Преодоление конкретных трудностей общения, порожденных застенчивостью.
Прорабатывая первый раздел книги, вы, наверное, уже начали замечать некоторые положительные сдвиги в поведении своего ребенка. Постепенно он стал активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок. Истинно застенчивые дети, кстати сказать, легко соглашаются на игру в заданных рамках, не стремятся кардинально изменить сюжет и характер главного героя. Наоборот, они бывают счастливы, обнаружив в нем созвучие с собственным характером и собственными переживаниями. И радуются возможности побыть артистами. Их надо только постоянно подбадривать и хвалить. Упорное сопротивление и тем более, желание играть по своим, а не по чужим правилам, свидетельствует о том, что застенчивость ребенка вторична. Главное же в его характере - претензии на лидерство. А часто и повышенная демонстративность (одно с другим тесно сцеплено). Однако не спешите закрыть книгу. Вашему ребенку тоже не повредит раскрепоститься и приобрести полезные навыки общения. Разумеется, не для всех детей в равной степени актуальны те или иные поведенческие трудности. Поэтому этот раздел не надо «пропахивать» целиком, а стоит выбрать те игры и упражнения, которые помогут вашему вполне конкретному ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Раскрепощающие игры и упражнения Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребенком, это его невероятная скованность, напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а самооценка ребенка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему еще далеко, многие родители пытаются отдать застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобие попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детейсовершенно не соревновательный, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, только еще больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли смогут на этом этапе. Особенно мальчикам. Ведь в наши
Лучше идти от простого к сложному. Как и в любом другом деле. Займитесь сначала сами раскрепощением своего малыша. Как? - Начните с МИМИКИ и ЖЕСТОВ. 1. «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ» (для детей 4-10 лет). Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и прочие упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.
2. «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» (для детей 5-10 лет). Для этой игры идеально подходят стихи А. Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейшийматериал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше - «Обида», " Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие. Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка, даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости.
3. «ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ» (для детей 4-10лет). Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете
4. «ГДЕ МЫ БЫЛИ — МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ» (для детей 5-10 лет). Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно длиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами. 5. «ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ» (для детей 5-10 лет) Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок или несколько детей, распределивших между собой роли, изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть нешкольными и эмоционально окрашенными. Например: - Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным и даже улыбается. Хотя и с трудом. - Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается - не видит ли его мама, а то она сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш,
- Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет. - Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами). - Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю). 6. «РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ» (вариант игры, предложенной М. И. Чистяковой) (для детей 4-10 лет). Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии. Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры: Бабушка открывает внуку дверь Бабушка: Ты где пропадал, озорник? Внук жестами показывает, что играл в футбол. Бабушка: Ну и как настроение? Внук поднимает большой палец кверху - дескать, отлично. Бабушка: А почему ты хромаешь? Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания Бабушка: Нет, все-таки... Ты что, упал? Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду. Самый простой прием для создания комических ситуаций - это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится.
7. «ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»(игра, предложенная Н. Кухтиной; подходит для детей 6-10 лет). Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «пойдем купаться, вода сегодня теплая», « принеси стакан воды, я хочу пить» и т. п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов. Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.
8. «РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА» (упражнение, предложенное В. Леви; годится для детей 7-10 лет). Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как: - малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги, - глубокий старик, - пьяный, - лев, - горилла, - артист на сцене. (Разумеется, вариантов может быть намного больше). Упражнения на выразительность речи Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и за ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их случае нечего и мечтать. Поэтому им стоит предложить специальные речевые игры и упражнения.
1. «КТО БОЛЬШЕ? » (для детей 7-12 лет). Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно и т. д. А «здравствуй» - но или уныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно… Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. По наблюдениям многих психологов, современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть. Так что это упражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим. Детям старше 10 лет (а в принципе в эту игру можно играть и подросткам) я бы рекомендовала вкратце обрисовывать и ситуацию, в которой уместна та или иная интонация. 2. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ» (для детей 7-12 лет) Когда игра «Кто больше? » будет как следует освоена, приобретенное ребенком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой игрой. Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными и различными по темпоритмическому рисунку: «Хороший мальчик! », «Отстань! », «Пожалуйста, не сердись! » «Мама, он меня обижает! », «Ура! », «Бедненький мой», «Вот это да! » и проч. Научившись улавливать и воспроизводить чужие интонации, замкнутые, застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к окружающим. 3. «РАЗНЫЕ ГОЛОСА» (для детей 4- 7 лет) Лучше всего использовать этот прием при игре в кукольный театр. Инсценируя сказки, поручайте ребенку несколько ролей и учите его изменять голос, когда он говорит. Дети преддошкольного возраста могут, изображать персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например: - Мышка-Норушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как однажды ее чуть не поймала Сова, а Лягушка-Квакушка ей сочувствует; - звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу; - персонажи «Кошкиного дома» возвращаются к себе осуждают прием, который им устроила Кошка; - Котята мерзнут на улице и стараются подбодрить друга, рассказывая веселые истории. 4. «РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ» (игра, предложная В. Леей, подходит для детей 8-12 лет). Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить - шепотом, - с максимальной громкостью. - с пулеметной скоростью, - со скоростью улитки, - как робот, - как иностранец. При желании можете, естественно, включить в задание и свои варианты. Комплексные игры, снимающие страх публичных выступлений 1. «ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА» (для детей 6-10 лет) Один игрок изображает царевну-Несмеяну, а остальные, как умеют, пытаются его рассмешить (можно пантомимой, а можно и словесно). Тот, кому это удастся, сам становится царевной. 2. «ЗООПАРК» (для детей 7-12 лет). Надо стараться, чтобы в этой игре было как можно 3. «ФАНТЫ» (для детей 6-14 лет) Эта игра, особенно популярная до революции, неизменно вызывает у детей восторг. Фанты можно придумывать вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное, постараться, чтобы в заданиях было как больше юмора и чтобы они были детям по силам. Кромеобычных просьб прочитать стихотворение, спеть, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить: обезьяну, льва, ежика или дикообраза, павлина, ворону, Бабку-Ежку, пьяницу, хулигана, дряхлого старичка, маленького капризного ребенка, сварливую рыночную торговку, рассерженную маму, грозного папу, пирата, лунатика, мага, первобытного человека.
Застенчивость перед взрослыми На психокоррекционных занятиях, которые мы ведем вместе с И. Я. Медведевой, побывало много застенчивых детей. И на каждого ребенка родители заполняли специальную анкету. Сейчас передо мной лежат две стопки таких анкет: в первой, довольно объемистой, - анкеты мальчиков и девочек, которые стесняются взрослых, но с детьми общаются хорошо, а во второй (она гораздо меньше) – «досье» на тех, кто предпочитает одиночество. Я помню этих ребят в лицо, помню их мам, взаимоотношения в семьях… И вырисовывается интересная, но уж очень невеселая картина: глядя на эти две стопки, я отчетливо понимаю, что дети из первой группы были бы вполне благополучными, если бы не давление взрослых. И их не пришлось бы потом водить по врачам и психологам. Во второй же группе главная загвоздка все-таки в самом ребенке, в его характере и особенностях психики. И хотя у родителей объективно больше оснований для недовольства, они, как правило, стараются проявлять терпимость. Однако чрезмерной скованностью в общении со взрослыми страдают дети из обеих групп. Конечно, описанные выше игры тоже помогают застенчивому ребенку преодолеть барьер в отношениях со взрослыми, но лучше заняться этим более целенаправленно. Увы, Но вам доступно иное. Вы как никто другой знаете привычки своего ребенка, вам известно множество подробностей, образующих духовную ткань его жизни. Да и, потом, вы будете действовать в более естественных условиях, так что вам будет легче, чем посторонним людям, выбрать благоприятный момент для занятий с ребенком (когда он не устал, не раздражен, хорошо себя чувствует и т. п. ). Так что если влияние хороших групповых методов психотерапии можно сравнить с ударной дозой сильнодействующего лекарства (оно снимает остроту заболевания, но его нельзя принимать слишком долго), то эмоционально развивающие игры в семейной обстановке - это поддерживающая терапия или, если хотите, гомеопатия. Эффект будет, может быть, не столь быстрым, но зато более стойким. К играм, которые описаны в данной части, особенно важно привлекать других взрослых. В конце концов, во дворе, на даче или в доме отдыха всегда найдутся люди, которые не прочь повозиться с детьми. Ну, а своих чересчур серьезных родственников (в основном, мужского пола), считающих игру пустой тратой времени и детскими глупостями, заставьте хотя бы иногда выступать в роли зрителей. Только благожелательных, а не суровых и вечно выискивающих недостатки. Хватит того, что они такие в повседневной жизни. 1. «САЛОЧКИ» (для детей 4-12 лет) Сразу оговорюсь, что детям, о которых идет речь, полезны ЛЮБЫЕ подвижные игры с участием взрослых. Взрослые только должны следить за тем, чтобы застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не оставался постоянно в проигрыше. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его достижение и, главное, не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных детей, которые всегда будут опережать вашего ребенка и подчеркивать свое превосходство над ним. Разновидностей «салочек» очень много: во-первых, обычные, во-вторых, «салки-ножки-на весу», когда севшего на скамейку уже нельзя осалить, в-третьих, «салки-в- Ну, а если вы все-таки захотите затронуть тему родительской ласки и покровительству взрослых в играх, обратитесь к «Бездомному котенку», «Роботу» и «Ученику волшебника». 2. « НАРИСОВАТЬ ФИГУРУ» (предложена В. Петрусинским, можно приспособить для детей 6-12 лет) Играть нужно минимум вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары (один взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями, но сразу на столь решительный шаг согласятся далеко не все, многих придется подводить к этому постепенно, повторяя игру в течение нескольких недель). Можно, правда, попробовать ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если Правила таковы: партнеры договариваются, что они будут изображать (естественно, взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка не была слишком сложной и трудно 3. «ПЕРЕДАЙ РИСУНОК» (для детей 6-12 лет). Число игроков не ограничено. Принцип как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он догадывается, это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка… Получив сообщение-рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого (как, впрочем, и во всех остальных играх) – создать веселую, непринужденную атмосферу.
4. «ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ» (игра, предложенная Рудестамом, для детей 6-9 лет) В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача - упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы. 5. «КОНСПИРАТОР» (игра, предложенная В. Петрусинским, рекомендуется для детей 5-10лет). Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп! » Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор - тот, кого узнали последним. 6. «СКУЛЬПТУРА» (А. Б. Домбрович, для детей 5- 7лет) В игре должно участвовать как минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят изобразить, и затем первый игрок «лепит» ее из второго, постепенно заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за скульптура.
7. «БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК» (для детей 4-8 лет). Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндерсюрпризов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком -короче любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца). В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и, главное, 8. «РОБОТ» (для детей 5-9 лет) Вообще-то в этой игре действуют не животные, а люди, но если ваш ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не противьтесь. И «не переходите на личности», т. е. не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно. Ведь члены вашей семьи стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик — тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка! ). Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай! Вставай, а то опоздаешь, - тормошила мама героя Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную! » Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают. В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он очень переживал, думал... (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам - как Когда герой возвращается домой, все недоразумения выясняются, а главное, они с мамой додумываются, как же ни все-таки жить дальше... (Эту стратегию нужно, естественно, выработать совместными усилиями. И не только выразить словами, но и опробовать в сценках). 9. «УЧЕНИК ВОЛШЕБНИКА» (для детей 5-9 лет). Девочки могут играть не в Волшебника, а в Волшебницу или Фею - как им больше нравится. Сюжет игры таков: ребенок (желательно называть его настоящим именем) во сне или наяву, по его выбору, встречает Волшебника, который становится его покровителем. Волшебник дает ребенку чудесный свисток (колечко, дудочку, бусинку и проч. - что придется по душе), которым его можно в любую минуту призвать на помощь. Дальше многое зависит от вашей изобретательности. Ни в коем случае не стесняя фантазию ребенка и соглашаясь с его вариантами, предлагайте свои сюжеты, в которых бы в завуалированно-сказочной форме фигурировали конкретные трудности вашего ребенка. Допустим, ваш Кирюша (Антон, Маша) робеет, когда чужие люди у него что-то спрашивают, а ему скоро предстоит собеседование при поступлении в школу. Разыгрывайте сценки, как Волшебник, пообещав взять Кирюшу в сказочную страну, побуждает его тренировать смелость и общительность: сначала спросить у прохожего на улице время (может быть, он невидимый стоит за спиной Кирюши, оказывая ему моральную поддержку, а может, Кирюша получает какое-то волшебное снадобье, вселяющее в него отвагу? ), потом отправляет его за хлебом или за молоком (где Кирюша, естественно, общается с продавщицей), потом просит немного развлечь какими-нибудь интересными рассказами одинокую старушку, живущую по соседству, и т. п. Затем Волшебник берет Кирюшу в сказочную страну, где они вступают в контакт с ее жителями, переживают множество приключений, но в конце концов, естественно, побеждают плохих и возвращаются домой. Если и вы, и ваш ребенок будете затрудняться в сочинении сюжетов, возьмите за основу «Волшебника Изумрудного города» и его многочисленные продолжения. Заимствуйте оттуда второстепенных героев и ситуации. Примерный план игры «Ученик волшебника»: 1. Встреча с Волшебником, обещание взять героя в Волшебную страну, если он пройдет серию испытаний. 2. Герой начинает тренировать смелость и общительность: - учится наводить справки по телефону, - спрашивает что-то у прохожих, - постигает «науку общения» в магазинах, на почте, - предлагает старушке перевести ее через дорогу, - приходит к одинокой соседке и помогает ей по хозяйству, а потом развлекает ее рассказами, - поступает в какой-то кружок, для чего ему нужно выдержать собеседование. 3. Волшебник берет героя в Волшебную страну. Там они: - спасают Према Кокуса, который попал в замок Людоеда (конечно, при условии, что образ Людоеда не приютит вашего ребенка в ужас); - справляются с приятелем Урфина Джюса, который сделал сонное зелье из маков, и пытается опоить им жителей Желтой страны, чтобы завладеть всеми богатствами; - приручают саблезубых тигров и устраивают в Желтой стране волшебный цирк (это, кстати, хороший повод для рассказа, пусть герой рассказывает Жевунам про цирк, существующий в его стране); - завязывают знакомство с Дином Гиором (которого не так-то легко разговорить, и герою надо будет приложить к этому немало усилий, а вам придется ему помочь) и отправляются вместе с ним выручать жителей Изумрудного города, захваченного агрессивными Прыгунами (этой борьбы при желании может хватить на много игр). - и так далее и тому подобное. - когда вы поймете, что игра ребенку начинает надоедать, пусть герой вернется на Землю и успешно общается с окружающими (рассказывает старушке-соседке про свои Естественно, за основу можно взять любую другую книжку, которая нравится вашему ребенку.
Боязнь мира, желание остаться маленьким Стеснительных мальчиков и девочек и так-то угнетает чувство, что окружающий мир настроен по отношению к ним недоброжелательно. А в последние годы и сам этот мир, и, главное, разговоры о нем стали совсем уж пугающими. Что, то и дело слышит совсем еще крохотный малыш? О чем неустанно говорят взрослые? Что практически каждый день обсуждается по радио и телевизору? — Убийства, ограбления, теракты, войны. Кругом сплошная мафия. Скоро даже днем будет страшно выйти на улицу. «Мир враждебен», - делает вполне закономерный вывод ребенок, и это усугубляет не только его страхи, но и скованность, стеснение, чувство собственной ничтожности и беззащитности. Безоблачная
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|