и повышает их ответственность.

Линейно-функциональная ОСУ – это синтез линейного и функционального управления.

Функциональное управление возникает на основе разделения труда Но в основе функциональных звеньев вместе с тем лежит линейное. Оно повышает качество, оперативность и эффективность управления в целом. Недостаток: нарушение принципа единоначалия, замедление передачи информации, трудность принятия и согласования решений между разными управленческими звеньями.

Линейно-штабная структура - характеризуется созданием особых координационных звеньев – советов, комиссий, получающих право воздействовать на все подразделения библиотеки и функциональных руководителей. Он может быть как постоянным органом управления, так и создаваемым временно для решения вопросов неординарной проблематики.

Дивизиональная структура – характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением, то есть существует головная организация (центр) и ее отделения, которые территориально удалены от центра. По этому принципу построены отечественные ЦБС, поскольку системы предоставлена определенная самостоятельность в осуществлении производственной деятельности, связанной с обслуживанием читателей.

ЦБ является административным и методическим центром для библиотек, отвечающих за состояние библиотечного обслуживания в собственном микрорайоне. Администрация ЦБС оставляет за собой право контроля по общесистемным вопросам, стратегии развития, научно-методической работы, обработки документов, оказание платных услуг и т.д.

 

В библиотеках сложились следующие виды органических структур: программно-целевые, проектные и матричные.

Для выполнения функций управления в библиотеке создается аппарат управления.

Библиотека не может существовать без руководителей, они:

· обеспечивают выполнение библиотекой ее основного предназначения;

· разрабатывают стратегию поведения в изменяющемся окружении;

· являются основным информационным звеном связи с окружением;

· официально представляют библиотеку;

· несут формальную ответственность за результаты деятельности библиотеки и т. д.

Руководители являются ключевыми фигурами в библиотеке, однако не все они играют одинаковую роль и занимают в ней одинаковые позиции. Задачи, решаемые различными руководителями, также не одинаковы, а выполняемые ими функции не идентичны. Это связано с тем, что в любой библиотеке существует иерархия и выполняются различные виды управленческой деятельности.

В структуру аппарата управления библиотеки входят: директор, его заместители, заведующие отделами, группами, филиалами, старшие библиотекари (библиографы). В зависимости от характера участия в организации работы аппарат управления подразделяются на две категории.

К первой категории относиться аппарат линейного управления, которое осуществляет общее руководство библиотекой, отделом, сектором и наделяется необходимыми правами единоначалия и распорядительства.

Ко второй категории относиться аппарат функционального управления, который призван обеспечивать реализацию функций управления, то есть способствовать деятельности линейного аппарата путем переработки разнообразной информации и подготовки необходимых решений в рамках его компетенции. К нему следует отнести заместителей директора библиотеки, методистов, бухгалтеров, а также зав. Отделами, которые осуществляющие единоличное руководство отдельными структурными подразделениями.

Система государственного управления библиотечным делом.

Библиотечное дело – это социальная система. Главным свойством социальных систем является то, что в основе их деятельности лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных, личных интересов оказывает активное влияние на состояние системы, на процесс ее развития. Поскольку главная задача (цель) библиотечного дела – обслуживание людей, удовлетворение их запросов на книгу, информацию – тесно связана с культурой, служит ее развитию и обогащению, в науке библиотечное дело относится к социально-культурным системам.

В Федеральном законе «О библиотечном деле», принятом Государственной думой 23 ноября 1994 года, дано определение понятия «библиотечное дело» на основе системного подхода, характеризующего его как комплексную систему: «Библиотечное дело, – говорится в законе, – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят: создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек». Отсюда видно, что библиотечное дело является сложной социально-культурной системой, состоящей из целого ряда тесно связанных между собой подсистем и имеющей свои специфические черты и закономерности развития.

Библиотечное дело как система включает в себя подсистемы:

– сеть библиотек;

– комплектование библиотечных фондов;

– организация библиотечного обслуживания;

– научное обеспечение деятельности библиотек;

– методическое обеспечение деятельности библиотек;

– подготовка и переподготовка кадров;

– управление библиотечным делом.

Каждая из данных подсистем является системой более низкого уровня и также включает в себя ряд подсистем.

Например, подсистема сети библиотек включает в себя элементы:

• федеральные библиотеки;

• библиотеки субъектов Российской Федерации;

• библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

• муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

• библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

• библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

• библиотеки общественных объединений;

• библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями;

• частные библиотеки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...