Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В декабре 1991 г. по решению руководителей стран СНГ Минск стал официальным местом, где располагались координирующие органы Содружества.




14 февраля 1992 г. руководители СНГ подписали в Минске декларацию о сотрудничестве в рамках этого государственного объединения, о согласовании действий в проведении экономических реформ, соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государству, если они были вывезены без их согласия.

Следующим шагом в углублении интеграции стало подписание 8 декабря 1999 Договора о создании Союзного государства Белоруссии и России, а в 2000 г. этот Договор был ратифицирован обеими сторонами. В рамках этого соглашения два государства действовали по созданию общей правовой базы Союза, более эффективно началась формироваться единое экономическое, оборонное гуманитарное пространство.

Среди стран СНГ Россия представляет собой крупнейший рынок сбыта белорусских товаров и услуг, также основной источник сырья и энергоресурсов, комплектующих изделий. В свою очередь Белоруссия для России является поставщиком качественных высокотехнологических товаров, с/хозяйственной продукции, важнейший транзитный коридор.

 

 

74. Судебный строй и развитие права Республики Беларусь в 1990-е – 2000-е гг.

 

Построение правового государства связано с возрастанием роли суда в структуре государственной власти и в обществе, повышением компетентности и профессионализма судей, усилением значимости судебных органов. Статья 109 Конституции Республики Беларусь указывает на важность судебной власти, роль и значение судов в жизни государства. Судебная власть осуществляется общими судами, хозяйственными судами, Конституционным судом. В структуру общих судов входят Верховный суд Республики Беларусь; областные и Минский городской суд; районные (городские) суды; военные суды. Конституция определяет основные задачи общих судов: защита конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, личных политических, социально-экономических прав и свобод граждан; защита прав юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Первичным звеном системы общих судов республики являются районные (городские) суды. В Беларуси насчитывается более 150 судов первичного уровня, в которых работает более 650 профессиональных судей. Районные и городские суды рассматривают большинство гражданских и уголовных дел, дела об административных правонарушениях, а также материалы об исполнении судебных решений. В состав районного (городского) суда входят председатель и судьи.

Областные и Минский городской суд рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, а также выступают в качестве суда кассационной инстанции в отношении решений районных (городских) судов.

Верховный суд состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и действует в составе коллегий, Президиума и Пленума. Верховный суд может рассматривать дела в качестве суда кассационной и контрольной инстанций, а также в качестве первой инстанции в случаях, предусмотренных законом.

Военные суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных военными, а также жалобы военных на неправомерные решения должностных лиц и органов военного руководства.

Конституция закрепляет следующие основные принципы правосудия:

– отделение судебной власти от законодательной и исполнительной;

– осуществление правосудия только судом;

– коллегиальность рассмотрения дел во всех судах;

– независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону;

– осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом;

– гласность судебного разбирательства;

– обеспечение обвиняемому права на защиту;

– участие прокурора при рассмотрении дел в общих судах;

– осуществление правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (принцип законности);

– устность разбирательства в заседаниях суда;

– обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;

– и другие.

Общие и хозяйственные суды Республики Беларусь образуются на основе назначаемости судей. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь председатели и судьи Верховного суда и Высшего хозяйственного суда назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания, а председатели и судьи остальных судов назначаются Президентом республики лично. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь, который включен в систему судебной власти Конституцией Беларуси (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.). Согласно Конституции, Конституционный суд формируется в количестве 12 судей, из которых 6 судей назначаются Президентом, 6 избираются Советом Республики.

Конституция определила основные функции прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов министрами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями и учреждениями, должностными лицами и гражданами; за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...