Виды общения и их характеристика.
§ “Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику). § Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого. § Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли. § Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми. § Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера. § Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника. § Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций. Технологии эффективного общения.
Известно, что конструктивное разрешение конфликта предполагает как минимум, эффективное общение конфликтующих сторон, а как максимум – проведение переговоров по разрешению конфликта. Однако, на практике переход к рациональному поведению участникам конфликта удается не всегда по причине отсутствия взаимопонимания, возникновения различных барьеров коммуникации. Для преодоления указанных негативных последствий необходимо освоение современных технологий эффективного общения.
1. Понятие и основное содержание технологий эффективного общения. · Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимопонимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. · Взаимопонимание – социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: – согласовании индивидуального осмысления предмета общения; – взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров. Взаимопонимание является одновременно процессом, результатом и состоянием. Для достижения взаимопонимания необходимо соблюдение четырех условий: 1. Понимание речи взаимодействующей личности; 2. Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности; 3. Учет влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером; 4. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам. · Эмпатия (сопереживание) – осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. Сопереживание следует отличать от жалости. Эмпатия проявляется в форме отклика одного человека на переживание другого; через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия регулирует взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека. Самое главное препятствие к конструктивной работе с конфликтом – это нежелание сторон разрешать его. Стороны не стремятся к разрешению конфликта в двух случаях:
а) Когда ими (или одной из них) принято решение о разрыве отношений; б) Когда сохранение конфликтных отношений создает какие-то преимущества сторонам (или одной из них) Кроме того, существуют и другие препятствия к разрешению конфликтов: 1. Использование «силовых» методов и привычки быть судьею; 2. Оценка каждой из сторон своей позиции, как более обоснованной; 3. Осуждение другой стороны без учета ее реальной позиции. Таким образом, можно утверждать, что главным препятствием к разрешению конфликтов являются неэффективные стратегии поведения. Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создание двух условий: а) Формирование и поддержание атмосферы взаимного доверия в процессе общения; б) Формирование у себя целевой установки на сотрудничество. Рассмотрим содержаниетехнологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии на примере соблюдения определенных правил и норм общения: 1. Концентрируйте внимание на говорящем, на его сообщении; 2. Уточняйте правильность понимания общего содержания передаваемой информации и ее деталей; 3. Сигнализируйте другой стороне то, что Вы усвоили предназначенное для Вас сообщение; 4. Не перебивайте говорящего, не критикуйте, не давайте советов; 5. Добивайтесь, чтобы Вас услышали и поняли. Для этого соблюдайте последовательность в передаче и приеме информации; 6. Поддерживайте атмосферу взаимного доверия и взаимного уважения к собеседнику; 7. Используйте неречевые средства коммуникации (мимику, жесты, пантомимику) для улучшения понимания в ходе общения. Важное место в разрешении конфликтов играет переход от эмоционального к рациональному поведению.
Понятие о невербальном общении. Системы невербальной коммуникации. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансценыобщения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|