12. Формирование базового звука ш
12. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА Ш Звук Ш искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и формируется, как правило, продолжительно. Он служит базовым по отношению к прочим шипящим звукам (Ж, Щ, Ч), так называемым производным. Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям. ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА Восприятие звука Ш в начале и середине слов Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый по нескольку раз произносит их названия. Если картинка названа правильно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неправильно, отрицательно покачай головой и скажи нет. сапка хапка тапка щапка фапка шапка сяпка шапка фышка хыхка шишка хышка шифка шиска фыска щищка сыска шихка фышка шишка Если после выполнения упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправильные названия слов, взрослый таким же образом анализирует произношение других слов со звуком Ш из Приложения 10. Восприятие звука Ш в потоке прочих звуков Внимательно послушай и запомни, какой звук издает лопнувшая шина (возьми картинку-символ звука Ш из Приложения 1). Разведи ладони в стороны, а затем приближая их друг к другу, как при сжатии лопнувшей шины (жестовый символ звука Ш). Проделай эти движения только тогда, когда услышишь, как шипит лопнувшая шина, a hi другие звуки не реагируй. Согласные звуки произносятся коротко, так как они слышатся в сочетаниях после ш с а: аль, ам, ан, ас, или между двумя гласными а: ава, аза, ада, ага и т. д.
Упражнение следует повторять до тех пор, пока ребенок не будет уверенно реагировать на каждое произнесение взрослым звука Ш в длинном звуковом ряду. С-Т-Х-Ш-А — Ф — ЛЬ — 3 — Ц — Ш — О — Щ — Ч— ЛЬ — И — ТЬ-СЬ-ЗЬ— ФЬ— ЛЬ— ХЬ— Ы—У—Ш—Э—Ц—И—У—С ЭТАП ВТОРОЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Выработка необходимых артикуляционных движений и поз Сядь перед зеркалом. Точно и не торопясь проделай каждое упражнение. Повтори его 5 раз. Правильность выполнения упражнений проверь по картинке и описанию, «Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтоб! язык не дрожал. «Чашечка» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, я не касаться их. «Вкусное варенье» Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им верхнюю губу и убрать в глубь рта. Выполнять не торопясь, под счет взрослого. «Парус» Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд. «Маляр» Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперед-назад. Делать не торопясь, под счет взрослого. «Грибок» Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд. # С помощью этого упражнения можно заметно растянуть подъязычную связку (уздечку языка). «Качели» Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Делать не торопясь, под счет взрослого.
«Дудочка» Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|