Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как нужно говорить. Как не нужно говорить. Эгоизм




Как нужно говорить

• Спросите ребенка, до какой степени его отвергают. «Кто тебя унижает? Это делает кто-то один или несколько человек? » Чем больше детей отвергают вашего ребенка, тем тяжелее ему переносить это.

• «Что ты говоришь или делаешь, когда дети так поступают с тобой? » Чересчур покорный ребенок, скорее всего, постоян­но будет оказываться в роли жертвы. Агрессивного ребенка могут отвергать, но запугивать не будут. Ребенок, который по­смеется над издевками и не отстранится, позднее, возможно, будет принят сверстниками.

• «Как долго это продолжается? » Чем раньше вы постараетесь изменить отношение одноклассников к вашему ребенку, тем легче вам будет это сделать. Возможно, поможет просьба к учи­телю как-нибудь похвалить вашего ребенка, особенно младшеклассника.

• СОПЕРЕЖИВАЙТЕ. «Тебе, должно быть, действительно больно, когда это происходит».

• «Представляю, как это злит тебя и печалит».

• УЧИТЕ ребенка вести себя в обществе более адекватно, относиться ко всему с юмором и быть добрее. Этим создастся противовес негативному отношению других, который поможет тому, чтобы ребенка не отвергали: «Я не обвиняю тебя в том,
что ты не хочешь быть любезным с детьми, которые плохо об­ращаются с тобой. Но если бы одноклассники считали тебя добрым и общительным, то они относились бы к тебе лучше. Хочешь попробовать стать таким? » Вы должны практиковать это каждый день, пока ваш ребенок не изменится.

• «А что, если ты хотя бы два раза в неделю будешь говорить своим одноклассникам что-нибудь хорошее? Необязательно говорить это самым плохим детям. Но ты можешь сказать кому-нибудь, что у него красивая куртка, или похвалить кого-нибудь за то, что он задал на уроке хороший вопрос. Что еще ты мог бы сказать своим одноклассникам? »

• Если ребенок агрессивен, то он, скорее всего, будет воспри­нимать неоднозначные действия своих одноклассников (его толкнули, над ним подшутили) как враждебный выпад. Если он отвечает на это враждебностью, то не исключено, что свер­стники его отвергнут. УЧИТЕ альтернативным реакциям. На­ пример: «Если кто-то посмеется над тобой из-за того, что ты испачкал чернилами лицо, то ты можешь просто улыбнуться и рассмеяться ему в ответ».

• «Я помню, что меня некоторые дети не любили». Здесь могут помочь обнадеживающие истории. Дайте совет, исходя из соб­ственного опыта, но в то же время подчеркните, как много значит для вас ваш ребенок.

Как не нужно говорить

• «Просто присоединись к компании, даже если они плохо к тебе относятся. Они научатся любить тебя». Это не всегда так. Если ребенок не умеет выдерживать критику, вести себя со­гласно своему возрасту или должным образом начинать раз­ говор, то его все время будут отвергать. Привейте ему необхо­димые навыки и чаще напоминайте ему о его хороших каче­ствах.

• «Вовсе необязательно, чтобы тебя любили друзья. Ведь у тебя есть я. Я люблю тебя и всегда буду любить». Это сказано с бла­гими намерениями, но это нереалистично (и, возможно, вы просто перестраховываете своего ребенка, создавая этим ему проблемы). Детям все-таки необходимо чувствовать, что их принимают хотя бы некоторые сверстники. Сводя к миниму­му этот факт, вы только информируете ребенка о том, что на самом деле не понимаете его проблему.

• «Я собираюсь поговорить с родителями этих детей! » Будьте осторожны, тут можно и навредить. К детям старшего возрас­та это, пожалуй, вызовет еще большую неприязнь. Вы, конечно, можете заставить других детей прекратить дразнить вашего ребенка и издеваться над ним, но не заставите их полюбить его. Самое лучшее, что вы можете сделать, - это привить вашему ребенку хорошие навыки" общения.

И последнее: отвергнутым детям бывает полезно почувствовать себя сведущими в областях, не относящихся к учебе в школе, например, в музыке, театре, гимнастике или боевых искусствах. Боевые искусства помогают ребенку почувствовать себя физически развитым (покорные дети считают себя слабыми), в то время как сама философия боевых искусств учит воздерживаться от применения силы (так что ваш ребенок вряд ли станет агрессивно применять свои навыки). Занятия в кружках и секциях могут подтвердить достоинство ребенка и помочь ему изменить отношение одноклассников.


Эгоизм

Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько – М.: Политиздат, 1990

 

ЭГОИЗМдетский наиболее явное проявление индивидуализма во взаимо­действии ребенка с окружающими, ко­рыстное к ним отношение.

Ощущение своей индивидуальности, своего «я», вычленение себя из окру­жающего мира и потребность утвер­дить в нем себя необходимы для буду­щего становления личности. Начинается это в детстве, в возрасте после 2 лет. Ре­бенку хочется, чтобы окружающие его признали, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражений любви к нему, гарантий благополучия. В своих притязаниях он может быть навязчив, переменчив в желаниях, упрям и капри­зен. От взрослых, которые с ним рядом, зависит, каким будет отношение между детским «я» (самосознанием ребенка) и миром окружающих его людей; научит­ся ли ребенок чувствовать чью-то боль и видеть чужую нужду, научится ли милосердию и бескорыстию при оказа­нии помощи — к ближним, и даль­ним, — или он привыкнет воспринимать все и всех только как средство удов­летворения своих потребностей и жела­ний.

Эгоистическая направленность заро­дыша детского самосознания укреп­ляется прежде всего там, где роди­тели весь уклад своей семейной жизни ориентируют на потребности и комфорт своего ребенка. Такой направленности способствуют и ошибки родителей и близких. Наиболее распространенная из них — затаривание ребенка. Стремясь доставить ему радость или подарком вызвать его ласку и внимание к себе, родители и родственники иногда сорев­нуются в щедрости и ценности своих приношений. Вред задаривания многообразен, но не всегда очевиден сразу. Оно способствует пресыщению имею­щимся, развитию прихотей и капризов; формирует установку на ожидание и требование подарка, учит вымогатель­ству, способствует алчности, укрепляет утилитарно-потребительское отношение к окружающим; усиливает ощущение своего «я», его значимости в окружаю­щем мире. К тем же последствиям при­водит и привычка родителей отдавать ребенку все самое вкусное, угощать его раньше взрослых, первому подавать за столом еду. Вредной ошибкой является стремление освобождать ребенка от лю­бого физического усилия, от самообслуживания, от участия в труде — из опа­сений, как бы не поранился, не «надо­рвался», не испортил одежды, а также из-за того, что он действует слишком медленно и неумело. Позднее за него выполняют уроки. К нему бегут по пер­вому требованию, но полностью исклю­чают требовательность в его адрес. Так формируется у ребенка иждивенческая, а позднее — эксплуататорская позиция. Захваливание, особенно при посто­ронних, всевозможное привлечение к ре­бенку всеобщего внимания, демонстра­ция его успехов, превознесение над дру­гими — все это порождает зазнайство и с возрастом усиливает эгоцентрич­ное поведение, закрепляет ощущение своей индивидуальности в противопоставлении «всем остальным», то есть своей социальной группе — в детсаду, в классе и т. д., а позднее — своему об­ществу. Это препятствует духовному развитию личности, делает человека равнодушным к судьбам других людей, к сохранности живой природы и даже к делу спасения планеты.

Периоды болезни ребенка могут стать для него и школой мужества, и пищей для эгоизма. Чрезмерное выражение тревоги и беспокойства взрослых и жа­лости к нему вызывает и у него обост­ренную жалость к себе, фиксацию вни­мания только на своих болезненных ощущениях и своей особе, а позднее — склонность спекулировать своими неду­гами.

Но и совершенно противоположное отношение к ребенку (невнимательное, бездушное, эгоистическое, унижающее) порождает эмоциональную тупость, равнодушие и черствость в отношении к людям, агрессивную готовность к за­щите самого пустячного своего интере­са, бездуховность и безнравственность, склонность к предательству, повы­шенную подверженность антисоциаль­ному влиянию и предрасположенность к правонарушениям, к соучастию в пре­ступлениях и к проявлению насилия над беспомощными. Эгоизм снижает общест­венную ценность личности.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...