Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование и становление ВКЛ, его административно–территориальное деление в XIV – XVІ вв.




Причины образования ВКЛ
Экономические Политические Социальные
- развитие производительных сил; - рост торговли; упрочение феодальных производственных отношений; - углубление общественного разделения труда; - увеличение числа городов - необходимость борьбы с внешними врагами; - закрепление прав и привилегий шляхты; - необходимость подавления протестных выступлений широких народных масс;

 

Территориально-административное устройство
Центральная часть (ядро государства) или «Литва» Столица Граничащие земли «прислушивающиеся»
Ошмянская Браславская Берестейская (с 1316 г.) Виленская Видкамирская Волковыская Городенская Клецкая Кобринская Копыльская Лидская Менска Мстиславская (с 1359 г.) Несвижская Новоградская Пинская Речицкая Слонимская Слуцкая Трокская Туровская Унитская земли Наваградок (с 1253 г.) Вильня (с 1323 г.) Витебская (с 1320 г.) Волынь (с 1377 г.) Жмудь (с 1398 г.) Киевская Подкляшье Подолье Полоцкая (с 1307 г.) Смоленская (с 1395 г.) Чернигово-Северская другие

 

 

10. Общественный строй ВКЛ, его основанные классы и сословия (XIV – XVІ вв.).

 

 

 

 


11. Правовое положение шляхты в социальной системе ВКЛ (XIV – XVІ вв.).

 

Шляхта - Наиболее привилегированное неподатное сословие, права которого постоянно расширяются. Имеют права: владеть землей в неограниченном количестве и зависимыми людьми, беспошлинно вывозить продукцию своих хозяйств за границу, участвовать в управлении государством, судиться только своим шляхетским судом, подавать жалобы самому монарху и др.Освобождена от уплаты государственных налогов. Вопрос о консолидации складывающегося сословия шляхты был разрешен Привилеем 1432 г. Он уравнял в правах феодалов православных с феодалами-католиками, тем самым заложив основу юридического оформления сословия шляхты, объединив в этом сословии всех феодалов независимо от вероисповедания. Именно в XV в. окончательно в писаном праве закрепляются привилегии класса феодалов и оформляется правовой статус шляхты. Привилей Казимира 1447 г. значительно расширил права и привилегии шляхты. Наибольшей правоспособностью обладала шляхта, а наименьшей - челядь дворная. Только феодалы (шляхта, духовенство) имели право собственности на землю, но и они были в некоторой степени ограничены до принятия Статута 1588 г.

 

12. Правовое положение сословия крестьянства в социальной системе ВКЛ (XIV – XVІ вв.).

 

Феодально-зависимые крестьяне в Великом княжестве Литовском были крепостными, а привилей 1447 г. нормативно оформил крепостное право. Тем не менее, крестьянство тоже было неоднородным. Отчетливо различались три группы: хозяйские крестьяне, принадлежавшие непосредственно великокняжеской администрации живущие на государственных землях; панские, живущие на частнособственнических землях и принадлежавшие отдельным феодалам; церковные, которые жили на землях, принадлежавших церкви или ее учреждениям, и зависели от администрации духовного ведомства. Крестьяне в зависимости от повинностей делились на тяглых (барщина 2 раза в неделю, натур.оброк и др. повинности), осадных (денежный оброк феодалу), данников (денежный оброк государству и др.), слуг (военная или путная служба), огородников (барщина 1 раз в неделю, толока); по степени феодальной зависимости – непохожих (не имели права перехода от одного феодала к другому) и похожих (имели право перехода). Крепостные крестьяне не имели права владеть землей, не могли менять место жительства, род занятий без согласия феодала, занимать должности в государственном аппарате, были подсудны прежде всего своему хозяину и т.д. Особую роль в закрепощении крестьян сыграл общеземский Привилей Казимира 1447 г. Согласно арт. 12 феодал получил право суда над своими крестьянами, т.е. частновладельческие крестьяне были исключены из юрисдикции государственных органов и отданы в полную власть феодала. Артикул 11 устанавливал запрет на переход частновладельческих крестьян в разряд государственных и наоборот.

 

13. Правовое положение городов ВКЛ в XIV – XV вв. Магдебургское право в городах Беларуси, его сущность.

В годы средневековья белорусские города были центрами ремесла, торговли, культуры, администрации и оборонительных сооружений. В XIV-XV вв. многие из них получили право на самоуправление, так называемое магдебургское право (от названия немецкого города Магдебург, который в XIII в. получил право на самоуправление).

Привилеи на самоуправление, которые выдавались за подписью великого князя, не противоречили традиционному местному праву, а позже - белорусским законам и тем более не отменяли их. Они только расширяли и обогащали обычное право. Магдебургское право было своеобразной частью законодательства Великого княжества Литовского. Поскольку не все белорусские города имели магдебургское право, то наличие его можно назвать еще и отличительной чертой белорусского городского права.

Первым на территории Беларуси магдебургское право получил Брест (1390), потом Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499). До второй половины XVII в. магдебургское право получили почти все более или менее значительные города и местечки (более 50). Этому способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалась нападениям, и государство было заинтересовано в преобразовании городов в форпосты своей обороны. Получая магдебургское право, мещане в случае войны выходили охранять не только государство, но и свою «городскую независимость», свою свободу.

По магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер которого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободу экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, торговлей и земледелием, выбирать городской орган власти -магистрат, ратушу, создавать ремесленные объединения -цехи. Предусматривались и определенные льготы в области торговли. Так, мещане Полоцка, Вильни и других городов с магдебургским правом освобождались от торговых пошлин на территории всего Великого княжества Литовского. Города с магдебургским правом в отличие от обычных городов имели право до 4 раз в год проводить ярмарки, на которых приезжие купцы должны были продавать товар только оптом, от чего город имел определенную выгоду. Великий князь был заинтересован в переходе городов на самоуправление и укреплении их экономического положения: чем богаче был город, тем стабильнее налоги поступали в государственную казну. Кроме того, жители городов с магдебургским правом за предоставленные им гражданские права возлагали на себя дополнительные обязанности, в частности, ремонтировать и обновлять за свой счет оборонительные сооружения, что также было выгодно государству.

Согласно Привилею на магдебургское право в городе создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление - магистрат, ратушу - возглавлял войт из шляхты или богатых мещан, назначаемый великим князем. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выполнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д.

Магистрат (ратуша) состоял из 2-х структурных частей: городской рады, куда входили 12-20 мещан-радцев, избираемых из законорожденных, проживающих в городе, богатых мещан. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки и чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, б бурмистров, которые и руководили повседневной текущей работой рады; лавы, куда помимо войта, входили избираемые лавники. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан.

 

 

14. Государственно-политический строй ВКЛ, высшие и местные органы государственной власти и управление ВКЛ (XIV – XVІ вв.).

 

       
 
   
 

 

 

 


В повете главой администрации был поветовый староста, компетенция которого была аналогичной компетенции воеводы. Помощниками поветового старосты были подстароста, хоружий, ключники, конюшие, лесничие, мостничие, тивуны и др.

Особенностью местного управления в воеводствах и поветах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных органов - сеймиков (сеймиков), в работе которых могли принимать участие не опороченные ничем шляхтичи, проживающие в данном воеводстве или повете.

Как правило, поветовые сеймики собирались ежегодно, рассматривая вопросы общегосударственного и местного значения (размер местных податей, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составляли инструкции-наказы для своих представителей, посылаемых на вальный Сейм, заслушивали отчеты о работе поветовых врадников и т.д.). Законодательное оформление порядок созыва поветовых сеймиков и их компетенция получили в Статуте 1566 г. (арт.5 раздела Ш).

Вальный сойм (польск. — sejm; лат. — conventio generalis) первоначально представлял собой собрание всех шляхтичей страны. Его прообразом было древнерусское вече. На сойме решались вопросы, непосредственно затрагивающие интересы всего шляхетского сословия: обложение серебщиной, установление норм выставления конников в ополчение. С 1512 года в Сойм стали избирать по два представителя от шляхты каждого повета (послы).

Компетенция сейма:

1. Избрание и смещение великого князя.

2. Объявление войны и заключение мира.

3. Установление военных и иных налогов и повинностей.

4. Заключение уний с Польшей.

5. Принятие наиболее важных законодательных актов.

6. Судебные функции.

Рада (паны-рада) — великокняжеский совет, заключавший в себя его приближённых, советников, высших иерархов католической церкви. Кроме совета монарху, рада являлась судебной инстанцией.

Состав рады:

1. Епископ.

2. Высшие должностные лица ВКЛ.

3. Должностные лица местной администрации.

4. Наиболее знаменитые феодалы по приглашению великого князя.

Требования:

1. Христианин.

2. Уроженец ВКЛ.

Компетенция рады:

1. Исполнительно-распорядительная (осуществление текущего руководства и управления государственными делами).

2. Законодательная (великий князь без согласия рады не имел права издавать акты).

3. Судебная (вместе с великим князем рассматривала наиболее серьёзные судебные дела).

4. Контролирующая (из состава рады выделялся постоянно действующий орган, который следил за деятельностью великого князя).

 

 

15. Унии Польши и ВКЛ в конце XIV – первой половине XVI вв. Понятие «персональной унии».

 

Ли́чная у́ния - политическое объединение двух или более самостоятельных

государств в союз с одним главой, который становится, таким образом, главой каждого государства –

члена союза. Глава союза наделяется только теми полномочиями, которые строго соответствуют (за редкими исключениями) полномочиям глав отдельных государств. Такой тип союза неследует путать с федерацией, которая на международном уровне является единым государством.

Персональные унии могут возникать по различным причинам, от почти случайных, когда, например,принцесса, будучи замужем за королём одного государства, становится царствующей королевой другогогосударства, и их общий ребёнок наследует трон обоих государств, до фактического присоединениягосударств, когда в некоторых случаях персональные унии создавались с целью предотвращения мятежей.Такие союзы могут быть законно обоснованы путём явного утверждения объединения двух государств вконституциях, либо могут не иметь законных оснований, и тогда они могут легко распадаться по причинеразличных правил наследования позиции главы государства.

 

В XIV-XVI вв. между ВКЛ и Польшей не раз заключалась уния (союз). Это было вызвано необходимостью совместной обороны от внешних врагов (крестоносцы, Московское государство).

14 августа 1385 г. в замке Коево была заключена Кревская уния. Великий князь Ягайло вступал в брак с польской королевой Ядвигой. Он обязался перейти в католицизм и окрестить в эту веру всех литовцев-язычников. В 1386 г. Ягайло был избран польскими магнатами и шляхтой королём. Фактически ВКЛ подчинилось Польше й утратило самостоятельность.

1401 г. - Виленско-Радомская уния. Предусматривала совместные действия ВКЛ и Польши против внешних врагов. В случае смерти Ягайлы польские магнаты обязались не избирать короля без согласования с великим князем. Подтверждение права великого князя Витовта на самостоятельное управление ВКЛ (по Островскому соглашению 1392 г.).

Городельская уния 1413 г. В случае смерти Витовта литовские магнаты обещали не избирать великого князя без согласия польских феодалов. Подобное же обещание дали польские феодалы в отношении польского королевского престола. Обещание назначать на государственные посты лишь католиков; льготы магнатам-католикам (см. Городельский привилей). Провозглашалось объединение Польши и ВКЛ с сохранением последним самостоятельности.

1432 г. - великий князь Сигизмунд подтвердил союз с Польшей.

1447 г. - великий князь Казимир был избран королём Польши. С этого времени с перерывами между Польшей и ВКЛ действовала персональная уния — во главе двух государств стоял один правитель, одновременно бывший великим князем и королём. После смерти очередного короля—великого князя оба трона, как правило, наследовал его сын или младший брат.

 

 

16. Люблинская уния и образование Речи Посполитой.

 

1 июля 1569 г. в г. Люблине была подписана уния – соглашение о государственно-политическом союзе между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским. Образовалось федеративное государство – Речь Посполитая (дословно – «республика»).

Причины, объединения ВКЛ и Польши:

1. Тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ в связи с Ливонской войной (1558 – 1583 гг.).

2. Стремление знати ВКЛ к приобретению «золотых шляхетских вольностей», которыми обладала польская шляхта.

3. Желание многочисленной польской знати подчинить ВКЛ, получить для себя новые земли и должности.

4. Стремление руководства католической церкви расширить влияние католицизма на восток.

10 января 1569 г. начался Люблинский сейм, который длился 6 месяцев. Каждая сторона ставила свои условия объединения. 1 июля 1569 г. под давлением силы (весной 1569 г. Сигизмунд ІІ Август издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни,

Подолии и Киевщины) уния была подписана.

Условия унии:

1. Оба государства (ВКЛ и Королевство Польское) объединялись в одно – Речь Посполитую.24

2. Во главе государства стоял король, который одновременно являлся и великим князем литовским. Король занимал престол не по наследству, а по избранию. Власть короля ограничивалась сеймом, в котором были представлены польские феодалы и феодалы ВКЛ. Общий

сейм должен был собираться только на территории Польши.

3. Между Польшей, с одной стороны, и ВКЛ, с другой стороны, отменялись границы, что позволяло беспошлинно перевозить товары. Подданные обоих государств получали право покупать и владеть недвижимым имуществом, в том числе и землей, и в той, и в другой

стране.

4. Волынь, Киевщина и Подолия отходили к Польше. Феодалы ВКЛ не имели права приобретать земли на этих территориях.

За ВКЛ сохранялось его название, право издавать местные законы, чеканить свою монету, иметь внутреннее управление и судебные органы, некоторые из важнейших государственных должностей, войско. Отдельными в ВКЛ были печати с символами государства (в ВКЛ –изображение «Погони», в Польше – «Орла»). Язык официального делопроизводства в ВКЛ – старобелорусский, в Польше – польский и латинский. Большая часть магнатов ВКЛ осталась недовольной условиями Люблинской унии. Вопреки акту унии в ВКЛ в 70 – 80-е гг. ХVI в. ре-гулярно собирались общегосударственные сеймы. В 1581 г. была создано высшая судебная инстанция для ВКЛ – Главный трибунал. В 1588 г. с участием канцлера Л. Сапеги был подготовлен и принят Статут ВКЛ, который отменял многие постановления Люблинского сейма. Итоги Люблинской унии сказались в т. наз. полонизации знати ВКЛ. В многонациональном ВКЛ с течением времени формируется новое сообщество (объединение людей) – «народ шляхетский». В 1696 г. великокняжеская шляхта окончательно была уравнена в правах с польской. С этого года всѐ официальное делопроизводство в Речи Посполитой было переведено на польский язык, который приобрѐл статус государственного.

 

 

17. Брестская церковная уния и ее последствия.

 

Идея унии вызревала сразу после раскола христианской церкви на православную и католическую (1054 г.). Была и попытка ее реализации.

Новый этап – 80–90-е гг. XVIв. проходил под знаком возобновления и подготовки унии. В связи с этим следует обратить внимание на то, что в такой унии были заинтересованы три силы. Ватикан, намеревавшийся присоединением миллионов верующих на Востоке компенсировать потери своих позиций во время Реформации. Его намерения совпали со стремлением политиков укрепить Речь Посполитую, которую раздирали религиозные противоречия, через единоверье всех ее подданных. В то же время разные слои белорусско-украинского общества искали пути выхода из кризисного состояния православной церкви, позиции которой подорвали Люблинская уния, Реформация и Контрреформация.

В кон. XVIв. православная церковь не удовлетворяла духовные потребности общественной жизни. Многочисленные примеры свидетельствуют, что православные священники (а происходили они обычно из небогатой шляхты) не выделялись образованностью и нравственностью, не имели высокого общественного авторитета. Низшее духовенство было вообще темным. Характерно, что с помощью постановления Брестского сейма 1591 г. была сделана попытка удержать священников от пьянства, скандалов, разборок, двоеженства и т. д.

Важным толчком для начала подготовки церковной унии стало основание в 1589 г. Московского патриархата. Это открывало перспективу подчинения Киевской митрополии московскому патриарху, а епископы Беларуси и Украины не желали этого. Голоса о целесообразности союза с католическим костелом зазвучали и со стороны православных иерархов и светских патронов православия.

Включилось в эту политику и королевское окружение: король обещал всем, кто примет унию, различные привилегии и льготы.

Инициатива со стороны католической церкви была поддержана многими иерархами православной церкви в ВКЛ, в частности, епископом Ипатием Потеем, который стал одним из организаторов унии. Без таких шагов со стороны православной церкви уния была бы невозможной. Решительно выступили против унии православные братства, резко осудив православных епископов, однако верхи православной церкви не прислушивались к этому. Они ускорили свои действия относительно заключения унии.

Важно подчеркнуть, что руководство православной церкви через унию надеялось вернуть себе ведущее положение. Сторонники унии имели надежду получить статус католического духовенства, право заседать в раде, сенате. Включение епископов в сенат сразу повысило бы статус православной иерархии и дало бы ей новые возможности. Верховная власть, в свою очередь, рассчитывала, что принятие унии должно ослабить политическое и церковно-религиозное влияние новой московской патриархии.

Уния была принята после продолжительных раздумий, ее подготовка длилась 5 лет.. Были выработаны 33 статьи церковного соглашения, признание которых Папой Римским и королем было условием заключения унии. Эти статьи об условиях заключения унии отражали стремление белорусско-украинских епископов войти в союз с Римом на равных. Весной 1595 г. на соборе православных епископов в Бресте была провозглашена декларация о решении заключить союз с католической церковью. Ее подписали киевский митрополит М. Рогоза и все епископы Великого княжества Литовского, кроме львовского и перемышленского. Считая почву подготовленной, король Речи Посполитой Сигизмунд IIIв сентябре 1595 г. издал универсал, в котором объявлял решение высшего православного духовенства об унии, необходимой Речи Посполитой для укрепления ее целостности, и призывал в «доброй воле и любви» принять унию. Тогда же И. Потей и К. Тарлецкий поехали в Рим, где 23 декабря на заседании коллегии кардиналов с участием папы КлиментаVIIIбыла торжественно провозглашена уния. На октябрь 1596 г. в Бресте было намечено проведение церковного собора с целью заключения унии.

6 октября 1596 г. в Брест съехались крупнейшие магнаты Польши, представители иерархии католической и православной церквей, руководство Ордена иезуитов, специальные посланники Ватикана и высшие сановники государства. Однако первый день заседания показал, что участники собора разделились на два лагеря: сторонников и противников унии. Чтобы повлиять на участников собора, успокоить противников унии, король Сигизмунд IIIподтянул к Бресту регулярные войска, тем самым давая понять, что ожидает тех, кто не примет унии. 9 октября 1596 г. она была подписана.

Таким образом, на Брестском соборе было оформлено новое направление христианства – униатство. Униатская, или греко-католическая, церковь возглавлялась киевским митрополитом, который признавал верховенство Папы Римского и им назначался. Церковь пользовалась богослужебным церковнославянским языком и белорусским («русским», согласно источникам того времени). Новое направление в христианстве было не только реформой церкви, но и более или менее далеко идущим преобразованием всего общества, переориентировало духовную жизнь Беларуси с Востока на Запад.

Не все сначала поняли и приняли унию, дала знать пятисотлетняя православная традиция. В кон. XVI– пер. дес.XVIIвв. униатство как новая религия нередко навязывалась насильственно: принудительно закрывались православные церкви и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык вместо старобелорусского. В закрытии православных храмов и монастырей, в насильственном насаждении унии особенно отличился полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. В результате в 1623 г. он был убит разъяренной толпой в Витебске и брошен в Двину.

Над восставшими была учинена жестокая расправа: 120 человек было приговорено к смертной казни. Православные церковники настраивали прихожан против унии. Интенсивную пропаганду против унии вели белорусские и украинские братства, которые объединяли преимущественно городское население.

Из вышесказанного следует, что вместо желаемого покоя уния стала источником раздора. Она не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Жесткая церковно-религиозная политика верховной власти Речи Посполитой не привела к желаемым результатам. Тогда правительство Речи Посполитой вынуждено было официально признать ликвидированную греческую митрополию. В 1633 г. государство вернуло права и религиозную свободу православной церкви, официально признав ее иерархов, позволив строить храмы, школы, создавать типографии. Антиуниатская публицистика пошла на спад, и в обществе установился относительный покой.

Прекращение жесткого натиска на православную церковь содействовало расширению униатства на белорусских землях. В этой связи необходимо отметить, что переход православных белорусов в новую веру происходил постепенно и растянулся на много лет. Реформы митрополитов Руцкого, Селявы, Корсака, создание базыльянского ордена, основание монастырей, школ, подготовка опытных кадров, введение старобелорусского языка в проповедях – все это содействовало росту влияния униатского духовенства в более широких, чем ранее,кругах белорусского населения. К кон.XVIIIв. эту веру исповедовало 3/4 населения Беларуси, в т. ч. 80 % крестьян были униатами. К униатству людей тянуло его уважение к местным национальным культурным традициям, использование в религиозной жизни старобелорусского языка.

В заключение можно отметить, что уния не оправдала надежды польско-ватиканских политиков. Усилиями ее местных деятелей она стала барьером на пути окатоличивания белорусов и содействовала сохранению этноса в условиях rолонизации.

 

18. Судебная реформа в XVI в. и высшие судебные органы ВКЛ (XIV – XVI вв.).

 
 


 

 

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...