Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Лекция 1. Основы теории массовой коммуникации





Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Направление подготовки: 040200-Социология

Специальность 040201 - Социология

Формы обучения: очная, заочная

Конспект лекций по дисциплине

"Социология коммуникации"

 

 

Разработала: канд. полит. наук, доц. Маркеева М.Ю.

Рецензент: канд. полит. наук, доц. Маркина Н.Л.

Зав. кафедрой И.А. Батанина

 

 

Тула 2009 г.


Тематика лекций

 

Тема Объем часов
1 Основы теории массовой коммуникации 2
2 Типологии и классификации СМК. 2
3 Функции СМИ в политической системе и в обществе 2
4 Система отношений: СМК - рынок - государство - гражданское общество - человек. 2
5 Манипуляция: феномен, механизм, технология. 2
6 Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации. 2
7 Новые виды СМК и глобальные информационные потоки 2

Общий объем аудиторных часов

13

Лекция 1. Основы теории массовой коммуникации

 

План лекции

1.1 Подходы к трактовке роли массовой коммуникации в обществе.

1.2 Теории эффектов массовой коммуникации

1.3 Понятие коммуникации и политической коммуникации

 

Жизнь современных государств и политических систем сложно представить себе без развитой сети коммуникаций. Массовые коммуникации сегодня сложны и многогранны. Меняются аспекты их работы, меняется законодательство и технические параметры их функционирования. Методология изучения феномена массовой коммуникации развивается вслед за прогрессом объекта своего изучения. Сегодня изучение политической сферы невозможно без учета коммуникативных факторов, которые не только являются связующим звеном политической системы, но и выступают необходимым условием существования современной политики. В данном курсе мы будем изучать не только практические аспекты функционирования массовой коммуникации, но и методологию ее изучения.



Целью нашей первой лекции является определение основных подходов к трактовке роли массовой коммуникации в обществе, изучение теории эффектов массовой коммуникации, а также определение понятий коммуникации и политической коммуникации. Итогом лекции должно стать повторение основных моментов теории массовых коммуникаций, усвоение основных подходов и базовых определений массовой коммуникации.

1.1.В понятие политическая коммуникация следует включить "всю совокупность феноменов информационного воздействия и взаимодействия в сфере политики, связанных с конкретно-исторической деятельностью политических акторов по поводу власти, властно-управленческих отношений в обществе"[1]. При этом учитывается, что чаще политическая коммуникация строится на косвенном общении людей и осуществляется в современном обществе через каналы массовой коммуникации.

Поэтому массовая коммуникация рассматривается не просто как процесс обработки информации, ее передачи при помощи разнообразных технических средств, прессы, радио, телевидения, а также общения людей как членов "массы", а как институционализированное производство и распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации[2]. СМИ выступают не только посредником в процессе политической коммуникации в системе "власть-общество", но и становятся самостоятельными участниками, особой составляющей процесса политической коммуникации.

В основе институционального подхода лежит понимание СМИ как института и канала политической коммуникации, иначе говоря, медиатора (отсюда и англоязычное название средств массовой информации - mass-media, что можно трактовать как "массовые посредники"). При этом собственно СМИ входят в более широкую систему средств массовой коммуникации, охватывающую также средства производства информации и связи. СМИ выступают как совокупность институтов сбора, анализа, подготовки к распространению тех или иных сведений, а также технических средств по приему, кодированию и декодированию сигналов, мультиплицированию и направлению сведений по коммуникационным каналам.

Неоинституциональный подход обращает внимание на соотношение эффективности и выживания политической системы, СМИ здесь рассматриваются как институт, который способен формировать и усиливать политические процессы, осуществлять коммуникацию в любом направлении. При этом совокупный интерес трех сторон (власти, общества и самих СМИ) предусматривает эффективную работу института СМИ. Одним из первых данную тактику к анализу СМИ применил М. де Флюэр. Он исследовал возможности СМИ по поддержанию общественной системы в равновесии через отношения между содержанием продукции СМИ и вкусами аудитории. При этом СМИ рассматривались как автономная система, состоящая из совокупности подсистем, "вписанных" в некоторую внешнюю систему.

В рамках данного подхода немецкий теоретик Н. Луман также рассматривал СМИ в качестве саморегулирующейся системы, которая должна постоянно откликаться и реагировать на потребности внешней среды, и при этом воспроизводить саму себя. Он считал, что публика является своеобразной "окружающей средой", необходимой для функционирования СМИ, и называл СМИ стабилизирующим механизмом общества, который возник в результате процесса функциональной дифференциации и действует на постоянной основе.

Бихевиоралистский подход позволяет делать акцент в исследовании деятельности СМИ на личности зрителя, изучать сознательные и бессознательные структуры, процессы влияния и воздействия масс-медиа на поведение аудитории. В качестве стимулов здесь рассматриваются сообщения СМИ, на которые должна поступить непосредственная реакция аудитории. Иначе говоря, человек усваивает модели поведения, окружающих, имитируя их действия. Таким образом, СМИ становятся источником научения.

В рамках бихевиоралистского подхода обратим внимание на теорию культивированияДж. Гербнера, который исследовал, как многократное воздействие СМИ (в первую очередь, телевидения) на протяжении продолжительного времени меняет представление граждан о мире и политической реальности. Одним из основных положений теории культивирования является унификация, направление различных взглядов людей в единое русло посредством процесса конструирования, когда зрители узнают "факты" о реальном мире, наблюдая мир, созданный на телеэкране[3].

Дж. Гербнер утверждал, что зрители, уделяющие больше внимания просмотру, реже стоят на крайне либеральных или крайне консервативных позициях, тогда как политические взгляды иных зрителей охватывают весь идеологический спектр. Унификация возвращает людей, отклоняющихся в ту или иную сторону, в некое среднее положение.

Структурно-функциональный подход, как один из ведущих подходов к изучению СМИ, рассматривает проблемы организации и функционирования СМИ и трактует СМИ как самоуправляющуюся и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических условиях. В рамках этой традиции проводили свои исследования такие известные авторы, как Р. Мертон, П. Лазарсфельд и Г. Лассвелл[4]. Согласно этому подходу, СМИ, участвуя в политической коммуникации, должны поддерживать целостность и стабильность развития социума, так как в политической системе коммуникативные отношения выступают в качестве связующего процесса, обеспечивающего взаимодействие и интеграцию всех уровней и сегментов системы и выполнение ею всех основных функций. Таким образом, формируется сеть коммуникаций, своеобразная соединительная ткань, придающая политической системе антиэнтропийные свойства и наделяющая ее свойством самоорганизации и саморазвития.

Исследователь описывает на теоретическом и эмпирическом уровнях виды деятельности СМИ в контексте других составляющих социальной системы.

Культурологический подход. При его анализе следует отметить критическую теорию изучения СМИ (М. Хоркхаймер, Т. Адорно и Г. Маркузе), в которой связаны воедино особенности "индустриального" производства продукции массовой культуры, специфика содержания текстов СМИ, восприятие материалов массовой культуры аудиторией и возникающие при этом социальные последствия. К примеру, из работ О. Тофлера, Г. Шиллера и С. Хантингтона следует, что потоки информации, в зависимости от их идеологических и ментальных составляющих, оказывают при непропорциональном распределении дестабилизирующее воздействие на институты государственности от потери самоидентификации нации до утраты суверенности и распада государственного образования.

Концепция культурного империализма, продиктованная процессом глобализации. Культурная экспансия проявляется тогда, когда в СМИ один набор ценностей преобладает и ставится выше других, что может приводить к возникновению национальных комплексов. Синкретический язык телевидения, синтез текста аудио - и видео-модальностей, является языком подсознания человека. Впечатления становятся ментальным опытом. Например, сегодня население всего мира проводит время в созерцании быта обеспеченных людей преимущественно стран Запада. Таким образом, культивирование на телеэкране индивидуализма, стремления повысить материальное благосостояние оказывает определенное политическое влияние и может искажать формирование патриотических чувств[5].

Как следствие, в рамках данного подхода можно выделить наличие нормативных концепций, автором одной из которых является У. Шрамм, впервые поставивший вопрос о социальной ответственности за деятельность массовых коммуникаций. Он описал нужно консолидироваться и предпринять необходимые шаги к тому, чтобы отличать интересы страны от интересов отдельных личностей, и принимать на себя нужные обязанности и ограничения.

Критические и нормативные теории сложно подвергаются эмпирической верификации количественными методами. Исследователи, придерживающиеся определенного предписания об идеале свободных, независимых СМИ, выражающих интересы масс и одновременно просвещающих эти массы.

При рассмотрении теоретических подходов необходимо обратить особое внимание на коммуникативный подход к изучению СМИ, который связан с трудами американского исследователя К. Дойча. Он одним из первых представил политическую систему как информационно-коммуникативную, в которой политические коммуникации связывают различные части системы, что позволяет ей функционировать как единое целое, и пытался интерпретировать политическую жизнь сквозь призму коммуникативных механизмов[6]. По его мнению, правительство мобилизует политическую систему путем регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а также отдельными блоками внутри самой системы. К. Дойч разработал эшелонированную модель функционирования политической системы как совокупности информационных потоков, построенной на принципе обратной связи.

коммуникативную концепцию политики и ее, так называемое, "постмодернистское" понимание, разрабатывал также Ю. Хабермас. Он отмечал, что политика отражается в системе коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредований[7]. Социальное действие состоит не только из стратегического, нормативного, драматургического действий, но включает в себя и коммуникативное действие, целью которого является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации. Ю. Хабермас ввел концепцию "публичной сферы", которую характеризовал такими чертами: возможность открытых дискуссий, критика власти, подотчетность обществу государственных чиновников и др. Своего расцвета публичная сфера достигла в XIX веке, а современное развитие СМК привело, по мнению Ю. Хабермаса, к упадку публичной сферы[8].

В отличие от культурологического, в социологическом подходе множество классификаций политической коммуникации связывается с построением микроуровневых теорий, которые изучают результаты коммуникации на уровне политических установок, мнений и поведения индивидов и содержат такое представление о политической власти, которое предполагает наличие множества субъектов влияния, достигающих консенсуса в процессе конкуренции между собой. Второе направление сопряжено с построением макроуровневых теорий, отображающих содержание и тенденции развития процессов коммуникации, субъектов политики на уровне политической системы и общества в целом, которые обычно ориентируются на представление о власти как о конфликте между обладающими монополией на власть и оппозицией[9].

Многие направления современной теоретической социологии применяются к анализу политической коммуникации. Позитивизм и социальная феноменология, трактующие массовую коммуникацию как ресурс власти, применяются для изучения производства новостей и восприятия их аудиторией. В рамках концепции ортодоксального марксизма и неомарксизма имеется представление о том, что власть сопряжена с конфликтами, и предполагается подавление масс в интересах элит. СМИ изучается с точки зрения отвлечения гражданина от политической реальности, поэтому акцент делается на изучении функции развлечения.

Сложность механизма СМИ приводила многих ученых к мысли о необходимости его комплексного изучения. Например, исследователь в области коммуникативистики Е.Г. Дьякова приходит к выводу, что при исследовании взаимодействия массовой коммуникации и власти, политология выполняет функции метатеории, и что политологический анализ позволяет проследить возможности и перспективы парадигмального синтеза, а также определить конструктивные принципы каждой из моделей взаимодействия коммуникации и власти [10].

Объединение основных подходов показалось автору возможным на основе выделенных канадским ученым Дж. Томсоном трех уровней изучения информационно-коммуникативных связей. Во-первых, СМИ можно изучать как социально-политический институт - производственную систему со специфическими функциями, социальными связями, деятельностью и организационной структурой, используя институциональный, неоинституциональный и структурно-функциональный подходы, - что, с точки зрения автора, соответствует организационно-техническому уровню по Дж. Томсону. Во-вторых, как субъект и среду применения системы языковой и метаязыковой коммуникации, форму производства и накопления обществом знаний о самом себе, используя культурологический и коммуникативный подходы, образуя семантический уровень. В-третьих, исследовать СМИ как элемент повседневной жизни значительной части людей, используя бихевиористский и социологический подходы и образуя инфлуентальный уровень.

1.2.В рамках бихевиористской традиции есть научные единицы, получившие название "эффектов коммуникации" и позволяющие изучать влияние СМИ на аудиторию. По классификациям М.Н. Грачева и А.Д. Трахтенберг и Дж. Брайанта, И.П. Яковлева, М.А. Василика. М.М. Назаров выделяет следующие эффекты влияния масс-медиа на аудиторию: индивидуальные и массовые, краткосрочные и долгосрочные, планируемые и непланируемые.

Исследование эффектов влияния СМИ прошло путь становления от ранних представлений, известных под названиями концепций "пули" и "подкожной инъекции", говоривших о практически неограниченных возможностях воздействия СМИ на аудиторию до дальнейших "теорий минимальных эффектов".

Например, исследования П. Лазарсфельда, Б. Берельсона и Э. Кэмпбэлла показали, что прямое воздействие не находит эмпирического подтверждения, в связи с чем указанными авторами была предложена двухступенчатая модель коммуникации, согласно которой воздействие в ходе массовой коммуникации на индивида большей частью является не прямым, а опосредуется так называемыми "лидерами мнения".

Позже были выдвинуты концепции "активной аудитории" СМИ в плане выбора источников информации и отбора сообщений. Л. Фестингером была предложена концепция "когнитивного диссонанса", возникающего у зрителей при навязывании им сообщений, противоречащих их установкам.

В последствии идея трансформировалась в концепцию целенаправленного информационного отбора У. Уэйсса и "теорию полезности и удовлетворения потребностей" Э. Катца, К. Розенгрена и др., согласно данным воззрениям индивиды осуществляют отбор полезной информации, игнорируя сообщения, не отвечающие их интересам.

Дальнейшие исследования эффектов воздействия СМИ исходили из возможности моделирования с их помощью своеобразной медиа-реальности, отличающейся от политической действительности.

К данной группе исследований можно отнести труды У. Липпмана, теорию "привратника" К. Левина, "спираль молчания" Э. Ноэль-Нойман и концепции информационного дефицита. Все эти концепции в общем говорят о возможности СМИ привлекать внимание зрителя, замалчивать …, актуализировать… и заниматься селекцией сообщений, искажая образ реальности.

В частности, Маккоумз и Шоу описали эффект "формирования информационной повестки дня", вызванный особенностями формата телевидения, имеющего возможность определять набор наиболее важных в тот или иной отрезок времени сюжетов и проблем и вводить данный набор в сознание аудитории[11].

Эффект проявляется, когда речь идет о проблемах, находящихся за пределами личного опыта.

Поскольку большинство политических проблем таковыми не являются, они обсуждаются не потому, что назрела потребность в их решении, а по каким-то иным мотивам.

Примером этого является любая избирательная кампания, где политическими акторами с помощью СМИ привлекается внимание аудитории к тем или иным вопросам в целях осуществления своих политических интересов.

1.3. Массовая коммуникация - процесс распространения информации сведений, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, пространственно рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

ф - наличием технических средств, обеспечивающих регулярный выход и тиражированностью;

ф - социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

ф - массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

ф - многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных

средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.