Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическая деятельность библиотек: направления, функции.




Научно-методическая работа библиотек включает две самостоятель­ные составные части. Одна из них представляет собой методическую рабо­ту в коллективе библиотеки или ЦБС. Другая направлена на оказание ме­тодической помощи библиотекам сети со стороны библиотеки-методического центра.

В системе терминов, относящихся к методическому обеспечению библиотечной деятельности, родовым является «метод». Метод —- это путь исследования (с точки зрения теории), способ достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи (с точки зрения практики). Упо­рядоченная совокупность методов, связанных с общностью решаемой за­дачи, предназначенных для практического выполнения какой-либо рабо­ты, составляет содержание понятия «методика».

Разработка и совершенствование методики — задача методической работы, которая в том или ином объеме ведется в каждой библиотеке. Она направлена на совершенствование деятельности библиотек, освоение новшеств, повышение квалификации библиотекарей.

Каждый библиотекарь, особенно специалист с высшим библиотеч­ным образованием, должен владеть не только методикой библиотечной работы, но и необходимыми знаниями и навыками ее разработки и совер­шенствования, уметь самостоятельно принимать методические решения. Особенно необходимы такие знания руководителям библиотечных кол­лективов всех уровней.

По отношению к сети библиотек обязанности методического обеспечения их деятельности выполняют специальные методические службы — методические отделы центральных библиотек.

Методическая работа в коллективе библиотеки и методическая по­мощь сети библиотек преследует одну и ту же цель —методическое обес­печение деятельности библиотек и осуществляется на основе единых принципов: научности, активности, рекомендательное, оперативности, дифференцированного подхода.

Методические решения и рекомендации должны основываться на принципе научности, то есть быть результатом научно-исследователь­ской работы. Недопустимо принятие методических решений, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной библиотечной практики.

Принцип активности означает, что методическая помощь не долж­на быть пассивной, ограниченной выполнением запросов, поступивших от библиотекарей. Методическая деятельность должна быть активной, то есть направленной на совершенствование работы библиотек, на внедрение в их практику новых, прогрессивных форм и методов. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти «свое лицо».

Важно, чтобы это активное влияние не препятствовало инициативе библиотекарей, а, наоборот, стимулировало, было направлено на ее раз­витие. Важнейшим практическим воплощением этого принципа является поиск и освоение библиотечных новшеств.

В связи с этим большое значение в методическом обеспечении биб­лиотечной деятельности приобретает опора на принцип рекомендательности, который означает, что методические решения и рекомендации не могут иметь обязательного, директивного характера. Они являются лишь советами, пожеланиями, и библиотекари имеют право самостоятельно их использовать, выбирая для методического обеспечения своей деятельнос­ти те рекомендации, которые в наибольшей степени соответствуют по­требностям и условиям конкретной библиотеки.

В Федеральном законе «О библиотечном деле» подчеркнуто, что биб­лиотеки имеют право самостоятельно определять содержание и конкрет­ные формы своей деятельности (ст. 13). Стремление к регламентации и опеке в методическом обеспечении библиотечной деятельности ведет к потере творческой инициативы библиотекарей, стремлению работать на основе готовых методических «рецептов», к неумению принимать самосто­ятельные методические решения.

Принцип оперативности выражается в том, что методическая работа призвана оперативно выявлять недостатки и просчеты в-библиотечной де­ятельности, своевременно оказывать консультационно-методическую по­мощь, вовремя обеспечивать работу библиотеки методическими рекомендаци­ями, способствующими качественному выполнению всех позиций ее плана.

Принцип дифференцированного подхода требует учета в методичес­ком обеспечении специфики типов и видов библиотек; технологических процессов и специализации библиотекарей, их выполняющих; уровня об­разования, стажа и практического опыта библиотекарей; тех условий, в которых работает библиотека.

Методическое обеспечение функционирования библиотек и биб­лиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное. Одним из направлений является повышение квалификации и переподготовка биб­лиотечных кадров.

 

В основе методического обеспечения работы библиотек лежит ана­литическая деятельность, направленная на анализ состояния и разви­тия как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом. Она осно­вывается на методическом мониторинге, то есть слежении за изменениями в деятельности библиотеки и/или сети библиотек в целях определения уровня их работы и принятия на этой основе методических решений, и направленных на ее совершенствование.

На основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям. Эта помощь базирует­ся на принципе активности, то есть осуществляется не только по просьбе библиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотеч­ных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).

Важным направлением является инновационная деятельность, включающая поиск и оценку существующих новшеств и их адаптацию к условиям деятельности конкретной библиотеки. В тех случаях, когда по­требность в изменениях ощущается остро, а готовых решений нет, произ­водится самостоятельная разработка и внедрение новшества, способству­ющего повышению эффективности и качества деятельности библиотек.

Для реализации инноваций оказывают влияние различные организационно-психологические факторы: возрастная структура персонала (соотношение различных стажевых групп); наличие неформальных лидеров; появление в коллективе новых сотрудников. Важным является отслеживание организационного климата, прогнозировать ситуацию, а также активное привлечение сотрудников к участию в управлении изменениями, что позволяет минимизировать сопротивление и добиваться эффективности инноваций. На формирование инновационного климата в библиотеке особое влияние оказывает признание и поощрение достижений новаторов.

 

В последние годы зародился новый облик научно-методической службы
библиотечной работы, развиваются ранее не свойственные направления
работы: прогнозирование, менеджмент, маркетинг; осваивается ассортимент
платных научно-методических услуг: продажа методических пособий, платные
консультации, стажировки, выездные тренинг-семинары.

 

В процессе методического обеспечения библиотечной деятельности реализуется ряд функций, которые находятся в тесном взаимодействии, представляя в совокупности систему методического влияния на работу библиотеки и/или сети библиотек.

Важное место в методическом обеспечении принадлежит информа­ционной функции, направленной на своевременную и полную библиогра­фическую и фактографическую информацию библиотекарей на базе мето­дического мониторинга о достижениях современной библиотечной теории и практики, обо всем новом, что появляется в библиотечном деле.Информационная функция осуществляется в тесной связи с педаго­гической, так как одновременно с процессом информирования происхо­дит и процесс обучения библиотекарей использованию новшеств в их дея­тельности. В основе педагогической функции лежит работа по повышению квалификации и переподготовке библиотекарей, содействие их непрерыв­ному образованию.

Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практической помощи библиотекарям в реализации методических рекомендаций. Она особенно ярко проявляется в общении библиотечных менеджеров (руководителей библиотечных коллективов и методистов) с библиотекарями. Именно через эту функцию реализуется активное влия­ние на библиотечную практику, на освоение библиотеками новшеств.

Все большее значение приобретает исследовательская функция, так как в методическом обеспечении библиотечной деятельности произошли существенные изменения, связанные с повышением роли научных иссле­дований в развитии библиотечного дела. Осуществление исследователь­ской функции предполагает изучение и обобщение библиотечной практи­ки, экспериментальную работу в библиотеках. Это позволяет избегать умозрительности и рецептурности методических решений и рекоменда­ций, способствует развитию творческой инициативы библиотекарей.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что выделение отдельных на­правлений, принципов и функций методического обеспечения библиотеч­ной деятельности не означает их изолированности. В реальной методичес­кой практике они тесно взаимосвязаны и переплетены.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...