Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тяжесть и частота симптомов. Изменение поведения. Ситуационная специфичность симптома




Тяжесть и частота симптомов

Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Соответственно, когда говорят, что у ребенка бывают ночные кошмары, вспышки ярости, тики или какие-то другие неблагоприятные симптомы, очень важно прежде всего выяснить частоту их проявления и ясно представить себе реальную картину нарушения. В чем же состоит припадок: в двухминутном крике или в получасовом плаче с катанием по полу? Почему родители считают, что у ребенка бывают ночные кошмары: потому ли, что он по утрам вспоминает увиденный неприятный сон, или потому, что он просыпается среди ночи весь в поту и слезах? В этих случаях также важно, повторяется ли это с ребенком каждую ночь или происходит не чаще одного раза в месяц.

Изменение поведения

Появление изменений в поведении является еще одним важным аспектом диагностики. Другими словами, анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Конечно, в течение жизни разнообразные формы поведения могут быть очень сложными, но если в поведении ребенка возникают изменения, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития, к этим изменениям следует всегда относиться внимательно.

Ситуационная специфичность симптома

Существует распространенное мнение, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определен­ной обстановке. Между тем степень ситуационной специфичности симп­тома является не самым лучшим критерием анормального поведения. Тем не менее важно обращать внимание на наличие этого признака. Его существование и изменение проливают определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание комбинацию из всех вышеназванных критериев. Но даже в этом случае определение «ненормальности» только на основе статистических данных, т. е. данных о частоте симптома, представляется недостаточным. Необходимо также учитывать, насколь­ко отклонение от нормы повреждает развитие.

В чем причина отклонений в поведении? (Мнение детей и подростков) Ответить на вопрос «Почему появляются трудные дети? », можно на основе комплексного анализа, который должен вклю­чать в себя «внутреннюю» часть — опрос самой молодежи по проблемам отклоняющегося от нормы поведения и тем мерам, которые необходимо использовать, чтобы свести к минимуму наличие таковых, а также «внешнюю» часть, включающую в себя опрос родителей, специалистов, работающих с детьми и подростками с девиантным поведением, и представителей различных специальных институтов, решающих проблемы организации воспитательно-профилактической работы с труд­ными детьми.

Авторы книги предложили учащимся самим ответить на вопросы о том, какое поведение они считают отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены на трудного ребенка?

Несомненно, что в основе педагогической цели, реализуе­мой по отношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Фактически, когда мы говорим о воспитании такого ребенка, мы предполагаем, что необходимо создание условий для осоз­нания ребенком необходимости переоценки своего поведения.

При этом проявляется такая особенность социальных отно­шений детей с девиантным поведением: с одной стороны, они чаще всего воспринимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нравственным позициям, с другой - всякую негативную оценку своих поступков они воспринима­ют как несправедливое отношение к ним лично.

Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной дея­тельности. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентиру­ются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Вторым условием является самореализация детей в процес­се социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружаю­щей социальной средой.

Главное - добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, бази­рующуюся на основе нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувст­вие других людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...