Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновации в технологиях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга




 

В современных условиях организации и функционирования системы социального обслуживания пожилых людей, на передний план выходит создание новых социальных служб и внедрение в них инновационных технологий социальных услуг. Открытие социальных служб нового типа и реорганизация традиционных, прежде всего, стационарных учреждений социального обслуживания, предполагает формирование управленческих структур на федеральном, региональном и местном уровнях. У регионов и муниципальных образований появляется возможность самостоятельного выбора варианта принимаемого решения разработки норм, нормативов, стандартов социальных услуг (вид, качество), их лицензирования в области социального обслуживания пожилого населения. Однако все эти мероприятия могут практически реализовываться лишь при условии достаточного финансирования территориальных социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание пожилых людей, высокой компетентности и социальной ответственности в этой сфере.

Альтернативной формой интернатным учреждениям является развитие сети специальных (социальных) жилых домов для одиноких пожилых граждан или супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Жильцам специальных домов создаются необходимые условия для самореализации их основных жизненных потребностей: благоприятные условия проживания и самообслуживания; предоставление услуг социально-бытовой и социально-медицинской помощи; создание условий для ведения активного образа жизни, посильной трудовой деятельности. Можно утверждать, что такие дома в настоящее время являются наиболее прогрессивной инновационной формой социального обслуживания пожилых людей. В последнее время, стали активно внедряться и другие формы социального обслуживания: отделения (дома) милосердия, геронтологические (гериатрические) центры. Сейчас их в стране насчитывается свыше 1000.

Изучение профильной проблематике монографии литературы (А.М. Панов, А.И. Тащеева; Л.В. Топчий; М.В. Фирсов; Е.И. Холостова и др.) показало, что в публикациях, как правило, выделяются три подхода в оценке организационной структуры и эффективности функционирования социальных служб для пожилого населения. Во-первых, оценка норм качества, результативности предоставляемых социальных услуг на разных уровнях функционирования этой системы; соотношения между объемом финансирования, материально-техническим вложением, кадровым обеспечением и достигнутыми успехами, то есть определяется разница между вложенными средствами и полученными результатами (социально-экономическая эффективность). Последняя, имеет немаловажное значение, когда ресурсы социального обслуживания пожилого населения весьма ограничены. Во-вторых, в оценке деятельности социальных структур, обслуживающих пожилых граждан, используют показатели, отражающие динамику социальных девиаций, фрустаций и социальных проблем клиентов (уровень малообеспеченности, бедности, семейного неблагополучия, наличие болезней, ограничений в жизнеобеспечении, инвалидности, социальной изоляции, одиночества, «социального сиротства» и т. д.). В-третьих, предлагаются такие критерии, с помощью которых можно непосредственно оценить организационную структуру и оптимальность функционирования, с точки зрения развития сети учреждений социального обслуживания пожилых людей: достаточность, укомплектованность, сбалансированность, скоординированность и т. д. Как показывает практика, оценочные критерии могут быть количественными и качественными. Сами по себе они не должны быть изолированными от реально проводимой в регионе социальной политики и практики социальной поддержки, обслуживания населения. Они должны быть непосредственно связаны с макро- и микросредой, в которой находится клиент социальной службы. Главное, чтобы показатели способствовали позитивным изменениям с одной стороны, в сознании, психологии и поведении пожилых людей, с другой - в общественных отношениях и процессе создания благоприятных условий для эффективного социального функционирования граждан пожилого возраста в условиях трансформирующегося российского общества.

Можно привести пример практической реализации инновационного подхода к социальному обслуживанию пожилого населения Санкт-Петербурга. Так, в 2006 г. Правительство Санкт-Петербурга приняло к исполнению концепцию развития системы социальной защиты населения города, которая была реализована в период – 2006 -2010 гг. Ее выполнение позволило повысить качество предоставляемых социальных услуг, а также содействовало совершенствованию взаимодействия государственных и негосударственных организаций социальной сферы. В соответствии с этим документом, для каждой конкретной категории граждан, все виды и формы социального обслуживания населения должны предоставляться в одном типе учреждения: I тип – учреждения социального обслуживания граждан пожилого и старшего возраста; II тип - учреждения социальной реабилитации инвалидов; III тип- учреждения социального обслуживания семьи и детей.

 

Литература

1. Иванова Ю.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста как социальный институт в современной России: Автореф. дис…. канд. соц. наук. – Иркутск, 2005. – 23 с.

2. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. – М.: Издательский центр «Анадемия», 2011. – С.211-214

3. Маргулян, Я.А. Социальная защита как технология обеспечения социальной безопасности населения региона / Я.А. Маргулян // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – Вып. 4(55). – С. 108-114.

4. Национальный доклад «Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы». – М.: Права человека, 2002. – 56 с.

 

 

Я.А.Маргулян

Санкт-Петербургский государственный

экономический университет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...