Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если есть основания считать, что подро­сток не имеет возможности самостоя­тельно справиться с ситуацией, психолог обязан предпринять необходимые меры, связаться с различными службами и орга­нами.




Если есть основания считать, что подро­сток не имеет возможности самостоя­тельно справиться с ситуацией, психолог обязан предпринять необходимые меры, связаться с различными службами и орга­нами.

Следует отметить, что на первом этапе кризиса пребывание подростка в стационаре, пусть и не по собственной воле, содержит для него больше позитивных, чем негативных факторов. Решается проблема освобождения от ответственности за совершенные незначительные правонарушения, создается барьер, защищающий его от спонтан­ной агрессии родителей или лиц, их замеща­ющих, создаются возможности для взятия ситу­ации под контроль местными органами социаль­ной защиты в послеклиническом периоде. При терапии эмоциональных нарушений, связанных со стрессом, положительную роль играет воз­можность перенесения ответственности за сло­жившуюся ситуацию с личности подростка на болезнь, особенно в начале лечения.

Желательно в приемлемой форме дать подро­стку психологическую информацию, необходи­мую для концептуализации кризиса, при этом можно обратиться к теории психоанализа, кон­цепциям К. Левина, А. Лазаруса.

Согласно теории К. Левина, поведение отдель­ного человека зависит от его личности и окруже­ния. Сумму всех факторов, связанных с лично­стью, окружением и их взаимодействием, Левин называет жизненным, или психологическим пространством личности. Поведение человека — функция его жизненного пространства. Подро­сток уже покинул надежное жизненное пространство ребенка, а пространство взрослого им еще не построено. Подрос­ток сталкивается с новыми требования­ми, причем собственные механизмы пре­одоления трудностей у него отсутствуют. В теории Лазаруса критические жизненные события могут приводить либо к нарушению механизмов преодоления и патологическим явлениям, либо к конструктивным решениям. Лазарус делает акцент на позитивном варианте раз­вития и возникающих в результате созидатель­ных и приспособительных силах.

Можно рассматривать три стадии процесса преодоления трудностей:

 

1. первичная (когнитивная и аффективная) оцен­ка ситуации;

 

2. вторичная оценка альтернативных возмож­ностей решения проблемы;

 

3. третичная оценка, то есть переоценка ситу­ации и выбор новых альтернатив поведения.

 

Все эти стадии не обязательно разделены и следуют друг за другом. Они могут переходить одна в другую, оказывая взаимное влияние на результат.

Формирование новых стратегий преодоления трудностей происходит тогда, когда известный индивиду набор готовых шаблонов поведения оказывается исчерпанным и необходимо сделать нечто новое. Следовательно, возникновение новых стратегий преодоления трудностей ведет к дальнейшему развитию личности. Таким обра­зом, взросление рассматривается Лазарусом как особая фаза развития, где происходит активация процессов преодо­ления трудностей, одновременно служа­щих стимулом дальнейшего развития. Эта теория является хорошей основой для концепту­ализации смысла подросткового кризиса. Кроме того, именно Лазарус сделал весомый вклад в разработку мультимодальной терапии, которая является основным инструментом действий пси­холога во второй фазе.

Важно учитывать, что в случае хронического стресса подросток может иметь развитые «фан­тазии семейного романа», поэтому побег может выглядеть запланированным. Эмоциональная ре­акция в этом случае связана с разрушением фантастических планов.

Большой вклад в описание этого феномена внес 3. Фрейд в 1908 году, показав его возникновение в латентном периоде в результате усилий ребенка, направленных на внутрипсихическое дистан­цирование от родителей. Предполагая себя отвергнутым родителями, ребенок находит ком­пенсацию в нарциссизме и фантазиях: он вооб­ражает, что является приемным ребенком или пасынком, что он имеет «благородное» или сверхъестественное происхождение и просто волей рока отдан в эту семью до тех пор, пока не появятся возможности вернуться к своим насто­ящим родителям.

Пример с Эдуардом

16 лет, старший из трех детей в семье скуль­птора. Мать — работник банка. С трудом выдер­живал соперничество с младшим братом за вни­мание матери. После рождения сестры (разница в возрасте — 12 лет) несколько раз создавал опасные для нее ситуации. После адекватного наказания стал друзьям по секрету рассказы­вать, что является побочным сыном известной певицы, которая рано или поздно устроит его жизнь и карьеру в шоу-бизнесе.

В библиотеке выбирал произведения в стиле «фэнтези», научную фантастику, книги Ричарде Баха. Интересовался телевизионными програм­мами о НЛО, магии, парапсихологии. Отдал парапсихологам все семейные сбережения в обмен на амулет, «приносящий счастье». После этого сообщил своей подруге, что является робо­том — посланцем древнейшей цивилизации ее звезд, который многие тысячелетия наблюдает за развитием жизни на Земле. Он только ожидает специального сигнала, после получения которого окажет колоссальное воздействие на историю человечества. И что этот сигнал поступил.

В тот же день во время просмотра концерта певицы сообщил своим друзьям, что в следующем году будет выступать в ее шоу и должен немедленно к ней ехать. В Москву уехал, «хорошо подготовившись», оставив прощальное письмо. Испытал шок, когда певица его не узнала.

«Фантазии семейного романа» означают разочарование и крушение иллюзий: ребенок видит, что его родители не являются, как он полагал, совершенными и всемогущими. Параллельно происходит и деидеализация «образа Я», психоанализ считает эти процессы наиболее мучительными аспектами взросления. Формирование адекватного «образа Я» тесно связано с результатами деидеализации, и только на этой основе возможно установление подростком новых, более зрелых взаимоотношений с родителями и развитие у него способности к зрелой любви и симпатии, близости. Крайне сложно предугадать, является ли побег частью плана воздействия на родителей и близких.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...