Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. стал временем непростого выбора белорусским народом путей переустройства общества.




9 декабря 1917 г. между Советской Россией и Германией начались мирные переговоры. Обеспокоенные тем, что возникла реальная опасность раздела родного края, исполком Всебелорусского съезда направил в Брест-Литовск своих представителей. Делегация смогла довести до сведения участников конференции, что она выступает от имени белорусского народа и отстаивает целостность его территории, необходимость национального самоопределения. Но мирные переговоры были сорваны. Германское командование отдало приказ начать 18 февраля 1918 г. наступление.

После отхода большевиков исполком Всебелорусского съезда решил взять власть в свои руки. 21 февраля 1918 г. он обратился к народу Беларуси с первой уставной грамотой, в которой провозгласил себя временной властью. В грамоте провозглашалось право белорусского народа на самоопределение. В тот же день в Минск вошли немецкие войска. Основной своей политикой Германия считала мирный договор только с РСФСР и рассматривала Беларусь как часть оккупированной российской территории.

3 марта 1918 г. между Советской Россией и Германией был подписан мирный договор. Интересы белорусов не были приняты во внимание ни одной из сторон. Территория Беларуси была разделена: западная часть Беларуси присоединялась к этнической Литве, центральная – провозглашалась оккупированной территорией, восточная – оставалась в составе России.

9 марта 1918 г.Исполком Рады Всебелорусского съезда принял вторую уставную грамоту. В границах расселения и численного преимущества ее населения Беларусь была провозглашена Народной Республикой –БНР.

После долгих споров между поклонниками независимости и автономии Беларуси в составе РСФСР 25 марта 1918 г.была принята третья уставная грамота, которой провозглашалась независимость БНР. Здесь указывалось, что БНР обязана включить все земли, где жил и имел численное преимущество белорусский народ, подчеркивалось, что утратили силу все старые государственные связи и Брестский мирный договор.

 

 

50. Образование Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ).

 

После ухода с территории Беларуси германских оккупационных войск, в Смоленске 30 декабря 1918 г. был проведён I Съезд РКПБ(б), принявший следующие решения: создание Советской Социалистической Республики Белоруссии на месте Витебской, Гродненской, Минской, Могилёвской, части Виленской, Ковенской, Смоленской губерний;

во главе ССРБ стоит Временное рабоче-крестьянское советское правительство Беларуси (переехавшее в Минск) во главе с председателем Д. Жилуновичем; территория ССРБ делится на 7 районов и 53 подрайона.

В "Манифесте Временного рабоче-крестьянского Советского правительства" 1 января 1919 г. было провозглашено следующее:

образование Советской Социалистической Республики;

передача власти Советам рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов;

руководящие органы БНР были объявлены вне закона;

равенство всех трудящихся независимо от национальности;

5 переход земель, лесов и вод, железных дорог, фабрик, заводов и банков в собственность народа; 6-8-часовый рабочий день.

Вопрос о территории ССРБ в "Манифесте" не рассматривался. Власти ССРБ в целом подчинялись указаниям большевистской партии из Москвы. В феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов была принята Конституция ССРБ и избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) ССРБ. Конституция включала в свой состав "Декларацию прав трудового и эксплуатируемого народа" и 3 раздела. Конституция ССРБ провозглашала и декларировала следующее:

ССРБ провозглашалась республикой Советов рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов;

целью государства провозглашалось установление диктатуры пролетариата, подавление сопротивления свергнутых классов, уничтожение эксплуатации человека человеком, построение социализма;

отменялась частная собственность на землю и прочие средства производства;

закреплялись равные права и обязанности граждан;

провозглашались демократические свободы — совести, слова, собраний, митингов, шествий, союзов;

гражданам других государств, подвергнутых политическому и религиозному преследованию, давались права убежища;

труд признавался обязанностью всех граждан; вводилась всеобщая воинская обязанность.

 

 

51. Конституция БССР 1919 г.

 

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Её содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. Позже она неоднократно менялась. 3 раздела и 32 статьи. В К были подтверждены основные принципы социалистического строя и современной формы власти. Была определена структурная форма власти и управления. Высший орган власти по К явл съезд советов (в период между съездами ЦИК)Высший орган власти по К1919г – Съезд Советов Беларуси

 

 

52. Освобождение Беларуси от белопольских захватчиков и восстановление БССР.

 

Весной и летом 1919 года в Белоруссию вторглись войска Польши. 8 августа в ожесточенных боях с частями Красной Армии и рабочими батальонами, самоотверженно защищавшими родную землю, полякам удалось потеснить советские войска и захватить столицу Белорусской республики Минск. Стремительное продвижение врага на восток было остановлено лишь на берегах р. Березины. К концу августа 1919 г. фронт проходил на территории Белоруссии вдоль р. Западной Двины до Полоцка, на юг через Лепель на Борисов, по р. Березине до Бобруйска и далее на Речицу. В таком положении он и оставался до весны 1920 г. …Формы участия трудящихся Белоруссии в общенародной борьбе против внешней и внутренней контрреволюции многообразны: вступление в ряды Красной Армии и подготовка для нее боевых резервов, выполнение на предприятиях заказов фронта, а крестьянами — продразверстки, материальная помощь красноармейцам и забота об их семьях, о больных и раненых бойцах, культурно-просветительная работа в воинских частях и т. п.


 

53. БССР в начале 1920-х гг. Органы государственного управления и власти республики в этот период, их деятельность.

 

 

Дальнейшее конституционное оформление Белорусской ССР было осуществлено на втором Всебелорусском съезде советов рабочих, кресть­янских, батрацких и красноармейских депутатов, который прошел в Мин­ске 13—17 декабря 1920 ᴦ. На съезде вновь проявилась идея независимости Беларуси в ряде его документов. Так, в обращении ʼʼК трудовому народу Беларусиʼʼ указывалось, что съезд собрался для того, ʼʼчтобы закрепить не­зависимое существование нашей страныʼʼ. Съезд принял ʼʼДополнения к Конституции ССР Беларусиʼʼ, которые содержали статьи о структуре и полномочиях ʼʼцентральных органов Советской власти ССРБʼʼ: о съезде Советов Беларуси, о центральном Исполнительном Комитете Беларуси, о Президиуме ЦИК, о СНК.

Предусматривалось создание правительства республики - Совета Народных Комиссаров. Дополнения к Конституции утвердили народные комиссариаты по иностранным делам, по военным делам, внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, на­родного просвещения, земледелия и другие, а также Совет народного хо­зяйства, Рабоче-крестьянскую инспекцию, Чрезвычайную комиссию.

16 августа 1920 ᴦ. польские войска перешли в наступление и заняли значительную часть Беларуси. РСФСР вынуждена была пойти на перего­воры о мире. 18 марта 1921 ᴦ. в Риге стороны подписали мирный договор.

От гражданской войны к миру Беларусь переходила в условиях слож­ной международной обстановки и тяжелого внутреннего экономического кризиса. Царила всеобъемлющая, хозяйственная разруха. Положение усу­гублялось недовольством крестьян продразверсткой. В таких условиях в Москве в марте 1921 ᴦ. состоялся X съезд РКП(б), который принял реше­ние о переходе от политики ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ к новой экономиче­ской политике. 21 марта 1921 ᴦ. издан декрет ВЦИК ʼʼО замене продоволь­ственной разверстки продовольственным налогомʼʼ. Начался быстрый подъем экономики республики. крестьянам позволялось свободно распоряжаться своей продукцией после обязательной сдачи продналога, что стимулировало развитие сельского хозяйства. Крестьянам разрешалось самим избирать формы землепользования с правом выхода на хутора, малоземельные и безземельные крестьяне наделялись дополнительной землей. В городах разрешалась частная предпринимательская деятельность, открывались частные предприятия, оживилась частная торговляК началу 1925 ᴦ. сельское хозяйство и промышленность достигли довоенного уровня.

В связи с переходом к НЭПу Советская власть коренным образом пе­рестроила деятельность своих местных органов. Вместо ревкомов как чрезвычайных органов Советской власти создавались Советы как более демократические органы. В корне деятельности волостных уездных сове­тов стало положение об исполкомах, утвержденное ВЦИК от 18 марта 1920 ᴦ. 5 февраля 1922 ᴦ. вторая сессия ЦИК БССР второго созыва утвер­дила положение об уездных исполкомах Беларуси. По нему исполком из­бирался из 20 человек. Рабочий аппарат (24-35 человек) состоял из 10 от­делов: управления, военного, труда, социального обеспечения, народного просвещения, государственного контроля, охраны здоровья, коммунально­го, земельного, финансового. Для укрепления местных органов власти пре­зидиум ЦИК БССР создал в уездах политические комиссии.

 

 

54. Укрепление союзных отношений БССР и РСФСР, создание СССР.

 

Постановлением от 31 января 1919 г. Президиум ВЦИК РСФСР признает независимость БССР, а 2 февраля 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов было принято постановление о начале переговоров с РСФСР «по установлению федеративной связи». Внутренняя и внешняя обстановка требуют более тесных взаимоотношений советских республик. 1 июня 1919 г. ВЦИК РСФСР с целью объединения усилий всех советских республик в условиях гражданской войны прини­мает декрет «Об объединении советских республик», таким обра­зом оформляется военный союз советских республик.

Признавалось необходимым провести тесное объединение та­ких объектов:

1) военной организации и военного командования;2) советов народного хозяйства;3) железнодорожного управления и хозяйства;4) финансов;5) комиссариатов труда.

В этот период активизируется деятельность высших органов власти и управления. 18 декабря 1920 г. на первой сессии ЦИК БССР образован Совет Народных Комиссаров, который принимал меры по восста­новлению промышленности, сельского хозяйства, реализации программы перехода к новой экономической политике, и др. Качес­твенно новые взаимоотношения ССРБ и РСФСР законодательно закрепил Союзный рабоче-крестьянский договор от 16 января 1921 г. В нем признавались независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон.

С целью упрочнения военного и хозяйственного союза прави­тельства обеих республик объявляют об объединении наркоматов:

1) военных и морских дел;2) Высшего Совета Народного Хозяйства;3) внешней торговли;4) финансов;5) труда;6) почт и телеграфов;7) путей сообщения.

В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях советских республик.

Проходивший 14 декабря 1922 г. IVВсебелорусский съезд Советов принял постановление о необходимости объединения республик на основе взаимного равенства, тесных экономических и политических отношений.

30 декабря 1-й съезд Советов СССР в основном утвердил проекты Договора об образовании СССР и Декларации об обра­зовании СССР, которые ввиду их чрезвычайной важности пере­давались на дополнительное рассмотрение республик.

Весной 1923 г. Президиум ЦИК БССР образовал комиссию для изучения проекта Конституции СССР и разработки предло­жений по его улучшению. Конституция СССР была при­нята и введена в действие ЦИК СССР 6 июля 1923 г., который принял постановление дополнительно направить ее на обсуж­дение в высшие органы советских республик. ЦИК ССРБ, его Президиум, СНК ССРБ принимали активное участие в выработке окончательной редакции Конституции СССР.

В январе 1924 г. VВсебелорусский съезд одобрил Конституцию СССР, которая была утвержде­на 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов.

 

55. Укрупнение территории БССР и проведение административно территориальной реформы в республике в 1924 – 1926 гг.

 

Кооперация сельскохозяйственная. Добровольное объединение крестьян для совместного производства продукции или осуществления других видов деятельности. В Беларуси начала развиваться с конца XIX в. и расширялась в связи с проведением столыпинской аграрной реформы. Советской властью использовалась как средство привлечения крестьян к социалистическому строительству. Особое распространение получила в БССР в 1924 - 1927 гг. В это время развивались все формы сельскохозяйственной кооперации от простейших (машинные, мелиоративные, садово-огородные товарищества) до коллективных (производственных) форм. С началом массовой коллективизации в конце 20- начале 30-х гг. перестала существовать как и многие другие формы кооперации.

Особенности индустриализации в БССР:

1) Преимущественное развитие группы «Б» - производство предметов потребления;

2) Использование возможностей мелко-ремесленного производства (в конце 1920-х – начале 1930-х гг.)

Этапы коллективизации в Беларуси:

1) 1928 - первая половина 1929 г. – преимущественно экономическими методами;

2) конец 1929 – 1934 – путем административного принуждения.

Административно-территориальная реформа. Проводилась постепенно на протяжении 1924-1938 гг. В соответствии с постановлением СНК БССР от 20 августа 1924 г. вся территория БССР вместо бывших губерний и уездов была разделена на 10 округов по 10 районов в каждом. После второго укрупнения БССР (ноябрь 1926 г.) в декабре того же года в состав БССР были включены еще два округа. В апреле 1927 г. в результате борьбы с бюрократизмом 4 округа были упразднены и включены в состав оставшихся 8 округов. В феврале 1938 г. все округа были ликвидированы в связи с введением областного деления БССР,

«Укрупнение» БССР. Возвращение к БССР части территории РСФСР с большинством белорусского населения в 1924 и 1926 гг. 1-е «укрупнение» БССР произошло в марте 1924 г. за счет присоединения к Беларуси уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний с преобладанием в них белорусского населения. 2-е «укрупнение» БССР имело место в декабре 1926 г., когда Беларуси были возвращены Гомельский и Речицкий уезды бывшей Гомельской губернии.

 

 

56. Принятие Конституции СССР 1924 г. и Конституция Белоруской ССР 1927 г. (характеристика).

 

Образование СССР в 1922 г. и переход к мирному строительству создал благоприятные условия для возвращения в границы республики территорий РСФСР с преимущественно белорусским населением. VII съезд Компартии Беларуси (март 1923 г.) поставил вопрос об укрупне­нии Белорусской республики и пересмотре ее административного деле­ния. 3 марта 1924 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполни­тельного Комитета принял решение о передаче БССР территории с пре­имущественно белорусским населением (большая часть Витебской, Го­мельской губерний, Горецкий и Мстиславский уезды Смоленской губер­нии). После первого укрупнения территория республики увеличилась более чем в два раза (110,5 тыс, кв. км.), а население составило 4,2 млн. человек (ранее - 1,5 млн.)

VI Всебелорусский Чрезвычайный съезд Советов (9-15. 01.1924 г.) поручил разработать план нового административного деления Беларуси. Вторая сессия ЦИК БССР пятого созыва 17 июля 1924 г. упразднила преж­нее административно-территориальное деление на уезды и волости и зако­нодательно закрепила новую трехзвенную систему местного администра­тивного деления на округа, районы и сельсоветы.

После провозглашения СССР важной задачей стала разработка со­юзной Конституции. 31 января 1924 г. Второй Всесоюзный съезд Сове­тов утвердил в окончательной редакции Конституцию СССР, затем ее ратифицировали все 4 союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

Образование СССР и принятие первой Конституции СССР 31 ян­варя 1924 г. внесли значительные изменения в государственно-политическое положение БССР и потребовали внесения изменений в конституционное право республики. VIII съезд Советов БССР 11 апре­ля 1927 г, принял новую Конституцию БССР. Состояла она из 76 статей и 13 глав. БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариа­та, вся власть в республике принадлежала Советам рабочих, крестьян­ских и красноармейских депутатов.

Конституция закрепила факт вхождения БССР в состав СССР с правом свободного выхода, определила суверенные права республики, закрепила равенство белорусского, русского, еврейского и польского языков. Провозглашались демократические свободърчюбраний, союзов, печати и др.

Высшим органом власти провозглашался Всебелорусский съезд Сове­тов, в период между съездами - ЦИК БССР, а между сессиями ЦИК выс­шим законодательным, распорядительным и контрольным органом власти становился Президиум ЦИК. Для непосредственного управления отдель­ными отраслями государственной жизни ЦИК образовывал Совет Народ­ных Комиссаров в составе председателя, его заместителей и комиссаров. Для осуществления руководства различными отраслями управления созда­вались народные комиссариаты. Конституция БССР предусматривала 3 вида народных комиссариатов: республиканские, союзно-республиканские и союзные.

Конституция определила порядок создания и деятельности местных органов государственной власти и управления (гл. 7, 8, 9, 10), закрепила избирательную систему и порядок выборов в Советы. Законодательно за­крепляя руководящую роль рабочего класса, Конституция устанавливала для рабочих и крестьян различные нормы представительства при выборах в Советы (1:5). По Конституции 1927 г. избирательное право не только не было всеобщим, но оно было и неравным, и непрямым. Статья 5 Консти­туции закрепляла государственную собственность на все земли, леса, не­дра, воду, фабрики и заводы, транспорт и средства связи.

 

 

57. Право и судебная система БССР в 1920-х гг.

 

Гражданское законодательство 1920-29 гг. было направлено, прежде всего, на укрепление государственной собственности.

Уголовное право БССР в 1919—21 гг. базировалось не на законе, а на принципах "революционного правосознания" и "революционной целесообразности". Это означало, что различным ревкомам, ревтрибуналам давалось право судить людей не за их конкретные нарушения уголовных норм, а за их взгляды на политические процессы, происходящие в стране. Фактически людей судили за их отношение к политике Советской власти и коммунистической партии.

С 1 июля 1922 г. ЦИК БССР решил ввести в действие на территории БССР Уголовный кодекс РСФСР без всяких изменений. С 1924 г. он стал называться УК БССР. Кодекс состоял из общей и особенной частей (всего 227 статей). За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и других особо опасных преступлений предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Кодекс состоял из 2-х частей: общей и особенной. Все преступления делились на две категории: направленные против основ нового порядка; все остальные. Первая категория воспринималась как наиболее тяжкие преступления. Кроме расстрела, УК БССР предусматривал следующие наказания: лишение свободы или изгнание из страны на срок или бессрочно, и т.д.

Трудовое законодательство.

Особая роль в регулировании трудовых отношений придавалась профсоюзам, перед которыми ставились задачи, связанные с переводом предприятий на хозрасчет и разрешением деятельности частных предприятий. Правовой формой привлечения рабочих к труду являлся коллективный и индивидуальный договоры. Закреплялся 8-часовой рабочий день, предусматривались меры по охране труда работающих.

Судебная система. В начале 1920-х гг. государственными органами правосудия являлись народные суды, Совет народных судов, революционные и воинские трибуналы, Коллегия высшего судебного контроля Народного комиссариата юстиции БССР. В зависимости от характера рассматриваемых дел народные суды действовали в составе одного судьи или же судьи и четырёх заседателей. К их подсудности относились все уголовные и гражданские дела, кроме дел государственного значения, которые обычно рассматривал Революционный трибунал республики. Совет народных судов, состав которого избирался на республиканском съезде народных судей, являлся кассационной инстанцией для народных судов.

 

Кроме того, функционировали чрезвычайные судебные органы: Революционный и Кассационный трибуналы. Состав Революционного трибунала утверждался ЦИК БССР. К его компетенции относились все контрреволюционные и антигосударственные преступления, а также дела по бандитизму, антисоветским выступлениям, финансовым и хозяйственным нарушениям крупных государственных чиновников. Надзор за его деятельностью осуществлял Кассационный трибунал при ЦИК БССР.

Контроль за деятельностью этих двух трибуналов возлагался на Коллегию высшего судебного контроля Народного комиссариата юстиции БССР.

Такая система судебных органов просуществовала до второй половины 1922 г. В мае 1922 г. в БССР была проведена частичная судебная реформа. Вместо прежних высших судов-трибуналов образовывался Высший Суд республики и Высший Кассационный Суд. С марта 1923 г. в БССР вводилась трёхзвенная система судов: народные суды, Высший Суд БССР и Верховный Суд БССР (вместо Высшего Кассационного Суда).

Наконец, в 1924 г. было введено в действие новое Положение о судоустройстве БССР. Оно учитывало изменения в административном делении БССР, а именно вводило окружные суды в Минске и других областных центрах республики. Последующие изменения в судебной системе БССР были предприняты в 30-е гг. в связи с многочисленными территориально-административными преобразованиями.

"Белорусизация". 20-е гг. были временем подъёма белорусской национальной культуры. Значительную роль в этом играла официальная политика руководства БССР — т. н. политика "белорусизации". Основные положения национальной политики в СССР были закреплены в решениях X и XII съездов РКП (б) (1921 и 1923), которые главной целью провозглашали ликвидацию неравенства народов СССР в сферах экономической, социальной и культурной.

В результате "белорусизации" к 1928 г. 80% школ было переведено на белорусский язык обучения, на белорусский язык полностью было переведено делопроизводство всех государственных и партийных учреждениях.

В конце 20-х гг. процесс "белорусизации" был приостановлен, а в 1931 г. ЦК КП(б)Б принял постановление "Об усилении борьбы с уклонами в национальном вопросе".

 

 

58. Деятельность органов государственной власти и управления БССР в 1930-х гг.

 

В начале 1932 г. XVII конференция ВКП(б) утвердила «Директивы второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1933 – 1937 гг.)», в соответствии с которыми был разработан и план развития народного хозяйства БССР на вторую пятилетку. Главной задачей второй пятилетки являлись окончательная ликвидация капиталистических элементов в экономике, завершение реконструкции всего народного хозяйства и коллективизация сельского хозяйства. В соответствии с директивами XV съезда ВКП(б) в стране началась насильственная коллективизация сельского хозяйства. У крестьян отнимали землю, принуждали вступать в колхозы путем конфискации имущества, непомерных налогов, тюремного заключения. Наиболее трудовых и зажиточных крестьян объявляли кулаками, у них конфисковывали имущество, вместе с семьями ссылали в Сибирь. Коллективизация сельского хозяйства изменила правовое и социальное положение крестьян. Они перестали быть владельцами средств производства и продуктов своего труда, им не выдавали паспортов. Насильственная коллективизация нанесла непоправимый урон сельскому хозяйству и привела в 1932 – 1933 гг. к голоду. Тяжкий урон крестьянству нанесли репрессии, которые начались в 1929 – 1931 гг. и продолжались дальше.

Конституция БССР 1927 г. закрепила положение, что БССР является социалистическим государством диктатуры пролетариата, однако в жизни от имени пролетариата диктатуру осуществляла Коммунистическая партия большевиков. Все государственные органы подчинялись партийным учреждениям и выполняли директивы и постановления партийных съездов, конференций и их исполнительных органов. Произошло слияние партийного и советского государственного аппарата. Государственные руководители входили в состав партийных органов, а партийные руководители – в состав государственных и советских учреждений. Все руководящие должности в государственном аппарате занимали только коммунисты, которые утверждались в партийных комитетах. Такая система назначения руководящих кадров называлась номенклатурой.

59. Судебная система и состояние права БССР в 1930-х гг.

 

С изменениями административно-территориального деления БССР в 1930 г. произошла реорганизация судебных органов: упразднены окруж­ные суды и установлена двухзвенная судебная система, расширены функ­ции народных судов, они стали рассматривать гражданские и уголовные дела, кроме подсудных Верховному суду, товарищеским, сельским и по­селковым судам.

В положении о судебном строе БССР от 1 мая 1931 г. определялись основные задачи судов: подавление сопротивления классового врага, обес­печение общественно-трудовой дисциплины. Особое внимание суды уде­ляли охране социалистической собственности.

10 июля 1934 г. был образован НКВД СССР, компетенция которого охватила государственную безопасность, общественный порядок, погра­ничную и внутреннюю охрану.

В 1934 г. в Верховном суде БССР образована специальная, коллегия для рассмотрения дел о государственных преступлениях, расследованных органами НКВД, за исключением дел об измене Родине, шпионаже, терро­ре, взрывах, поджогах и других диверсиях, которые были подсудны воен­ным трибуналам.

Согласно Конституции БССР 1937 г. судебная система состояла из Вер­ховного, окружных и народных судей. Верховный суд избирался Верховным Советом сроком на 5 лет и осуществлял надзор за деятельностью всех судеб­ных органов республики. Окружные суды избирались окружными советами на 5 лет. Народные суды избирались гражданами района на 3 года. В февра­ле 1938 г. с образованием областей создаются областные суды.

16 августа 1938 г. принимается общесоюзный Закон о судебном строе СССР, союзных и автономных республик. В соответствии с ним создается и судебная система БССР. Основным ее звеном, как и прежде, оставался народный суд, который действовал на территории района или города и рассматривал большую часть уголовных и гражданских прав. По закону областной суд избирался не исполкомом, а сессией областного Совета де­путатов трудящихся. В нем функционировали коллегии по уголовным и гражданским делам. В кассационном порядке рассматривались жалобы, протесты на приговоры, решения и определения народных судов. В Вер­ховном суде были упразднены специальная коллегия, президиум и пленум. Суд рассматривал дела в первой и второй инстанциях.

Процесс ликвидации НЭПа и переход к коллективизации сельского хозяйства вызвали значительные изменения во всех отраслях права. Нару­шения гражданских прав, особенно права собственности, получили широ­кое распространение при конфискации имущества у нэпманов и кулаков. Право собственности признавалось только в двух основных формах социа­листической собственности - государственной и колхозно-кооперативной. Право личной собственности всячески ограничивалось.

С началом коллективизации стало быстро меняться уголовное пра­во. Использовалась сталинская формула об обострении классовой борь­бы по мере продвижения к социализму, что приводило к использованию жестких мер наказания. Постановлением ЦИК и СНК БССР от 27 января 1931 г. в уголовный кодекс БССР внесена ст. 94, в которой предусмат­ривалось уголовное наказание за злостное невыполнение постановлений и правил, что обеспечивали успешную коллективизацию сельского хо­зяйства.

В 30-е годы принимаются самые жестокие законы, направленные про­тив «врагов народа», «вредителей», «диверсантов», «расхитителей социа­листического имущества». В 1933 г. издан закон «Об ответственности служащих в государственных учреждениях и предприятиях за вредитель­ские акты», по которому ни в чем не виноватых людей объявляли вредите­лями и диверсантами и наказывали самыми жестокими мерами.

В 1934 г. в Уголовный кодекс вводился новый состав преступления -измена Родине, за что предусматривался расстрел или, в лучшем случае, лишение свободы на 10 лет. В 1935 г. устанавливается уголовная ответст­венность с 12-летнего возраста. В 1937 г. увеличивается мера наказания с 10 до 25 лет. В 1940 г. устанавливается уголовная ответственность за на­рушение дисциплины труда, за самовольный уход с работы, за выпуск не­доброкачественной продукции.

Уголовно-процессуальный кодекс также был направлен на ущемление прав подсудимых, уменьшение срока судебного следствия. Обвинения предъявлялись за сутки до рассмотрения дела в суде, которое могло быть заслушано без участия прокурора и защиты, ходатайства о помиловании не допускались, решение суда о высшей мере наказания приводилось в ис­полнение немедленно. Все это свидетельствовало о нарушении законности и права как в целом по стране, так и в Беларуси, в частности.

 

60. Принятие Конституции СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. (характеристика).

 

 

Главная причина принятия – принятие конституции СССР 1936 года и преобразования в экономике и социальной структуре общества.

Основные отличия и особенности: 1) первая попытка закрепления трехзвенной системы органов государственной власти и принципа разделения властей – верховный совет являлся органом законодательной власти, Совет народных комиссаров был высшим исполнительным и распорядительным органом, а местные советы депутатов являлись органами исполнительной власти на местах; 2) закрепление всеобщего равного избирательного права, отмена ценза «трудящихся», всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании; 3) определен более широкий круг прав и свобод граждан, многие из которых, например, политические лишь декларировались, но не исполнялись; 4) впервые конституция содержала разделы о бюджете, суде и прокуратуре; 5) в конституции закреплялся порядок изменения конституции.

XII Чрезвычайный съезд Советов БССР 19 февраля 1937 г. принял Конститу­цию (Основной закон) Белорусской ССР. Конституция БССР 1937 г. со­стояла из 122 статей и 11 разделов. Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. Каждый гражданин Беларуси являлся и гражданином СССР. В Конституции БССР 1937 г. четко опреде­лены экономическая и политическая основы советского общества: социа­листическая собственность на средства производства и Советы депутатов трудящихся; впервые определено, что БССР есть социалистическое госу­дарство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата. Та­ким образом расширялась социальная база страны Советов.; — Статья 13 подчеркивала добровольность объединения БССР с равно­правными советскими республиками; указывала, что БССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суве­ренные права, в там числе и право свободного дахода из СССР; террито­рия республики не может быть изменена без ее согласия. Республика имеет право вступать в непосредственные отношения зарубежными государст­вами, заключать с ними соглашения, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами.

Высшим органном власти в БССР является Верховный Совет БССР (ст. 20)., а в период между его сессиями - Президиум Верховного Совета БССР. Верховный Совет осуществлял законодательную власть, избирал президиум Верховного Сов ета БССР, формировал и утверждал правитель­ство - СНК БССР и контролировал их деятельность. Впервые обозначался срок полномочий Верховного Совета и его депутатов.

 

61. Воссоединение Западной Беларуси с Белоруской ССР в 1939 г. и установление Советской власти в Западной Беларуси.

 

 

17 сентября 1939 г., когда почти вся территория коренной Польши была занята немецкими войсками, Советское правительство отдало приказ Красной Армии взять под защиту население Западной Беларуси и Западной Украины. В это время немецкие войска уже захватили Брест и Белосток, которые позже вошли в состав БССР.

К 25 сентября 1939 г. Красная Армия освободила Западную Беларусь. Большинство польских солдат и офицеров сдавались без боя. Только отдельные части оказали мощное сопротивление.

Большинство населения Западной Беларуси встречало советских солдат с радостью, цветами, хлебом-солью. С участием бывших членов Компартии и комсомола Западной Беларуси создавались органы новой власти: временные управы — в воеводских и поветовых центрах, крестьянские комитеты - в местечкахи деревнях.

28 сентября 1939 г. СССР и Германия подписали новый Договор о границе и дружбе. Согласно ему граница примерно совпадала с так называемой «линией Керзона», определенной еще в 1919 г. Верховным советом Антанты как восточная граница Польши. Это была этническая граница между белорусами и поляками Примерно по этой же линии проходит и сегодня белорусско-польская граница. К договору прилагались два секретных протокола согласно которым в сферу влияния СССР.

28—30 октября 1939 г. в Белостоке состоялось Народное собрание Западной Беларуси. В соответствии с докладами депутатов С. О. Притыцкого и Ф. Д. Манцевича Народное собрание приняло Декларацию о государственной власти и Декларацию о вхождении Западной Беларуси в состав БССР. Были приняты также резолюции о конфискации помещичьих земель, о национализации банков и крупной промышленности.

Воссоединение Западной Беларуси с СССР и БССР имело историческое значение. Был положен конец разделению белорусского этноса и белорусской этнической территории. Сбылась извечная мечта белорусского народа жить в едином белорусском национальном государстве. Включение западнобелорусских земель в состав СССР и БССР содействовало ускорению их социально-экономического и культурного развития.

 

62. Беларусь в начальный период Великой Отечественной войны и перестройка деятельности государственных органов власти и управления БССР в этот период.

 

 

В новой обстановке была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. В условиях военного времени еще более усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена и определенная децентрализация, вызванная необходимостью оперативно решать конкретные вопросы управления. Значительно изменилась структура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.

Органы власти и управления. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...