Библиотечная статистика. Учет работы библиотеки.
Библиотечная статистика (БС) не является самостоятельной научной дисциплиной, она входит в статистику культуры, которая в свою очередь, является отраслью социально-экономической статистики. БС является отраслевой дисциплиной, имеющей конкретный предмет исследования и собственную систему показателей для его характеристики. Обычно понятие «библиотечная статистика» употребляется в трех значениях: - практическая деятельность по сбору и обработке специальными статистическими методами количественных данных о библиотечных явлениях и процессах; - совокупность итоговых показателей, собранных для характеристики какого-либо явления или процесса библиотечной деятельности; - научная дисциплина, изучающая закономерности количественных отношений в библиотечных процессах, разрабатывающая методы количественного анализа, систему показателей и т.д. Задачами библиотечной статистики как практической и научной деятельности являются: - разработка системы числовых показателей, методы учета работы библиотек и её оценки, методов расчета показателей; - обеспечение наблюдения и контроля за библиотечной деятельность. С целью выявления возможных проблем развития; - анализ фактических данных для прогнозирования развития тех или иных ситуаций. Статистика, оперируя числами, позволяет выявлять типичное, характерное, закономерное. В зависимости от вида изучаемой статистической совокупности выделяются разделы БС: статистика библиотечной сети, статистика обслуживания читателей и пользователей, статистика библиотечных фондов, статистика библиотечных кадров. Учет данных, относящихся к различным статистическим совокупностям, осуществляется на основе ГОСТа 7.20.-2000 «Библиотечная статистика».
Статистика библиотечной сети изучает численность библиотек, динамику их развития и группировку по различным признакам. Статистика обслуживания читателей и пользователей в качестве пользователя «физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки (читатель, посетитель мероприятий, абонент). Статистика библиотечных фондов позволяет определить численность документов, содержащихся в библиотеках, их движение и распределение по различным признакам. Статистика библиотечных кадров изучает численность работников, их группировку по квалификации и образовательному цензу, возрасту, стажу работы, распределение по видам библиотек. Этот раздел статистики очень важен для планирования подготовки кадров и повышения их квалификации. В библиотеках существуют три вида учета — оперативный, статистический и бухгалтерский. Оперативный (первичный) учет заключается в постоянной, непрерывной регистрации всех фактов библиотечной деятельности и осуществляется в натуральных единицах (количество читателей, посещений, выданных, прибывших, списанных книг и т. д.). Формы первичных учетных документов регламентированы ГОСТ 7.35—81 «Библиотечная документация. Первичные учетные документы. Требования к оформлению бланков». Все структурные подразделения библиотеки в соответствии с направлениями своей работы ведут первичный учет согласно перечню показателей работы, подлежащих обязательному учету. Данные первичного учета периодически суммируются в заданных интервалах (месяц, квартал, год). Бухгалтерский (финансовый учет) – сплошная, документальная регистрация движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов библиотеки. Этот учет имеет стоимостное выражение, и его данные используются при экономическом анализе работы библиотеки.
Данные бухучета предназначены, в первую очередь для руководства библиотеки и его учредителя.
Статистический учет заключается в получении, группировке и обобщении данных о состоянии деятельности библиотеки (осуществляется на основе государственной отчетности или статистических исследований). Показатели библиотечной статистики — это количественные характеристики того или иного явления или процесса библиотечной деятельности и выражаются они в абсолютных, относительных и средних величинах. Абсолютные величины — это число читателей, книговыдач, посещений, мероприятий массовой работы (выставок, читательских конференций, обзоров и др.), библиографических справок, поступивших изданий и т. д. за определенный период времени (месяц, квартал, год). Все сведения берут из форм оперативного учета. Средние величины — это общая или сводная характеристика нескольких или многих однородных величин. Например, средняя дневная посещаемость (Пд) — среднее количество посещений абонемента или читального зала в день. Рассчитывается она путем деления числа посещений за год (Пг) на число рабочих дней в году (Д) — Пд = Пг: Д. Относительные величины — это отношение одной сравниваемой величины к другой. Величину, с которой сравнивают, называют базой сравнения. Относительные показатели бывают трех видов: динамики, структуры и интенсивности. Показатели структуры — это относительные величины, определяющие состав статистической совокупности. Относительные величины структуры рассчитываются путем деления части на целое и выражаются обычно в процентах, что показывает удельный вес ее части. Сумма относительных показателей структуры какой-либо совокупности всегда равна 1,0 (в коэффициентах) или 100 (в %). В библиотеках рассчитывается структура библиотечного фонда и структура книговыдачи. Показатели динамики и структуры могут быть изображены графически. Для этого используются столбиковые (гистограммы), линейные и секторные диаграммы. Показатели интенсивности — это относительные величины, измеряющие соотношение двух различных по содержанию, но взаимосвязанных показателей. Читаемость (Ч) — отношение книговыдачи (В) к числу читателей (А) — характеризует интенсивность чтения (Ч = В: А).
Посещаемость (Пос) — среднее число посещений (П), приходящихся на одного читателя (А), характеризует активность посещения читателями библиотеки (Пос = П: А). Обращаемость книжного фонда (Об) — отношение книговыдачи (В) к объему фонда (Ф) — характеризует степень использования книжного фонда (Об = В: Ф). Книгообеспеченность (К) — среднее число книг, приходящееся на одного читателя, — характеризует величину книжного фонда на конец года (Ф) в отношении к числу читателей (А), то есть его достаточность (К = Ф: А). Коэффициент использования фонда — это соответствие фонда и книговыдачи.
Первичные учетные документы:
Вторичные документы: · Дневник работы библиотеки; · Статистическая форма № 6-НК; · Отчеты о работе библиотек за какой-либо период времени.
Отчетность библиотек. На основе данных учета строится отчетность библиотеки, под которой понимается система показателей, характеризующих деятельность библиотеки за определенный период времени. Формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Министерством культуры. Основным видом отчетности библиотеки является годовой отчет. Библиотеки составляют отчеты двух видов — статистический и информационный (текстовой). Годовой статистический отчет (форма № 6-нк) составляется на основе данных учета в двух экземплярах — один остается в библиотеке, а другой представляется учредителю, районному, городскому или окружному органу культуры не позднее 10 января. Районный, городской, окружной орган культуры представляет сводные данные органу управления культуры в республике, крае, области и городе федерального значения не позднее 20 января. Орган управления культуры представляет сводные данные Министерству культуры России и органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом Госкомстата России в республике, крае, области, городе федерального значения, не позднее 25 февраля. Министерство культуры представляет сведения Госкомстату России по согласованной программе и срокам. Форма 6-НК включает следующие разделы: Материально-техническая база; Электронные ресурсы 1. Количество пользователей и посещений; 2. Формирование и использование библиотечного фонда; 3. Информационное обслуживание и МБА; 4. Персонал библиотеки. 5. Поступление и использование финансовых средств. Методика заполнения отчета http://volglib.ru/files/Godovoy%20otchet.pdf
Планирование библиотечной деятельности. Планирование — это функция субъекта управления по определению объективно обусловленных пропорций и объемов развития и функционирования объектов управления. Планирование библиотечной деятельности — это научное определение целей ее развития, задач и средств их реализации и показателей развития на определенный период. Планирование занимает центральное место в системе управления, определяя основные направления работы библиотеки на текущий период и на перспективу, что обеспечивает единство деятельности. В задачи управления входит сбалансирование планов, корректировка и согласование между собой планов структурных подразделений, направленные на координацию их деятельности по выполнению стоящих перед библиотекой задач.
В реализации функции планирования руководитель библиотеки испытывает необходимость в овладении современными методами планирования: аналитическим, нормативным, программно-целевым, балансовым, сетевым. Аналитический метод (метод экстраполяции) заключается в перенесении (экстраполяции) на планируемый период тенденций и закономерностей, выявленных в результате анализа предшествующего периода работы. Применение этого метода предполагает наличие исчерпывающей информации о деятельности библиотеки и анализ этой информации. Источниками анализа служат данные оперативного, статистического и бухгалтерского учетов. Аналитический метод не является универсальным, так как его возможности достаточно ограничены. Данный метод ориентирован на рост количественных показателей деятельности библиотеки, и в меньшей степени — на улучшение качества работы. Нормативный метод заключается в обосновании плана нормами и нормативами. Эффективность данного метода определяется наличием нормативной базы, которая включает в себя четко определенную систему нормируемых показателей, их классификацию, методику определения и расчета количественных значений, систематический пересмотр действующих норм и нормативов. Нормативный метод имеет, однако, свои границы применения, так как его целью является стремление к преодолению различий и неравномерностей в деятельности библиотек, и поэтому нормы носят усредненный характер, что не позволяет учитывать специфику конкретных библиотек. Программно-целевой метод основан на следующих принципах: строгая целевая (программная) направленность планирования, многовариантность выбора плановых решений, оперативность в процессе разработки показателей плана. Любое планирование направлено на достижение целей управления с помощью минимальных затрат. Данная методика заключается в последовательном расписывании (декомпозиции) главных задач на подзадачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели, подзадач — на действия и т. д. Этот метод дает возможность комплексного планирования, учета и координации деятельности библиотеки и может быть представлен графически в виде «дерева целей». Балансовый метод связан с программно-целевым и нормативным методами, так как осуществление любой целевой программы предполагает обоснование возможности ее реализации посредством координации и взаимного согласования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов с требуемыми материальными, финансовыми и трудовыми затратами. В практике управления библиотеками наиболее часто используется составление стоимостных балансов — сметы доходов и расходов. Метод сетевого планирования предполагает расчленение всей планируемой работы на операции, из которых она складывается, и составление полного перечня этих операций с указанием сроков и ответственных за их выполнение. Каждый метод планирования обладает определенными преимуществами, но не является единственно верным. На разных этапах планирования могут использоваться различные методы: аналитический — на этапе прогнозирования, целевой — на этапе разработки целей на планируемый период, нормативный — при определении системы показателей, балансовый и сетевой — при обосновании плана и контроля за его выполнением. Наиболее эффективно сочетание различных методов, их единство и систематическое применение. Текущее планирование стало частью перспективного, и крупные библиотеки составляют планы-прогнозы. Новым направлением плановой работы становится разработка стратегических планов и комплексных планов социально-экономического развития библиотек и их коллективов, бизнес-планов и планов маркетинговой деятельности.
12. Библиотека в системе социально-культурного проектирования. Проект – разовое явление, которое включает в себя последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленный на достижение определенного результата. Программа – комплекс взаимосвязанных по ресурсам исполнителей и срокам существования различных мероприятий. Программа – группа проектов. Проектная деятельность библиотек отличительная характеристика деятельности библиотеки. Особенности проектной деятельности в отличии от планов работы, где действия и мероприятия ежегодно повторяются, в проекте вся деятельность однократна. В библиотечном деле осознана важность проектов, которая позволяет осваивать новые технологии, эффективно использовать ресурсы и т.д. Проектная деятельность позволяет библиотеке постоянно развиваться. Необходимость реформирования и изменения библиотеки. Библиотека решает сложные технологические сложные задачи. Есть разработанная методика по составлению проектов. Все проекты делятся на классы. Существуют различные классификации по различным признакам: · Научные проекты · Производственно-технологические проекты · Организационные проекты. По срокам решения проблем и желанию исполнения: · Краткосрочные до 1 года. · Среднесрочные 1-5 лет · Долгосрочные от 5-15 и более лет. По масштабам: · Мегапроекты · Мультипроекты · Монопроекты Мега проект – целевая программа развития культуры различного уровня, они как правило содержат несколько взаимосвязанных проектов, т.к. принимают участие все учреждения социально-культурной цели. Мега проекты формируются и поддерживаются на высших уровнях управления: - Международный уровень - Государственный (федеральный) уровень - Региональный уровень. Федеральная программа «Либнет», Программа «Информация для всех», «Национальная программа поддержки и развития чтения», Программа «Пушкинская библиотека». Мультипроект – они как правило применяются на уровне района или города. Они могут носить библиотечный характер или могут быть совместной программой. (например, экологическое воспитание N-ского района). Монопроекты – создаются и осуществляются на уровне одной библиотеке. В них четко обозначен круг задач, они просты, имеют небольшие ресурсы, небольшой по времени срок (от несколько месяцев до 1 года). Большая их часть реализуются и проектируется к камим-то событиям. Такие проекты, которые используются в библиотеке… выделяется ряд новых видов проектов: Пилотный проект (пробный) – проек, реализуюшийся сначала в одной библиотеке (районе), а потом может распространиться на все библиотеки и регионы. Информационные проекты – реализуется введением новых технологий, автомтизации, создание и кооперация информац. Ресурсов. Организационный проект – направлен на создание и реорганизацию библиотек, такие … организации крупных совместных выставок и т.д. Социальные проекты, которые направлены на социально незащищенных слоев населения. Культурно-досуговый проект, проведение свободного времени библиотеки. Технология разработки проекта. Жизненный цикл проекта – ряд последовательных ступеней развития проекта. Жизненный цикл проекта делиться на фазы: 1. Разработка идеи (концепции). Проводиться анализ проблемы и определение целей и задач. (формирование идеи проекта, которая формулируется, как конечная цель проекта и пути достижения этой цели. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой, логичной, быть интересна населению и соответствовать миссии библиотеки. Проектная деятельность всегда направлена на решение какой-либо ситуации, как правило проблемной, поэтому необходимо предварительное обоснование проекта. Данное обоснование с помощью различных методов. Полученные результаты оформляются в виде резюме. В резюме включается: цель проекта; основные особенности проекта; организационные и финансовые проблемы, которые могут возникнуть. 2. Разработка проекта. Планирование проекта в виде последовательных действий ведущих к достижению целей. На этом этапе снова проводиться проектный анализ, цель которого определить результативность и ценность проекта. Этот анализ включает в себя: - определение масштабов проекта; 1.Технический анализ- срок реализации; - срок реализации ресурсов; - график реализации. 2.Коммерческий анализ (если внедряются платные услуги): - стоимость услуги. 3.Социальный анализ: - определение значения проекта для удовлетворения потребностей пользователя и ожидаемые последствия социального характера. 4. Организационный анализ: - кто еще будет принимать участие в организации проекта, и сильные и слабые стороны участников. Непосредственное планирование (четкое определение последовательности этапов). Составление бюджета 3.Фаза. Реализация проекта. Здесь должны быть предусмотрены формы контроля за реализацией проекта: текущий отчет; _ обсуждения. 4.Фаза. Завершение проекта. Должно происходить достижение результата и оценка эффективности этого проекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|