Как нужно говорить. Как не нужно говорить. Эгоизм
Как нужно говорить • Спросите ребенка, до какой степени его отвергают. «Кто тебя унижает? Это делает кто-то один или несколько человек? » Чем больше детей отвергают вашего ребенка, тем тяжелее ему переносить это. • «Что ты говоришь или делаешь, когда дети так поступают с тобой? » Чересчур покорный ребенок, скорее всего, постоянно будет оказываться в роли жертвы. Агрессивного ребенка могут отвергать, но запугивать не будут. Ребенок, который посмеется над издевками и не отстранится, позднее, возможно, будет принят сверстниками. • «Как долго это продолжается? » Чем раньше вы постараетесь изменить отношение одноклассников к вашему ребенку, тем легче вам будет это сделать. Возможно, поможет просьба к учителю как-нибудь похвалить вашего ребенка, особенно младшеклассника. • СОПЕРЕЖИВАЙТЕ. «Тебе, должно быть, действительно больно, когда это происходит». • «Представляю, как это злит тебя и печалит». • УЧИТЕ ребенка вести себя в обществе более адекватно, относиться ко всему с юмором и быть добрее. Этим создастся противовес негативному отношению других, который поможет тому, чтобы ребенка не отвергали: «Я не обвиняю тебя в том, • «А что, если ты хотя бы два раза в неделю будешь говорить своим одноклассникам что-нибудь хорошее? Необязательно говорить это самым плохим детям. Но ты можешь сказать кому-нибудь, что у него красивая куртка, или похвалить кого-нибудь за то, что он задал на уроке хороший вопрос. Что еще ты мог бы сказать своим одноклассникам? »
• Если ребенок агрессивен, то он, скорее всего, будет воспринимать неоднозначные действия своих одноклассников (его толкнули, над ним подшутили) как враждебный выпад. Если он отвечает на это враждебностью, то не исключено, что сверстники его отвергнут. УЧИТЕ альтернативным реакциям. На пример: «Если кто-то посмеется над тобой из-за того, что ты испачкал чернилами лицо, то ты можешь просто улыбнуться и рассмеяться ему в ответ». • «Я помню, что меня некоторые дети не любили». Здесь могут помочь обнадеживающие истории. Дайте совет, исходя из собственного опыта, но в то же время подчеркните, как много значит для вас ваш ребенок. Как не нужно говорить • «Просто присоединись к компании, даже если они плохо к тебе относятся. Они научатся любить тебя». Это не всегда так. Если ребенок не умеет выдерживать критику, вести себя согласно своему возрасту или должным образом начинать раз говор, то его все время будут отвергать. Привейте ему необходимые навыки и чаще напоминайте ему о его хороших качествах. • «Вовсе необязательно, чтобы тебя любили друзья. Ведь у тебя есть я. Я люблю тебя и всегда буду любить». Это сказано с благими намерениями, но это нереалистично (и, возможно, вы просто перестраховываете своего ребенка, создавая этим ему проблемы). Детям все-таки необходимо чувствовать, что их принимают хотя бы некоторые сверстники. Сводя к минимуму этот факт, вы только информируете ребенка о том, что на самом деле не понимаете его проблему. • «Я собираюсь поговорить с родителями этих детей! » Будьте осторожны, тут можно и навредить. К детям старшего возраста это, пожалуй, вызовет еще большую неприязнь. Вы, конечно, можете заставить других детей прекратить дразнить вашего ребенка и издеваться над ним, но не заставите их полюбить его. Самое лучшее, что вы можете сделать, - это привить вашему ребенку хорошие навыки" общения.
И последнее: отвергнутым детям бывает полезно почувствовать себя сведущими в областях, не относящихся к учебе в школе, например, в музыке, театре, гимнастике или боевых искусствах. Боевые искусства помогают ребенку почувствовать себя физически развитым (покорные дети считают себя слабыми), в то время как сама философия боевых искусств учит воздерживаться от применения силы (так что ваш ребенок вряд ли станет агрессивно применять свои навыки). Занятия в кружках и секциях могут подтвердить достоинство ребенка и помочь ему изменить отношение одноклассников. Эгоизм Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько – М.: Политиздат, 1990
ЭГОИЗМдетский — наиболее явное проявление индивидуализма во взаимодействии ребенка с окружающими, корыстное к ним отношение. Ощущение своей индивидуальности, своего «я», вычленение себя из окружающего мира и потребность утвердить в нем себя необходимы для будущего становления личности. Начинается это в детстве, в возрасте после 2 лет. Ребенку хочется, чтобы окружающие его признали, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражений любви к нему, гарантий благополучия. В своих притязаниях он может быть навязчив, переменчив в желаниях, упрям и капризен. От взрослых, которые с ним рядом, зависит, каким будет отношение между детским «я» (самосознанием ребенка) и миром окружающих его людей; научится ли ребенок чувствовать чью-то боль и видеть чужую нужду, научится ли милосердию и бескорыстию при оказании помощи — к ближним, и дальним, — или он привыкнет воспринимать все и всех только как средство удовлетворения своих потребностей и желаний. Эгоистическая направленность зародыша детского самосознания укрепляется прежде всего там, где родители весь уклад своей семейной жизни ориентируют на потребности и комфорт своего ребенка. Такой направленности способствуют и ошибки родителей и близких. Наиболее распространенная из них — затаривание ребенка. Стремясь доставить ему радость или подарком вызвать его ласку и внимание к себе, родители и родственники иногда соревнуются в щедрости и ценности своих приношений. Вред задаривания многообразен, но не всегда очевиден сразу. Оно способствует пресыщению имеющимся, развитию прихотей и капризов; формирует установку на ожидание и требование подарка, учит вымогательству, способствует алчности, укрепляет утилитарно-потребительское отношение к окружающим; усиливает ощущение своего «я», его значимости в окружающем мире. К тем же последствиям приводит и привычка родителей отдавать ребенку все самое вкусное, угощать его раньше взрослых, первому подавать за столом еду. Вредной ошибкой является стремление освобождать ребенка от любого физического усилия, от самообслуживания, от участия в труде — из опасений, как бы не поранился, не «надорвался», не испортил одежды, а также из-за того, что он действует слишком медленно и неумело. Позднее за него выполняют уроки. К нему бегут по первому требованию, но полностью исключают требовательность в его адрес. Так формируется у ребенка иждивенческая, а позднее — эксплуататорская позиция. Захваливание, особенно при посторонних, всевозможное привлечение к ребенку всеобщего внимания, демонстрация его успехов, превознесение над другими — все это порождает зазнайство и с возрастом усиливает эгоцентричное поведение, закрепляет ощущение своей индивидуальности в противопоставлении «всем остальным», то есть своей социальной группе — в детсаду, в классе и т. д., а позднее — своему обществу. Это препятствует духовному развитию личности, делает человека равнодушным к судьбам других людей, к сохранности живой природы и даже к делу спасения планеты.
Периоды болезни ребенка могут стать для него и школой мужества, и пищей для эгоизма. Чрезмерное выражение тревоги и беспокойства взрослых и жалости к нему вызывает и у него обостренную жалость к себе, фиксацию внимания только на своих болезненных ощущениях и своей особе, а позднее — склонность спекулировать своими недугами. Но и совершенно противоположное отношение к ребенку (невнимательное, бездушное, эгоистическое, унижающее) порождает эмоциональную тупость, равнодушие и черствость в отношении к людям, агрессивную готовность к защите самого пустячного своего интереса, бездуховность и безнравственность, склонность к предательству, повышенную подверженность антисоциальному влиянию и предрасположенность к правонарушениям, к соучастию в преступлениях и к проявлению насилия над беспомощными. Эгоизм снижает общественную ценность личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|