Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общеземские грамоты (привилеи)




1387 г.: Феодалам, прини-мавшим католичес-кую веру, предостав-лены следующие при-вилегии:

свободно распоряжаться недвижимой собственностью;

свободно выдавать замуж своих дочерей, внучек, вдов и родственниц.

освобождались от всех государственных повинностей, кроме замковой и военной.

1413 г.: Значительно расширены привилегии феодалов-католиков. Ранее выданные привилегии были дополнены новыми:

только лица католической веры назначались на государственные должности;

право избирать великих князей;

право собираться на сеймы для решения важных государственных вопросов.

1432, 1434 г.: Закреплялось уравнение в правах феодалов-католиков и феодалов православной веры. Подтверждались прежние привилегии и были даны новые:

право на публичный суд;

право вдовы наследовать все недвижимое имущество мужа без изменения его размера государственными органами;

подданные феодалов освобождены от всех государственных налогов.

1447 г.: Подтверждались все прежние привилегии и были даны новые:

право свободного выезда за границу;

право судить своих подданных;

неприкосновенность права владения подданными.

Общеземские привилеи о закреплении прав и привилегий всего сословия шляхты
Ягайлы 1387 г. Городельский 1413 г. Ягайлы и Витовта Сигизмунда 1434 г. Казимира 1447 г. Александра 1492 г. «генеральный» Вилен-ский 1563 г. Вель-ский 1564 г.
– бояре-католики; – полные права соб-ственности на на-следственную землю; – вдовы бояр со- храняли права на имение мужа до повторного выхода замуж; – крестьяне на зем- лях феодалов осво- бождались от упла-ты господатей и выполнения госповинностей, за исключением работ по строительству либо ремонту замка – подтверждение привилея 1387 г.; – свобода вступ-ления в брак до- черей бояр; – участие феода-лов в совещани-ях по госделам; – право литов- ских феодалов пользоваться гербами – уравнение в правах и привилегиях бояр-литви-нов с бояр- ством сла- вянских зе-мель ВКЛ – уравнение в правах литовской и польской шляхты; – запрет на осужде-ние шляхтича без очной ставки; – родичи преступ-ника не несли от-ветственности за его вину; – выезд шляхтича за границу для службы; – обет великого князя не принимать в свои владения за-висимых крестьян феодалов; – судебный имму-нитет во владениях шляхты – приоритет решений рады; – запрет на от-странение дол-жностных лиц от их обязан-ностей без до-казательства вины в судеб-ном порядке; – великий князь не мог вмешиваться в работу судов; – право шлях-тича на скорое и справедливое судебное рас- смотрение – урав-нение в правах католи-ческой и пра-вослав-ной шляхты – равная подсуд-ность для всей шляхты (бога-тейших магна-тов и простых шлях-тичей)

 

 

22. Общеземские привилеи 1387 г. и Городельский привилей, их содержание и основное назначение.

 

Общеземскиепривилеи (1387, 1413, 1434, 1447, 1492, 1506) как источники права. 1387 г. -Феодалам, принимавшим католич. веру, -ны след. привилегии: 1)свободно распоряж-сянедвиж. собств-ю; 2)свободно выдавать замуж своих дочерей, внучек, вдов и родственниц. 3) освобожд. от всех гос. повин-ей, кроме замковой и военной. 1413 г. – Значит-но расшир. привилегии феодалов-католиков. Ранее выданные привилегии были дополнены новыми: 1) только лица католич. веры назначались на гос.должности; 2)право избирать вел.князей; 3) право собир-ся на сеймы для решения важных гос. вопросов. 1432 г.

- Закрепл-сь уравнение в правах феод.-католиков и феодалов правосл. веры.Подтвержд-сь прежние привилегии и были даны новые: 1)право на публичн.суд; 2) право вдовы наслед-ть все недвиж.имущ-во мужа без изменен. его размера гос. органами; 3) подданные феодалов освобожд. от всех гос. налогов. 1447 г. – Подтвержд-сь все прежние привилегии и были даны новые: 1)право своб.о выезда за границу; 2) право судить своих подданных; 3) неприкоснов-ть права владения подданными.

 

Городельская уния: договор великого князя литовского Александра Витовтасо своим двоюродным братом, польским королем ВладиславомЯгайло. Заключена2 октября1413(три года спустя послеГрюнвальдской битвы) в с. Городло на р.Западный Буг(современная Польша). Подписанные акты регулировали отношенияЛитвыи Королевства Польского. Витовт признал верховную власть короля; часть вотчинных прав на Литву Ягайлы переходила польскому государству и титул верховного князя Литвы становился элементом польского королевского титула. Одновременно вводился наследственный институт великого князя литовского, что отменяло установленноеВиленско-Радомским актомвозобновление прямого правления польского короля после смерти Витовта. Высшая польская знать объявила Витовта опекуном малолетней дочери-наследницы Ядвиги и Ягайло. Витовт занял первое место в коронном совете и стал вторым по значению лицом во властной системе соединённого государства. Кроме того, вЛитвевводилось одинаковое с Польшей административное деление (в связи с чем учреждались должности виленских и трокскихвоеводикастелянов); литовские бояре-католики получали права польской шляхты[2], а также польские гербы. Эти изменения затронули 47 родов. Общие шляхетские сеймы намечалось созывать в Люблинеили вПарчеве.

 

 

23. Общеземские привилеи о закреплении прав и привилегий всего сословия шляхты.

 

Общеземские привилеи о закреплении прав и привилегий всего сословия шляхты  
Ягайлы 1387 г. Городельский 1413 г. Ягайлы и Витовта Сигизмунда 1434 г. Казимира 1447 г. Александра 1492 г. («генеральный») Виленский 1564 г. Вельский 1564 г.
– на бояр-католиков; – полные права собственности на наследственную земельную собственность; – вдовы бояр сохраняли владельческие права на имение мужа до повторного выхода замуж; – крестьяне на землях феодалов освобождались от уплаты государственных податей и выполнения государственных повинностей, за исключением работ по строительству либо ремонту замка   – подтверждение привилея 1387 г.; – свобода вступления в брак дочерей бояр; – участие феодалов в совещаниях по государственным делам; – право литовских феодалов пользоваться гербами – уравнение в правах и привилегиях бояр-литвинов с боярством славянских земель ВКЛ – уравнение в правах литовской и польской шляхты; – запрет на осуждения шляхтича казнью, тюремным заключением или штрафом без ставки "очи-в-очи" с обвинителем; – родственники преступника не несли ответственности, если не являлись соучастниками преступления; – выезд шляхтича за границу для службы; – великий князь обещался не принимать в свои владения зависимых крестьян феодалов; ­– судебный иммунитет во владениях шляхт – великий князь не мог обойти решение рады; – запрет на отстранение должностных лиц от их обязанностей "без вины", доказанной в судебном порядке; – великий князь не мог вмешиваться в работу судов; – право шляхтича на скорое и справедливое судебное разбирательство – уравнение в правах шляхты католического и православного вероисповедания – равная подсудность для всей шляхты (богатейших магнатов и простых шляхтичей)

 

 

24. Областные, волостные и городские привилеи, их характеристика (XIV – XVI вв.)

 

Волостные и областные привелии Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле привилеи был выдан в 1503 г., Полоцкой земле в1511 г. В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилее Полоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, дарить земли полоцкие и полочан врадникам за службу и т.д. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебщизны и судебной пошлины и некоторые другие.

Волостные привилеи, как правило, выдавались по просьбе жителей волости, расположенной на государственных (великокняжеских) землях в связи с произволом администрации (незаконное увеличение размера податей, новые подати и повинности). Так, 4 сентября 1535 г. был выдан привилеи жителям Усвятской и Озерищской волостей в связи с их жалобой на витебского воеводу. Подобная грамота была выдана в 1536 г. жителям Моги-левской волости в связи с жалобой на державца.

В волостных привилеях определялись повинности (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права населения на выбор местной низовой администрации - старцев и право самим собирать подати, а не посылать специальных сборщиков податей, которые в течение времени сбора податей содержались за счет населения, что было весьма обременительно для крестьян. Главное назначение волостных грамот - ограничить произвол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта.

Выдача городских привилеев в XVI в. резко возросла. Они выдавались по разным причинам: 1) по просьбе жителей предоставить им магдебургское право; 2) в связи с тяжёлым положением мещан, вызванным стихийными бедствиями (наводнением, пожаром) и военными действиями, происходившими на территории города; 3) в связи с произволом администрации; 4) по просьбе администрации города с целью развития города и привлечения в город новых жителей.

Причины выдачи городских привилеев обусловливали их содержание, которое было различным. Самыми значительными по содержанию были городские привилеи на магдебургское право. В них предусматривалось создание городских органов самоуправления, повинности и подати мещан, всевозможные льготы в области торговли, формирование местного бюджета и др. вопросы.

 

25. Судебник Казимира, его характеристика и значение в упорядочении и систематизации права.

 

Уголовное право по судебнику Казимира 1468 года
Виды преступлений (по объекту посягательства) Стадии преступления Отягчающие обстоятельства Виды наказаний Новизна
– против имущества; – против порядка управления и суда; – воинские; – против личности; – против семьи и нравственности; – против имущества – намерение; – покушение; – оконченное – сумма похищенного, – предмет кражи, – рецидив, – задержание с «лицом» (поличным). – смертная казнь; – телесные; – штрафы (головщина за убийство, навязка за иные); – выдача преступника потерпевшему; – тюремное заключение (не более чем на 1 год и 6 недель); – изгнание и объявление вне закона (выволание); – лишение чести; – покаяние; – лишение должности   – определение преступления как противоправного деяния; – идея индивидуальной ответственности за наказания (жена и дети преступника не наказывались, если они не знали о преступлении и не пользовались краденым); – определение возраста ответственности (если семья преступника не могла заплатить штраф или компенсировать урон, в рабство отдавались жена и дети старше 7 лет); – принцип аналогии закона (утаивание находки приравнивалось к краже); – главной целью наказания признавалось устрашение, а не компенсация потерпевшему, как при обычном праве; – отказ от выкупа смертного приговора

 

Количественное увеличение законодательных актов по различным вопросам социально-экономической и политической жизни страны вызвало потребность в систематизации и кодификации правового материала.Первой попыткой систематизации норм права в общегосударственном масштабе явился Судебник Казимира 1468 г. после обсуждения текста с князьями, панами-радай. Судебник Казимира 1468 г. был небольшим по объему и объединял нормы уголовного, административного и процессуального права.Рукописный текст Судебника Казимира не был разделен на статьи, как и большинство законодательных актов того времени. Только при публикации в нем было выделено 25 статей. Это деление сохранилось и на сегодняшний день.

Судебник содержал необходимую регламентацию для судопроизводства. Появление этого документа было вызвано тем, что до этого времени в княжестве не было единого кодекса. Суд осуществлялся на основе устного обыденного права, что приводило к несогласованности постановлений и злоупотреблениям. Хотя в основном Статут был посвящен нормам уголовного права, в нем были статьи, касающиеся и гражданского права. Здесь затрагивались вопросы о делах копных, межевых спорах, о содержании в надлежащем состоянии дорог, мостов, о защите лесов и т. п. В итоге, изданием Судебника было положено начало нового этапа в развитии историко-правовой теории и практики законодательной деятельности государственных органов, появлению новых принципов систематизации и кодификации феодального права, который завершился изданием Статутов Великого княжества Литовского.

 

 

26. Статутный период в развитии права ВКЛ. Статут ВКЛ 1529 г., его основные положения.

 

В истории феодального права Беларуси, Литвы и Украины первоочередное значение имеет Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Он был первым в Европе сводом законов в котором содержались нормы конституционного, административного, брачно-семейного, гражданского, земельного, уголовного, судебно-процессуального и др. отраслей права. Создатели Статута 1529 года, а в их числе наверняка был и Франциск Скорина, решили целый ряд сложных теоретических и практических проблем: разработали новую систему и структуру размещения правовых норм. При разработке Статута впервые были разрешены такие сложные теоретические и практические вопросы, как разделение норм права по отраслям, расположение их в определенной системе. Если учитывать, что подобного систематизированного сборника законов в то время не было ни в одной из европейских держав, то еще более понятными становятся трудности, которые возникали в период подготовки данного документа и более очевидными заслуги его создателей. По своему содержанию Статут 1529 года не был кодексом (как ошибочно считают многие историки), так как кодекс — это законодательный акт в котором в определенной системе изложены нормы права, относящиеся к одной отрасли права. В Статуте же собраны и размещены, как уже говорилось выше, нормы различных отраслей права, что характерно для свода законов. Создать же его даже в наше время куда сложнее, чем специальный кодекс по какой-нибудь одной отрасли права. Статут Великого княжества Литовского 1529 года состоял из I3 разделов, которые в свою очередь подразделялись на статьи. Первоначально в Статуте было 244 статьи, позже в связи с дополнениями их количество увеличилось до 293.

Статут 1529 года стал основой для дальнейшего развития законодательства, он был главным источником для разработки Статута Великого княжества Литовского 1566 года.

 

27. Статут ВКЛ 1566 г., его подготовка и основное содержание.

 

Основными источниками Статута 1566 года были общеземские привилеи, Судебник 1460 года, Статут 1529 года и некоторые нормы обычного права, а так же был издан на старобелорусском языке. По своей структуре он состоял из I4 разделов и 367 статей. В нем были закреплены основные принципы права: единство права для всех граждан, государственный суверенитет, ограничение власти великого князя: приоритет писаного пр ава. Впервые наметилось отделение суда от органов власти и управления. Более полно регламентировалась компетенция органов государственной власти и управления, которые были основаны на общих принципах феодального права: создание льгот и преимуществ для класса феодалов и сословья шляхты; невозможность для простых людей участвовать в деятельности органов управления; закрепление правового неравенства различных социальных групп населения."Второй Статут Великого княжества Литовского действовал на территории Беларуси и Литвы с 1566 по 1588 г.г., а на правобережной Украине и в ХУП ХУШ в.в., получив название "Волынского Статута". Известны его переводы на латинский и польский языки". После того, как был принят Статут 15б6 г., кодификационная работа не остановилась. Уже в 1566 и 1568 г.г. в него были внесены поправки. К концу 1584 года была закончена работа над новым Статутом.

Cчитают, что влияние римского права оказывало воздействие не только через каноническое и магдебургское право, но и непосредственно из римских источников.

 

 

28. Статут ВКЛ 1588 г., источники, характеристика и всемирно-историческое значение.

 

 

Источниками для разработки Статута стали: Статуты Великого княжества Литовского 1529 и 1566 г., сеймовые постановления 1573, 1578, 1580, 1584 гг., королевские привилеи, постановления поветовых сеймиков.

Подтверждением государственной самостоятельности Великого Княжества Литовского стало принятие в 1588 г. III Статута ВКЛ. Он был издан в виленской типографии, принадлежавшей братьям Мамоничам. Существует мнение, что текст Статута составлен от имени короля и великого князя Стефана Батория. Этот свод законов был подготовлен комиссией под руководством канцлера Остафия Воловича и подканцлера Льва Сапеги.

III Статут Великого Княжества Литовского игнорировал акт Люблинской унии, закреплял независимость Княжества. Он обязывал правительство вернуть отторгнутые от ВКЛ земли, запрещал назначать на государственные должности и наделять землей «чужеземцев и заграничников», в том числе поляков, сохранял обособленность государства. В тексте ни разу не упоминается Люблинская уния. По содержанию этого документа Великое Княжество Литовское выступало самостоятельным государством. В нем нашла отражение теория разделения власти на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, должностные лица) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и подкоморские суды). Во вступлении подканцлер Лев Сапега сформулировал главную идею правового государства — подчинение всех единому праву. Свод законов предусматривал ответственность шляхты за убийство простолюдина, запрещал передачу в неволю свободного человека за долги или преступления, ограничивал наказание несовершеннолетних до 16 лет. С другой стороны, Статут защищал интересы феодалов, усиливал их привилегированное положение, окончательно закрепостил крестьян. III Статут ВКЛ составлен на старобелорусском языке, который понимало большинство жителей страны. После смерти Стефана Батория новый кандидат на трон Речи Посполитой шведский принц Сигизмунд Ваза хотел заручиться поддержкой на сейме представителей ВКЛ. Поэтому он согласился утвердить Статут, поскольку польские послы не желали рассматривать этот документ на вальных сеймах. На белорусских землях Статут 1588 г. как свод законов действовал вплоть до 1840 г.

 


29. Вопросы государственного права в статутах ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.

 

 

Государственное (конституционное) право по Статутам 1529,1566,1588 гг.

Государственное право проникнуто идеей верховенства закона как основной характерной черты, присущей правовому государству. Великий князь обязуется соблюдать законы страны.

Демократизм государственного права проявляется во многих его нормах, закреплявших принцип выборности монарха, ограничение его власти законом, Радой и сеймом. Разработчики Статута 1566 г. сделали первые, но довольно значимые шаги по правовому закреплению принципа отделения суда от администрации, детально регламентировав порядок формирования и деятельность земских поветовых и подкоморских судов. В Статуте 1588 г. этот принцип получил дальнейшее развитие в связи с закреплением статуса, порядка комплектования и компетенции Главного суда Более того, уже в Статуте 1529 г. четко проводится мысль, что местные врадники (подвоевода, подстароста и др.) судебные функции должны осуществлять с участием избранных «двух земянинов, людей добрых а годных веры», «а без тых панов земян присяжных, естли бы обеих небыло, тыды не мають наместникове ани маршалкове судити» (арт.2 разд. VI). Таким образом, принципы коллегиальности и участия населения в работе судов в качестве присяжных заседателей становятся в XVI в. основными общими принципами организации судебной власти.

В государственном праве не только в Статуте 1529 г., но и вопреки Люблинской унии 1569 г., в Статуте 1588 года содержатся правовые нормы, касающиеся суверенитета Великого княжества Литовского, системы, структуры и компетенции органов власти и управления, исторически сложившихся в нем. В нормах всех Статутов закреплено положение, что на любые должности Великого княжества Литовского может быть избран или назначен только уроженец (гражданин) Великого княжества Литовского, но не иностранец. Великий князь не имеет права за пределами Великого княжества Литовского решать даже мелкие текущие вопросы, касающиеся государства или отдельных лиц этого государства.

Нормы государственного права свидетельствуют о духовном переломе феодального общества в XVI в., в частности его правосознания. В них усматривается стремление законодателя создать более благоприятные, упорядоченные нормами права условия существования человека в обществе, закрепив такие прогрессивные принципы как выборность, коллегиальность, законность, ответственность, отделение суда от администрации, участие в суде присяжных и др., что помогало избежать социальных взрывов в обществе.

 

30. Вопросы гражданского, имущественного и обязательственного права в статутах ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.

 

Наибольшей правоспособностью обладала шляхта, а наименьшей – челядь дворная. Стоит сказать - полностью лишались гражданских прав лица, осуждённые к изгнанию из страны (выволанцы). Дееспособность по Статуту 1529 г. наступала для девушки с 15, а для юношей с 18 лет.

В Статутах нет определения понятия “право собственности”, но из анализа его норм можно усмотреть, что законодатель понимает под ним право пользования, владения и распоряжения имуществом.

Вещное право (юридическая власть над вещью) в Стутутах было разработано довольно обстоятельно. Уже в Статуте 1529 г. законодатель рассматривает вещь главную и второстепенную, недвижимую и движимую. К недвижимым вещам отнесены замки, имения, скот, другие производства, челядь (р.VI, арт. 1), так как ϶ᴛᴏ “не есть речь рукомая, але при имнении лежачое”.К главной вещи относились земля, имения, кущи, ловы и др. вещи, а к второстепенным – скот, челядь, оружие и др.

Только феодалы (шляхта,духовенство) имели право собственности на землю, но и они были в некᴏᴛᴏᴩой степени ограничены ею до принятия Статута 1588 г.

В С татутах много внимания уделено такому институту гражданского права как обязательства, кᴏᴛᴏᴩые делятся на обязательства из правонарушения (потрава посевов и т. д.) и из договоров. При ϶ᴛᴏм уже в Статуте 1529 г. чётко предусмотрен порядок заключения договоров (купли-продажи, залога, займа). Так, договор займа до 10 коп. грошей мог заключаться в устной форме, а свыше ϶ᴛᴏй суммы – только в письменной. И если займ свыше 10 коп. грошей совершён в устной форме, то в случая рассмотрения иска в суде, истец “што будет вышей десяти коп грошей позычоно без листу, маеть тратити” (разд. X, арт. 3).

Срок исковой давности во всех Статутах установлен в 10 лет, но есть исключение для договора залога. Так, Статут 1529 г. устанавливает, что “каждая застава давности земное не мела” (разд. X, арт. 5), если договор не заключён на определённый срок “под страченьем”, т. е. с особой оговоркой от утрате имения, если долг не будет возвращён в указанный в договоре срок.

 

 

31. Вопросы уголовного и судебно-процессуального права в статутах ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.

 

Все институты данной отрасли права во всех трёх Статутах получили довольно полное отражение и в основном его нормы содержатся в специальных разделах, например, в Статуте 1529 г. – в IX, XI-XIII разделах, в Статуте1588 г. – в X-XIV разделах, и только небольшое число норм его содержится в других разделах.

Как и другие отрасли права феодальное уголовное право ВКЛ в XVI в. содержит некᴏᴛᴏᴩые прогрессивные положения, отражающие ϲʙᴏё время и в основном характерные для буржуазного права. К таким положениям относится принцип равенства всех перед законом (“иж все подданные наши, так убогие, яко и богатые,…ровно а адностайным тым писаным правом мають сужоны быти” – Статут 1529 г,.(разд.1, арт.9); принцип ответственности только по закону (врадники “не мають подданных нашых иначей судити и справовати, леч тыми писанами правы” - Статут 1529 г. (разд. VI, арт. [ 1 ]; принцип ответственности только за вину (отвечает за правонарушение “только тот, кᴏᴛᴏᴩый винен” – Статут 1529 г. (разд.1, арт. 7); принцип соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения (виновные “мають быти караны и сказываны подле тяжести а легкости выступов ϲʙᴏих” – Статут 1529 г. (разд. 1 арт.1) и др. Указанные прогрессивные принципы содержатся и в нормах последующих Статутов, т.е. они в XVI веке не были “случайными”, а стали основополагающими принципами уголовного права шестнадцатого столетия.

Ни один из Статутов не содержит четкого определения понятия преступления, но из сравнительно-правового анализа статей Статута 1588 г. можно сделать вывод, что законодатель признает преступлением противоправное, виновное действие (бездействие), несущее в себе элемент общественной опасности и посягающее на общественный строй, собственность, права и интересы частных лиц. Отсутствие четкого определения понятия “преступление” обусловило и отсутствие единого термина. Даже в Статуте 1588 г. содержится большое количество слов, означающих уголовно-наказуемое действие (бездействие): выступ, вина, ϲʙᴏволенство, неслушеньство и др. Но как бы не называлось правонарушение уголовное в XVI в. для него всегда характерна одна сущностная черта – противоправность.

Классификация преступлений (по объекту и по степени общественной опасности) свидетельствует о продуманной и сравнительно гуманной для ϲʙᴏего времени карательной политике. О гуманизме уголовного права и та обстоятельность, с кᴏᴛᴏᴩой законодатель разработал состав преступления для учета его элементов при определении наказания (субъект общий, специальный, одно лицо, группа лиц; все элементы субъективной стороны: вина, мотив, цель; при установлении объективной стороны принималось во внимание само действие (бездействие), последствия, причинная связь, рецидив и конкретные условия совершения правонарушения: место, способ, время и т.д.)

Гуманизм уголовного права ВКЛ в XVI в. и в том, что постоянно повышается возраст уголовной ответственности (по Статуту 1566 г. с 14 лет, а по Статуту 1588 г. с 16 лет) и устанавливается срок давности в 3 года, по истечении кᴏᴛᴏᴩого дело не могло возбуждаться в суде (Статут 1588 г., разд. XI, арт. 52).

В Статутах публично-уголовные наказания обретают стройную систему и теоретическое обоснование. Законодатель, используя различные слова (“каранья”, “вина”, “покута” и др.), определяет наказание как зло или страдание, причиняемые преступнику с целью возмездия или устрашения. Наказание – ϶ᴛᴏ кара, установленная законом, за причинённое зло потерпевшему, мера государственного принуждения. Стоит заметить, что она пробудет в ограниченном либо полном лишении прав осуждённого, в причинении ему физических страданий, материальных лишениях и т.д. Диапазон наказаний по Статуту 1588 г. весьма широк: от смертной казни в различных её формах до штрафа. Вид и форма наказания зависели не только от вида преступления, но и от мельчайших обстоятельств состава преступления. Исключая выше сказанное, оно зависело от социальной принадлежности потерпевшего, т.е. наказание носило ярко выраженный классовый характер. Классовый характер уголовного права проявлялся и в том, что за аналогичное правонарушение представители привилегированных сословий несли более мягкое наказание, чем простые люди. Так, за убийство шляхтича взыскивался штраф в размере 100 коп грошей, и виновный присуждался к смертной казни (разд. X, арт. 27),а за крестьянина – 25 коп грошей и смертная казнь (разд. XII, арт. 2 Статута 1588 г.).

Оценивая уголовное право ВКЛ в XVI в., в целом можно сказать, что оно содержит как прогрессивные положения, многие из кᴏᴛᴏᴩых опережали ϲʙᴏё время, так и негативные черты, ϲʙᴏйственные любому феодальному праву (публичность осуществления наказания, жестокость некᴏᴛᴏᴩых форм смертной казни: четвертование, сожжение и др., наличее телесных наказаний, объявление виновного вне закона и изгнание за пределы государства и др.).

Нормы Статута – ϶ᴛᴏ яркое подтверждение проявления закона диалектики – единство и борьба противоположностей, так как в ВКЛ в XVI в. господствовал ещё феодализм, но в недрах его уже формировались новые общественные отношения – буржуазные. И ϶ᴛᴏ переломное время, в кᴏᴛᴏᴩом находилось феодальное общество, и отразилось в Своде законов ВКЛ, каким будут Статуты 1529, 1566, 1588 годов.

 

 

32. Вопросы брачно-семейного и наследственного права в статутах ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.

 

Важно заметить, что одной из прогрессивных черт феодального права ВКЛ будет и то, что многие аспекты брачно-семейных отношений регулируются светским писаным правом, а не только церковным и обычным.

Для развития брачно-семейного права XVI в. характерно расширение вмешательства светской власти в регулировании вопросов брака, семьи, наследования, опеки, завещаний и др. И хотя в Статутах не все институты брачно-семейного права нашли отражение, но основные из них (порядок выдачи замуж и правовое его оформление, права детей (сыновей и дочерей) и матери-вдовы на наследство, основания заключения и расторжения брака и другие) в той или иной мере регламентированы. Нормы брачно-семейного права содержатся в Статуте 1529 г. в основном в разделе IV “Об поглаве женской и о выправу девок” и V “Об опеке”, а в Статутах 1566 и 1588 г. добавляется ещё один раздел VIII “О тестоментах”, в кᴏᴛᴏᴩом обстоятельно рассматривается вопрос о порядке составления завещания, его содержание и т.д. В Статуте 1588 г. круг регламентерованых вопросов значительно расширяется не только за счёт раздела VIII, но и за счёт новых положений в прежних разделах. Так, светское право затрагивает вопрос о причинах расторжения брака, например, кровное родство (разд. V, арт. 20), осуждение лица за государственную измену (разд. II, арт. 5) и др., уточняет компетенцию светского и духовного судов по делам о расторжении брака (разд. V, арт. 22) и содержит другие новые положения.

Сравнительный анализ правовых норм Статутов 1529, 1566 и 1588 гг. свидетельствует, что права субъектов брачно-семейных отношений расширялись, а роль светской власти и светского права в регулировании указанных общественных отношений возрастала. Обе данные тенденции раскрывают прогрессивный характер развития брачно-семейных отношений в целом, хотя оно содержало и ряд негативных черт: признавался законным только церковный брак, братья и сёстры не были равны в правах на наследство, наличие негативных последствий для брачующихся в случае закрепления брака без согласия родителей и другие, кᴏᴛᴏᴩые характерны для любоготрадиционно феодального права.

 

33. Речь Посполитая в XVII – первой половине XVIII вв., ее общественно-политический строй.

 

 

 
 

 


Структура общества: - магнаты; - простая шляхта; - мещане; - зависимые крестьяне.

На социально-экономическую жизнь Беларуси в конце XVII – начале XVIII вв. оказали влияние многолетние войны, которые привели к разрушению производительных сил, к разорению крестьянства, феодального хозяйства, упадку торговли, уменьшению количества населения.

Начиная с середины XVIII в. в экономическом развитии Беларуси происходят значительные изменения. Это нашло свое отражение в увеличении численности населения. Если в 1717 г. в белорусских землях ВКЛ проживало около 1,5 млн. человек, то в 1791 г. – более 3,6 млн.

Со второй половины XVII в. началось постепенное возрождение хозяйственной жизни городов. Горожане добивались улучшения городского самоуправления. В 1764 г. сейм ликвидировал в городах судебную юрисдикцию шляхты и духовенства. Горожане, жившие на юридиках феодалов, стали под-властны магистратам.

 

 

В XVIIIв. обострилась конфронтация между разными магнатско-шляхетскими группировками за власть.

В Речи Посполитой безграничная шляхетская демократия вела к ослаблению центральной, королевской власти. Страна зависела от сильных олигархических групп, которые использовали право «liberum veto» (запрещаю), по которому один депутат мог заблокировать любое решение и даже сорвать работу сейма. Ослабленная Речь Посполитая теряла свое международное значение и в конце XVIII в. стала добычей своих более сильных соседей – австрийской, прусской и русской монархий.

В феврале 1768 г. в г. Баре на Украине создает свою конфедерацию. Началась вооруженная борьба с участием русских войск. Барские конфедераты были разбиты. После этого произошел первый раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией.

В мае 1791 г. Сейм утвердил новую Конституцию, которая разрабатывалась под влиянием французской революции.

Подготовив военный разгром Речи Посполитой, они подготовили второй ее раздел. 13 января 1793 г. между Россией и Пруссией был подписан акт второго раздела Речи Посполитой, на территорию которой вступили и прусские войска. 17 августа последний Сейм Речи Посполитой, собравшийся в Гродно, ратифицировал договор о разделе с Россией, а 23 сентября 1793 г. было объявлено о ратификации договора с Пруссией.

13 октября 1795 г. была подписана конвенция между Австрией, Пруссией и Россией об окончательном разделе Речи Посполитой. 25 ноября 1795 г. от престола отрекся последний король Станислав Август Понятовский. Некогда могучее государство перестало существовать.

 

34. Государственно-правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой.

 

Образование Речи Посполитой не отменила Великого княжества Литовского, но политическое и экономическое положение местного населения значительно ухудшилось. Выборы в общий сейм показали, что решающая роль в нем принадлежала польской шляхте. Так, всего в сейме насчитывалось 180 депутатов, но только 46 депутатов представляли ВКЛ.

Многие белорусские магнаты не попали в состав панов - рядных. Политические вопросы, которые белорусский знать "просила" решить в польского короля путем принятия соответствующих законов, не попадали в общий Сейм.

Поэтому очень скоро депутаты сейма от ВКЛ добились издания отдельных законодательных актов для действия в пределах ВКЛ, что не было предусмотрено Люблинской унией. Вполне вероятно, что эти законы принимались на отдельных заседаниях депутатов Сейма от ВКЛ. Издание Статута 1588 г. произошло таким же путем. Учитывая дискриминацию со стороны Польши, Статут ВКЛ 1588 г. во многих случаях отходил от условий Люблинской унии. Так, статья 12 Устава запрещал полякам приобретать земельную собственность в пределах ВКЛ. Устав сохранял право ВКЛ на отдельное законодательство, собственный государственный аппарат и армию. Польские паны не имели права занимать государственные должности в пределах ВКЛ. Отличительным было и то, что устав 1588 закрепил в качеств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...