Пантомимической выразительности
В начале в виде разминки даются небольшие задания, применяемые в социально-психологическом тренинге как психогимнастика. Для стимулирования невербальной активности могут быть преложены любые ситуации. Упражнение 10. Войди в круг. Все стоят в кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в него. Упражнение выполняется быстро, возможность испробовать предлагается всем. Упражнение 11. Подари подарок. Все сидят в круге. По очереди предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов группы (или всем). Выполняется не- вербально. Упражнение 12. Чувство, с которым я пришел на занятие. Предлагается по желанию высказать с помощью мимики и жестов те чувства, с которыми шел на занятие. Задание можно представить и как чувства, с которыми находишься на занятии. В анализе упражнений не следует давать оценку выполнения, обращая внимание на возможность различных вариантов, характеризующие определенный стиль поведения личности. В анализе оправдан вопрос: как воспринимается человек, выполняющий данное упражнение? Соотношение восприятия группы и удовлетворенности исполнителя может служить основой для его размыш- лений и коррекций поведения в целом. Упражнение 13. Общая мимическая реакция. Упражнение проводится одновременно для всех. Выполняют его, сидя, как обычно в аудиторий, не видя реакции другого, что раскрепощает и снимает робость. Выполняются задания совместно по предъявлению ситуации преподавателем: А. Начался урок. Вы за столом. Открывается дверь. Смотрите на вошедшего: v требовательно: «Быстрее садись»; v удивленно: «Не ожидал»; v с досадой: «Отвлекаешь»; v спрашивая: «Что-нибудь случилось?»;
v укоризненно: «Мешаешь работать»; v радостно: «Наконец-то!» и т. д. В. Вы вызываете ученика. Он заявляет: «Я не выполнил задание». Ваша реакция: v сочувствую: «Понимаю, как тебе неприятно»; v осуждаю: «Это недопустимо!»; v жду: «Что будет дальше, чем объяснить?»; v готов заступиться: «Да, тебе помешало отсутствие по болезни»; v удивлен: «Не ожидал такого от тебя»; v удивлен: «Это уже в который раз!»; v безразлично: «Меня это не трогает». При анализе выполнения этих заданий следует предложить описать содержание тех ситуаций, которые бы оправдали все действия. Все ситуации можно проиграть с позиций учителя и ученика, сопоставив содержание, наполнение ситуаций, какие последствия вызывают данные реакции у партнера, т.е. работать над целесообразностью мимики для определенных ситуаций. Упражнение 14. Выражение индивидуальной реакции. В отличие от предыдущего, это упражнение выполняется перед аудиторией. Ситуации упрощены. Требуют творчества. Студенты по очереди принимают роль учителя. После выполнения упражнения всей группой выбирается наиболее целесообразный вариант и демонстрируется перед аудиторией. Мы предлагаем примеры ситуаций, предложенных Н.Е. Шурковой, возможны и другие ситуации школьной тематики. Вы пишете на доске. Ученики должны писать вместе с вами в тетрадях одновременно. «Вдруг» раздается какой-то «шум», оборачиваетесь, выражая: · удивление: «Что случилось?»; · осуждение: «Кто еще не начал работать?»; · требование: «Да перестаньте же, пора успокоиться»; · выжидание: «Я жду, тишины»; · гнев: «Тихо! Нельзя шуметь, когда все работают»; · страдание: «Как можно шуметь, когда здесь у нас важное дело?!» Контрольная работа. Вы за столом; Видите, как ученик пытается воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Ваш взгляд: · с укоризной; · с настойчивым запретом; · с лукавым сочувствием; · с безмерным удивлением;
· с ожиданием дальнейших действий; · с гневом и т.д. Ученик у доски. Выполнил задание. Ваша реакция: · спокойная: «Все правильно»; · радостная: «Молодец!»; · веселое удовлетворение; · приятное удивление такому прекрасному результату; · удивление: «Ты уверен, что у тебя все правильно?»; · огорчение и осуждение; · жесткое осуждение; · сочувствие, но ироническое осуждение; · сарказм: «Прекрасно!» Для того чтобы реакция студентов была не чисто внешней, а органичным выражением внутреннего отношения, полезно предлагать студентам описать причины таких реакций, оправдать вариант выбора воздействия, мысленно дорисовывая обстоятельства классной жизни, выразить свое отношение в виде внутреннего монолога словесно, а затем невербально. В случае затруднений можно продемонстрировать примеры мимической реакции на слайдах, заранее заснятых по данной тематике. Упражнение 15. Индивидуальная передача информации. Часть студентов получают задания на карточках и выполняют их индивидуально. Остальные студенты, не зная содержания карточки, расшифровывают поведение товарища. Таким образом, это упражнение комплексное, включает умение выражать и читать эмоциональную реакцию. Задания на карточках: Вы входите в класс. Вас встречают организованно. Вы удовлетворены началом урока. Вы входите в класс. Здесь шум, крик. Вы не ожидали этого и очень удивлены. Вы входите в класс. Это любимый ваш коллектив. Вы ждете интересного урока. Вы входите в класс. Вам пока еще трудно в нем работать. Вы должны сразу же организовать ребят. Вы пришли в класс сказать, что учитель болен и что урок отменяется. Вы пришли сообщить поздравительную телеграмму. Идет самостоятельная работа. Вы проходите по рядам, наблюдая; как ученики работают. Они хорошо работают. Вы проходите по рядам. Одни из учеников сегодня работает лучше, чем всегда. Отметьте, чтобы он это видел. Упражнение 16. Логика невербального поведения - это укрепление творческого уровня. Студентам предлагается самим наметить логику поведения в типичных школьных ситуациях. Выполняется в парах, подключается аудитория. Например, ситуация «Проверка знаний». Преподаватель слушает ответ школьника у доски и одновременно, добиваясь непрерывного педагогического общения со всем классом, стремится невербальными средствами, не мешая отвечающему, подключить к размышлению над ответом всех сидящих за партами. Как учитель реагирует на отвлечение от материала урока? Это и удивление, и строгий взгляда, и выражение повышенной заинтересованности ответом, и порицание.
Студенты парами готовят подобные предложенные ими ситуации и де- монстрируют реакции. III. Моделирование. Внутренний монолог. Студенты выбирают портрет, целесообразнее детский или юношеский (работы И. Репина, В Серова, Рембрандта и др.), На основании анализа внешнего вида героя составляют представление о внутреннем состоянии изображенного на картине человека. Основной механизм определения эмоционального состояния - эмпатия, вчувствование. Сочинить монолог и представить его аудитории. Анализ работы студентов строится на характеристике способности адекватно описать мир чувств, мыслей и внешне передать состояние героя. Литература, рекомендуемая для выполнения практических заданий и упражнений 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. — М., 1985. 2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1984. 3. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов. - М., 1985. 4. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4-6 классов. - М., 1985. 5. Динейко К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - М., 1986. 6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: В 8т. Т. 4. 7. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М., 1982. 8. Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М., 1973. 9. Петров В.А. Нулевой класс актера. - М., 1985. 10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч. В 8т. Т.1. - М., 1954. 11. Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе переживания / Собр. соч. В 8т. Т.2. – м., 1954. 12. Чехов М. Об искусстве актера // Литературное наследие В 2т. - М., 1986.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|