Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы
Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003 Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение (К. С. Лебединская). ЗПР характеризуется глубокими изменениями в структуре и качественных характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его эмоциональной сферы. Структура коррекционной программы включает в себя: 1) первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей; 2) направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей; 3) рекомендации родителям по осуществлению коррекционно-воспитательных воздействий на детей; 4) заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия. Психодиагностическое исследование включает описанные в предшествующей части книги методы исследования, выбираемые в зависимости от конкретной цели коррекционной работы. Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.
Содержание коррекционного воздействия. Оно включает в себя индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 25—35 минут. Программа рассчитана на детей младшего школьного и младшего подросткового возраста. Если занятие проводится в группе, то группа должна быть однородна по возрасту, число участников группы б—8 человек. Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире. Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире. Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана, маленькие призы. Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше всего нравится. Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает. После этого каждому ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С детьми договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой. В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекало их в манере общения того или иного сказочного персонажа. Занятие 2. Умею ли я слушать другого человека. Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми. Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки. Порядок проведения. Детям рассказывается сказка о том, как жили-были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети), а потом каждому ребенку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения сказочных героев. Затем, включая благозвучную и спокойную музыку, он воспроизводит позитивные формы общения. После этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также одобрить положительное эмоциональное реагирование детей.
Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку. Цель: формирование эмпатических реакций ребенка. Порядок проведения. Задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого. В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей. Занятие 4. Роли, которые играют люди. Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта. Стимульный материал: разные атрибуты — шапочка доктора, указка учителя, кисточка художника и т. д. Порядок проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение. Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|