Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преодоление конкретных трудностей общения, порожденных застенчивостью.




Прорабатывая первый раздел книги, вы, наверное, уже начали замечать некоторые положительные сдвиги в поведении своего ребенка. Постепенно он стал активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок. Истинно застенчивые дети, кстати сказать, легко соглашаются на игру в заданных рамках, не стремятся кардинально изменить сюжет и характер главного героя. Наоборот, они бывают счастливы, обнаружив в нем созвучие с собственным характером и собственными переживаниями. И радуются возможности побыть артистами. Их надо только постоянно подбадривать и хвалить. Упорное сопротивление и тем более, желание играть по своим, а не по чужим правилам, свидетельствует о том, что застенчивость ребенка вторична. Главное же в его характере - претензии на лидерство. А часто и повышенная демонстративность (одно с другим тесно сцеплено). Однако не спешите закрыть книгу. Вашему ребенку тоже не повредит раскрепоститься и приобрести полезные навыки общения.

Разумеется, не для всех детей в равной степени актуальны те или иные поведенческие трудности. Поэтому этот раздел не надо «пропахивать» целиком, а стоит выбрать те игры и упражнения, которые помогут вашему вполне конкретному ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Раскрепощающие игры и упражнения

Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребенком, это его невероятная скованность, напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а самооценка ребенка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему еще далеко, многие родители пытаются отдать застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобие попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детейсовершенно не соревновательный, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, только еще больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли смогут на этом этапе. Особенно мальчикам. Ведь в наши
дни бальные танцы при всем желании не отнести к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не ток-вандо. Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что «как девчонка» (благо и взрослые, и дети не преминут лишний раз об этом напомнить! ), а тут его еще и заставляют заниматься «девчоночьим делом». Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Как и в любом другом деле. Займитесь сначала сами раскрепощением своего малыша. Как? - Начните с МИМИКИ и ЖЕСТОВ.

1. «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ» (для детей 4-10 лет). Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это

выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и прочие упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.

2. «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» (для детей 5-10 лет). Для этой игры идеально подходят стихи А. Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейшийматериал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше - «Обида», " Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.

Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка, даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости.

 

3. «ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ» (для детей 4-10лет). Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете
похоже изобразить броненосца или бегемота? ) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение правильно выразить свои чувства,
скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы остается невербальным существом. Т. е.
он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, «неподвижными» лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.

 

4. «ГДЕ МЫ БЫЛИ — МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ» (для детей 5-10 лет). Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно длиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

5. «ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ» (для детей 5-10 лет)

Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок или несколько детей, распределивших между собой роли, изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть нешкольными и эмоционально окрашенными. Например:

- Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным и даже улыбается. Хотя и с трудом.

- Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается - не видит ли его мама, а то она сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш,
тем лучше).

- Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет.

- Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами).

- Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю).

6. «РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ» (вариант игры, предложенной М. И. Чистяковой) (для детей 4-10 лет). Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.

 Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры: Бабушка открывает внуку дверь

Бабушка: Ты где пропадал, озорник?

Внук жестами показывает, что играл в футбол.

Бабушка: Ну и как настроение?

Внук поднимает большой палец кверху - дескать, отлично.

Бабушка: А почему ты хромаешь?

Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания

Бабушка: Нет, все-таки... Ты что, упал?

Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду. Самый простой прием для создания комических ситуаций - это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится.

 

7. «ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»(игра, предложенная Н. Кухтиной; подходит для детей 6-10 лет).     Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «пойдем купаться, вода сегодня теплая», « принеси стакан воды, я хочу пить» и т. п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов. Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.

8. «РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА» (упражнение, предложенное В. Леви; годится для детей 7-10 лет). Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как:

- малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,

- глубокий старик,

- пьяный,

- лев,

- горилла,

- артист на сцене.

(Разумеется, вариантов может быть намного больше).

Упражнения на выразительность речи

Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и за ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их случае нечего и мечтать. Поэтому им стоит предложить специальные речевые игры и упражнения.

1. «КТО БОЛЬШЕ? » (для детей 7-12 лет). Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно и т. д. А «здравствуй» - но или уныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно…

Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. По наблюдениям многих психологов, современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть.

Так что это упражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим. Детям старше 10 лет (а в принципе в эту игру можно играть и подросткам) я бы рекомендовала вкратце обрисовывать и ситуацию, в которой уместна та или иная интонация.

 2. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ» (для детей 7-12 лет) Когда игра «Кто больше? » будет как следует освоена, приобретенное ребенком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой игрой. Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными и различными по темпоритмическому рисунку: «Хороший мальчик! », «Отстань! », «Пожалуйста, не сердись! » «Мама, он меня обижает! », «Ура! », «Бедненький мой», «Вот это да! » и проч. Научившись улавливать и воспроизводить чужие интонации, замкнутые, застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к окружающим.

3. «РАЗНЫЕ ГОЛОСА» (для детей 4- 7 лет) Лучше всего использовать этот прием при игре в кукольный театр. Инсценируя сказки, поручайте ребенку несколько ролей и учите его изменять голос, когда он говорит. Дети преддошкольного возраста могут, изображать персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например:

- Мышка-Норушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как однажды ее чуть не поймала Сова, а Лягушка-Квакушка ей сочувствует;

- звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу;

- персонажи «Кошкиного дома» возвращаются к себе осуждают прием, который им устроила Кошка;

- Котята мерзнут на улице и стараются подбодрить друга, рассказывая веселые истории.

4. «РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ» (игра, предложная В. Леей, подходит для детей 8-12 лет). Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить
все внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а

- шепотом,

- с максимальной громкостью.

- с пулеметной скоростью,

- со скоростью улитки,

- как робот,

- как иностранец.

При желании можете, естественно, включить в задание и свои варианты.

Комплексные игры, снимающие страх публичных выступлений

1. «ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА» (для детей 6-10 лет)

Один игрок изображает царевну-Несмеяну, а остальные, как умеют, пытаются его рассмешить (можно пантомимой, а можно и словесно). Тот, кому это удастся, сам становится царевной.

2. «ЗООПАРК» (для детей 7-12 лет). Надо стараться, чтобы в этой игре было как можно
большевыдумки и юмора. Хорошо бы привлечь к ней еще кого-нибудь из взрослых. Взрослые будут посетителями в зоопарке, а ведущий (ребенок) - экскурсоводом, а остальные дети должны изображать животных. Надо дать ребятам времяна подготовку. Пусть придумают, кто кого будет изображать, и договорятся с «экскурсоводом», который
постарается подготовить какие-то смешные пояснения, которые должны подбадривать ребят шутками и одобрительными замечаниями, а когда игра будет окончена, отметить особенно удачные выступления.

3. «ФАНТЫ» (для детей 6-14 лет)

Эта игра, особенно популярная до революции, неизменно вызывает у детей восторг. Фанты можно придумывать вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное, постараться, чтобы в заданиях было как больше юмора и чтобы они были детям по силам.
Стеснительному ребенку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то я игра станет для него еще одним источником мучительных переживаний.

Кромеобычных просьб прочитать стихотворение, спеть, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить: обезьяну, льва, ежика или дикообраза, павлина, ворону, Бабку-Ежку, пьяницу, хулигана, дряхлого старичка, маленького капризного ребенка, сварливую рыночную торговку, рассерженную маму, грозного папу, пирата, лунатика, мага, первобытного человека.

 

Застенчивость перед взрослыми

На психокоррекционных занятиях, которые мы ведем вместе с И. Я. Медведевой, побывало много застенчивых детей. И на каждого ребенка родители заполняли специальную анкету. Сейчас передо мной лежат две стопки таких анкет: в первой, довольно объемистой, - анкеты мальчиков и девочек, которые стесняются взрослых, но с детьми общаются хорошо, а во второй (она гораздо меньше) – «досье» на тех, кто предпочитает одиночество. Я помню этих ребят в лицо, помню их мам, взаимоотношения в семьях… И вырисовывается интересная, но уж очень невеселая картина: глядя на эти две стопки, я отчетливо понимаю, что дети из первой группы были бы вполне благополучными, если бы не давление взрослых. И их не пришлось бы потом водить по врачам и психологам. Во второй же группе главная загвоздка все-таки в самом ребенке, в его характере и особенностях психики. И хотя у родителей объективно больше оснований для недовольства, они, как правило, стараются проявлять терпимость. Однако чрезмерной скованностью в общении со взрослыми страдают дети из обеих групп.

Конечно, описанные выше игры тоже помогают застенчивому ребенку преодолеть барьер в отношениях со взрослыми, но лучше заняться этим более целенаправленно. Увы,
«а в рамках отдельно взятой семьи» невозможно достичь эффекта, которого добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях. И ничего тут не поделаешь. Вы же «можете собрать у себя дома незнакомых детей с родителями и создать такую обстановку, в которой все эти люди будут непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачиться

Но вам доступно иное. Вы как никто другой знаете привычки своего ребенка, вам известно множество подробностей, образующих духовную ткань его жизни. Да и, потом, вы будете действовать в более естественных условиях, так что вам будет легче, чем посторонним людям, выбрать благоприятный момент для занятий с ребенком (когда он не устал, не раздражен, хорошо себя чувствует и т. п. ). Так что если влияние хороших групповых методов психотерапии можно сравнить с ударной дозой сильнодействующего лекарства (оно снимает остроту заболевания, но его нельзя принимать слишком долго), то эмоционально развивающие игры в семейной обстановке - это поддерживающая терапия или, если хотите, гомеопатия. Эффект будет, может быть, не столь быстрым, но зато более стойким.

К играм, которые описаны в данной части, особенно важно привлекать других взрослых. В конце концов, во дворе, на даче или в доме отдыха всегда найдутся люди, которые не прочь повозиться с детьми. Ну, а своих чересчур серьезных родственников (в основном, мужского пола), считающих игру пустой тратой времени и детскими глупостями, заставьте хотя бы иногда выступать в роли зрителей. Только благожелательных, а не суровых и вечно выискивающих недостатки. Хватит того, что они такие в повседневной жизни.

1. «САЛОЧКИ» (для детей 4-12 лет)

Сразу оговорюсь, что детям, о которых идет речь, полезны ЛЮБЫЕ подвижные игры с участием взрослых. Взрослые только должны следить за тем, чтобы застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не оставался постоянно в проигрыше. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его достижение и, главное, не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных детей, которые всегда будут опережать вашего ребенка и подчеркивать свое превосходство над ним.

 Разновидностей «салочек» очень много: во-первых, обычные, во-вторых, «салки-ножки-на весу», когда севшего на скамейку уже нельзя осалить, в-третьих, «салки-в-
домике», когда играющий должен успеть очертить магический круг, внутри которого он недостижим для водящего, в-четвертых, «салки-приседалки» - кто присел, тот не салится. Лучше, естественно, варьировать игры, чтобы игры не приедались, многие дети, дичащиеся взрослых, боятся физического контакта: отстраняются, если кто-то хочет погладить их, съеживаются, втягивают голову в плечи. Малыши не хотят сидеть на коленях у чужих. С другой стороны, среди застенчивых детей достаточно и таких, которые жаждут нежности, явно недополучая ее от родителей. (Любопытно, что родители, как правило, не торопятся этого признавать, с жаром доказывают обратное, хотя их сын или дочь на глазах у всех льнут к другим, более «теплым» взрослым и, словно щенята, подставляют голову под их ладонь, буквально выпрашивая ласку). Первой категории детей будут полезны игры «Нарисовать фигуру», «Передай рисунок», «Доверяющее падение», «Конспиратор» и «Скульптура», а второй... второй самое главное - дарить больше тепла. Шести- и даже восьмилетнего ребенка еще вполне можно к себе на колени, слегка покачать, как маленького, особенно перед сном), погладить по спине. В более старшем возрасте можно сесть рядом с ним, обняв за плечи, что-нибудь вместе почитать или тихонько посекретничать. Не опасайтесь, что ваш сын вырастет не мужественным, а дочь будет заласканной неженкой. У каждого человека своя потребность в ласке, и недодать ее в детстве не только жестоко, но и опасно. Опасно для самих же родителей. Подросший сын или дочь будут искать душевное тепло на стороне и рано или поздно найдут. Когда человеку что-нибудь очень нужно, он это обретает. Но родителям в запоздалой гармонии вряд ли будет отведено местечко. А им к старости - так уж устроены люди - непременно захочется от своих детей не только формальной заботы, но и искреннего сочувствия. И все того же
тепла.

Ну, а если вы все-таки захотите затронуть тему родительской ласки и покровительству взрослых в играх, обратитесь к «Бездомному котенку», «Роботу» и «Ученику волшебника».

2. « НАРИСОВАТЬ ФИГУРУ» (предложена В. Петрусинским, можно приспособить для детей 6-12 лет)

Играть нужно минимум вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары (один взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями, но сразу на столь решительный шаг согласятся далеко не все, многих придется подводить к этому постепенно, повторяя игру в течение нескольких недель). Можно, правда, попробовать ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если
вы увидите, что у застенчивого ребенка это вызывает сильное напряжение, не настаивайте. Лучше немного подождать. Когда он «дозреет», он сам с радостью будет испытывать свои силы.

Правила таковы: партнеры договариваются, что они будут изображать (естественно, взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка не была слишком сложной и трудно
выполнимой), затем один рисует пальцем на спине другого какую-то фигуру, а тот изображает ее мимикой, жестами, танцем. Вторая пара отгадывает. Очко присуждается (внимание! ) не отгадавшим, а тем, кто изобразил задуманное.

3. «ПЕРЕДАЙ РИСУНОК» (для детей 6-12 лет). Число игроков не ограничено. Принцип как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он догадывается, это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка… Получив сообщение-рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого (как, впрочем, и во всех остальных играх) – создать веселую, непринужденную атмосферу.

 

4. «ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ» (игра, предложенная Рудестамом, для детей 6-9 лет)

В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача - упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.

5. «КОНСПИРАТОР» (игра, предложенная В. Петрусинским, рекомендуется для детей 5-10лет). Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп! » Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор - тот, кого узнали последним.

6. «СКУЛЬПТУРА» (А. Б. Домбрович, для детей 5- 7лет) В игре должно участвовать как

минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят изобразить, и затем первый игрок «лепит» ее из второго, постепенно заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за скульптура.

 

7. «БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК» (для детей 4-8 лет). Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндерсюрпризов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком -короче любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца). В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и, главное,
ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяйтесь ролями). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой... (Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал - оставьте выбор ситуации за ребенком. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких). Но потом ему повстречался... (пусть ребенок сам придумает персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж. Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл).

8. «РОБОТ» (для детей 5-9 лет)

Вообще-то в этой игре действуют не животные, а люди, но если ваш ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не противьтесь. И «не переходите на личности», т. е. не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно. Ведь члены вашей семьи стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик — тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка! ).

Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай! Вставай, а то опоздаешь, - тормошила мама героя

Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную! » Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают. В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он очень переживал, думал... (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам - как
потрясающее изобретение самого героя). На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила под мены. А герой... (придумайте вместе с ребенком приклю­чения героя - их можно растянуть на несколько «сеансов» игры - но все-таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно). Пусть он вернется к ней и обнару­жит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот без­ропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять чело­веческие чувства. Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра - это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошиб­ки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на пре­красный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не инте­ресно, недоумевает, что же в фильме хорошего.

Когда герой возвращается домой, все недоразумения выясняются, а главное, они с мамой додумываются, как же ни все-таки жить дальше... (Эту стратегию нужно, естественно, выработать совместными усилиями. И не только выразить словами, но и опробовать в сценках).

9. «УЧЕНИК ВОЛШЕБНИКА» (для детей 5-9 лет). Девочки могут играть не в Волшебника, а в Волшебницу или Фею - как им больше нравится. Сюжет игры таков: ребенок (желательно называть его настоящим именем) во сне или наяву, по его выбору, встречает Волшебника, который становится его покровителем. Волшебник дает ребенку чудесный свисток (колечко, дудочку, бусинку и проч. - что придется по душе), которым его можно в лю­бую минуту призвать на помощь.

Дальше многое зависит от вашей изобретательности. Ни в коем случае не стесняя фантазию ребенка и соглаша­ясь с его вариантами, предлагайте свои сюжеты, в кото­рых бы в завуалированно-сказочной форме фигурировали конкретные трудности вашего ребенка. Допустим, ваш Кирюша (Антон, Маша) робеет, когда чужие люди у него что-то спрашивают, а ему скоро предсто­ит собеседование при поступлении в школу. Разыгрывайте сценки, как Волшебник, пообещав взять Кирюшу в сказочную страну, по­буждает его тренировать смелость и общительность: сначала спро­сить у прохожего на улице время (может быть, он невидимый стоит

за спиной Кирюши, оказывая ему моральную поддержку, а может, Кирюша получает какое-то волшебное снадобье, вселяющее в него отвагу? ), потом отправляет его за хле­бом или за молоком (где Кирюша, естественно, общается с продавщицей), потом просит немного развлечь какими-нибудь интересными рассказами одинокую старушку, жи­вущую по соседству, и т. п. Затем Волшебник берет Кирю­шу в сказочную страну, где они вступают в контакт с ее жителями, переживают множество приключений, но в кон­це концов, естественно, побеждают плохих и возвращают­ся домой. Если и вы, и ваш ребенок будете затрудняться в сочинении сюжетов, возьмите за основу «Волшебника Изумрудного города» и его многочисленные продолжения. Заимствуйте оттуда второстепенных героев и ситуации.
Причем ситуации должны быть связаны не с животными, а с людьми - со взрослыми. Ребенок и Волшебник могут встретиться с Жевунами, которых обижает негодяй типа Урфина Джюса, перехитрить злобных Прыгунов, пообщаться с обитателями Изумрудного города. Упор в сценках следует делать опять-таки на общение, а не на победу физической силы и оружия. Старайтесь, чтобы ребенок побольше говорил в игре, побольше рассказывал. Это послужит ему потом подспорьем в реальном общении. Пусть он рассказывает жителям Изумрудного города про свою квартиру, свой двор и детский сад, зоопарк, театральные
спектакли, фильмы и книжки, которые ему нравятся. Вы же, подыгрывая, изображайте изумление жителей Волшебной страны, говорите, что их жизнь во многом устроена по-другому, рассказывайте, какие это отличия - в общем старайтесь, чтобы у вас получался настоящий диалог, в котором оба собеседника принимают равноправное участие. Естественно, роли в игре не должны строго закрепляться. Если ребенок захочет, он вполне может побыть Волшебником. Игра может происходить на ширме, на столе на полу. Можно играть с любыми игрушками, а можно и «в живом плане». Чтобы поддерживать интерес ребенка непременно заканчивайте игру приключением, которое обрывалось бы на самом интересном месте.

Примерный план игры «Ученик волшебника»:

1. Встреча с Волшебником, обещание взять героя в Волшебную страну, если он пройдет серию испытаний.

2. Герой начинает тренировать смелость и общительность:

- учится наводить справки по телефону,

- спрашивает что-то у прохожих,

- постигает «науку общения» в магазинах, на почте,

- предлагает старушке перевести ее через дорогу,

- приходит к одинокой соседке и помогает ей по хозяйству, а потом развлекает ее рассказами,

- поступает в какой-то кружок, для чего ему нужно выдержать собеседование.

3. Волшебник берет героя в Волшебную страну. Там они:

- спасают Према Кокуса, который попал в замок Людоеда (конечно, при условии, что образ Людоеда не приютит вашего ребенка в ужас);

- справляются с приятелем Урфина Джюса, который сделал сонное зелье из маков, и пытается опоить им жителей Желтой страны, чтобы завладеть всеми богатствами;

- приручают саблезубых тигров и устраивают в Желтой стране волшебный цирк (это, кстати, хороший повод для рассказа, пусть герой рассказывает Жевунам про цирк, существующий в его стране);

- завязывают знакомство с Дином Гиором (которого не так-то легко разговорить, и герою надо будет приложить к этому немало усилий, а вам придется ему помочь) и отправляются вместе с ним выручать жителей Изумрудного города, захваченного агрессивными Прыгунами (этой борьбы при желании может хватить на много игр).

- и так далее и тому подобное.

- когда вы поймете, что игра ребенку начинает надоедать, пусть герой вернется на Землю и успешно общается с окружающими (рассказывает старушке-соседке про свои
приключения, ходит в кружок и проч., а сказочные друзья могут являться ему во сне).

Естественно, за основу можно взять любую другую книжку, которая нравится вашему ребенку.

 

Боязнь мира, желание остаться маленьким

Стеснительных мальчиков и девочек и так-то угнетает чувство, что окружающий мир настроен по отношению к ним недоброжелательно. А в последние годы и сам этот мир, и, главное, разговоры о нем стали совсем уж пугающими. Что, то и дело слышит совсем еще крохотный малыш? О чем неустанно говорят взрослые? Что практически каждый день обсуждается по радио и телевизору? — Убийства, ограбления, теракты, войны. Кругом сплошная мафия. Скоро даже днем будет страшно выйти на улицу. «Мир враждебен», - делает вполне закономерный вывод ребенок, и это усугубляет не только его страхи, но и скованность, стеснение, чувство собственной ничтожности и беззащитности.

Безоблачная

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...