Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиотечная статистика. Учет работы библиотеки.




Библиотечная статистика (БС) не является самостоятельной научной дисциплиной, она входит в статистику культуры, которая в свою очередь, является отраслью социально-экономической статистики. БС является отраслевой дисциплиной, имеющей конкретный предмет исследования и собственную систему показателей для его характеристики.

Обычно понятие «библиотечная статистика» употребляется в трех значениях:

- практическая деятельность по сбору и обработке специальными статистическими методами количественных данных о библиотечных явлениях и процессах;

- совокупность итоговых показателей, собранных для характеристики какого-либо явления или процесса библиотечной деятельности;

- научная дисциплина, изучающая закономерности количественных отношений в библиотечных процессах, разрабатывающая методы количественного анализа, систему показателей и т.д.

Задачами библиотечной статистики как практической и научной деятельности являются:

- разработка системы числовых показателей, методы учета работы библиотек и её оценки, методов расчета показателей;

- обеспечение наблюдения и контроля за библиотечной деятельность. С целью выявления возможных проблем развития;

- анализ фактических данных для прогнозирования развития тех или иных ситуаций.

Статистика, оперируя числами, позволяет выявлять типичное, характерное, закономерное. В зависимости от вида изучаемой статистической совокупности выделяются разделы БС: статистика библиотечной сети, статистика обслуживания читателей и пользователей, статистика библиотечных фондов, статистика библиотечных кадров.

Учет данных, относящихся к различным статистическим совокупностям, осуществляется на основе ГОСТа 7.20.-2000 «Библиотечная статистика».

Статистика библиотечной сети изучает численность библиотек, динамику их развития и группировку по различным признакам.

Статистика обслуживания читателей и пользователей в качестве пользователя «физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки (читатель, посетитель мероприятий, абонент).

Статистика библиотечных фондов позволяет определить численность документов, содержащихся в библиотеках, их движение и распределение по различным признакам.

Статистика библиотечных кадров изучает численность работников, их группировку по квалификации и образовательному цензу, возрасту, стажу работы, распределение по видам библиотек. Этот раздел статистики очень важен для планирования подготовки кадров и повышения их квалификации.

В библиотеках существуют три вида учета — оперативный, статисти­ческий и бухгалтерский.

Оперативный (первичный) учет заключается в постоянной, непрерывной регист­рации всех фактов библиотечной деятельности и осуществляется в нату­ральных единицах (количество читателей, посещений, выданных, прибыв­ших, списанных книг и т. д.). Формы первичных учетных документов рег­ламентированы ГОСТ 7.35—81 «Библиотечная документация. Первичные учетные документы. Требования к оформлению бланков». Все структур­ные подразделения библиотеки в соответствии с направлениями своей ра­боты ведут первичный учет согласно перечню показателей работы, подле­жащих обязательному учету. Данные первичного учета периодически сум­мируются в заданных интервалах (месяц, квартал, год).

Бухгалтерский (финансовый учет) – сплошная, документальная регистрация движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов библиотеки. Этот учет имеет стоимостное выражение, и его данные используются при экономическом анализе работы библиотеки.

Данные бухучета предназначены, в первую очередь для руководства библиотеки и его учредителя.

 

Статистический учет заключается в получении, группировке и обобщении данных о состоянии деятельности библиотеки (осуществляет­ся на основе государственной отчетности или статистических исследова­ний). Показатели библиотечной статистики — это количественные харак­теристики того или иного явления или процесса библиотечной деятельно­сти и выражаются они в абсолютных, относительных и средних величинах.

Абсолютные величины — это число читателей, книговыдач, посеще­ний, мероприятий массовой работы (выставок, читательских конферен­ций, обзоров и др.), библиографических справок, поступивших изданий и т. д. за определенный период времени (месяц, квартал, год). Все сведения берут из форм оперативного учета.

Средние величины — это общая или сводная характеристика не­скольких или многих однородных величин. Например, средняя дневная посещаемость (Пд) — среднее количество посещений абонемента или чи­тального зала в день. Рассчитывается она путем деления числа посещений за год (Пг) на число рабочих дней в году (Д) — Пд = Пг: Д.

Относительные величины — это отношение одной сравниваемой ве­личины к другой. Величину, с которой сравнивают, называют базой сравне­ния. Относительные показатели бывают трех видов: динамики, структуры и интенсивности.

Показатели структуры — это относительные величины, определяющие состав статистической совокупности. Относительные величины структуры рассчитываются путем деления части на целое и выражаются обычно в процентах, что показывает удельный вес ее части. Сумма отно­сительных показателей структуры какой-либо совокупности всегда равна 1,0 (в коэффициентах) или 100 (в %). В библиотеках рассчитывается структура библиотечного фонда и структура книговыдачи.

Показатели динамики и структуры могут быть изображены графичес­ки. Для этого используются столбиковые (гистограммы), линейные и сек­торные диаграммы.

Показатели интенсивности — это относительные величины, измеря­ющие соотношение двух различных по содержанию, но взаимосвязанных показателей.

Читаемость (Ч) — отношение книговыдачи (В) к числу читателей (А) — характеризует интенсивность чтения (Ч = В: А).

Посещаемость (Пос) — среднее число посещений (П), приходящихся на одного читателя (А), характеризует активность посещения читателями библиотеки (Пос = П: А).

Обращаемость книжного фонда (Об) — отношение книговыдачи (В) к объему фонда (Ф) — характеризует степень использования книжного фонда (Об = В: Ф).

Книгообеспеченность (К) — среднее число книг, приходящееся на од­ного читателя, — характеризует величину книжного фонда на конец года (Ф) в отношении к числу читателей (А), то есть его достаточность (К = Ф: А).

Коэффициент использования фонда — это соответствие фонда и книго­выдачи.

 

 

Первичные учетные документы:

Формуляр читателя (электронный формуляр читателя) предназначен для учета пользователей, учета посещений, контроля и учета выданных и возвращенных документов, анализа чтения  
Электронная БД пользователей библиотеки   предназначена для учета пользователей, учета посещений
Картотека регистрации абонентов МБА (электронная база данных) предназначена для учета абонентов и анализа сведений о них  
Картотека регистрации абонентов информации (электронная база данных) предназначена для учета абонентов и анализа сведений о них  
Карточка регистрации читателя предназначена для учета пользователя и анализа сведений о нем  
Книжный формуляр предназначен для учета и контроля выданных и возвращенных пользователем документом и анализа их использования  
Контрольный листок предназначен для учета посещений пользователя подразделений библиотеки, контроля за выданными и возвращенными документами  
Разовый контрольный листок предназначен для учета посещений разовыми пользователями подразделений библиотеки    
Листок читательского требования предназначен для поиска и выдачи документов, учета и анализа запросов и отказов    
Лист (журнал) учета справок и консультаций предназначен для учета отказов по запросам и анализа отказов  
Паспорт мероприятия предназначен для учета и анализа мероприятия, проводимого библиотекой    
Счетчик посещений сайта библиотеки предназначен для учета обращений удаленных пользователей    
Код пользователя, зарегистрированный на сервере библиотеки предназначен для учета удаленных пользователей  
       

 

Вторичные документы:

· Дневник работы библиотеки;

· Статистическая форма № 6-НК;

· Отчеты о работе библиотек за какой-либо период времени.

 

 

Отчетность библиотек.

На основе данных учета строится отчетность библиотеки, под ко­торой понимается система показателей, характеризующих деятельность библиотеки за определенный период времени. Формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Министерством культуры. Основным видом отчетности библиотеки является годовой отчет. Библиотеки составляют отчеты двух видов — статистичес­кий и информационный (текстовой).

Годовой статистический отчет (форма № 6-нк) составляется на основе данных учета в двух экземплярах — один остается в библиотеке, а другой представляется учредителю, районному, городскому или окружно­му органу культуры не позднее 10 января.

Районный, городской, окружной орган культуры представляет свод­ные данные органу управления культуры в республике, крае, области и го­роде федерального значения не позднее 20 января. Орган управления культуры представляет сводные данные Министерству культуры России и органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом Госкомстата России в республике, крае, области, городе федераль­ного значения, не позднее 25 февраля. Министерство культуры представля­ет сведения Госкомстату России по согласованной программе и срокам.

Форма 6-НК включает следующие разделы:

Материально-техническая база;

Электронные ресурсы

1. Количество пользователей и посещений;

2. Формирование и использование библиотечного фонда;

3. Информационное обслуживание и МБА;

4. Персонал библиотеки.

5. Поступление и использование финансовых средств.

Методика заполнения отчета http://volglib.ru/files/Godovoy%20otchet.pdf

 

 

Планирование библиотечной деятельности.

Планирование — это функция субъекта управления по определению объективно обусловленных пропорций и объемов развития и функционирования объектов управ­ления. Планирование библиотечной деятельности — это научное определение целей ее развития, задач и средств их реализации и показателей развития на определенный период.

Планирование занимает центральное место в системе управления, определяя основные направления работы биб­лиотеки на текущий период и на перспективу, что обеспечи­вает единство деятельности. В задачи управления входит сбалансирование планов, корректировка и согласование между собой планов структурных подразделений, направ­ленные на координацию их деятельности по выполнению стоящих перед библиотекой задач.

В реализации функции планирования руководитель биб­лиотеки испытывает необходимость в овладении современ­ными методами планирования: аналитическим, норматив­ным, программно-целевым, балансовым, сетевым.

Аналитический метод (метод экстраполяции) за­ключается в перенесении (экстраполяции) на планируемый период тенденций и закономерностей, выявленных в ре­зультате анализа предшествующего периода работы. При­менение этого метода предполагает наличие исчерпываю­щей информации о деятельности библиотеки и анализ этой информации. Источниками анализа служат данные опера­тивного, статистического и бухгалтерского учетов. Анали­тический метод не является универсальным, так как его возможности достаточно ограничены. Данный метод ори­ентирован на рост количественных показателей деятель­ности библиотеки, и в меньшей степени — на улучшение качества работы.

Нормативный метод заключается в обосновании пла­на нормами и нормативами. Эффективность данного мето­да определяется наличием нормативной базы, которая включает в себя четко определенную систему нормируемых показателей, их классификацию, методику определения и расчета количественных значений, систематический пере­смотр действующих норм и нормативов. Нормативный ме­тод имеет, однако, свои границы применения, так как его целью является стремление к преодолению различий и неравномерностей в деятельности библиотек, и поэтому нор­мы носят усредненный характер, что не позволяет учиты­вать специфику конкретных библиотек.

Программно-целевой метод основан на следующих принципах: строгая целевая (программная) направлен­ность планирования, многовариантность выбора плановых решений, оперативность в процессе разработки показате­лей плана. Любое планирование направлено на достиже­ние целей управления с помощью минимальных затрат. Данная методика заключается в последовательном распи­сывании (декомпозиции) главных задач на подзадачи, ре­шение которых необходимо для достижения поставленной цели, подзадач — на действия и т. д. Этот метод дает воз­можность комплексного планирования, учета и координа­ции деятельности библиотеки и может быть представлен графически в виде «дерева целей».

Балансовый метод связан с программно-целевым и нормативным методами, так как осуществление любой целевой программы предполагает обоснование возможно­сти ее реализации посредством координации и взаимного согласования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов с требуемыми материальными, финан­совыми и трудовыми затратами. В практике управления библиотеками наиболее часто используется составление стоимостных балансов — сметы доходов и расходов.

Метод сетевого планирования предполагает расчлене­ние всей планируемой работы на операции, из которых она складывается, и составление полного перечня этих опера­ций с указанием сроков и ответственных за их выполнение.

Каждый метод планирования обладает определенными преимуществами, но не является единственно верным. На разных этапах планирования могут использоваться раз­личные методы: аналитический — на этапе прогнозирова­ния, целевой — на этапе разработки целей на планируемый период, нормативный — при определении системы показа­телей, балансовый и сетевой — при обосновании плана и контроля за его выполнением. Наиболее эффективно соче­тание различных методов, их единство и систематическое применение.

Текущее планирование стало частью перспективного, и крупные библиотеки составляют планы-прогнозы. Но­вым направлением плановой работы становится разработ­ка стратегических планов и комплексных планов социаль­но-экономического развития библиотек и их коллективов, бизнес-планов и планов маркетинговой деятельности.

 

12. Библиотека в системе социально-культурного проектирования.

Проект – разовое явление, которое включает в себя последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленный на достижение определенного результата.

Программа – комплекс взаимосвязанных по ресурсам исполнителей и срокам существования различных мероприятий.

Программа – группа проектов.

Проектная деятельность библиотек отличительная характеристика деятельности библиотеки.

Особенности проектной деятельности в отличии от планов работы, где действия и мероприятия ежегодно повторяются, в проекте вся деятельность однократна.

В библиотечном деле осознана важность проектов, которая позволяет осваивать новые технологии, эффективно использовать ресурсы и т.д.

Проектная деятельность позволяет библиотеке постоянно развиваться. Необходимость реформирования и изменения библиотеки. Библиотека решает сложные технологические сложные задачи.

Есть разработанная методика по составлению проектов.

Все проекты делятся на классы.

Существуют различные классификации по различным признакам:

· Научные проекты

· Производственно-технологические проекты

· Организационные проекты.

По срокам решения проблем и желанию исполнения:

· Краткосрочные до 1 года.

· Среднесрочные 1-5 лет

· Долгосрочные от 5-15 и более лет.

По масштабам:

· Мегапроекты

· Мультипроекты

· Монопроекты

Мега проект – целевая программа развития культуры различного уровня, они как правило содержат несколько взаимосвязанных проектов, т.к. принимают участие все учреждения социально-культурной цели.

Мега проекты формируются и поддерживаются на высших уровнях управления:

- Международный уровень

- Государственный (федеральный) уровень

- Региональный уровень.

Федеральная программа «Либнет», Программа «Информация для всех», «Национальная программа поддержки и развития чтения», Программа «Пушкинская библиотека».

Мультипроект – они как правило применяются на уровне района или города. Они могут носить библиотечный характер или могут быть совместной программой. (например, экологическое воспитание N-ского района).

Монопроекты – создаются и осуществляются на уровне одной библиотеке. В них четко обозначен круг задач, они просты, имеют небольшие ресурсы, небольшой по времени срок (от несколько месяцев до 1 года). Большая их часть реализуются и проектируется к камим-то событиям.

Такие проекты, которые используются в библиотеке… выделяется ряд новых видов проектов:

Пилотный проект (пробный) – проек, реализуюшийся сначала в одной библиотеке (районе), а потом может распространиться на все библиотеки и регионы.

Информационные проекты – реализуется введением новых технологий, автомтизации, создание и кооперация информац. Ресурсов.

Организационный проект – направлен на создание и реорганизацию библиотек, такие … организации крупных совместных выставок и т.д.

Социальные проекты, которые направлены на социально незащищенных слоев населения.

Культурно-досуговый проект, проведение свободного времени библиотеки.

Технология разработки проекта.

Жизненный цикл проекта – ряд последовательных ступеней развития проекта.

Жизненный цикл проекта делиться на фазы:

1. Разработка идеи (концепции). Проводиться анализ проблемы и определение целей и задач. (формирование идеи проекта, которая формулируется, как конечная цель проекта и пути достижения этой цели. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой, логичной, быть интересна населению и соответствовать миссии библиотеки. Проектная деятельность всегда направлена на решение какой-либо ситуации, как правило проблемной, поэтому необходимо предварительное обоснование проекта. Данное обоснование с помощью различных методов. Полученные результаты оформляются в виде резюме. В резюме включается: цель проекта; основные особенности проекта; организационные и финансовые проблемы, которые могут возникнуть.

2. Разработка проекта. Планирование проекта в виде последовательных действий ведущих к достижению целей. На этом этапе снова проводиться проектный анализ, цель которого определить результативность и ценность проекта. Этот анализ включает в себя: - определение масштабов проекта; 1.Технический анализ- срок реализации; - срок реализации ресурсов; - график реализации. 2.Коммерческий анализ (если внедряются платные услуги): - стоимость услуги. 3.Социальный анализ: - определение значения проекта для удовлетворения потребностей пользователя и ожидаемые последствия социального характера. 4. Организационный анализ: - кто еще будет принимать участие в организации проекта, и сильные и слабые стороны участников. Непосредственное планирование (четкое определение последовательности этапов). Составление бюджета

3.Фаза. Реализация проекта. Здесь должны быть предусмотрены формы контроля за реализацией проекта: текущий отчет; _ обсуждения.

4.Фаза. Завершение проекта. Должно происходить достижение результата и оценка эффективности этого проекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...