Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Танцедвигательная терапия как эффективный метод психологической работы с гражданами пожилого возраста отделения дневного пребывания




А. Е. Овчинников

психолог отделения экстренной психологической помощи гражданам

пожилого возраста СПб ГБУ «КЦСОН Красносельского района»

«Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости»

Жак де Амбуаз

Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов СПб ГБУ «КЦСОН Красносельского района» посещают пожилые граждане разных возрастов, еще не утратившие социальную активность и имеющие достаточное количество свободного времени. В основном, они посещают досуговые мероприятия: концерты, экскурсии, кружки, встречи с поэтами и писателями. Для большинства граждан пожилого возраста отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов является замечательной возможностью проявления активности, общения с людьми своего возраста, обмена опытом, мнениями, поиска единомышленников и даже новых друзей. Наряду с обменом опытом некоторые из тех, кто посещает отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов начинают откровенно говорить о своих личных и межличностных проблемах, и тут, увы, оказывается, что сверстники не всегда готовы их выслушать, а если и готовы, то не всегда делают это грамотно, тактично и объективно. В таких случаях пожилые люди обращаются в отделение экстренной психологической помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, где работают профессиональные психологи различных направлений, владеющие эффективными методами психологической работы.

Одними из самых эффективных и деликатных методов работы с пожилыми людьми являются методы арт-терапии (арт-терапия – направление в психологии и психологической коррекции основанное на искусстве и творчестве). Они помогают человеку (при его личном желании и мотивации) безболезненно и точно определить свою проблему и найти в себе психологический ресурс для ее конструктивного решения. Как показывает практика, метод танцедвигательной терапии (ТДТ) один из самых необычных, но при этом очень эффективных методов психологической работы с людьми всех возрастов. За основу в ТДТ взята идея неразрывности физической и психической составляющей человека, достижение гармоничного баланса между ними через движение и танец. С помощью танцедвигательной терапии человек свободно выражает себя, находит приемлемые способы высвобождения своих эмоций (которые открыто не может выражать из-за ряда причин) при помощи движения. В танце и движении происходит избавление от телесных зажимов и внутренних деструктивных самоограничений. Также танец является эффективным способом самопознания, повышения самооценки, снижения общей и ситуативной тревожности, принятия себя, раскрытия потенциала личности, преодоления ригидности мышления, доступа к психологическому ресурсу личности и повышения общего психоэмоционального фона.

В танцедвигательной терапии нет каких-либо обязательных движений, которые нужно заучивать. Хореографическое образование не требуется; человек просто чувствует музыку и двигается под нее как захочет. Если танцедвигательная терапия проходит индивидуально, то клиент сам может выбрать музыкальные композиции, под которые будет двигаться. При групповой работе подбор музыки для танца осуществляет психолог. В этом случае учитывается возрастная категория клиентов и ее соматические (телесные) особенности. Музыкальные композиции для групповой танцедвигательной терапии могут быть разнообразными по скорости и ритму, не имеющими сильной привязки к какому-либо стилю или направлению, что позволит участникам группы чувствовать себя наиболее комфортно во время выполнения упражнений (лучше всего подходят этнические музыкальные композиции). После выполнения танцедвигательных упражнений обязательным этапом работы (как в группе, так и индивидуально) является обратная связь – проговаривание клиентами собственных ощущений, мыслей, эмоций, возникавших в процессе движения. Это позволяет безопасно завершить групповое занятие, избежать ощущений недовольства, недосказанности у клиентов и резюмировать все то, что участник открыл для себя при выполнении упражнений.

Основные правила, которыми психолог руководствуется во время проведения групповой танцедвигательной терапии:

1) Обязательное знакомство участников друг с другом. Участие в терапии должно быть добровольным;

2) Отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья у участников (нормальное давление, отсутствие недавних травм, тяжелых заболеваний легких, позвоночника и т.д.);

3) Занятие должно проходить в просторном, хорошо проветренном помещении, где ничто не должно мешать движению участников. Также должны быть сидячие места для отдыха;

4) Обязательная разминка с участниками перед началом выполнения упражнений, чтобы избежать травм и растяжений;

5) Соблюдение участниками и психологом этических правил поведения в группе;

6) Каждый танцует как хочет и как чувствует, при этом не нарушая личностное пространство других участников против их воли;

7) Участники двигаются как могут, учитывая свое самочувствие и физическое состояние. (Например, если участнику тяжело длительное время находиться на ногах он может сесть и совершать движение руками и корпусом, шеей, головой). Если участник ощущает усталость, то он имеет полное право отдохнуть;

8) Участники, опоздавшие и не прослушавшие правила работы группы (в том числе по технике безопасности) к участию не допускаются по соображениям физической и психологической безопасности группы;

9) Участники отдыхают между музыкальными композициями. Танец участников плавно начинает замедляться за одну минуту до окончания композиции, чтобы избежать нагрузки на сердце;

10) Обязательная обратная связь по окончанию проведения упражнений;

Пример эффективной психологической работы методом групповой танцедвигательной терапии (имя изменено):

Лидия И. 69 лет. Недавно закончила трудовую деятельность. Вдова. Проживает одна. Есть взрослая дочь 37 лет, зять 40 лет и трое внуков 16, 13 и 7 лет. Семья дочери благополучная. В течение двух недель Лидия И. посещала мероприятия в отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе психологические тренинговые группы, на которых выяснилось, что у Лидии Н. имеются беспокоящие ее переживания, связанные с большим количеством внезапно появившегося свободного времени. Лидия Н. находилась в состоянии сильного эмоционального напряжения из-за того, что «она должна бы что-то делать, а дел с выходом на пенсию заметно поубавилось». Воспитанная в семье военного, привыкшая к строгому распорядку дня (он был связан с должностью, которую она раньше занимала на работе), пенсионерка не знала, как «позволить» себе отдохнуть и переключиться на то, что ей нравится. Ощущение того, что она обязана помогать своим близким в воспитании младшего ребенка соседствовало у Лидии И. с осознанием, того что она уже не может этого делать как раньше (и в том же жизненном ритме как прежде). Ей хотелось заняться чем-то для себя, но она привыкла уделять почти все свое свободное время либо работе, либо семье. Из-за этого Лидия И. начала испытывать чувство вины. Дочери и зятю (несмотря на доверительные отношения между ними) о своих мыслях и чувствах она говорить не хотела, опасаясь осуждения и непонимания с их стороны. Лидии И. хотелось что-то изменить в себе, но она не знала, как это сделать «правильно». Советы подруг и знакомых ей не помогали.

Лидия И. посетила группу танцедвигательной терапии. Во время разминки и первой (среднетемповой) музыкальной композиции она двигалась скованно и неуверенно, но с середины второй (быстрой композиции) уже было заметно, как исчезают телесные зажимы и человек выражает свои эмоции через движение свободно. Следующая, заключительная, музыкальная композиция носила медленный легкий медитативный характер. Движения Лидии И. и других участников группы были свободными и плавными. Лидия И. стала использовать больше свободного пространства которое ее окружало, для личного самовыражения. Во время обратной связи было видно, что настроение Лидии И. улучшилось. По ее собственным словам она «наконец смогла прислушаться к себе, найти свой личный жизненный ритм, понять,что ей сейчас нужно». Эмоции, испытанные участницей в процессе танцедвигательной терапии были положительными. Особенно Лидии И. понравилось отсутствие жестких привил и инструкций как надо двигаться. Другие участники группы тоже остались довольны.

В результате танцедвигательной терапии у Лидии И. снизился уровень ситуативной тревожности, повысилась самооценка, снизился уровень внутреннего эмоционального напряжения, улучшилось настроение, появилась мотивация к саморазвитию, снизилось чувство вины, появился доступ к психологическому ресурсу личности, в принятии решений появилось больше спонтанности, повысился уровень психологической грамотности. Ей удалось наладить конструктивный диалог со своей дочерью, которая в последствии, без обиды и осуждения поняла и приняла позицию матери. Лидии Н. научилась уделять своему личному досугу гораздо больше времени не испытывая при этом угрызений совести. У нее появились новые жизненные интересы, хобби. Теперь Лидия И. ведет активный образ жизни и, по мере своих сил, помогает дочери воспитывать внуков.

Простота и универсальность танцедвигательной терапии открывают широкие возможности для оказания психологической помощи гражданам пожилого возраста, стремящимся занимать активную жизненную позицию. Описанный выше случай показывает, насколько эффективным является этот метод психологической работы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...