Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деньги. дети и деньги




Деньги

дети и деньги

М. Кравцова. «Школьный психолог» №5-2003

Современные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Именно в начальной школе у многих детей формируется отношение к деньгам, и именно в этом возрасте можно еще что-то исправить.

БЕЗОПАСНАЯ ИГРА

Мама семилетнего Миши поделилась своей тревогой: «Сын никогда деньгами не интересовался, а теперь только о них и говорит, спрашивает у меня, что сколько стоит». Но больше всего ее встревожило, что сын стал рисовать деньги.

Интерес к деньгам закономерен, он проявляется уже у двухлетних детей. Например, ребенок может строить из монеток башни или «печь блины». В этом возрасте ребенок видит, что деньги играют важную роль в жизни взрослых, но еще не понимает их функцию и по-своему использует эти привлекательные блестящие штучки, которые так часто видит в руках у родителей.

Следующая стадия знакомства с деньгами — попытка их воспроизвести, создать. Бумажная валюта появляется в детских играх примерно в четырехлетнем возрасте. Ребенок видит, что все монетки и купюры разные, они отличаются размером и цветом. Старательно вырезая из бумаги кружочки и прямоугольники разного размера, раскрашивая их, дети стремятся максимально точно скопировать оригинал.

В этих играх нет ничего странного или опасного - дети пытаются приобщиться к еще одной сфере взрослой жизни. У них есть много игрушечных копий взрослых вещей: машинки, инструменты, мебель. Теперь к ним добавляются и деньги. Иногда интерес к внешнему виду денег в старшем возрасте может перерасти в хобби — занятие нумизматикой.

Практически одновременно с рисованием денег начинается следующая стадия знакомства с деньгами - овладение их социальной функцией. Дети начинают воспроизводить в своих играх ситуацию из жизни взрослых — обмен денег на конкретные вещи. Четырехлетние дети играют в магазин, а более старшие увлекаются настольными играми, например, «Менеджер» или «Монополия». Таким образом дети учатся не только считать, но и планировать, соотносить свои возможности с реальностью.

Некоторые родители боятся, что игрушечные деньги создадут у детей ощущение легкости их получения. Скорее обесценивают деньги виртуальные игры. А в ролевых или настольных играх ребенок может проследить закономерности: было столько-то монет (купюр), купил игрушку (дом) — осталось меньше или совсем не осталось. С реально существующими деньгами, пусть даже игрушечными, расстаться сложнее, чем с виртуальными. Ворочая миллионами в компьютерных играх, ребенок не может представить, о какой сумме идет речь.

ИСКУССТВО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ

Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и учиться этому искусству следует именно в детстве. Учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами можно начинать, как только он стал проявлять интерес к этой стороне жизни. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покупкам и, конечно же, родительский пример — вот основные способы научить ребенка экономии и рачительности.

Наиболее частый вопрос, который задают родители, придя на консультацию: с какого возраста начинать давать ребенку карманные деньги и какой должна быть их сумма? Не повлияет ли это отрицательно — избалует, воспитает легкомысленное отношение к деньгам?

На самом деле наличие денег, которыми ребенок может распорядиться так, как пожелает, приучает ребенка к самостоятельности. Обычно необходимость в карманных деньгах возникает, когда ребенок поступает в школу. Именно в школе у детей появляется постоянный соблазн и возможность купить что-то в буфете. Карманные деньги можно выдавать ребенку раз в неделю или каждый день. Лучше всего ознакомиться с ценами в буфете и давать ребенку на день сумму, которой хватит на покупку шоколадки или сока. Если деньги выдаются только на школьный обед, то лучше разрешить малышу сдачу оставить себе и потратить по своему желанию. Иначе вместо обеда он станет покупать себе разные лакомства, да еще и попытается скрыть это от родителей.

Если ребенок мечтает о какой-то крупной и дорогой вещи, можно предложить ему завести копилку, куда он сможет складывать сэкономленные карманные деньги, деньги, подаренные близкими, и т. д. Понятно, что не на каждую вещь можно накопить требуемую сумму таким способом. Но если в планы родителей все равно входила покупка желаемого, то можно заранее договориться с ребенком, какую часть ему необходимо собрать, а какую добавят родные.

Многих родителей волнует то, что ребенок может «неправильно» потратить свой капитал. Но даже если ребенок накупит на всю сумму шоколаду, а потом будет маяться животом, то для него это станет более впечатляющим уроком, чем родительский запрет. В следующий раз так бездарно он свои деньги не потратит. Не следует забывать, что смысл карманных денег именно в том, что ребенок может распоряжаться ими по своему усмотрению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...