Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уход из дома. Что нужно принять во внимание. Как нужно говорить. Как не нужно говорить. Вербализм




Уход из дома.

Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О. Цветковой.

– М.; Издательство института психотерапии, 2002

 

Четверть миллиона детей в возрасте до тринадцати лет каждый год убегают из дому. Среди подростков это число больше. Исследование, проведенное в 1998 году, показало, что большинство из них покидают дом из-за постоянных физических и эмоциональных притеснений. Дети говорили, что бегство для них было не просто попыткой досадить родителям, а единственным спасением, при этом многие из них искали возможности помириться с родными.

Что нужно принять во внимание

Всегда лучше перестраховаться. Считайте, что побег — это признак того, что вашего ребенка что-то очень сильно беспокоит.

Большинство беглецов останавливается в доме друзей или родственников.

Дети младшего возраста, которые убегают просто потому, что злы на родителей, должны быть предупреждены об опасностях такого бегства.

Причиной побега из дому для многих детей являются оскорбления, как словесные, так и физические. К причинам, стоящим на втором месте, относятся неспособность общаться с родителями, хаос в домашней обстановке, а также желание сопровождать друга, который решил бежать из дому.

Как нужно говорить

 

• УЧИТЕ. Для того чтобы объяснить детям, какими серьезными и опасными последствиями может обратиться бегство из дому, используйте соответствующие сообщения новостей. (Не беспокойтесь о том, что вам, возможно, придется рассказать ребенку то, о чем он иначе бы и не узнал. ) «Большинство детей не убегают из дому. И если они делают это, то зачастую потому, что дома у них серьезные проблемы, или потому, что ребенок не верит, что может поговорить о каких-то моментах с родителями. Я хочу, чтобы ты поняла, что всегда можешь поделиться своими мыслями со мной. А еще мне хочется, чтобы ты поняла, что побег из дому очень опасен».

 

• Если ваш ребенок угрожает сбежать, то найдите время подумать, что может лежать в основе этого желания. «Ты уехал на велосипеде, хотя я не разрешал тебе. В качестве наказания я запретил тебе сегодня прикасаться к нему. Теперь ты грозишь убежать из дому. Мне кажется, что тебя что-то тревожит. Давай поговорим об этом».

 

• Если ваш ребенок угрожает вам побегом из дому, то не пугайтесь этого. Используйте принцип «ЧТО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ»: «Если я узнаю, что ты убежал, я позвоню в полицию. Кроме того, я поговорю со всеми твоими друзьями и их родителями, чтобы найти тебя».

 

• Если ваш ребенок угрожает сбежать, приводит веские доводы и пытается манипулировать вами, то не уходите в сторону конфликта. Используйте такие слова, как «тем не менее», «но», «все же» и «несмотря на», которые будут возвращать вас к сути беседы. «Несмотря на то что ты сердишься на меня из-за того, что я не отпустила тебя на танцы, я позвоню в полицию, если ты решишь убежать». Или: «Несмотря на твои проблемы, я все же позвоню родителям твоих друзей, чтобы они помогли найти тебя, если ты убежишь. Мы можем решить твои вопросы иным способом, чем побег из дому».

 

•  «Скажи мне, какую проблему ты решишь, убежав из дому? » Побег - это попытка бегства от проблемы.

 

• Если ваш ребенок постоянно поднимает этот вопрос, отнеситесь к этому серьезно. СОПЕРЕЖИВАЙТЕ, когда нужно: «Ты не поладил со своим отчимом и поэтому хочешь убежать из дому. Могу представить себе, как тебе бывает тяжело, когда ты с ним споришь. Давай поговорим о том, что может помочь вам поладить друг с другом».

Как не нужно говорить

 

•  «Убегай, если хочешь. Ты ведь все равно вернешься». В 60-х годах была популярна телепередача «Шоу Энди Гриффита». В одном из эпизодов малолетний мальчик Оупи решил убежать из дому, и его отец, пользуясь «обратной психологией», позволил ему это. Разумеется, мальчик вернулся. Однако в сегодняшнем обществе слишком много опасностей, чтобы так рисковать.

 

•  «Это не повод для бегства... » Вы упускаете самое главное. Ваш ребенок, очевидно, считает свою причину достаточно веской. Лучше прислушаться к тому, что тревожит ребенка, и сделать навстречу ему соответствующие шаги.

• «Ты никогда ничего не достигнешь, если думаешь, что можно просто убежать от своих проблем». Нападками на личность ребенка вы лишь усилите его обиду. Критикуйте поведение, а не человека как такового. «Я знаю, что когда ты над всем хорошо подумаешь, ты поймешь, почему побег опасен».

Если ваш ребенок бежит из дому из-за физических наказаний, сексуальных домогательств или словесных оскорблений, то нужно немедленно предпринять шаги, прекращающие эти действия. Иначе вероятность побега из дому будет очень велика.

 

Вербализм

 

Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. /Под ред. П. Г. Нежнова. - Томск: “Пеленг”, 1993.

В отличие от других типов развития школьника «вербализм» связан, прежде всего, именно с особенностями познавательных процессов: дети, развивающиеся по этому типу, отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой в развитии мышления.

«Вербализм» формируется уже в дошкольном возрасте. Многие родители считают речь важнейшим показателем общего психического развития. Они прикладывают значительные усилия к тому, чтобы ребёнок научился бойко, гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов. Те же виды деятельности детей дошкольного возраста, которые вносят основной вклад в умственное развитие (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и пр. ) оказываются на втором плане. Мышление, особенно образное, развивается недостаточно.

Бойкая речь, уверенные ответы на вопросы, огромная «эрудиция» ребёнка-дошкольника привлекают повышенное внимание окружающих, которые высоко оценивают достижения ребёнка. Поэтому «вербализм», как правило, сочетается с повышенной самооценкой ребёнка и с завышенной оценкой способностей ребёнка родителями. В период начального обучения часто обнаруживается несостоятельность ребёнка в плане решения задач и любой деятельности, требующей образного мышления. Не понимая, в чём причина трудностей ребёнка, родители склонны винить учителя. Для ребёнка задержка развития мышления чревата постоянным неуспехом в деятельности. В этом случае возможно дальнейшее развитие по типу «хронической неуспешности».

Сопровождающие «вербализм» симптомы – это демонстративность, связанная с ориентацией на достижения, и инфантильность мотивов общения, связанная с недоразвитием мышления.

Вербализм предполагает те же рекомендации, что и парциальная педагогическая запущенность (иногда он так и трактуется). А глубоко зашедшая педагогическая запущенность практически (по результату и способам коррекции) неотличима от ЗПР. Поэтому во всех этих трудных для домашней коррекции случаях необходимо обращение к специалистам-дефектологам. Общая рекомендация родителям такова; начинать коррекционные занятия надо с того места в развитии ребёнка, где продуктивные виды деятельности прекратили формироваться и начали выхолащиваться в пустые словесные формы. И все дошкольные «хвосты недоразвития» следует доформировать, но средствами чуть более взрослыми, чем при работе с дошкольниками, ибо развитие мотивационно-личностной сферы всё же происходило. Компенсация дошкольных пробелов и отставаний у младших школьников сильно осложняется тем, что они всё время не успевают за школьной программой. Поэтому у родителей, вынужденных заниматься с ребёнком дополнительными школьными делами, просто не остаётся времени на систематические дошкольные занятия. И им предстоит самим сделать тяжкий выбор: работать «на школу» или «на ребёнка». Разумеется, психолог осторожно советует не дублировать в доме школу, жить с ребёнком дома домашней, родительской жизнью, в которую дошкольные, полезные ребёнку виды деятельности включаются куда более естественно, чем почти непосильные ребёнку школьные занятия. Основная тактика работы с «вербалистом»: придержать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность: «Ты мне потом расскажешь, как будут жить зверюшки. А сначала давай их слепим». Но после того, как дело сделано, конечно же с ребёнком надо побеседовать, ибо это для «вербалиста» — главное удовольствие.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...