Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Раздел 3. Защита интеллектуальной собственности.




                          Раздел 3. Защита интеллектуальной собственности.

 Тема 3. 1. Понятие интеллектуальной собственности и структура интеллектуального правоотношения.

Источники: К., 4 ч. ГК РФ, Закон о коммерческой тайне (предусматривает охрану любой информации, практическое использование которой в сфере коммерческой деятельности может дать экономический эффект); Закон о защите конкуренции; Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации; указы Президента РФ («О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав»; «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»; «О правовой защите результатов научно - исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий»); постановления Правительства РФ (постановления, утвердившие минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторского права и смежных прав; Положение о патентных поверенных; Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров);

международные источники: -Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г. ); -Всемирная конвенция об авторском праве (1952 г. пересмотрена в 1971 г. ); -Договор ВОИС по авторскому праву (1996 г. )

-Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (1993 г. ); -Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г. ); -Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г. );

-Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г); -Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (1994 г. ); -Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г. ); -Договор о патентной кооперации (1970 г. );

-Евразийская патентная конвенция (1994 г. ); -Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891 г. ); -Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (1957 г); -Договор о регистрации товарных знаков (1973 г. ).

Интеллектуальная собственность (ИС) – совокупность исключительных прав на конкретные результаты интеллектуальной деятельности человека в любой области (производственной, научной, литературной, художественной и пр. ), а также права на средства индивидуализации юридических лиц, продукции, выполненных работ, услуг.

ИС подразделяется на две основные сферы прав:

1)авторское право (произведения науки, литературы, искусства, компьютерные программы) и смежные с ним права (исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания);

2)патентное право: традиционные объекты: а)промышленная собственность (решения в области техники- изобретения, полезные модели, промышленные образцы) и б) средства индивидуализации: фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарные знаки, знаки обозначения, наименования места происхождения товара (тульские пряники, например) и нетрадиционные объекты: селекционные достижения, ноу-хау, рационализаторские предложения, интегральные микросхемы и др.

 

                Структура интеллектуального правоотношения:

1. Субъекты:

А) в авторском и смежном праве: авторы (соавторы)- только физические лица как (не) дееспособные и как (не) совершеннолетние- стихи можно и в 6 лет писать)); наследники авторов после их смети в течение 70 лет; правообладатели- не всегда авторы- в служебных произведениях- работодатель, а также различные некоммерческие организации, в которых автор состоял- союзы писателей и композиторов и т. д.; Российское авторское общество.

Б)в патентном праве: только совершеннолетние и дееспособные граждане, их наследники и правообладателями могут быть также работодатели; патентные поверенные, Роспатент.

2. Объекты:

А)в авторском и смежных правах: произведения науки, литературы и искусства (это мысли автора, воспроизведенные в доступной форме для граждан- книги, ноты); и исполнение песни, роли, фонограммы, радио-телевещание и др.

Б)в патентом праве: 1)промышленная собственность: изобретения (электрочайник, утюг), полезные модели (автоответчик к телефону); промышленные образцы- конструкторско-дизайнерский вид изделия (смартфоны, телефоны, утюги).

3. Содержание правоотношения- это права и обязанности субъектов.

Авторское право на произведения возникает в момент создания стихов, музыки и т. д. АП защищает форму, а не содержание. Патентное право возникает в момент госрегистрации объекта в Роспатенте; ПП охраняет содержание, а не форму.

                        Тема: авторское право и смежные с ним права. (а в конце- задачи).

Авторское право – это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право не распространяется на идеи, принципы, метод, процессы, системы, способы, концепции, сообщения о событиях и фактах, лежащих в основе охраняемых авторским правом произведений. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

НЕ ЗАЩИЩАЮТСЯ авторским правом:

1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тек­сты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

2. государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, де­нежные и иные знаки);

3. произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.

       Произведение будет защищаться АП при след. условиях: новизна, оригинальность и форма (устная, письменная, аудио-видео, объемно-пространственная и электронная)

 

Первичные субъекты АП Вторичные субъекты АП
1)авторы произведений науки, литературы, искусства- это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Если произведение создано несколькими авторами (соавторами), авторское право принадлежит им совместно, не зависимо от того, произведение является неразрывным целым или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. 1)наследники умершего автора; 2)наниматель (работодатель) автора служебного произведения; 3)производитель аудиовизуального произведения; 4)лицо, выпускающее в свет периодические издания. 5)авторские общества (РАО).   Они же = субъекты исключительных АП. А по договору им может быть любое лицо, которому были переданы эти права.  

 

 

Объекты АП (первичные) вторичные
1)литературные произведения; 2)научные произведения; 3)драматические и музыкально-драматические произведения; 4)хореографические произведения; 5)музыкальные произведения; 6)аудиовизуальные произведения; 7)произведения изобразительного искусства; 8)произведения декоративно-прикладного искусства; 9)произведения архитектуры и градостроительства; 10)фотографические произведения; 11)карты и аналогичные произведения; 12)другие произведения.   1)производные произведения (переводы, обработки, аннотации, ре­фераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); 2)сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие со­ставные произведения, представляющие собой по подбору или располо­жению материалов результат творческого труда.  

 

         Смежные прав: понятие, объекты и субъекты.

Смежные права (связанные права) – это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений, постановок, фонограмм и передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Субъекты смежных прав - исполнители, производители фонограмм и организации вещания.

Объекты смежных прав - исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания.

Смежные права предусматривают охрану прав тех, кто оказывает помощь творцам про­изведений в доведении творческого замысла автора до сведения широ­кой аудитории, и в этом смысле они производны и зависимы от прав создателей произведения.

Как субъект авторского права исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения: произво­дитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, в свою очередь, осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Имущественные права автора неимущественные
-воспроизведение произведения; -распространение оригинала или экземпляров произведена посредством продажи или иной передачи права собственности; -прокат оригиналов или экземпляров; -импорт экземпляров произведения; -публичный показ оригинала или экземпляра произведения; -публичное исполнение произведения; -передачу произведения в эфир; -иное сообщение произведения для всеобщего сведения; -перевод произведения на другой язык; -переделку или иную переработку произведения.   - право признаваться автором произведения (право авторства); - право использовать или разрешать использовать произве­дение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обо­значения имени, т. е. анонимно (право на имя); -право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации); -право обнародовать или разрешать обнародовать произ­ведение в любой форме (право на обнародование).  

Воспроизведение - это изготовле­ние одного или более экземпляров произведения или объекта смежных прав в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. Следовательно, право на воспроизведение означает право на повторное придание про­изведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц.

Право автора на распространение тесно связано с правом на воспроизведение, поскольку прежде чем произведение рас­пространять, необходимо его изготовить в определенном количестве экземпляров. Распространением является продажа или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий про­изведения.

Право на прокат произведения определено как предоставление во временное пользование оригинала или экземпляров произведения и име­ет отношение к следующим видам произведений: компьютерным программам; базам данных; аудиовизуальным произведениям; нотным текстам музыкальных произведений; произведениям, воплощенным в фонограммах.

В то же время право на прокат не применяется в отношении ком­пьютерных программ, если сама программа не является основным объектом проката, и к аудиовизуальным произведениям, если их про­кат не приводит к широкому копированию таких произведений.

Право на импорт дает возможность автору разрешать или запре­щать импорт экземпляров произведения в целях распространения, вклю­чая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного облада­теля авторских прав. Этой нормой за автором закрепляется контроль за ввозом на территорию действия его прав экземпляров созданного им произведения, изготовленных за границей, и, таким образом, способство­вать сокращению или предотвращению потоков контрафактной продук­ции через таможенные границы.

Право на публичный показ и право на публичное исполнение произ­ведения законодательно отнесены к числу важных имущественных прав. Публичный показ означает представление произведения (преимуществен­но произведений изобразительного искусства) публике непосредствен­но или с помощью технических средств (например, телевидение, изоб­ражение на экране с помощью проекционного аппарата и т. п. ).

Публичным исполнением является представление широкой публи­ке произведения посредством игры, декламации, танца в живом исполнении или с помощью технических средств.

Закон закрепляет за автором право разрешать или запрещать пере­дачу в эфир и иное сообщение произведения для всеобщего сведения. Передача в эфир означает доведение произведения до всеобщего све­дения посредством специальных радиосигналов, включая передачу сиг­налов через спутник. Передачей в эфир признается также прямая транс­ляция произведения из места его показа или исполнения.

Автор имеет право разрешать или запрещать передачу в эфир не только посредством беспроволочной связи, но и по проводам и посред­ством кабельного телевидения. Во всех случаях произведение доводит­ся до более широкой, чем обычно, аудитории.

Право на иное сообщение произведения для всеобщего сведения касается возможности автору разрешать или запрещать доведение про­изведения путем неограниченного допуска к нему представителей пуб­лики. Это связано прежде всего с правом автора разрешать или запре­щать доведение своего произведения до всеобщего сведения через ин­формационную сеть Интернет.

Автор или его правопреемник имеют право осуществлять или раз­решать перевод произведения на другой язык. Это также является од­ной из форм использования произведения. Сами авторы редко перево­дят свои произведения на другой язык и пользуются, как правило, услу­гами тех организаций, которые намерены использовать его произведе­ние в переводе. Автор в этом случае дает соглашение на перевод, а организация принимает на себя обязательство обеспечить качествен­ный перевод произведения.

К исключительному праву автора относится право на переделку или иную переработку произведения. Создаваемые в результате творческой переработки произ­ведения становятся новыми объектами авторского права. Право на пе­реработку произведения относится ко всем видам переработки.

Право авторства обусловлено необходимостью признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. Право авторства неотделимо от личности автора, является неотчуждаемым и непередаваемым ни по каким основаниям, в том числе по договору или по наследству.

Право авторства является абсолютным и возникает с момента создания произведения. Абсолютный характер права авторства выра­жается, во-первых, в его объективности (как объективно существует само произведение, так и объективно авторство), во-вторых, в том, что все другие права, как личные неимущественные, так и имущественные, являются производными от него и, в-третьих, в обязанности всех других лиц воздерживаться от нарушения авторских прав.

С правом авторства непосредственно связано право на имя. Это право возникает так же, как и право авторства, из самого факта созда­ния произведения, но реализуется в отличие от права авторства лишь в случае обнародования произведения.

       Автор может реализовать свое право на имя тремя возможными способами:

1) указанием своего подлинного имени (полноту указания определяет сам автор) на экземпляре произведения;

2) обнародованием под вымышленным именем (псевдонимом);

3) опубликованием произведения без указания имени создателя, т. е. анонимно.

Право на защиту репутации означает право автора на обнародова­ние произведения в таком виде, в котором он желает представить его обществу. Это право заключается и в том, что при публичном исполне­нии или ином использовании произведения без согласия автора нельзя вносить какие-либо изменения как в содержание произведения, так и в обозначение имени автора. Другими словами, за автором закреплено право сохранения своей творческой индивидуальности, и без его согла­сия невозможно вносить любые изменения (сокращать объем, изменять содержание отдельных частей в целях их улучшения, нарушать целост­ность произведения и др. ).

Право на обнародование отнесено к одному из существенных не­имущественных прав и обеспечивает автору возможность довести про­изведение до всеобщего сведения, т. е. осуществить публичное оглаше­ние произведения.

Автор сам решает вопрос об обнародовании произведения, в том числе о времени, месте и способе публичного оглашения и, естественно, о готовности произведения для доведения до неопределенного круга лиц. Помимо воли автора никто не вправе заставить его обнародовать про­изведение.

Законом определено, что личные неимущественные права принад­лежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных неимущественных прав на использование произведения.

Право на авторство, право на имя и право на защиту репутации автора сохраняются бессрочно. Имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. В отношении анонимного произведения или произведения под псевдонимом срок охраны составляет 70 лет с момента первого правомерного опубликования произведения, доведения до всеобщего сведения или создания.

                             Задачи по авторскому праву:

1. После просмотра известного фильма «Гладиатор», получившего несколько премий «Оскар», предприниматель И., занимающийся производством спортивного инвентаря, назвал беговую дорожку с новыми функциями «Гладиатор», зарегистрировал указанное название в качестве товарного знака и стал продавать это спортивное оборудование покупателям. Представительство компании Universal предъявило к предпринимателю И. требование о запрете использования данного зарегистрированного названия, исходя из того, что название «Гладиатор» является самостоятельным объектом авторского права, обладает оригинальностью и может использоваться третьими лицами только после получения согласия от правообладателя и выплаты ему вознаграждения. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил требование представителей компании Universal и запретил использование названия «Гладиатор» для производства спортивного оборудования. В решении суд ссылался на п. 9 ст. 1483 ГК РФ, согласно которому не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

 

2. Гражданин М. с 1996 по 2015 г. работал инженером в научно-исследовательском институте радиосвязи. В 2019 г. он обратился в суд с иском о признании его автором ряда произведений науки, созданных им во время работы у ответчика, а также о взыскании авторского вознаграждения, компенсации морального вреди и убытков. В процессе разбирательства судом установлено, что схемы, авторство на которые заявлено истцом, созданы на основании технического задания, выданного разработчику в порядке исполнения служебных обязанностей. Результатом работы являлась выдача технической документации, на основании которой проводились конструкторские разработки, создавались чертежи изделия. При рассмотрении дела по существу выяснилось, что истец состоял с ответчиком в трудовых отношениях, создаваемые произведения разрабатывались на основании конкретного технического задания и выполнялись в течение рабочего времени. Учитывая это, суд указал, что произведения созданы М. в соответствии с его трудовой функцией, по трудовому договору, и соответственно здесь нет оснований для применения ст. 1295 ГК РФ о служебном произведении, а все права на результаты работы возникают у работодателя.

Исследовав обстоятельства дела, суд также пришел к выводу о том, что поскольку за работу, выполненную по трудовому договору, инженер М. получал заработную плату, то отсутствуют основания для выплаты ему авторского вознаграждения.

Поясните, в чем разница между правом собственности на результат деятельности и исключительным правом на служебное произведение.

Все ли произведения, созданные работником во время нахождения в трудовых отношениях с работодателем, будут считаться служебными? Если нет, то какова правовая природа указанных объектов? Проанализируйте решение суда. Согласны ли вы с ним?

 

3. В апреле 2020 г. к ЮБИЛЕЮ первого полета человека в космос издательско-торговый центр выпустил в свет блок из двух почтовых марок, на одной из которых было размещено изображение Юрия Гагарина. Космонавт был изображен на фоне спускаемого аппарата «Восток», вертолетов, траектории спуска с парашютами и группы бегущих встречающих. Внизу была проставлена надпись: «60-летие первого в мире полета человека в космос», а также указан год — «2020».

Изображение Юрия Гагарина на марке было воспроизведено со всемирно известного фотоснимка Валерия Генде-Роте из серии «Рапорт Гагарина». Репортаж был снят 14 апреля 1961 г. и запечатлел прибытие первого космонавта Земли в Москву, его встречу в аэропорту и рапорт Хрущеву. На марке снимок был переработан: в оригинальный кадр помещены текст и изображения ряда предметов: спускаемого аппарата, парашютов и др., изображение Гагарина раскрашено в желтый и синий цвета, частично прорисовано лицо. При совмещении изображений на марке и фотоснимке они абсолютно совпадают, вплоть до складок, теней и мелких деталей одежды.

Марка была выпущена в свет без заключения договора с наследницей авторского права В. А. Генде-Роте и без ссылки на авторство фотографа. Истица настаивала на том, что с ней должны были заключить авторский договор на воспроизведение фотоснимка на марке, внесение в него изменений и распространение марки.

В суде представитель издательско-торгового центра пояснил, что в данном случае отсутствуют основания для заключения какого-либо договора, так как в фотоальбоме «Гагарин», изданном в 1976 г., откуда был взят снимок, отсутствует указание имени художника. По мнению ответчика, это обстоятельство лишает произведение, опубликованное в указанном альбоме, авторско-правовой охраны. Свой вывод ответчик основывал на ст. 475 ГК РСФСР 1964 г., в соответствии с которой авторское право на произведение фотографии действовало при условии указания имени автора на экземпляре произведения.

Более того, ответчик посчитал, что исключительные права на использование фотоснимка принадлежат не истцу, а ТАСС как работодателю автора на момент создания фотосерии «Рапорт Гагарина» и что именно ТАСС вправе предъявлять к нему требования, а не наследница, которая не обладает авторскими правами на указанные фотографии, потому что все права на дальнейшее использование принадлежат работодателю. Поэтому надлежащим истцом по рассматриваемому иску является работодатель, а он никаких претензий к издательству не предъявляет.

Разъясните, каким образом действует гражданское законодательство во времени.

Относится ли указанное заимствование фотографии к случаям свободного использования объектов авторского права?

Оцените доводы истца и ответчика с точки зрения действующего ГК РФ.

 

4. Киностудия предъявила иск к подмосковному предпринимателю В., выпускающему глазированные сырки с изображением Винни-Пуха. Киностудия считала, ч то изображение медвежонка принадлежит ей, так как оно является результатом служебного задания и, следовательно, служебным произведением. Истцы свои требования оценили в 6000 долл. США за медвежонка и 3000 долл. США за пчелу. В ходе рассмотрения дела по существу выяснилось, что художники Н. и 3. по договору авторского заказа с предпринимателем В. нарисовали для него картинку, с которой и была напечатана этикетка для глазированных сырков. Кроме того, представитель ответчика заявил, что даже если бы на этикетке был использован кадр из мультфильма, киностудия имеет право распорядиться лишь самой лентой, но не ее героями, и не может передавать права на их использование третьим лицам. Киностудия ссылалась на условия трудового договора, заключенного с художниками Н. и 3., согласно которым авторы в течение трех лет после увольнения нс имеют право использовать конкретные наработки, темы, разработки и пр. в своей дальнейшей деятельности.

Являются ли персонажи {герои) мультипликационных фильмов объектами авторского права?

Кто обладает исключительным авторским правом на персонаж, если он создан по договору авторского заказа?

Кто обладает исключительным авторским правом на персонаж, если он создан по трудовому договору с работодателем?

Оцените с точки зрения действующего ГК РФ условие договора о запрете использования конкретных тем, наработок, разработок в дальнейшей творческой деятельности художников.

 

5. Гражданин В. перерисовал картину известного современного художника С. При этом картина, которую перерисовывал В., была в чернобелом изображении, а перерисовка получилась цветной. При публикации такой перерисовки было указано имя только художника, осуществившего перерисовку картины. Художник С. предъявил иск в суд о присвоении авторства и о нарушении его личного неимущественного права на имя. В ходе рассмотрения дела было установлено, что В., перерисовав картину, вложил свой творческий труд, придал ей новое цветовое сочетание, использовал новую художественную технику, добавил собственное видение. Значит, можно говорить о создании нового самостоятельного произведения, охраняемого авторским правом.

Какова правовая природа переработки?

Является ли производное произведение самостоятельным объектом авторского права? Каковы условия его правомерного использования в обороте?

Что вы знаете об искусстве апроприации?

Подумайте, подпадает ли работа В. под случаи свободного использования объектов авторского права.

 Вопросы для самоконтроля:

1. Структура интеллектуального правоотношения.

2. Определение авторского права, на какие объекты оно не распространяется и какие объекты не защищаются АП.

3. Первичные и вторичные субъекты авторского права.

4. Первичные и вторичные объекты авторского права.

5. Субъекты и объекты смежные с авторскими прав.

6. Имущественные права автора.

7. Личные неимущественные права автора.

8. Воспроизведение произведения, прокат, импорт, распространение, публичный показ и т. д..

9. Реализация прав автора.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...