Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основополагающие принципы финансовой отчетности: принцип начисления; принцип непрерывной деятельности.




В соответствии с Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность.

Принцип начисления означает, что доходы и расходы предприятия отражаются в бухгалтерском учете и ее финансовых отчетах по мере их возникновения. Это значит, что пользователи информации имеют возможность получать сведения не только об операциях, совершенных в прошлом с оплатой или получением денежных средств, но и обязательства по расходу денежных средств в будущем. В соответствии с НСБУ финансовые отчеты, кроме отчета о денежных потоках, составляются по принципу начисления. В результате на практике исключается применение кассового метода, согласно которого доходы признаются только в том случае, когда поступают деньги за товары, работы и услуги без предварительного начисления, т.е. момент отгрузки продукции (товара).

Принцип начислений (условные факты хозяйственной деятельности) — исходит из того, что все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:

- принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата. В России момент продажи продукции определяется по отгрузке и по оплате. Международные стандарты допускают фиксировать реализацию по отгрузке, поставке, получению денег продавцом или агентом;

- принцип соответствия — доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. Разумеется, расходы (доходы), относящиеся к соответствующим доходам (расходам), признанным в другом отчетном периоде, учитываются отдельно.

МСФО (IAS) 1 гласит: организация обязана составлять финансовую отчетность (за исключением отчета о движении денежных средств), применяя бухгалтерский метод начисления. Это означает, что бухгалтер регистрирует факты хозяйственной деятельности, оказывающие финансовое воздействие на организацию в том отчетном периоде, в котором эти факты имели место. При этом не имеет значения, когда организация получила или выплатила денежные средства.

Считается, что факт имеет место с момента возникновения обязательств его участников (дебиторская и/или кредиторская задолженности), а не в момент, когда будут осуществлены соответствующие платежи. Следовательно, идея начисления состоит в том, чтобы, в частности, раздвинуть временные рамки бухгалтерской отчетности и демонстрировать не только осуществленные, но и будущие денежные потоки компании, давая тем самым базу для прогнозов относительно будущего положения дел.

Таким образом, при учете по методу начисления регистрируются не только (и не столько) денежные операции, но и операции по покупке в кредит, неденежному обмену, стоимостные изменения и переквалификация активов или обязательств, а также прочие операции, события и обстоятельства, не связанные с денежными потоками текущего отчетного периода, но обусловливающие их в будущем. Иными словами, принцип начисления относится к учетному процессу признания в текущем отчетном периоде будущих денежных поступлений и платежей. (Отметим, что "признание" представляет собой формальное включение операции или иного события в финансовую отчетность).

В учете по методу начисления факты хозяйственной жизни признаются как активы, обязательства, капитал, доходы и расходы (то есть как элементы финансовой отчетности, к которым мы обратимся в следующей статье), если они удовлетворяют определениям и критериям признания для этих элементов, изложенным в "Принципах" и самих стандартах. Так, организация, которая приобрела, но не оплатила товар, должна отразить в составе обязательств баланса начисления поставщику товара - кредиторскую задолженность перед поставщиком по статье "счета к оплате". В данном случае сумма задолженности обычно не вызывает сомнений, не требует оценок или расчетов - величина обязательства совпадает с суммой счета, выставленного поставщиком.

Но так бывает не всегда. Например, если товар приобретен со значительной отсрочкой платежа, величина признаваемого в балансе обязательства потребует специального расчета. Это необходимо сделать для того, чтобы затраты на покупку товара разделить на две части, причитающиеся поставщику: собственно за товар и за рассрочку платежа. Таким образом, начисление задолженности перед поставщиком за товар будет выполнено в момент приобретения товара, а затем по окончании каждого отчетного периода вплоть до оплаты счета будет доначисляться обязательство за рассрочку платежа.

Аналогично при продаже товара с отсрочкой платежа в активе баланса признается дебиторская задолженность покупателя, которая до наступления срока платежа наращивается по окончании каждого отчетного периода на сумму причитающихся процентов за предоставленный покупателю кредит. Таким образом, к моменту получения денежных средств дебиторская задолженность будет равна сумме по счету, выставленному продавцом товара.

Метод начисления неразрывно связан с концепцией "соответствия": понесенные затраты относятся на расходы отчетного периода путем непосредственного их соотнесения с принесенной ими выгодой (заработанным доходом). Т. е. соответствие - это одновременное признание доходов и расходов, совместно являющихся прямыми результатами одной операции или события. Так, затраты на приобретение товаров становятся расходами того отчетного периода, когда эти товары проданы.

В случае, когда получение выгоды от понесенных затрат (причинно-следственная связь "затраты-выгода"), явно не идентифицируется, начисление расходов осуществляется методом отнесения - то есть привязкой затрат к отчетному периоду, например, путем систематического их распределения. Так, затраты на оплату аренды помещения, внесенную авансом, относят на расходы соответствующего оплачиваемого периода по мере его наступления, затраты на приобретение объекта основных средств относят на расходы отчетного периода путем начисления амортизации по определенной схеме на протяжении всего срока полезного использования объекта. Таким образом, начисление выступает основой методологии определения доходов и расходов организации, а значит, и исчисления финансового результата хозяйственной деятельности.

Допущение непрерывности деятельности организации исходит из того, что бухгалтерский учет осуществляется, а отчетность составляется в предположении, что у предприятия нет ни намерений, ни необходимости прекращать или существенно сокращать хозяйственно-финансовую деятельность в обозримом будущем. Все стандарты финансовой отчетности исходят из этого предположения. В противном случае, если намерение или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности существует, бухгалтерские отчеты должны составляться по другим правилам. Допущение непрерывности деятельности не противоречит учету изменившихся со временем условий хозяйствования, в частности учету изменения стоимости ресурсов, обязательств и капитала, налогового законодательства или иных законов государства и т.п.

Допущение о непрерывности деятельности организации с точки зрения бухгалтерского учёта несёт за собой такие следствия:

- смена собственника предприятия не повлечёт за собой изменения в бухгалтерском учёте;

- ценности, учитываемые клиентом, не должны переоцениваться;

- расходы, которые принесут доходы в будущем, должны быть капитализированы;

- на предприятии должны создаваться резервы;

- финансовые результаты должны быть распределены по отчетным периодам;

- многие факты хозяйственной жизни осуществляются в условиях неопределенности;

- отчётность должна представляться по определённым равным периодам.

В МСФО (IAS) 1 этот принцип определяется так: «Финансовая отчетность в обязательном порядке должна составляться на основе допущения о непрерывности деятельности, за исключением случаев, когда руководство организации либо само намеревается ликвидировать организацию или прекратить ее деятельность, либо вынуждено избрать такой способ действий в силу отсутствия иных реальных альтернатив».

МСФО (IFRS) 5 вводит учётные категории, которые имеют непосредственное отношение к принципу непрерывности. Стандарт предполагает использование «группы выбытия» — это группа чистых активов (активов и соответствующих им обязательств), выбытие которых будет осуществлено в ходе одной операции посредством продажи или каким-либо иным образом. Элементы группы выбытия должны отражаться в балансе отдельно от других активов и обязательств. Кроме того, если компания приобретает внеоборотный актив с целью его последующей продажи, она должна на дату приобретения квалифицировать его как актив предназначенный для продажи.

Таким образом, принцип непрерывности относится не только к организации, но распространяется и на отдельные ее активы или группы активов, а также направления и компоненты хозяйственной деятельности.

МСФО (IAS) 10 требует от организации раскрытия в отчёте о прибылях и убытках величины прибыли или убытка после налогообложения от прекращенной деятельности; величины чистых денежных потоков, относящихся к операционному, инвестиционному и финансовому направлениям прекращенной деятельности.

Аудитор должен исходить из того, что предприятие будет существовать если не вечно, то хотя бы не менее двенадцати месяцев. Аудитор должен проверить эту гипотезу. Для этого аудитору необходимо выявить симптомы финансовых трудностей клиента.

Если в ходе проверки обнаружено, что имущественное и финансовое положение клиента таково, что существует серьёзная возможность того, что предприятие не сможет продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за окончанием отчетного года, то аудитор в аудиторском отчёте указывает, что отчётность клиента не была подготовлена исходя из допущения непрерывности деятельности организации. Если после получения положительного заключения клиент окажется неплатежеспособен, то у аудитора могут возникнуть серьёзные проблемы.

Принцип непрерывности деятельности субъекта бухгалтерского учета является ключевой концепцией современной бухгалтерской теории и практики во всем мире. Более того, мнение о его выполнении лежит в основе аудиторского подтверждения бухгалтерской отчетности. Формируя подходы к оценке имущественного потенциала ведущих учет предприятий, оно формирует идею исчисления финансовых результатов их деятельности. Непрерывность деятельности является не просто бухгалтерским методологическим принципом, но идеей, определяющей восприятие деятельности компании в современной экономике как направленной на продолжение и развитие, а не заранее ограниченной определенными временными рамками.

Такое восприятие меняет наш взгляд на картину финансового положения компании, в которой дебиторская и кредиторская задолженность трактуются как предоставленный и полученный предприятием кредит, значимая часть которого предоставляется и получается на постоянной основе, что неотъемлемо присуще деятельности любого предприятия.

Концепция непрерывности, таким образом, соотносится с принципом имущественной обособленности предприятия, в соответствии с которым смена собственника не прекращает деятельность фирмы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...