Методическая деятельность библиотек: направления, функции.
Научно-методическая работа библиотек включает две самостоятельные составные части. Одна из них представляет собой методическую работу в коллективе библиотеки или ЦБС. Другая направлена на оказание методической помощи библиотекам сети со стороны библиотеки-методического центра. В системе терминов, относящихся к методическому обеспечению библиотечной деятельности, родовым является «метод». Метод —- это путь исследования (с точки зрения теории), способ достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи (с точки зрения практики). Упорядоченная совокупность методов, связанных с общностью решаемой задачи, предназначенных для практического выполнения какой-либо работы, составляет содержание понятия «методика». Разработка и совершенствование методики — задача методической работы, которая в том или ином объеме ведется в каждой библиотеке. Она направлена на совершенствование деятельности библиотек, освоение новшеств, повышение квалификации библиотекарей. Каждый библиотекарь, особенно специалист с высшим библиотечным образованием, должен владеть не только методикой библиотечной работы, но и необходимыми знаниями и навыками ее разработки и совершенствования, уметь самостоятельно принимать методические решения. Особенно необходимы такие знания руководителям библиотечных коллективов всех уровней. По отношению к сети библиотек обязанности методического обеспечения их деятельности выполняют специальные методические службы — методические отделы центральных библиотек. Методическая работа в коллективе библиотеки и методическая помощь сети библиотек преследует одну и ту же цель —методическое обеспечение деятельности библиотек и осуществляется на основе единых принципов: научности, активности, рекомендательное, оперативности, дифференцированного подхода.
Методические решения и рекомендации должны основываться на принципе научности, то есть быть результатом научно-исследовательской работы. Недопустимо принятие методических решений, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной библиотечной практики. Принцип активности означает, что методическая помощь не должна быть пассивной, ограниченной выполнением запросов, поступивших от библиотекарей. Методическая деятельность должна быть активной, то есть направленной на совершенствование работы библиотек, на внедрение в их практику новых, прогрессивных форм и методов. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти «свое лицо». Важно, чтобы это активное влияние не препятствовало инициативе библиотекарей, а, наоборот, стимулировало, было направлено на ее развитие. Важнейшим практическим воплощением этого принципа является поиск и освоение библиотечных новшеств. В связи с этим большое значение в методическом обеспечении библиотечной деятельности приобретает опора на принцип рекомендательности, который означает, что методические решения и рекомендации не могут иметь обязательного, директивного характера. Они являются лишь советами, пожеланиями, и библиотекари имеют право самостоятельно их использовать, выбирая для методического обеспечения своей деятельности те рекомендации, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и условиям конкретной библиотеки. В Федеральном законе «О библиотечном деле» подчеркнуто, что библиотеки имеют право самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности (ст. 13). Стремление к регламентации и опеке в методическом обеспечении библиотечной деятельности ведет к потере творческой инициативы библиотекарей, стремлению работать на основе готовых методических «рецептов», к неумению принимать самостоятельные методические решения.
Принцип оперативности выражается в том, что методическая работа призвана оперативно выявлять недостатки и просчеты в-библиотечной деятельности, своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, вовремя обеспечивать работу библиотеки методическими рекомендациями, способствующими качественному выполнению всех позиций ее плана. Принцип дифференцированного подхода требует учета в методическом обеспечении специфики типов и видов библиотек; технологических процессов и специализации библиотекарей, их выполняющих; уровня образования, стажа и практического опыта библиотекарей; тех условий, в которых работает библиотека. Методическое обеспечение функционирования библиотек и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное. Одним из направлений является повышение квалификации и переподготовка библиотечных кадров.
В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом. Она основывается на методическом мониторинге, то есть слежении за изменениями в деятельности библиотеки и/или сети библиотек в целях определения уровня их работы и принятия на этой основе методических решений, и направленных на ее совершенствование. На основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, то есть осуществляется не только по просьбе библиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов). Важным направлением является инновационная деятельность, включающая поиск и оценку существующих новшеств и их адаптацию к условиям деятельности конкретной библиотеки. В тех случаях, когда потребность в изменениях ощущается остро, а готовых решений нет, производится самостоятельная разработка и внедрение новшества, способствующего повышению эффективности и качества деятельности библиотек.
Для реализации инноваций оказывают влияние различные организационно-психологические факторы: возрастная структура персонала (соотношение различных стажевых групп); наличие неформальных лидеров; появление в коллективе новых сотрудников. Важным является отслеживание организационного климата, прогнозировать ситуацию, а также активное привлечение сотрудников к участию в управлении изменениями, что позволяет минимизировать сопротивление и добиваться эффективности инноваций. На формирование инновационного климата в библиотеке особое влияние оказывает признание и поощрение достижений новаторов.
В последние годы зародился новый облик научно-методической службы
В процессе методического обеспечения библиотечной деятельности реализуется ряд функций, которые находятся в тесном взаимодействии, представляя в совокупности систему методического влияния на работу библиотеки и/или сети библиотек. Важное место в методическом обеспечении принадлежит информационной функции, направленной на своевременную и полную библиографическую и фактографическую информацию библиотекарей на базе методического мониторинга о достижениях современной библиотечной теории и практики, обо всем новом, что появляется в библиотечном деле.Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения библиотекарей использованию новшеств в их деятельности. В основе педагогической функции лежит работа по повышению квалификации и переподготовке библиотекарей, содействие их непрерывному образованию.
Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практической помощи библиотекарям в реализации методических рекомендаций. Она особенно ярко проявляется в общении библиотечных менеджеров (руководителей библиотечных коллективов и методистов) с библиотекарями. Именно через эту функцию реализуется активное влияние на библиотечную практику, на освоение библиотеками новшеств. Все большее значение приобретает исследовательская функция, так как в методическом обеспечении библиотечной деятельности произошли существенные изменения, связанные с повышением роли научных исследований в развитии библиотечного дела. Осуществление исследовательской функции предполагает изучение и обобщение библиотечной практики, экспериментальную работу в библиотеках. Это позволяет избегать умозрительности и рецептурности методических решений и рекомендаций, способствует развитию творческой инициативы библиотекарей. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что выделение отдельных направлений, принципов и функций методического обеспечения библиотечной деятельности не означает их изолированности. В реальной методической практике они тесно взаимосвязаны и переплетены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|