Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система менеджмента качества в библиотеке.




Менеджмент качества – метод управления организацией основанный на сотрудничестве всех его работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации.

Качество – это совокупность характеристик объекта относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

Существует международный стандарт ISO 8402.

Менеджмент качества библиотеки — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий читателей и пользователей библиотеки к качеству работы самой библиотеки и ее продукции. Менеджмент качества в библиотечной деятельности представляет собой разработанную и внедренную в практику работы единую (для определенного вида библиотек) политику, методологию и методику работы библиотеки, отвечающую предъявляемым на определенном, современном этапе времени требованиям различных категорий читателей к качеству информационных продуктов/услуг, а также к качеству сервиса, способам и формам предоставления данных информационных продуктов/услуг. Управление качеством включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций. Структура менеджмента качества состоит из следующих видов (направлений управленческой деятельности по реализации основных функций менеджмента): планирование качества, обеспечение качества, контроль качества.

В мероприятиях по управлению библиотекой на основе принципов TQM (всеобщего управления качеством) огромная роль отводится руководству. Руководство должно возглавить реорганизацию деятельности библиотеки.

Разработка и внедрение системы качества в библиотеки позволят: •значительно улучшить взаимодействие работников библиотеки, упорядочить работу структурных подразделений, прописав в документах системы процедуры всех видов деятельности в библиотеке; •повысить документационную культуру библиотеки; •повысить ответственность руководителей высшего и среднего звена за использование трудовых ресурсов библиотеки; •улучшить трудовую и технологическую дисциплину; •повысить эффективность производства итнформационно– библиотечной продукции и услуг; •повысить конкурентоспособность библиотеки, и тем самым стать на более высокую ступень на международном информационном ранке. Менеджмент качества затрагивает универсальную и всем необходимую область — управление библиотекой с ориентацией на качество конечного результата. Она ориентирована на потребителя, т. к. включают в свой арсенал менеджмент ресурсов и процессный подход, предполагают лидирующую роль руководства библиотеки и активное вовлечение персонала во все аспекты ее деятельности. Эти принципы, выработанные мировой практикой, могут применяться и в деятельности библиотек, где остро ощущается необходимость в создании конкурентоспособной информационной продукции и услуг, повышения эффективности работы библиотеки.

Трудовые ресурсы.

Управление персонала в библиотеке.

1. Трудовые ресурсы

2. Структура персонала

3. Управление персонала

Трудовые ресурсы – экономически активное население предлагающее свой труд для производства товаров и оказанием услуг.

Песонал – совместимость физических лиц, заключающих с организацией как юридическим лицом, договор найма (в т.ч. о совместительству)

Кадры – штатный состав работников компетентность которых позволяет обеспечить функционирование в организации.

Структура персонала – это соотношение между группами работников задаваемые структурой и технологией организации.

Структура персонала выражается в штатном расписании.

Виды структур персонала:

1. Статистическая структура предполагает распределение и движение персонала по категориям и группам должностей.

2. Весь персонал подразделяется:

3. – основной

4. –вспомогательный

5. –административно-управленческий

Это регламентируется Постановлением от 5 авг. 2008г. №583

Основной персонал – работник библиотек непосредственно оказывающие услуги населению, сюда не относиться руководители структурных подразделений по осн. Деятельности.

Вспомогательный персонал – работник библиотек, создающие условия для оказания услуг, включая обслуживания здания и оборудования и выполнения работ по основной деятельности.

Административно-управленческий – работники библиотек занятые управлением и организацией оказания услуг. (руководитель, зам., гл. бух.)

 

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 30 марта 2011 №251Н (скачать)

 

Занятие любой должности библиотеки должно соответствовать образованию и квалификации.

1. Профпригодность – способность выполнения профессиональных обязанностей в результате наличие у человека психофизиологических качеств.

2. Квалификация – степень профессиональной подготовки необходимой для выполнения определенных трудовых функций.

3. Профессиональная компетентность – сов-ть ЗУН, спец. Способностей необходимых в конкретном технологическом процессе.

 

Персонал библиотеки — это категория работников, которым в силу их профессиональных знаний и умений, опыта, компетенции и способностей поручено осуществлять деятельность библиотеки и управлять ею.

Управление персоналом — целенаправленная деятельность руково­дящего состава библиотеки, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, методов управления персоналом. Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планирова­нии кадровой работы, определении потребности библиотеки в персонале.

Администрация библиотеки должна обеспечить наличие достаточно­го количества работников, обладающих специальными знаниями для вы­полнения различных функциональных обязанностей. Профессионально- квалификационная структура библиотеки представляет собой распре­деление работников по выполняемым ими функциям, организационному и квалификационно-должностному признаку. Разделение труда предпола­гает разграничение деятельности в процессе совместного труда, выделе­ние и образование специализированных подразделений, отдельных исполнителей для выполнения однородных работ.

Существуют три формы раз­деления труда: технологическая, функциональная, профессионально-квалификационная. В библиотеках ведущей формой разделения труда является функциональная, которая обусловливает развитие технологической и профессионально-квалификационной структур. Функциональное разделение труда связано с созданием структурных подразделений и служб, специализированных на выполнении различных функций: по комплектованию фондов; по описанию произведений печати, организации каталогов, систематизации и предметизации; по организации и хранению библиотечных фондов; по библиотечно-библиографическому обслуживанию читателей; в области научно-исследовательской и научно-методической деятельности; в области механизации и автоматизации библиотечных процессов и др.

Профессионально-квалификационное разделение труда основыва­ется на распределении обязанностей и разграничении ответственности: между работниками с учетом занимаемой должности, степени сложности Поручаемых работ, необходимой для этого квалификации. Такое разделе­ние труда регламентируется «Тарифно-квалификационными характерис­тиками». В библиотеках установлены следующие квалификационные ка­тегории: помощник библиотекаря (технический исполнитель); библиоте­карь средней квалификации; библиотекарь (библиограф) высшей квали­фикации. Данные квалификационные категории, а также характер и объем работы, виды и направления деятельности в библиотеке используются при формировании должностей. В библиотеке могут быть должности специа­листов и главных специалистов — заместитель директора, методист, ин­женер, специалист по внешним связям и др. Эти должности вводятся для выполнения особо сложных, многопрофильных работ, требующих наряду с высокой квалификацией особых личностных свойств.

Штаты библиотеки утверждает директор в пределах выделенных ас­сигнований. Нормативная (явочная) численность работников может быть рассчитана в соответствии с «методикой расчета численности работников библиотеки».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...