Проявлений педагогического артистизма)
1. Творческое самочувствие, саморегуляция психической деятельности, эмоциональных состояний. - Увлеченность, воодушевление, вдохновенная отдача на уроке. - Самоорганизация, стабильность творческой формы. - Самоконтроль, самообладание, управление настроением. - Умение снимать излишнее напряжение, волнение. - Умение спокойно относиться к неожиданностям, оперативность в управлении своими психическими состояниями. 2. Обаяние, личностное самовыражение, индивидуальный стиль. - Заразительность, умение очаровать, внушить симпатию, заинтересовать, увлечь, способность овладевать вниманием учеников. - Раскованность, непосредственность и простота поведения. - Яркость, непохожесть на других учителей, нестандартность. - Художественный вкус, чувство прекрасного, стремление к красоте и гармонии, чувство меры. - Искренность, личностная открытость по отношению к детям. 3. Эмоциональность, образность поведения и речи. - Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций. - Выражение сопереживания, сочувствия учащимся. - Эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора. - Необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал. - Эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование «своих» терминов. 4. Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, умения в области вербального общения. - Экспрессивные способности, пластическая изобразительность. - Раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение держаться уверенно, свободно и естественно. - Мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений.
- Жестикуляция, движения — органичность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность — достаточная/недостаточная; скорость двигательных реакций; свойства мимических реакций (доброжелательность и т. д.). 5. Интуиция, воображение, творческая фантазия. - Продуктивность ассоциаций. - Быстрый анализ и точная оценка педагогической ситуации. - Способность «угадать» ребенка, «прочитать» все на его лице. - Умение увлечь, придумать что-то интересное, сделать любой объект привлекательным для себя и детей. 6. Импровизация, педагогический экспромт. - Быстрота реакций, находчивость, изобретательность. - Оперативность памяти, сообразительность. - Умение ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, оценивать ситуацию и принимать решение в незапрограммированных условиях. - Поддержание постоянной, гибкой обратной связи с классом. - Оперативность ответа на изменение условий деятельности, умение на ходу скорректировать план урока. 7. Коммуникативные способности, формы отношений, тон общения с учениками. - Коммуникабельность, легкость в общении, способность быстро находить контакт, умение организовать первичный контакт с классом. - Организация общения «от ученика», сотрудничество. - Доброжелательный тон, дружелюбие, мягкость, чувство такта. - Откровенность, искренность. - Уровень развития эмпатии, сопереживание ученикам. - Взаимопонимание, эмоциональная идентификация. - Рефлексия, способность увидеть себя со стороны. 8. Речевые способности. - Выразительность, эмоциональность, динамичность речи. - Мелодичность, широкий диапазон интонаций, эстетическая привлекательность голоса. - Ясность, чистота, благозвучие речи, дикция. - Богатство словаря, разнообразие лексики. - Убедительность, доходчивость, сила воздействия речи.
9. Наблюдательность, управление вниманием. - Умение уловить изменения в состоянии детей по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир ребенка. - Устойчивость внимания, длительное сосредоточение. - Правильное распределение внимания, его многообъектность. - Переключаемость, динамичность внимания. - Степень концентрированности внимания. - Умение видеть все детали, обостренное восприятие. 10. Суггестивная способность. - Умение привлечь и удерживать детское внимание. - Внушение, эмоционально-волевое воздействие на учеников. - Умение «заражать» своими мыслями, чувствами. 11. Режиссерские способности. - Интрига в построении урока, наличие эмоциональной завязки в начале урока, захватывающего введения. - Поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке. - Энергичность, активность. - Творческая организация взаимодействия с учениками - наличие стратегической сверхзадачи, «сквозного действия», тактических/ситуативных задач, непрерывности действия. 12. Способность перевоплощения, умение «войти в роль». 13. Психологический анализ урока с учетом артистичности педагога (оценка по пятибалльной системе): а) стиль урока (какие приемы использует учитель; стиль общения педагога с классом и степень управляемости педагогической ситуацией общения). Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения; б) особенности самоорганизации учителя, его психологическая подготовленность к уроку. Осознание собственной творческой индивидуальности, особенностей своей психофизической природы. Рабочее самочувствие, настроение учителя в начале урока и в процессе его ведения. Педагогическая целесообразность эмоциональных переживаний учителя на уроке. Заинтересован, активен, все время находится в общении, держит класс «в тонусе» - безразличен, пассивен; в) психологический климат в классе. Умение учителя управлять своим психическим состоянием и создать необходимый эмоциональный настрой. Доброжелателен, держится ободряюще, вежлив и приветлив с учащимися, индивидуализирует общение с различными учениками - недоброжелателен, общается только «сверху вниз», со всеми одинаково, не дифференцируя своего общения;
г) не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои особенности - думает только о престиже, носит «маску», старается держаться за свою социальную роль; д) динамичен и гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, «тушит» возможные конфликты, может поставить себя на место учащегося, создает у говорящего ученика чувство, что его понимают - не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта, невнимателен к говорящему, создает у него ощущение, что его не понимают; е) наблюдение за действиями учителя на уроке (как педагог учитывает особенности восприятия материала учащимися; сравнение плана урока и процесса его реализации в практике - найти отклонения, объяснить их причины, уловить, какие действия были запланированы, а какие являются результатом импровизации; способность к оперативной педагогической импровизации в деятельности и общении).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|