Лекция 6. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации
План лекции 6.1. Информационная политика государства 6.2. Правовое регулирование сферы СМК 6.3. Проблема объективности средств массовой информации. 6.4. Правовое нормирование против манипуляции в рекламе 6.5. Организационные и нормативно-правовые составляющие повышения эффективности работы СМК в государстве
На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. В последние 2-3 года содержание ГИП было несколько расширено и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны, а также некоторые аспекты информационной безопасности. Освещение этих аспектов и будет целью этой лекции. 6.1.Концепция государственной информационной политики. Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), разработка и анализ основных направлений и механизмов ее реализации, анализ результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века. Разрабатывается с 1997 по поручению Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации совместно с Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы, Институтом системного анализа РАН, НТЦ "Информрегистр", ВНИИПВТИ и др. Цель Концепции - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), разработка и анализ основных направлений и механизмов ее реализации, анализ результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.
Область применения - конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формированию Единого информационного пространства России и ее вхождению в мировое информационное сообщество. Исходные данные для разработки Концепции - Конституция РФ, "Декларация прав и свобод человека и гражданина", Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации, "О средствах массовой информации", "Об участии международном информационном обмене", "О связи", "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации", "О государственной тайне", "Об информационном обеспечении органов государственной власти российской Федерации", Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие законодательные акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам построения информационного общества и формирования информационно-телекоммуникационного пространства, результаты аналитических и прогнозных исследований процессов информатизации в России. Президент РФ Дмитрий Медведев резко раскритиковал существующий уровень развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в стране. По его словам, "у нас нет никакого электронного правительства". Уже более пяти лет длятся попытки перевести работу с документами в электронный вид, но успехов на этом поприще пока не достигнуто. ФЦП "Электронная Россия" - это налаженный электронный документооборот в органах государственной власти и дистанционное предоставление госуслуг населению, единая телекоммуникационная инфраструктура для публичного и образовательного Интернета, автоматизированная система ЖКХ, распространение в массовом порядке ИКТ в реальном секторе. На VI Тверском социально-экономическом форуме "Информационное общество", состоявшемся летом прошлого года, стало понятно, что реализация этой программы откладывается на неопределенный срок. Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин сообщил, что де трети регионов даже не имеют планов информатизации, "а из тех, которые имеют, только в пяти можно найти соответствие планам, утвержденным в 2007 году".
Минсвязи только приступает к выработке базы, на которой уже несколько лет должна вестись активная практическая работа. Программа "Электронная Россия" истекает в 2010 году, а Минсвязи уже начало рассматривать продление программы до 2018 года. По степени готовности электронного правительства, согласно последнему докладу ООН, Россия опустилась с 50 на 60 место. 6.2.Российский законодатель стремится полностью описать сам процесс проведения выборов, и поскольку жизнь и смекалка политтехнологов постоянно позволяет находить новые способы обойти закон, то законы о выборах приходится переписывать перед каждым новым циклом федеральных выборов. Но таким образом закон только догоняет, а не предваряет процесс. Практика российских выборов убедительно доказывает, что точное и полное соблюдение закона не гарантирует их участникам никаких преимуществ. И кандидат, проведший всю избирательную кампанию абсолютно корректно и в полном соответствии с нормами законов о выборах, почти никогда не становится ее победителем. Более того, точное соблюдение законодательства, например, в части финансирования выборов, является скорее средством проиграть выборы, чем выиграть их. Это основное несовершенство законодательства о выборах. Изначально неверные принципы ведения выборной кампании. Ведь если выборы проходили с нарушениями, как правило, иски в суды приводили лишь к вердиктам о подтверждении нарушений, и к определениям, что эти нарушения не повлияли решающим образом на результаты выборов. Выход из ситуации И. Митусов видит в принципе "нулевой терпимости", когда в случае правонарушения любого уровня судебная машина запускается в полную силу.
В статье 46 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" говориться, что публикация опросов общественного мнения, связанных с выборами должна содержать название организации, проводившей опрос, время проведения, выборку, метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, заказчика опроса и заплатившего за публикацию. Закон увеличил мораторий на опубликование данных до 5 дней до выборов и запретил публикацию до закрытия всех избирательных участков [51]. Необходимо дальнейшее расширение моратория (на Украине он - 14 дней, в Литве - весь период избирательной компании) и введение лицензирования опросных центров. Также необходимо создать комиссии по опросам общественного мнения (Во Франции они проводят экспертизу программ перед массовой публикацией). [52] Ужесточили ответственность СМИ и типографий за нарушение расценок в виде большого административного штрафа до приостановки деятельности, но с нелегальными и поддельными изданиями невозможно бороться до введения контроля над частными типографиями. Проблема заведомо завышенных и заведомо заниженных расценок на печатную продукцию нерешена. Федеральном законе необходимо заложить, что фирма не может делать услуги по политической рекламе ниже обычных коммерческих расценок. Или обязать ее потом работать по этой цене. Трудно отследить анонимные материалы и материалы с неточными и неполными выходными данными, печать агитационные материалов в поддержку соперников от имени асоциальных, одиозных личностей, искусственное увеличение тиража газет с агитационными материалами кандидатов. В Санкт-Петербурге противниками одного кандидата была выпущена газета, якобы от имени его избирательного фонда, что было указано в выходных данных. Газета распространялась по почтовым ящикам, в ней кандидат предстал борцом за чистоту нации, ненавидящим стариков и старость. Приводились высказывания от его имени за эвтаназию и за выселение стариков[53].
Во время выборов 2000 года в Удмуртской Республике за оказание в информационных блоках предпочтения определенным кандидатам к ответственности привлекались ГТРК "Удмуртия" - 2 раза, ОТВ "Телеинформ" - 3 раза, телеканал ТВС "Мегаполис" - 4 раза. Из редакций газет "Известия Удмуртской Республики" (6 раз), "Ижевск вечерний" (116 раз) и т.д. Вместе с тем отмечалось, что указанные СМИ продолжали нарушать правила предвыборной агитации и после применения к ним мер административной ответственности[54]. Теперь их смогут наказывать, вплоть до закрытия. Не решена "проблема действующего политика", который, используя массу информационных поводов, может проводить скрытую рекламу, повторяя в СМИ свое имя. Таким образом, имея больше шансов на победу, он имеет фору, стартует раньше, увеличивая свою активность на посту. В Нидерландах или Голландия за три месяца до выборов о кандидатах, которые уже у власти перестают писать и публиковать их фотографии в газетах. Но кандидаты никогда не смогут быть полностью равны в шансах. Остался способ обхода норм законодательства на региональных выборах через выход средств массовой информации в другом субъекте Российской Федерации. Избирательная комиссия в Ивановской области будет неправомочна штрафовать газету Калининградской области, которая освещает события в стране и в числе прочих выборы в Ивановской области. 6.3.Проблема объективности средств массовой информации особенно остро встает в период выборов. К сожалению, практика показывает, что чем жестче законодатели закручивают гайки в отношении предвыборной агитации, тем изощреннее она становится. С точки зрения российского законодателя выборы представляются серией взаимосвязанных мероприятий, подробно регламентированных законодательными нормами. Такой подход был бы оправдан, если бы юридические нормы относились к разрешению конфликтов на выборах и к некоторым ограничениям деятельности субъектов избирательного процесса. Появляются специальные соглашения в связи с выборами. Декларация российских журналистов в поддержку свободных и честных выборов 8 сентября 1999 г., Ижевск. В ней в частности говорится, что многочисленные надзирающие, контролирующие, регулирующие и лицензирующие государственные и муниципальные органы должны проявлять в период избирательной кампании максимальную сдержанность и не предпринимать в отношении СМИ, участвующих в освещении выборов, каких-либо репрессивных мер. Нельзя допустить, чтобы административные репрессии в отношении СМИ стали методом проведения предвыборной борьбы.
В Меморандуме Национальной ассоциации телевещателей России написано, что долг телевидения в период избирательной кампании - служить интересам не политиков и не партий, а избирателей. Памятка журналиста телекомпании НТВ еще в 1995 году ввела нормы, только недавно зафиксированные в законе. В эфире нельзя: становится на сторону той или иной партии или кандидата, делать обобщения и выводы, далеко выходящие за рамки освещаемого эпизода, использовать заведомо нерепрезентативные, случайные высказывания кандидатов, не несущие существенной информации об их позициях, злоупотреблять цитированием мнений отдельных избирателей за или "против" кандидатов, использовать архивную "картинку" без обозначения "архив" и подбирать видеоряд, уделять избыточное внимание второстепенным, хотя и колоритным подробностям, поощрять эпатирующие действия или заявления, рассчитанные на публику, формировать более позитивный образ одной из сторон и т.д.[55]. 6.4.Правовое нормирование актуально и для сферы рекламы. По различным оценкам, в зависимости от категории товара, от 30% до 70% наших покупок заранее не запланированы. Реклама на улице и в торговых точках, на упаковке направлена на инициацию таких покупок[56]. В США существуют специальные органы, которые проверяют рекламные сообщения для защиты потребителя. Федеральная торговая комиссия может приостановить и прекратить рекламу, наложить штраф и обязать возместить ущерб потребителю, а также разместить контррекламу. Также за чистотой рекламных услуг в США следят Администрация продуктов питания и лекарств, Федеральная комиссия по связи и даже Министерство почтовых услуг, которое регулирует рекламу, отправляемую по почте. Задерживается почта, которая поощряет какую-то лотерею и мошенничества или сомнительные виды деятельности как спекуляции на быстром обогащении. В России пока эти функции не выполняются. Поэтому, необходимо знать, что в цивилизованном мире проценты по вкладам не превышают 6%. В любых финансовых делах опасны расплывчатые и нечеткие формулировки и обязательства.5% это тоже до 120% годовых. Ст.17 российского закона "о рекламе" накладывает ограничения на рекламу финансовых услуг. Она запрещает гарантировать дивиденды по акциям, предоставлять гарантии о будущей эффективности и доходности. Теперь при публичном предложении заключить сделку рекламодатель обязан сообщить обо всех условиях договора. Европейские общества потребителей требуют, чтобы лица подтверждающие ценность продукции, обладали опытом или имели профессиональную квалификацию, дающую право на соответствующие суждения. Они обязаны действительно пользоваться одобряемым товаром. Если подтверждающие проводят сравнение с конкурирующими марками, они обязаны испробовать также и эти марки. Лица, подтверждение которых не соответствуют действительности, могут понести персональную ответственность, если будет установлено, что их заявления вводят покупателей в заблуждение. Но как проверить регулярно ли Майкл Джордан пьет "Coke", а Е. Плющенко регулярно лакомится Чупа-чупсом? Демонстрация продукции в телевизионной рекламе не должна дезориентировать потребителя. Заявление, которое сопровождается показом, должны точно соответствовать тому, что происходит. Эта рекомендация также трудно выполнима для продуктов питания, которые усыхают при свете прожекторов, а молоко на экране выглядит серым, и его часто заменяют разведенной краской. Необходимо знать основные правила покупателя и вводить нормы для работы специалистов по рекламе и связям с общественностью. Дж. О, Тул заявлял: "Я обещаю вам, что моя реклама не солжет вам, она не введет вас намерено в заблуждение. Она не будет относиться к вам как к дураку или запутывать вас. Но помните, что вы имеете дело с торговым агентством. Ее цель убедить вас потратить ваши заработанные тяжким трудом деньги на мой продукт. ". [57] В целом необходимо отметить, что целеустремленный, занятый, имеющий принципы человек менее подвержен случайным затеям, авантюрам, чем человек, не имеющий уверенности в завтрашнем дне. 5.5. Для повышения ответственности создаются этические кодексы. Существуют как международные декларации и кодексы этических норм, так и кодекс профессиональной этики российского журналиста, декларация московской хартии журналистов, хартия российских телерадиовещателей, где они обязуются проводить четкие различия между фактами, комментариями и предложениями и много других современных норм. Есть еще Совет по профессиональной этике журналистов России, но его меры носят рекомендательный характер общественного порицания. Эти организации не имеют должного авторитета и силы в обществе и в профессиональных кругах. Если журналист зависим от работодателя, он вынужден терпеть цензуру хозяев и спонсоров, "разделяя" их мнение. В ЕС и Совете Европы действуют комитеты экспертов по плюрализму в СМИ. Этой проблеме посвящен ряд документов, которые рекомендуют, включить в законодательство ряд принципов, доступ общественности и органов власти к информации о СМИ, чтобы иметь возможность составить свое мнение для оценки информации, распространяемых идей и мнений. Раскрытие информации до и после выдачи лицензии об организаторах и других лицах и органах, которые могут оказать влияние на программную политику, о политической ориентации и финансовых итогах СМИ. Международные организации тоже стремятся нормировать информационную сферу. На Окинавской встрече 22 июля 2000 г. лидеры "Большой Восьмерки" сформулировали основные направления международной политики в области ИТ: выработка программы содействия всеобщему участию в глобальном информационном обществе; (программа Юнеско "Информация для всех". ООН всеобщее право доступа к Интернет как неотъемлемое право человека) Литература
63. Абалкин А.В. Информационная политика России: анализ и технологии // Власть. - 2008. - №2. - С.25-31. 64. Бурганова Л., Батайкина С. Конструирование имиджа государственной службы средствами массовой информации. // Власть. - 2008. - №3. - С.42-45. 65. Василевский, Э. Информационные технологии: масштабы и эффективность использования [Текст] / Э. Василевский // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №5. - С.56-64. 66. Вахромеев В.В. О целесообразности информационной активности политической элиты современной России. // Власть. - 2008. - № 7. - С.83 - 86. 67. Додин Н.С. Информационно - коммуникативные угрозы политической системе региона. // Власть. - 2007. - № 1. - С.64 - 67. 68. Ефимова, Л.Л. Особенности правового обеспечения информационной безопасности на телевидении и радиовещании [Текст] / Л.Л. Ефимова // Информационное общество. - 2006. - № 3. - С.46-58. 69. Киричёв П.Н. Современная информационная политика. // Социс. - 2007. - №10. - С.86-91. 70. Кононов М.М. Современные информационно - политические технологии в Российском избирательном процессе. // Власть. - 2008. - № 7. - С.76-78 71. Лысенко Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: Стратегии и технологии их реализации. // Полис. - 2008. - № 1. - С.74 - 78. 72. Мамонов В.В. Информационная безопасность - главный принцип современной российской государственности. // Государство и право. - 2008. - №4. - С.5-12. 73. Сапожникова А. Информационно-психологическая безопасность России: Состояние и тенденции // Власть. - 2008. - №2. - С.11. 74. Соловьев С.Г. Проблемы информационной политики России // Государство и право. - 2007. - №10. - С.10-15. 75. Шевченко А.В. Человек политический против человека информационного // Полис. - 2009. - №5. - С.68 - 83. 76. Рохлин В.И., Баконин А.Д. Закон и средства массовой информации. Сборник законодательных и нормативных актов СПб.: Нева, 2004. - 576 с. 77. www.gdf.ru Фонд защиты гластности 78. www.medialaw.ru/selfreg/index.htm Саморегулирование в СМИ 79. www.ruj.ru Союз журналистов России 80. www.cjes.ru Центр экстремальной журналистики 81. www.gipp.ru Гильдия издателей периодической печати
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|