Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Характеристика социальной работы




Александров Е.П.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ. СТАТЬИ, ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

В пособии содержатся материалы, предназначенные для подготовки студентов вузов и средних профессиональных учебных заведений – будущих специалистов социальных служб и организаций к зачетам и экзаменам по дисциплинам, связанным с проблематикой социальной работы. В пособии использованы две основные формы подачи материала: информация, которая обычно вызывает у студентов некоторые затруднения в осмыслении (касающаяся, прежде всего, методолого-теоретической части курса и вопросов организации диагностических исследований в социальной работе), излагается в форме статей. Информация, относящаяся к аспектам реализации теоретических положений в практике социальной работы, подается в форме вопросов и ответов на них.

Книга представляет интерес для студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре по направлению «социальная работа».

Оглавление

   
Раздел 1. Методолого-теоретические основания социальной работы. Вместо введения  
1. Характеристика социальной работы как особого вида деятельности 2. Динамика парадигм социальной работы в истории общества 3. Философские концепции, определяющие современную парадигму теории и практики социальной работы 4. Психологические концепции, определяющие современную парадигму теории и практики социальной работы 5. Концепция «диалога культур» Бахтина-Библера как методологическое основание социальной работы 6. Значение диагностических мероприятий в социальной работе 7. Медицинские методы в социальной диагностике 8. Применение психологических методов диагностики в практике социальной работы 9. Социологические методы диагностики, используемые в социальной работе  
Раздел 2. Социальная работа в вопросах и ответах 1. Какова сущность управления социальной работой? 2. Типы и стили разрешения конфликтов в системе социальных служб, учреждений и организаций 3. Какие основные документы регламентируют деятельность учреждений социального обслуживания 4. Разделение и кооперация труда в системе социальной защиты 5. Этические требования, предъявляемые к социальному работнику 6. Планирование социальной работы в учреждении социальной защиты: содержание и виды 7. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста: задачи, структура, функции 8. Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства: задачи, структура, функции 9. Социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями: структура, задачи, функции 10. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: структура, задачи, функции 11. Территориальный центр социальной помощи семье и детям: структура, задачи, функции 12. Социологические методы управления в системе социальных служб, учреждений и организаций 13. Социальный паспорт района 14. Психологические методы управления в системе социальных служб, учреждений и организаций 15. Социально-экономические методы в социальной работе 16. Методы повышения эффективности управления в организациях, учреждениях, службах социальной работы 17. Управление персоналом в системе социальной работы 18. Общий обзор психосоциальных технологий и их место в системе психотерапевтических техник 19. Психологические последствия стресса, фрустрации, перенапряжения и психотерапевтическая помощь 20. Социально-психологический тренинг (СПТ) как метод психосоциальной работы. Основные задачи, решаемые в процессе СПТ 21. Типология тренингов в психосоциальной работе: тренинги коммуникативных навыков и умений; тренинги личностного роста; методические тренинги профессиональной подготовки 22. Психологическое консультирование и его профессионально-этические принципы 23. Основные направления семейного консультирования. Методы диагностики и психотерапевтической коррекции семейных отношений 24. Семейная психотерапия как метод психологической помощи 25. Игротерапия и ее диагностические, психокоррекционные и психотерапевтические функции. Классификация игротерапевтических методов 26. Особенности психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания 27. Особенности психосоциальной работы в организациях и учреждениях образования 28. Особенности психосоциальной работы в организациях и учреждениях здравоохранения 29. Характеристика психосоциальной работы в разноведомственной сети государственных учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 30. Сеть стационарных учреждений для инвалидов и престарелых, детей с ограниченными возможностями и специфика психосоциальной работы в них 31. Методы и содержание психосоциальной работы в сети реабилитационных центров для несовершеннолетних с девиантным поведением 32. Содержание психосоциальной работы в войсках, МЧС, системе МВД с целью психологической поддержки военнослужащих и реабилитации участников военных конфликтов, техногенных и природных катастроф 33. Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной деятельности 34. Основные понятия, объекты и предмет социально-медицинской работы 35. Цели и задачи социально-медицинской работы 36. Деонтология в социально-медицинской работе 37. Определение здоровья, здорового образа жизни. Индивидуальное и общественное здоровье 38. Содержание социально-медицинской работы в лечебно-профилактических учреждениях 39. Деятельность специалиста по социально-медицинской работе в стационарных, учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты общего типа) 40. Организация отделений медико-социальной помощи при территориальных поликлиниках, в стационарах. Основные виды деятельности территориального отделения медико-социальной помощи 41. Нормативно-правовая база социально-медицинской работы 42. Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования 43. Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях и учреждениях здравоохранения 44. Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в армии, правоохранительных органах  

Раздел 1



МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вместо введения

 

Каждая наука или сфера социальной практики непременно опирается на некоторый свод идей, представлений, исходных положений, так или иначе определяющих основные позиции в анализе и решении проблем. Актуальность поиска методологических оснований повышается в современную эпоху, когда, в связи с научно-технической революцией и вызванными ею динамичными процессами в социальной и культурной сферах, значительно усложняются задачи, которые приходится решать обществу. Сформировалась также и особая отрасль знания – методология научного познания.

Отметим весьма характерную деталь – анализом методологических проблем вплотную занимаются не только философы, методологи, но и представители частных научных отраслей. В сфере образования практически каждая учебная дисциплина (и, особенно, если она имеет социогуманитарную направленность), входящая в учебные планы профессиональных образовательных учреждений, начинает уделять пристальное внимание методологическому обоснованию целеполагания, объекта, предмета, исследовательского метода и инструментария. Сказанное в полной мере относится к социальной работе как научной отрасли, учебной дисциплине и общественной практике.

Прежде, чем более конкретно рассуждать о методологических проблемах социальной работы, необходимо уточнить, что же вообще понимается под термином «методология». Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич следующим образом определяют суть понятия: «Методология – (от греч. methodos – путь, способ logos – понятие) научный способ установления основы, расстановки акцентов смысла понятий. В более широком смысле – методология - это наука, определяющая общее направление развития исследований, его цели, границы, принципы; учение о научном методе познания»[1]. Указанные авторы отмечают, что методология в науке выполняет конкретные функции (нормирование, предписание, целеполагание, регулирование, ориентирование и т.п.), которые в целом дают обоснование научной и практической деятельности. Таким образом, благодаря методологическим основаниям определяется мера оценки, соотношение частей и целого, формулируются базовые смысловые установки, отыскиваются регулирующие теорию и практику ограничители, разрабатываются ориентиры развития.

В социальной работе методология, как научный фундамент и как феномен общественного сознания, опосредованно, через свои базовые идеи, концепции и теории, влияет на выбор социальными работниками профессиональных позиций, определяет направленность, процесс и уровни развития профессионального сознания и культуры.

Строго говоря, современной науке термином «методология» обычно обозначаются, по крайней мере, три различных ступени научного целеполагания (Г.М. Андреева[2]):

1. То, что носит характер общей методологии. Здесь имеется в виду некоторый обобщенный философский подход, способ познания, который исследователь или научная школа принимают в качестве своеобразных магистральных направляющих в изучении и оценке своего предмета. Таким образом, общая методология формулирует некоторые принципы, которые осознанно (а часто и неосознанно, имплицитно) кладутся в основание анализа. Например, для социальной работы необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека, ценности личности, смыслов человеческого бытия, детства, зрелости, старости и др. Вот почему в качестве общей методологии здесь выступают различные философские и этические системы, формирующие в индивидуальном и общественном сознании разнообразные «картины мира»[3].

Эти «картины мира» не являются застывшим, неподвижным образованием. Наоборот, следует подчеркнуть, что каждый период социального развития порождает собственную «картину мира», точнее, некоторый набор, палитру картин. Учитывая гетерохронность (то есть неодновременность) развития общества и отдельных его групп, в одном временном срезе часто оказываются представленными картины, имеющие полярный по отношению друг к другу характер. Каждая из этих картин имеет собственную историю становления, развития и занимает определенное положение (например, доминантное или периферийное) в социальной и духовной жизни общества.

Кроме того, следует отметить, что человек, живущий в современном сложноструктурированном обществе, испытывает на себе мощное «давление» идеологических, социальных, политических, культурных, экономических и др. факторов. Вот почему в качестве важных методологических ориентиров для социальной работы в ряде случаев выступает не только философско-мировоззренческая «картина мира», но и знания, вырабатываемые в других научных дисциплинах: например, в социологии, экономике, социальной психологии, психологии, медицине, политологии, культурологии, педагогике и др.

2. Частная (или специальная) методология – это совокупность принципов, кладущихся в основание исследований в конкретной области научного знания и общественной практики. Частная методология есть реализация философских и др. принципов применительно к специфике исследуемого в определенной науке объекта.

3. Методология – как совокупность конкретных методических приемов и операций, применяющихся в исследованиях и в социальной практике. Следует указать, что в русском языке этот уровень научной рефлексии обозначается термином «методика»[4]. При этом следует иметь в виду, что сам по себе методический прием или подход не могут привести к эффективному решению поставленной проблемы. Методика – это инструмент, смысл и результативность которого определяются тем, какую цель преследует специалист, взявший его на вооружение. Например, индивидуальный подход в социальной работе с девиантными детьми может стать мощным средством воспитания социально адаптированной личности, а может оказаться инструментом психологической травматизации формирующейся личности ребенка.

Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики не применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любая методика или конкретный прием всегда применяются в определенном «методологическом» ключе, т.е. обретает специфическую содержательную окраску.

Совокупность методологических положений формирует, так называемые, парадигмы социальной работы. Понятие «парадигма» относится к системе «...основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период», – пишет К.М. Хоруженко в работе «Культурология. Энциклопедический словарь»[5]. М.В. Фирсов и Е.Г. Студенова под парадигмой социальной работы понимают «системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране»[6].

Известно, что научная отрасль и учебная дисциплина «социальная работа» рассматривают:

· социальную работу как область познания;

· формы социальной работы как социальной деятельности в различных сферах человеческой жизни;

· субъекта изменения социальной реальности, т.е. социального работника;

· клиента и факторов, приводящих к изменению его жизненной ситуации;

· методы помощи клиенту[7].

Понятно, что ни одна из указанных исследовательских сфер не может замкнуться сама на себя, а настойчиво требует осмысления с позиций методологического по отношению к ней знания.

Сказанное иллюстрирует сложность и многогранность содержания методологических оснований теории и практики социальной работы. Очевидно, что рассмотреть указанные вопросы в полном объеме сложно, а подчас и невозможно. Вот почему нам следует очертить, ограничить потенциально почти безграничное методологическое по своему значению пространство знаний некоторым кругом вопросов, на которых мы, собственно, и остановимся. Это ограничение опосредуется целеполаганием, лежащим в основании данной работы. Мы рассмотрим некоторые наиболее значимые концептуальные положения, определяющие парадигмы социальной работы в их историческом, философском, культурологическом, социально-психологическом аспектах.

 

Характеристика социальной работы





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.