Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советский государственный аппарат в годы хрущевской оттепели в 1950-1960е года




Прежде всего стала восстанавливаться законность. Началась реабилитация невинно пострадавших.

Перестройка была обусловлена стремлением к демократизму и преодолением централизма.

Чистка партии и полиции ~ удалены все сподвижники Сталина, в т.ч. и Берия (12.1953г.).

Был восстановлен партийный и прокурорский надзор над органами внутренних дел и гос. безопасности. Были ликвидированы органы чрезвычайного назначения. Механизм гос. безопасности был лишен всякой автономии. В 1954г. был учрежден Комитет гос. безопасности (КГБ) при СМ СССР, во главе с Серовым. «Тройки» были упразднены. «ГУЛАГ» перешел в подчинение Минюста. Начальник управления милиции стал одновременно заместителем МВД в союз. республиках. В 1956г. Минюст упразднен, его функции были переданы верховному суду.

В 12.1955г. была организована Комиссия по реабилитации заключенных под руководством Поспелова.

 

 

67. Деятельность высших и местных органов государственной власти БССР в период попыток проведения экономических реформ (1954 – 1964 гг.).

 

В целях дальнейшего улучшения народнохозяйственного планирования и учета запросов союзных республик постановлением Совета Национальностей Верховного Совета СССР от 11.02.1957г. была образована экономическая комиссия Совета Национальностей.

В 1957г. отраслевой принцип управления пром-тью был заменен территориальным ~ децентрализация. Созданы советы народного хозяйства, для чего страна была поделена на 105 эк. Административных районов. Гос. комиссия СМ СССР по перспективному планированию народного хозяйства в Гос. плановый комитет СМ СССР. 11.1962г. частичное восстановление отраслевого управления хоз-вом посредством образования системы госкомитетов. Разделение парт. и гос. на промышленные и с/х. С 1962г. создавались комитеты по с/х. В 1962г. был образован Высший советнародного хозяйства.

Середина 60х – середина 80х.

Этот период характеризуется большей степенью слияния гос и партийного аппарата, фактически решения сначала принимались на партийном уровне затем на союзном, в смысле государственном.

Происходили значительные изменения в советах. Так краевые и областные (промышленные и сельские) Советы вновь объединились в единые (согласно указу президиума ВС РСФСР от 21 ноября 1964г).

Расширяется круг постоянных комиссии советов. Если до 1966 года Совет Союза Верховного совета СССР имел 4 постоянные комиссии а Совет Национальностей – 5, то после – каждой палатой ВС СССР было создано по 10 а в последующие годы еще по 6 постоянных комиссий. Так была создана постоянная комиссия по делам молодежи. Комиссии образовывались по основным направлениями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также по тем или иным вопросам деятельности ВС.

Эти комиссии могли контролировать деятельность центральных органов управления и местных органов власти.

 

68. Активизация правотворческой деятельности в БССР в 1950 – 60-х гг. Кодификация гражданского и уголовного права в 1960-х гг.

 

Кодификационная работа велась весьма интенсивно. В декабре 1958 г. были приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодательства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и уголовно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики, этот процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли свои гражданские кодексы). Кодексы детализировали положения Основ применительно к конкретным условиям республик.

Подзаконными актами, принимаемыми высшими органами Союза ССР и союзных республик, были Указы Президиума Верховного Совета, постановления и решения Совета Министров.

Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав. В 1955—1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства. В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность рабочего дня сокращалась на два часа. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам. Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели. Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР. В соответствии с Положением на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие между рабочими (служащими) и администрацией. Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза. В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дневный срок могло быть обжаловано в народном суде. Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы могли

сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.

Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года, не отвечала принципу материальной заинтересованности кол­хозников и не способствовала росту производства. Поэтому в марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансиро­вание колхозников. 25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей. В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан. В Основах1 рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необходимости. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии, т. е. осуждения человека за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законодательством. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т. е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу. Согласно Основам наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Уголовная ответственность наступала с 16 лет, прежний возрастной предел в 14 лет продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений. Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных, проявивших хорошее поведение и честное отношение к труду. Основы обеспечивали единство советского уголовного законодательства, его целей, принципов и основных институтов.6. Основы уголовного судопроизводства С ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г Основы состояли из 54 статей, сведенных в 6 разделов. Определялись задачи уголовного судопроизводства, когорые состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности. Основы закрепили следующие принципы уголовного судопроизводства: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства, недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или языке.местного населения. Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников. Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.

 

 

69. Государство и право БССР в период кризиса административно командной системы (1965 – 1985 гг.).

 

Говоря о Брежневе можно сказать, что он с одной стороны был: энергичный, живой, деятельный. Воевал на ВОВ, Постоянно находился на высоких чиновьичьих должностях. Но в то же время тяжело больной, малоподвижный, впечатлительный и падкий на лесть (много наград): Это слабая личность со слабой волей и характером. У него не было силы воли Сталина и работоспособности Хрущева. Не было самостоятельности и реформаторских замыслов. Главная его заслуга - он сформировал в стране новый правящий класс. Вместо богатства и наследства основу этого класса состовляли связи с высокими правительственными чиновниками. Пренадлежность к этому классу означало включение в список на получение высоких и доходных должностей. При Брежневе в начале был экономический успех, а затем проблемы откладывались, а нерешались. Обламась попытка реабилитации Сталина. Усилилась безхозность и безолаберность. Нормой жизни стала коррупция. 20-тие правление Брежнева называли периодом “застоя”. В этот период стали сварачиваться реформы Хрущеа. Попытки смягчить политическуюе систему были преостановлены, как и дискуссия о Сталинском прошлом. Публикации на эту тему печатали и распрастраняли не легально и получили название “Самиздат”. Роль коммунистической партии не состояла больше в том, чтобы проводить преобразования в стране. Теперь партия занималась администратированием, т.е. хоздеятельностью и сохранением существующих порядков. Внешняя политика в период правления Брежнева была очень активной: был достигнут паритет (равновесие) между СССР и США, между ОВД и НАТО. В 1975 году в Хельсенки состоялось совещание по безопасности и сотруднечеству в Европе. Присутствовало 33 гос-ва + Канада и Сша. Оно выработало принципы взаимоотношений между гос-вами: А) Суверенное равенство. Б) Взаимный отказ от угроз силой. В) Нерушимость границ и территориальная целостность. Г) Мирное улегерирование споров. Д) Невмешательство во внутренние дела друг друга. Е) Уважение прав и свобод человека. (6) Разрядка международной напряженности. Улучшились торговые и экономические связи между социалистичекими икапиталистическими странами. Одна из задач СССР была - укрепить позиции СССР в соц лагере и среди коммунистических партий третьего мира. СССР оказывал помощь всем соц странам: идеологическую, материальную и военную. Но особенно тем странам, где шла война (Вьетнам, Северная Корея, Афганистан). А если какое-то гос-во пыталось выйти из сферы влияния СССР, то принимались меры, в том числе и военные. Так было с Чехословакией в 1968 году: оппозиция решила построить социализм с человеческим лицом, освободив его от негативных моментов. СССР сначало спокойно относилась к этому, а когда ситуация стала выходить из под контроля, стали требовать разрыва с СССР, ОВД были приняты военные меры. 21 августа 1968 года СССР и страны Варшавского договора ввели войска в ЧССР и подавили движение народа. Были большие жертвы.

В ноябре 82 года умер Брежнев и на пост генерального секретаря был избран Андропов, председатель КГБ, секретарь ЦК. Человек очень образованный, большой интеллектуал. Он признавал наличие в стране нерешенных проблем. Он начал с того, что убрал из ЦК КПСС одиозные, т.е. ненавистные народу фигуры. Провел чистку партийного и госаппарата. Начал борьбу с коррупцией. Были большие хищения. При обыске у секретарей горкома и обкома партии находили по 100-200 кг золота, сотни тысяч долларов. След тянулся к Кремлю. Большие хищения были обнаружены в рыбной, молочной, овощной, на ликероводочной промышленности директора заводов были расстреляны. Начал наводить дисциплину и порядок на производстве, хотя решение было принято верное, но методы применялись диктаторские: людей отлавливали в рабочее время в кинотеатрах, парикмахерских, магазинах. В феврале 84 года Андропов умер. И на пост генерального секретаря был избран престарелый и больной Черненко, друг Брежнева, сторонник его политики. Свою деятельность он начал с того, что восстановил в партию Молотова. Восстановил уволенных Андроповым чиновников. В печати появлялись статьи о небывалых успехах социализма. В народе было глухое недовольство многими негативными сторонами жизни. Особенно среди творческой интеллигенции. Появились диссиденты, они проводили конференции, издавали журналы, сборники, листовки. Оппозиция преследовалась, были судебные процессы над ее лидерами, их помещали в психушки, сажали под домашний арест. После смерти Черненко в марте 1985 года ГенСеком был избран Горбачев.

 

70. Конституция БССР 1978 г. (характеристика).

Причины принятия: 1) изменения в экономической и политической жизни; 2) наличие большого количества НПА в области конституционного законодательства; 3) принятие конституции СССР 1977 года.

В 1977 году Верховным Советом создается Конституционная комиссия по подготовке проекта, а в 1978 по подготовке окончательного проекта Конституции под руководством первого секретаря ЦК КПБ Петра МироновичаМашерова. 14 апреля 1978 года Верховный Совет БССР принимает проект Конституции и вводит ее в действие.

Конституция БССР базируется на Конституции СССР, однако имеет и ряд отличительных особенностей. Так, К БССР отличается структурой и содержанием – права граждан включены во второй раздел, в сравнении с восьмым в К СССР; количество статьей на полста больше.

Впервые на конституционном уровне закрепляется право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами, право на жилище, право на государственную охрану здоровья, право на пользование достижениями культуры, право обращаться с жалобами на действия должностных лиц.

Новым в Конституции являются и положения, касающиеся экономической системы, где наряду с государственной и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и общественных организаций. За общественными организациями впервые закрепляетсяправо участвовать в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, а также право законодательной инициативы.

Следует отметить, что многие положения Конституции БССР носили декларативный характер и в реальной общественно-политической и государственной жизни не действовали.

 

71. Государственное строительство и право Беларуси в период кардинальных реформ и провозглашения независимости республики (1985 – 1994 гг.).

 

С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1997 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1998 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.

Попытка проведения радикальных реформ привела к реформированию взаимоотношений между союзными республиками и центром, что происходило на фоне движения за национальную независимость. В 1990 году начался процесс провозглашения независимости республик. Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете 27 июля 1990 года; согласно декларации на территории провозглашалось верховенство конституции БССР и ее законов.

В марте 1991 года состоялся референдум о существовании СССР, на котором большинство высказалось за сохранение союза, однако путч 1991 года перечеркнул все надежды на реформирование союзных отношений. После провала путча 25 августа 1991 года Верховный Совет принял решение о придании Декларации о суверенитете статуса конституционного акта. Размещенные на территории Беларуси предприятия были переданы в собственность государства, комитеты и ведомства из союзно-республиканских стали республиканскими, было принято решение о приостановке деятельности КПБ, а все имущество партии было опечатано.

19 сентября 1991 года Верховный Совет утвердил новое название страны – Республика Беларусь и принял решение о введении новой государственной символики – герба Погоня и бело-красно-белого флага.

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще руководители Беларуси, России и Украины подписали соглашение о роспуске СССР и об образовании СНГ. 10 декабря Верховный Совет ратифицировал это соглашение и принял решение о денонсации Союзного договора 1922 года. 21 декабря руководители остальных республик поддержали решение о роспуске СССР, которое прекратило свое существование.

В конце 1991 – начале 1992 года происходит создание новых суверенных белорусских министерств, ведомств и комитетов и присоединение Беларуси как независимого государства к международным соглашениям. С развитием демократии складываются условия для развития многопартийной системы. 10 июля 1994 года проходят выборы первого президента Беларуси – Лукашенко А.Г., который в мае 1995 года проводит общенациональный референдум, среди основных вопросов которого, в частности, изменение национальной символики, об интеграции отношений с Россией и праве роспуска парламента.

 

72. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

 

По результатам республиканского референдума от 24 ноября 1996 г. В Конституцию Республики Беларусь были внесены следующие основные изменения и дополнения: вместо однопалатного Верховного Совета Республики Беларусь был образован двухпалатный Парламент-Национальное собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь вышел за рамки разделения властей, стал по статусу Главой государства и посредником между органами государственной власти; Конституционный суд вошел в судебную ветвь власти Республики Беларусь; Контрольная палата Республики Беларусь была преобразована в Комитет государственного контроля Республики Беларусь. В связи с решением республиканского референдума от 17 октября 2004г. Из ст. 81 Конституции были исключены положения о том, что одно и то же лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более 2-х сроков.

Структура конституции имеет стандартизированный вид. Она включает преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные положения и дополнительные положения.
- В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Положения преамбулы правовыми нормами не являются, носят идеологический характер.
- В основную часть входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе органов, как правило, излагаются с учетом принципа разделения властей.
- Заключительные положения содержат различные нормы: обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу.
- Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционным норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.
- Дополнительные положения содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.
В целом, действующая Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, 8 глав, 146 статей.

 

 

73. Процесс интеграции Республики Беларусь с Российской Федерацией.

 

Особое значение Республика Беларусь уделяет установлению тесных отношений с Россией. В феврале 1995 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. На его основе были заключены соглашения о таможенном союзе, совместных действиях в охране государственной границы, созданы белорусско-российские финансово-промышленные группы.

29 марта 1996 г. подписан Договор о расширении и углублении экономической интеграции четырех стран – Белоруссии, России, Казахстана, Киргизии.

2 апреля 1996 г. подписан Договор о Сообществе суверенных государств - Республики Беларусь и Российской Федерации. Договор обеспечивал гражданам равные права в получении образования, защите здоровья, трудоустройстве, оплате труда, законодательстве. Был создан Высший Совет Содружества.

Важным шагом на пути дальнейшего углубления интеграции двух государств стало подписание2 апреля 1997 г. Договора о Союзе Белоруссии и России.

25 декабря 1997 г. подписана Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России, Договора о равных правах граждан, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Было высказано обоюдное желание двигаться к договорному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза. Эти документы, благодаря настойчивой работе министерств и ведомств, были воплощены в конкретные решения. Было подписано свыше 20 межправительственных и межведомственных договоров по различным направлениям сотрудничества.

Это дало возможность двум государствам 8 декабря 1999 г. подписать Договор о создании Союзного государства. Данный Договор обеспечивает мирное и демократическое развитие двух народов, проведение социальной политики, направленной на создание условий для достойного и свободного развития граждан государств.

Создание Союзного государства предполагает сохранение своего суверенитета. На территориях государств-участников продолжают действовать конституции и национальные законодательства.

Система органов Союзного государства состоит из Высшего государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Суда и Счетной палаты. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств и руководители обеих палат парламентов.

В 2000 г. подписано межгосударственное соглашение о введении единой денежной единицы. Для проведения единой налоговой политики министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется работа по унификации национальных законодательств по вопросам налогообложения.

Союзное государство провозглашено как социальное, что предполагает проведение согласованной социальной политики.

Таким образом, всеми структурами власти проделана огромная работа по устранению препятствий, мешающих сближению двух государств.

С принятием 27.07.1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР начался постепенный переход к самостоятельному осуществлению внешнеполитической деятельности. Проводится многовекторная политика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...