Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фактически цель воспитания трудного ребенка - формиро­вание состояния самоперевоспитания.




Фактически цель воспитания трудного ребенка - формиро­вание состояния самоперевоспитания.

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребнос­ти и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Воспитание трудных детей подразумевает включение сле­дующих компонентов:

§ целенаправленной работы по нравственному просвеще­нию (это уроки этики, нравственные беседы, индивиду­альные консультации и т. п. );

§ актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внекласс­ная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель - ученик, учитель - родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);

§ введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

§ оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

Каковы принципы воспитания трудных детей?

Принцип ориентации на позитив в поведении и харак­тере ребенка. Этот известный принцип, который был сфор­мулирован еще А. С. Макаренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по новому взгля­нуть на свое поведение.

Условиями реализации данного принципа являются:

• стимулирование самопознания ребенком своих положи­ тельных черт;

• формирование нравственных чувств при самооценке свое­го поведения;

• постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

• доверие к ребенку;

• формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;

• оптимистическая стратегия в определении воспитатель­ных задач;

• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип отражается в следующих правилах:

* преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка

* доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;

* приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;

* защита педагогом интересов ребенка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

* постоянный поиск педагогом вариантов решения воспита­тельных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;

* защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;

* формирование педагогом в классе, школе, группе и дру­гих объединениях учащихся гуманистических отноше­ний, которые не допускают унижения достоинства детей.

Принцип социальной адекватности воспитания тре­бует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.

Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

• учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;

• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

• обеспечение комплекса социально-педагогической помо­щи детям;

• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т. д. );

• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной ин­формации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отра­жается в следующих правилах:

* воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений ребенка;

*школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

* педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

* все участники воспитательного процесса должны взаимо­действовать.

Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведениемпредполагает определение индивиду­альной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные ви­ды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учеб­ной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации явля­ются:

• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;

• определение эффективности влияния фронтальных под­ходов на индивидуальность ребенка;

• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

• предоставление возможности учащимся самостоятельно­го выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип реализуется в следующих правилах:

*    работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;

* успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

*    выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;

* поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;

* постоянное отслеживание эффективности воспитательно­го воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых пе­дагогами.

Принцип социального закаливания трудных детей пред­полагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз­действия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям че­ловека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закалива­ния являются:

• включение детей в решение различных проблем соци­альных отношений в реальных и имитируемых ситуаци­ях (социальные пробы);

• диагностирование волевой готовности к системе социаль­ных отношений;

• стимулирование самопознания детей в различных соци­альных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

• оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведе­ния в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

* проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

* ребенок не всегда должен легко добиваться успеха всвоих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;

* не только радость, но и страдания, переживания воспиты­вают человека;

* волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

* нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...