Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смешные случаи и байки о Рудольфе Шпильмане.




СМЕШНЫЕ СЛУЧАИ И БАЙКИ О РУДОЛЬФЕ ШПИЛЬМАНЕ.

 

Наверное, в жизни каждого шахматиста происходили занятные и смешные истории. Не обошёл их и Рудольф Шпильман.

УНИКАЛЬНЫЙ СНИМОК.

После сеанса одновременной игры, проведённого гроссмейстером Рудольфом Шпильманом в одном из провинциальных клубов, участники решили сфотографироваться на память и усадили знаменитого гостя на самом видном месте в середине. Однако, получив готовые снимки, неожиданно обнаружили, что как раз Шпильмана на них нет. Позвали на «разборку» фотографа и тот сознался: «Что касается толстого малого, нахально рассевшегося среди наших ребят, то я его заретушировал. Он совсем не подходит к остальным и только портит снимок. К тому же имеет весьма смешной и нелепый вид».

ХЛАДНОКРОВИЕ ШПИЛЬМАНА.

В сеансах одновременной игры Шпильман не считался со своими противниками и без всякой жалости жертвовал фигуры направо и налево, красиво заканчивая партии. Шпильман был человеком небольшого роста, с очень короткими руками, так что во время сеансов ему иногда было трудно дотянуться до другого конца доски, если стол был широк.                                                                                                                       Однажды в сеансе он красиво выиграл партию, пожертвовав слона на поле «h5». Один из зрителей заметил:                                                                                                                   Красивая жертва, но вы раньше могли пожертвовать слона на поле «h7» и выиграть гораздо быстрее!                                                                                                                                      – Знаю, знаю, но до поля «h7»  я не мог дотянуться, и пришлось жертвовать на «h5», хладнокровно ответил Шпильман.  

ТОРОПИТЬСЯ НЕ НАДО!

На одном из сеансов одновременной игры Рудольфа Шпильмана, темпераментный соперник в острой позиции выкрикнул:                                                                                                                  - Гроссмейстер, Вам мат в 3  хода!                                                                                                                             На что, невозмутимый Рудольф, парировал:                                                                                                  - Успокойтесь синьор, сейчас я объявляю  Вам мат в 2 хода.

НА СВОЁМ МЕСТЕ.

Мароци и Шпильман играли лёгкую партию, а третий, гроссмейстер Тартаковер, дожидаясь своей очереди, вместо проигравшего, наблюдал за игрой. И тут он решил подсказать Шпильману:                                                                                                                                                   - На Вашем месте, я бы пошёл конём в угол.                                                                                                 – Что за нелепость! – возмутился Шпильман – Это же просто, дурацкий ход.                                   – Но я же сказал, «на вашем месте», - пояснил Тартаковер и рассмеялся, довольный своей шуткой.

                                                              ГДЕ ЛОГИКА?                                                                  

Австрийский гроссмейстер Рудольф Шпильман побывал однажды в небольшом баварском городке Кляйдингхартинге. В местном кафе некий господин предложил ему сыграть партию в шахматы. Гроссмейстер в присутствии многих болельщиков легко победил незнакомца. Обескураженный любитель тут же заявил своим почитателям:     

- Я всегда ценил логику в шахматах. Но где же тут логика, если какой-то приезжий запросто обыграл меня, 16-кратного чемпиона города Кляйдингхартинга? ...

                                                   СОГЛАШЕНИЕ НА НИЧЬЮ.

На международном турнире в Бледе в 1931 году Шпильман предложил югославскому гроссмейстеру Костичу ничью.

- Как же Вы думаете сделать ничью? – спросил Костич.

- Не менее пяти путей ведут к ничьей, - ответил простодушный Шпильман и тут же показал варианты на карманных шахматах.

- Да, Вы правы. Кругом ничья, - сказал Костич.

- Так можно сказать главному судье, что мы согласились на ничью? – спросил Шпильман.

- Что Вы! Причём тут судья? Мы с вами ещё немного поиграем! – изрёк Костич.

 Партия, в конце концов, закончилась вничью.

 

******************************************************************************

Ну а теперь, шутки в сторону! Приступаем  к разбору партий Рудольфа Шпильмана, ради чего Вы, наверное, и приобрели эту книгу.                                                                                            

 

                                            НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ.                                                

      

                                                                                        «Хорошая жертва не обязательно та, которая  

                                                                                          объективно сильна – главное, повергнуть  

                                                                                          вашего оппонента в  смятение! »         

                                               

Р. Шпильман

Партия № 1. Королевский гамбит (С 39)                                                                                                  Р. Шпильман – М. Эльяшов

(Мюнхен, 1903г. )

      
1. е2-е4 е7-е5
2. f2-f4 e5: f4
3. Kg1-f3 g7-g5
4. h2-h4?! g5-g4
5. Kf3-g5

  Рассматриваемый ниже гамбит носит имя венского шахматиста Иоганна Альгайера. Ход в тексте, ведущий к романтической жертве фигуры, был  весьма популярен в прошлом веке, однако в дальнейшем практический интерес к нему угас. Дело в том, что затевая столь резкую игру в дебюте, белые в известном смысле сжигают за собой все мосты. Говоря словами Тиграна Петросяна, чёрные ещё не сделали ничего такого, чтобы с ними можно было поступать подобным образом.

5. … h7-h6!

У чёрных нет оснований отказываться от предлагаемого дара. Уклоняясь от принятия жертвы, они подвергаются гораздо большему  риску. Например, в случае 5…d5, возможно, 6. e: d5 Ke7  7. Kc3 Cg7 8. d4 h6 9. Kge4 K: d5 10. K: d5 Ф: d5 11. Kc3 Фd6 12. Фe2+ Kpd8 13. Ke4 Фd5 14. C: f4 Лe8 15. Ce5 C: e5 16. d: e5 Cd7 17. Kc3 Фс5 18. 0-0-0  с  инициативой у белых.

Другой способ уклонения от принятия гамбита заключается в продолжении 5…Kf6, на что обычно следует 6. e5 Фе7 с такими двумя возможностями: 7. Се2 Ф: е5 8. d4 Фе7 (cлабее 8…Фd5 9. C: f4 Ф: g2  ввиду 10. Лf1 d6 11. Kc3 h6 12. Фd3 hg 13. C: g5 с сильнейшей атакой) 9. C: f4! h6 10. Kc3! d5 11. 0-0 c6 (до сих пор – анализ Семёна  Алапина) 12. Фd2! hg 13. C: g5, и после 14. Лае1 у  белых, как указывает Пауль Керес, очень сильная атака; 7. Фе2 Кh5 8. Kc3 Kg3 9. Фс4! Ф: е5 + (если 9…К: h1, то 10. Kd5 Ф: е5+ 11. Се2 Сd6 12. d4 Фg7

 

 

13. Фf5+ Kpc6 14. Лh3 a5!, и чёрные спасаются 

от шахов) из-за 9…f3! (запирая линию «f»,

чёрные лишают белых значительной доли 

активности) 10. gf Kf6!. Партия по переписке Лауренсена – Винагре (1980) продолжалась 

далее так: 11. Cb3 Kc6! 12. Ce3 («Энциклопедия»

даёт вариант 12. c3 Фd6! 13. e5 K: e5 14. de Ф: е5 в пользу чёрных) 12…Ка5! 13. Кd2 K: b3 14. ab gf 15. Ф: f3 Kg4 16. 0-0-0 Kph7!, и на 17. Cg5 следует играть 17…Фе8! отбивая атаку и оставаясь с лишней фигурой.  

7. … d7-d5
8. Cc4: d5+ Kpf7-g7!
9. d2-d4

 

 

9. … Фd8-f6?

Чёрным необходимо было играть 9…Cd6!, на что возможно 10. Кс3 Кс6 11. С: с6 b: c6 12. e5 f3 13. g: f3 Ce7 14. 0-0 g3 15. Kpg2 h5 16. Фе1 Кh6  и у чёрных опасная атака.  –  В. С.                                                                                                                                                                                   

10. e4-e5 Фf6-g6
11. h4-h5 Фg6-f5
12. Kb1-c3 Cf8-b4
13. 0-0 f4-f3

Теперь 13…f3 уже поздно!  

14. Kc3-e4 Фf5: h5?!

Плохо 14…с6? из-за 15. Kg3! Лучше 14…Ke7!? 15. Kg3 Фd7 16. Ce4 Kbc6 17. c5 Ca5 18. g: f3 K: e5 со сложной позицией.

15. Ke4-g3 Фh5-h4

 

 

 

Финальная  позиция  достойна диаграммы.

 

В заключении можно сказать, что когда эта партия игралась, Рудольфу было ещё 20 лет. Но в ней уже можно обнаружить важные 

         

 13. Ke4) 10. Ce2 d5 (взятие ладьи 10…K: h1 после 11. Ф: f7+ Кр d8 12. d4 Фg7 13. C: f4 Ф: f7 14. K: f7+ Kpe8 15. K: h8 c6 16. C: g4 ведёт к явному преимуществу белых) 11. K: d5 K: e2 12. Ф: е2 Ф: е2+ 13. Кр: е2 Cd6, и теперь, продолжая 14. Ке4 или 14. b3, белые получают хорошие перспективы.  Вместо 8. Кс3 заслуживает внимания и 8. Ф: g4, с тем чтобы на 8…Кg3 ответить 9. Ф: f4 K: h1 10. Kc3, а на 8…Ф: е5+ продолжать 9. Се2 Kg3 10. d4 – в обоих случаях с опасной атакой.    
6. Kg5: f7 Kpe8: f7

  Основная позиция гамбита Альгайера. В этой позиции белые часто играют 7. d2-d4?! Слабо для белых 7. Ф: g4?! Kf6 8. Ф: f4, из-за 8…Cd6!, и у чёрных перевес. Керес в позиции на диаграмме  рекомендовал играть 7. Кс3?! (впрочем, этот ход был известен ещё Джозефу Блэкберну) 7…f3 (на 7…d5 белым следует продолжать 8. d4! ) 8. gf Ce7 9. Cc4+ d5 10. K: d5 C: h4+ 11. Kpf1 Kpg7 12. d3  или 12. f4 c определёнными шансами на атаку, что ещё не было проверено на практике.

7. Cf1-c4?!

  Сейчас это продолжение считается также сомнительным. Например, 7…d5 8. C: d5+ Kpg7! 9. d4 (на 9. b4 хорошо 9…Kf6 10. Cb2 Kph7 11. Kc3 c6, а в случае 9. С: b7 следует 9…С: b7! 10. Ф: g4+ Kpf7 11. Фh5+ Kpe7 12. Фе5+ Крd7!

 

 

16. Лf1: f3! g4: f3

 Белые уже без ладьи и без коня, но как ни в чём не бывало, продолжают атаку.

17. Фd1: f3 Kg8-f6

Теперь чёрные уже вынуждены отдавать коня назад, так как им грозит мат.

18. e5: f6+ Kpg7-f8
19. Cc1-f4 Kb8-a6

 После 19…Cd6 20. C: d6 cd 21. Фе3 Лh7 22. Ле1 - позиция чёрных также проиграна.

 

 

20. Фf3-е4!

 После 20-хода белых у чёрных  фигур нет хороших ходов. Теперь грозит 21. Cd6+ c выигрышем ферзя. Неудивительно, что борьба заканчивается через несколько ходов.

20. … Фh4-g4

 

 

21. Cd5: b7! Cc8: b7
22. Cf4: h6+ Лh8: h6
23. Фe4: g4 Лh6-h7
24. Фg4-g6 Лh7-f7
25. c2-c3 Cb4-d6
26. Kg3-f5 Cb7-e4
27. Фg6-h6+ Kpf8-g8
28. Фh6-g5+ Kpg8-f8
29. Kf5-h6

 

Чёрные сдались.                                 

 

 

особенности игрового стиля Шпильмана,

которые с годами только окрепли: оригинальность в дебюте, отличное чувство динамики и прекрасное умение атаковать.     Шпильман очень    много жертвовал, постоянно искал возможность провести комбинацию, даже встречаясь за доской с лучшими игроками мира. Его турнирные успехи были скромнее, ибо Шпильман был натурой нервной и впечатлительной. Например, в звёздном Карлсбаде (1923), венский шахматист набрал 5 очков из 17, но при этом красиво победил финишировавшего первым Алехина.                 

   


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...