Фактически цель воспитания трудного ребенка - формирование состояния самоперевоспитания.
Фактически цель воспитания трудного ребенка - формирование состояния самоперевоспитания. Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент. Воспитание трудных детей подразумевает включение следующих компонентов: § целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. п. ); § актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель - ученик, учитель - родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы); § введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников; § оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся. Каковы принципы воспитания трудных детей? Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Этот известный принцип, который был сформулирован еще А. С. Макаренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по новому взглянуть на свое поведение. Условиями реализации данного принципа являются:
• стимулирование самопознания ребенком своих положи тельных черт; • формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения; • постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам; • доверие к ребенку; • формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач; • оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач; • учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов. В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: * преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка * доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему; * приобщение педагогом ребенка к добру и доброте; * защита педагогом интересов ребенка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем; * постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач, которые принесут пользу каждому ребенку; * защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности; * формирование педагогом в классе, школе, группе и других объединениях учащихся гуманистических отношений, которые не допускают унижения достоинства детей. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка. Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды. Условиями реализации данного принципа являются: • учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач; • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка; • обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям; • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т. д. );
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций. В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах: * воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений ребенка; *школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума; * педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка; * все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведениемпредполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются: • мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка; • определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка; • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка; • учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие; • предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования. В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: * работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них; * успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других; * выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;
* поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним; * постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами. Принцип социального закаливания трудных детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Условиями реализации принципа социального закаливания являются: • включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы); • диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; • стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях. В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: * проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них; * ребенок не всегда должен легко добиваться успеха всвоих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем; * не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека; * волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня; * нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|