Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. Типологии и классификации СМК

 

План лекции

2.1 Модели коммуникации и виды СМК.

2.2 Традиционные и современные средства массовой информации и коммуникации.

2.3 Особенности формата работы традиционных и новых видов СМК

2.4 Симбиоз традиционных и новых видов средств массовой коммуникации в информационном поле.

 

В арсенале коммуникативистики огромное количество моделей и классификаций, каждая из которых по-своему отражает структуру, элементы и динамику процесса коммуникации. Рассмотрим некоторые модели, наиболее важные с точки зрения изучения процесса коммуникации.

2.1 Модель Лассуэлла. В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:

кто?

сообщает что?

по какому каналу?

кому?

с каким эффектом?

"Формула" Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.


" Формула" Лассуэлла

Кто?   Сообщает что?   По какому каналу?   Кому?   С каким эффектом?  
Коммуникатор Сообщение Канал Получатель Эффект
Анализ управления Анализ содержания Анализ средств и каналов Анализ аудитории Анализ результатов

 

" Коммуникативная формула" Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает существенным недостатком - она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не "саму по себе", а как двусторонний процесс и в ее отношении к социальному, культурному, экономическому, политическому и иному контексту. В первую очередь это важно для массовой коммуникации, особенно в кризисные моменты общественной жизни, актуализирующие деятельность СМИ и ее интерпретацию в массовом сознании.

Модель Шеннона-Уивера. По существу эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на аналогии с телефонной связью. Предположим, что два человека, проживающие в разных странах, говорящие на разных языках и плохо понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смоделировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).

В данной модели: источник - это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение - передаваемая информация; телефонный передатчик - кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод - канал; телефонный приемник (второй аппарат) - декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник - человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Аналогичным образом осуществляется связь с помощью телеграфных и радиосистем. При их использовании также возникают "шумы", понимаемые в техническом смысле как любые искажения или помехи, отличающиеся от полезного сигнала или сообщения, предназначенного для передачи. Математическая теория коммуникации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.

Понятие избыточности - повторения элементов сообщения для Предотвращения коммуникативной неудачи - чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков. Считается, что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно залить чернилами половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понять их. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается.

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона-Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична - отражает преимущественно технические способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве "источника" или "приемника" информации; она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; а коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Не менее интересны для изучения модели древнегреческого философа Аристотеля, которую он описал в "Риторике", модель М. де Флера, циркулярная модель коммуникации, предложенная в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда, двухканальная модель речевой коммуникации отечественного психолога В.П. Морозова, модель "ИСКП " предложена американским специалистом в области коммуникации Д. Берло и др.

Модель двухступенчатой коммуникации была разработана П. Лазерсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ при исследовании массовых коммуникаций. Они обратили внимание на одну весьма любопытную закономерность: воздействие информации, передаваемой населению через СМИ, через некоторое время не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Исследования показали, что информация, поставляемая прессой, радио и телевидением, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а спустя некоторое время и под влиянием "лидеров мнений". Обнаруженный феномен значительно облегчал деятельность массмедиа и одновременно повышало их результативность.

Таким образом, вместо одноступенчатой модели информационной "инъекции", которая была признана методологически недостаточной для объяснения процессов массовой коммуникации, была разработана модель двухступенчатого потока. Согласно этой модели, информация, распространяемая массмедиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей - "лидеров мнений" - через формальные каналы коммуникации - массмедиа. На втором этапе эти лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своей группы, т.е. в межличностном общении.

Практика показывает, что даже в случае, когда информация поступает непосредственно к рядовым членам группы, они, как правило, обращаются к лидерам за разъяснением, их мнением, оценкой и т.д. Можно также говорить о роли лидеров как своеобразного "фильтра" в ходе коммуникационного процесса.

2.2.Средства массовой коммуникации находятся в постоянном развитии. Сокращается время введения их в эксплуатацию; их возможности сочетания тексто-визуального формата традиционных СМИ с виртуальными особенностями поиска и применения гиперссылок становятся все более доступными для массового пользователя из-за огромного технического прогресса компьютерных технологий.

СМИ самый массовый, влиятельный и доминирующий по охвату канал массовой коммуникации в современной России. Окно в мир, источник новостей о политике, власти, культуре и нравах. Два телеканала, находящиеся в государственной собственности, - ОРТ и РТР - охватывают почти всю территорию страны. Неудивительно, что обе "федеральные кнопки" являются не только самым влиятельным, но подчас и единственным источником информации для жителей различных регионов страны. Однако такой масштаб влияния подразумевает и большую ответственность.

В прошлом русский народ черпал мудрость из общения со старцами и волхвами, слушал мудрых странников, проповеди в церкви, позже читал книги и обсуждал их. Телевидение своей яркостью, простотой, привлекательностью и доступностью заменило во многом современному человеку другие формы информирования, образования и досуга; следовательно, телевидение, за просмотром которого в среднем гражданин России проводит более 3-х часов в день, а в итоге - более 7 лет своей жизни, должно стать для него источником мудрости, духовного роста, новых полезных открытий, побуждать к самосовершенствованию и образованию, к размышлению о высоком.

По мнению М.Н. Грачева еще Ю. Хабермас в своей работе "Структурное преобразование публичной сферы" отмечал, что определяющую роль в демократизации политической жизни Нового времени сыграло развитие периодической печати. Расцвет политической журналистики способствовал формированию в странах западной Европы принципиально иной социальной среды. Люди стали встречаться в салонах, кофейнях специально для того, чтобы обсудить газетные публикации, посвященные текущим проблемам. [14]

В отличие от расцвета журналистики в XVII веке в западной Европе, телевидение современной России не вызывает большого энтузиазма аудитории в сфере политики. Потому что оно, очевидно, на данный момент не испытывает расцвета, или даже находится в состоянии определенного кризиса, что отмечают многие деятели, стоявшие у истоков возрождения журналистики 90-х. По мнению В.Е. Бельченко, СМИ в России сегодня не в состоянии осуществлять аналитическую функцию из-за феномена политического контроля, который, что вполне возможно, инициирован властью, как новый неформальный институт, имеющий ряд специфических элементов и устойчивых традиций. [15]

2.3.Технический уровень представлен в работах немецкого ученого Г. Шельски. Он сформулировал идею "технического государства", выдвинув на первый план технические аспекты политической организации власти. Власть аппаратуры проявляется в повышении эффективности использования техники, превращает государство и всю политику в целом в инструмент рационального и безошибочного регулирования социальных отношений[16]. Все это дает возможность сохранения передаваемого сообщения во времени и преодоления им значительных расстояний, возможность многократного воспроизведения одного и того же аутентичного содержания информации и возможности ее тиражирования для восприятия множеством людей, а также возможность саморегуляции.

На практике технический уровень работы современных СМИ проявляется в жестких ограничениях, связанных с особенностями их формата. Необходимость ежедневно заполнять материалами информационные программы фиксированной продолжительности вне зависимости от того, что происходит в мире, задает журналистам нормы их деятельности и определяет их подход к любому событию. Их интересует только то, что может быть легко "инкапсулировано", то есть извлечено из контекста, преобразовано в нарратив и сопровождено видеорядом.Д. Олтейд и П. Сноу ввели термин "формат", показав, что только при условии соответствия события формату оно может заинтересовать журналистов. Таким образом, новости, в первую очередь - это "продукт производства", которое предполагает связь воедино найденных событий и представление их в развлекательной форме [17].

Х. Молотч, Д. Олтейд, П. Сноу и ряд других исследователей пришли к выводу, что структура западной медиа-реальности целиком определяется влиянием ряда рыночных требований к информации как товару [18]:

неординарностью фактов (угроза безопасности, терроризм, катастрофы, кризисные и экстремальные явления доминируют над событиями повседневной жизни);

новизной фактов (внимание аудитории привлекают факты, не получившие еще широкой известности);

успехом (сообщения о рейтингах и победах, а не о проблемах);

высоким общественным статусом действующих лиц (чем выше статус, популярность источника информации, тем престижнее его интервью).

В свою очередь на истолкование событий журналистом в СМИ также влияет ряд факторов:

персоналистический фактор (как сам журналист понял событие);

выражение интересов других социальных субъектов (рекламодателя или учредителя);

фактор публичности (влияние ожиданий образа типичного зрителя);

манифестационный фактор (журналист, как правило, идентифицирует себя с определенным социальным субъектом, от имени которого выступает);

технологический фактор (выдержаны ли параметры предъявления новости, можно ли эту информацию перепродать);

коммуникационный фактор (создание текстов в пространстве масс-медиа, где есть уже другие тексты по этой тематике).

Таким образом, вещательные СМИ имеют ряд технических факторов, снижающих их объективность в подаче информации вследствие структурных особенностей, глубины и полноты подачи материала и по ряду перечисленных ниже причин:

опосредованная коммуникация, то есть взаимодействие, разделенное в пространстве и во времени;

однонаправленность воздействия от коммуникатора к реципиенту;

глобальность, быстрота и почти полная безграничность распространения;

способность делать объектом внимания любое явление общественной и личной жизни, подавая примеры и давая нравственную оценку;

технический шум[19].

В рамках исследуемого объекта при изучении процессов политической коммуникации важно учитывать технические свойства телевидения, накладывающие отпечаток на политическую реальность и ее отражение в СМИ. Даже отдельные кадры на экране - это не действительность, а только частный случай ее проявления.

Объективный недостаток ТВ заключается в эффекте "принудительности".

К передаче невозможно "возвратиться". В силу быстрого темпа передачи новостей их сложно успеть обдумать или обсудить. Поэтому серьезное осмысление реальности остается для текстовых СМИ, объектом которых является, прежде всего, текст, что подробнее изучается на семантическом уровне.

2.4.Какой же симбиоз представляет в коммуникативном поле одновременное сочетание традиционных и новых видов средств массовой коммуникации, как они взаимодействуют или диссонируют в информационном поле политики Российской Федерации?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и спрогнозировать влияние упомянутых средств коммуникации на активность российского гражданина, сопоставим модели работы и некоторые характерные черты телевидения и Интернет.

Они имеют принципиально разные модели коммуникации.

Если телевидение сходно с моделью вещания, оно практически подобно вектору, соединяющему центр и аудиторию, то Интернет может соответствовать диалоговой модели, которая имеет центр только при наличии модератора обсуждения и является относительно двусторонней и более равноправной в отношении субъектов коммуникации.

Интернет в равной степени может быть представленным полилоговой структурой. На пример - habrahabr.ru - сайт, на котором нет модераторов, но действует система "инвайтов" (то есть участвовать в обсуждении можно, только получив приглашение на сайт от уже зарегистрированного участника), а так же "карма" (т.е. любое сообщение/комментарий может быть оценено любым участником сайта, а оценки складываются в рейтинг автора/участника).

Телевидение, может ограничивать возможность селекции получаемой информации субъектом, за счет фиксированного набора каналов, установленной программы передач, где новостные блоки занимают определенное положение и содержат рекламу. Интернет в России имеет только одну характеристику, ограничивающую свободу выбора пользователя - это параметры каналов доступа, которые варьируются по цене и доступности в зависимости от региона страны.

В ряде малых городов, далеких от центральной части России каналы либо далеки от совершенства, либо не имеют альтернативы, либо на данный момент отсутствуют.

При этом политических ограничений в сети Интернет в Российской Федерации не выявлено по сравнению с влиянием власти на большинство традиционных видов СМИ.

Учитывая эти свойства, расстановку приоритетов в исполнении ролей между телевидением и Интернет автор оценивает следующим образом. Интернет, теоретически, должен представлять лучшие возможности для ведения дискуссии, а телевидение - задавать направление обсуждения, преподносить интегрированную устоявшуюся точку зрения без радикальных оценок, созвучную позиции большинства и правящей элиты, задавать стратегический тон и формировать информационную политическую повестку дня.

Если эти функции выполняются обоими СМК, вероятно, можно получить идеальное поле политической коммуникации в государстве, поощряющее политическую активность граждан.


Литература

 

23. Вартанов А. Российское телевидение на рубеже веков. Программы, проблемы, лица М.: КДУ, 2009. - 480 с.

24. Жукова Н. Сравнительный анализ роли СМИ в современном политическом процессе России и США [Текст] / Н. Жукова // Власть. 2007. - №11. - С.41-43.

25. Ильин М.В. Политический Дискурс как объект лингвистического анализа // Полис. - 2008. - №3. - С.21-32.

26. Касютин В.Л. Живая газета - М.: Хроникер, 2008. - 246 с.

27. Кодаченко Д. Трансформация государственного телевидения в России [Текст] / Д. Кодаченко // Власть. 2006. - №12. - С.74-77.

28. Козлов Д. Современные Российские СМИ как социально-политическое явление. // Власть. - 2008. - №2. - С.22-25.

29. Кокшарова А. Политическая коммуникация как фактор публичной политики // Власть. - 2009. - №7. - С.63-65.

30. Науменко Т.В. Массовые коммуникации в политической структуре общества / Т.В. Науменко // Вестник МУ. Сер.12. - 2003. - №3. - С.102-114.

31. Наумов, С. Реальность и практика публичных коммуникаций [Текст] / С. Наумов // Политика и общество. - 2008. - № 7. - С.49 - 59.

32. Сергеев Д. Они в эфире. Как делается телевидение М.: АСТ, 2008. - 352 с.

33. Тимофеева Л.Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления // Полис. - 2009. - №5. - С.41 - 54.

34. Тихонова С.В. Коммуникационная революция сегодня: информация и сеть [Текст] / С.В. Тихонова // Полис. 2007. - №3. - С.53-64.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...