4. 2. Информационные системы слежения. Связи и диспетчеризации транспорта
Наиболее сложным процессом мониторинга грузоперевозок является система автоматизированной таможенной обработки грузов, содержащая три основные фазы: 1. Прохождение таможенной границы; 2. Гарантированная сохранность доставки груза до СВХ; 3. Таможенная очистка груза. С точки зрения мониторинга региональных грузоперевозок ключевым элементом системы является информационный логистический центр отслеживания груза, то есть территориальный пункт сбора и предварительной обработки данных транспортной логистики. При этом без организации системы мониторинга вторая фаза просто выпадает, а вся система сводится к существующей не эффективной процедуре таможенного досмотра. Организация информационного пространства реализуется с использованием современных систем транковой, космической и сотовой радиосвязи, систем космической радионавигации, изображённая на рис. 25.
Рис. 25. Система мониторинга грузоперевозок
Использование спутниковых систем навигации GPS либо ГЛОНАСС, систем телекоммуникации различных типов и других передовых информационных технологий обеспечит реализацию основных принципов системы мониторинга: · контроль максимального количества (десятки тысяч) объектов; · создание организационного, технического, программного барьера для несанкционированного доступа при организации ранжированного обращения к информации различных участников транспортного процесса; · стимулирование создания современных отечественных информационных технологий и, как следствие, создание новых рабочих мест высококвалифицированным специалистам; · полная самоокупаемость системы за счёт абонентской платы её потенциальных пользователей (в первую очередь страховых компаний).
Система мониторинга состоит из 3-х основных подсистем: · сервер мониторинга грузоперевозок; · множество мобильных приёмо-передающих устройств; · навигационные и телекоммуникационные системы общего пользования. Укрупнённая функциональная блок-схема системы мониторинга, приведённая на рис. 4. 6, отображает общую концепцию построения подобных информационных систем, использующих существующие технические заделы и телематическую инфраструктуру. Развитие системы с увеличением до десятков тысяч объектов отслеживания потребует перехода к принципам создания системы массового обслуживания, модульного наращивания системы с переходом к новым специальным навигационным и телекоммуникационным технологиям. К подобным технологиям следует отнести создание специальной спутниковой системы передачи коротких цифровых сообщений от грузового места до диспетчерского центра в автоматическом режиме или по запросу. Подобный режим работы (то есть без передачи больших объёмов информации и речевых сообщений) существенно сокращает требования к пропускной способности спутниковых каналов связи и затраты на эксплуатацию системы. В тоже время он полностью соответствует возможности создания комбинированной системы с использованием наземных, мобильных систем связи. К особенностям системы относятся использование кодового разделения каналов (CDMA), псевдослучайная перестройка частоты (ППРЧ), минимально-фазовая модуляция, помехоустойчивое кодирование. Предусматривается аварийный режим при отказе стволов космического аппарата. Выделены частоты для передачи экстренных сообщений. Передаваемое сообщение содержит код абонента, дату и время передачи сообщения, координаты объекта, информацию о состоянии груза от датчиков охранной сигнализации.
Облик космического сегмента системы контроля грузоперевозок во многом будет определяться требованиями потребителей в части периодичности наблюдения грузов. Сервер мониторинга транспортных средств (перевозок) представляет собой техническую реализацию опорного пункта отслеживания груза, осуществляющего сбор и предварительную обработку данных транспортной логистики. Аналогом сервера мониторинга грузоперевозок в системе навигационного сопровождения и безопасности транспортных средств «Навигатор» является центральный диспетчерский пост (ЦДП), который обеспечивает: ·централизованное периодическое сопровождение контролируемых транспортных средств (ТС) в нормальных режимах, по заданному маршруту движения, остановках и стоянках; ·централизованное непрерывное сопровождение контролируемых ТС при его аварийных состояниях, связанных с несанкционированным доступом к ТС, его угоном, отклонением от заданного маршрута, выходом из зоны действия системы или аварийными сигналами, инициированными клиентом; · отображение на автодорожной цифровой векторной карте местности координат, скорости, заданного и фактического маршрутов движения, а также аварийных сообщений наблюдаемых ТС; · формирование управляющей команды на остановку ТС при его преследовании или захвате; · формирование отчёта о пройденном маршруте за 1-30 дней; · переадресацию и непрерывную трансляцию местоположения и скорости перемещения наблюдаемого ТС на выносную рабочую станцию автосервиса при тестировании, подключение к системе, предъявление и сдачу бортовой аппаратуры клиенту; · переадресацию и непрерывную трансляцию аварийной ситуации по наблюдаемому или преследуемому ТС на удалённую рабочую станцию ГИБДД или корпоративного клиента; · организацию корпоративной связи с клиентом или его доверенными лицами, ГИБДД, «Скорой помощью», техническими, сервисными и юридическими службами; · переадресацию аварийных сообщений на сотовый телефон клиента; · роуминг сотовой связи с провайдерами GSM других регионов России и за рубежом; · предоставление клиентам справочно-информационных услуг о местонахождении, режимах работы центров автосервиса, автозаправочных станций, банках, ресторанах, гостиницах и других объектах обслуживания.
Стоимостные характеристики сервера мониторинга транспортных средств не являются определяющими, так как капитальные и амортизационные затраты распределяются на всех абонентов системы. Мобильное приёмо-передающее устройство. Представленные на российском рынке мобильные приёмо-передающие устройства отслеживания транспортных средств имеют не только примерно одинаковую схемную архитектуру, определяемую набором импортных комплектующих радиоэлементов, но и эксплуатационные характеристики, не соответствующие сформулированной в техническом задании цели. А именно: · Завышенная себестоимость изделия, определяемая стопроцентным использованием зарубежной элементной базы; · Конструкторская недоработка, с точки зрения возможности крепления изделия к грузовому контейнеру и его использования в автономном режиме по отношению к транспортному средству; · Отсутствие правовых разрешений и сертификатов, легализующих создание сети действующих устройств, особенно когда их количество составит несколько тысяч экземпляров; · Оптимизация режима работы устройств в соответствии с выбранным районом эксплуатации, что должно значительно оптимизировать экономические параметры используемого трафика связи. Функциональная схема мобильных приёмо-передающих устройств общепринята и представлена на рис. 26.
Рис. 26. Блок - схема мобильного терминала
Отличие данного устройства заключается в том, что оно является многократно используемым за счёт перепрограммирования ИН объекта мониторинга (ТС или груза). Приведённый на рис. 27 формат кадра сообщения включает: Преамбула – служебная посылка, обеспечивающая синхронизацию приёмного оборудования при работе в режиме многостанционного доступа с временным разделением (МДВР); Идентификационный номер – обеспечивает соответствие принятой информации, отслеживаемому грузу и может иметь размер до10 байтов; Время – указывает момент передачи текущей информации; Координаты – данные для определения местоположения груза на электронной карте; Норма – кодированное состояние датчиков системы контроля.
Рис. 27. Формат кадра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|