Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция ценообразования с позиций микроэкономики




Традиционный подход к ценообразованию основан на теории ми­кроэкономики. Ценообразованию принадлежит главная роль в концеп­ции функционирующего предприятия. Основное положение этой концеп­ции - предприятие функционирует и стремится к максимизации прибы­ли. Хотя по каждому продукту есть свои доходы и расходы, согласно тео­рии микроэкономики прибыль максимальна, когда разница между сум­марными доходами и суммарными затратами наибольшая. Для этого проводится анализ величин в точке безубыточности (критической точке)

Внешние и внутренние факторы, влияющие на ценообразование

На практике при ценообразовании предприятия учитывают инфор­мацию как о рынке (внешний фактор), так и о затратах (внутренний фак­тор).

Внутренние источники информации о состоянии рынка - это отче­ты отдела сбыта, результаты обследования мнения покупателей. Внеш­ние источники - результаты исследования рынка, информация специ­альных агентств и периодических изданий. Предприятия, которые при ценообразовании опираются на затраты, чаще используют метод учета полных, а не переменных затрат, объясняя это следующим:

• в долгосрочном периоде все затраты должны быть покрыты (часть менеджеров считает, что это достигается только при учете полных затрат);

• считается, что дорого проводить анализ соотношений объема выпуска и затрат по всем наименованиям продукции (иногда тысячам), поэтому минимальную цену предпочитают рассчитывать исходя из пол­ной себестоимости;

• кривые спроса достаточно неопределенны;

• полная себестоимость обеспечивает ббльшую стабильность.

Из результатов исследований вытекает, что при сопоставлении до­стоинств методов переменных и полных затрат нельзя искать только бе­лые или черные стороны. В одних случаях лучше использовать метод пе­ременных затрат, в других - метод полных затрат. Первый метод лучше применять: 1) проводя сравнения с конкурентами; 2) принимая решения о реализационной корзине и структурных сдвигах; 3) устанавливая цены на новую продукцию; 4) принимая решения о спецзаказах и др.

Методы ценообразования

Хорошей основой для выработки решений об установлении цен яв­ляется себестоимость производства продукции.

Мы рассмотрим четыре метода ценообразования, базирующихся на затратах:

1) на основе переменных затрат;

2) на основе валовой прибыли;

3) на основе рентабельности продаж;

4) на основе рентабельности активов.

Для иллюстрации применения этих методов приведем пример.

Пример. Предприятие собирает автомобильные моторы из деталей, за­купаемых у другого предприятия. Суммарные затраты на производство 14750 моторов и затраты на один мотор за предыдущий год приведены в таблице:

(ДЕ)

Процентная надбавка к переменным производственным затратам должна покрыть всю сумму затрат и желаемой прибыли, указанную в формуле (1). Проиллюстрируем использование этого метода на примере предприятия, производящего автомобильные моторы (исходные данные см. в таблице на с. 338-339).

Процент наценки = (110 625 +154 875 +132 750 /199 125 + 398 250 /199125 = 200;

цена на основе переменных затрат = 13,50 + (13,50 • 200%) =40,50 (ДЕ).

Таким образом, цена продажи должна составлять 40,50 ДЕ, в этом случае будут покрыты все затраты и получена желаемая прибыль.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ. По это­му методу в качестве расчетной базы используется валовая прибыль - разница между объемом реализации продукции (выручки от реализации) и себестоимостью реализованной продукции. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и по­крыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. Этот метод легко применимый, поскольку информацию о производ­ственных затратах, операционных расходах на единицу продукции про­сто получить из учетных данных, нет необходимости подразделения за­трат на постоянные и переменные.

При этом методе используются следующие формулы:

процент наценки = (желаемая величина прибыли + коммерческие, общие, административные расходы) /суммарные производственные затраты; (3)

цена на основе валовой прибыли = суммарные производственные затраты на единицу + (процент наценки • суммарные производственные затраты). (4)

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПО МЕТОДУ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ. В этом случае процентная наценка включает только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты следует рас­пределить по единицам продукции. Поскольку коммерческие, общие, административные расходы труднее отнести на конкретные виды продук­ции, чем переменные и постоянные производственные затраты, для их распределения используют произвольные методы. Однако такое произ­вольное распределение коммерческих, общих и административных рас­ходов может привести к ошибкам в определении цены изделия. Посколь­ку такие внешние факторы, как конкуренция и положение на рынке, нужно учесть до установления окончательной цены, данный метод мож­но использовать для определения исходной цены в процессе ценообра­зования.

Для расчетов служат две формулы:

процент наценки = желаемая величина прибыли / суммарные затраты; (5)

цена на основе рентабельности продаж = суммарные затраты на единицу + (процент наценки • суммарные затраты на единицу). (6)

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОСНОВЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ АКТИ­ВОВ. Такое установление цен должно обеспечить предприятию опреде­ленный уровень рентабельности активов. Предполагая, что предприятие имеет минимальную желаемую ставку рентабельности активов (для на­шего примера 12%), можно использовать следующую формулу для рас­чета цены:

цена на основе рентабельности активов = суммарные затраты на единицу + (желаемая ставка рентабельности активов • общую стоимость активов: ожидае­мый объем производства в единицах).

110. Роль, значение, структура, содержание и виды бухгалтерского баланса

МСФО 1 Представление финансовой отчетности.Бух баланс является основной формой отчетности и применяется для обобщения показателей о состоянии, размещении, использовании средств предприятия, источниках их образования на определенную дату. Структурно баланс - таблицу в левой стороне, которой отражаются активы, а в правой - обязательства и собственный капитал предприятия. По данным баланса осуществляется анализ фин положения предприятия. Определение в балансе текущих активов и обязательств и раскрытие их итоговых сумм представляет информацию, помогающую пользователям финансовой отчетности в анализе финансового положения юридического лица. Под балансом следует понимать не просто таблицу или иную форму выражения результатов счетной регистрации, а совокупность свойств отдельного хозяйства, присущих ему реально, независимо оттого, насколько они постигаются бухгалтерским учетом как наукой. В основе баланса лежит следующее основное тождество: стоимость активов = стоимости всех обязательств + собственный капитал предприятия. Итоги баланса сохраняют свое равенство при одновременном их увеличении как по левой, так и по правой сторонам баланса. Активы, обязательства и собственный капитал баланса имеют несколько разделов, которые группируют экономически однородные по составу средства. Общий итог баланса - валютой, при этом итоговая сумма по активам обязательно равна сумме, отраженной в итоге обязательств и собственного капитала баланса. Собственно поэтому он и называется балансом. В случае несоответствия этих двух показателей можно сказать, что баланс составлен неверно. Возникающие в деятельности предприятия финансово-хозяйственные операции не нарушают равенства итогов баланса, так как существующая двойная запись операций отражает взаимную связь объектов учета. В балансе предусмотрены графы, позволяющие определить изменения, происшедшие за отчетный период, как по статьям активов, так и по их источникам. В этих графах отражаются показатели на начало и на конец года. Счета бух учета предназначены для группировки и текущего отражения хозяйственных операций в стоимостном выражении. На счетах активов отражаются операции, изменяющие состав средств предприятия. На счетах обязательств и собственного капитала фиксируют операции, изменяющие источники средств, и соответственно они расположены в правой стороне баланса.

Счета бухгалтерского учета имеют две части: дебет и кредит. На счетах активов, если операция отражается по дебету, то это означает увеличение средств, по кредиту — уменьшение. На счетах обязательств и собственного капитала, наоборот, по дебету счета происходит уменьшение, а по кредиту — увеличение показателя. Важно иметь в виду семь оснований для классификации бухгалтерских балансов: 1) время составления;2) источники составления;3) объем информации;4) характер деятельности;5) форма собственности;6) объект отражения;7) отражение регулирующих статей. Классификация по времени составления бухгалтерские балансы могут быть: 1) вступительные; 2) текущие; 3) ликвидационные; 4) разделительные; 5)объединительные. Вступительный баланс составляют на момент возникновения предприятия. Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования предприятия. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации предприятия. Разделительные балансы составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной либо нескольких структурных единиц данной организации другой организации. Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации. Классификация по источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные, генеральные. Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств. Книжный баланс составляют на основании только книжных записей (данных текущего бухгалтерского учета) без предварительной проверки их путем инвентаризации. Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации.

Классификация по объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные. Единичный баланс отражает деятельность только одного подразделения предприятия, выделенного на баланс. Сводный баланс получается путем механического сложения сумм, числящихся на статьях всех единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива.

Классификация по характеру деятельности балансы могут быть основной (обычной) и не основной (прочей) деятельности. Основной - деятельность, определяющая основной объем выручки организации и соответствующая ее профилю (для промышленных организаций основной считается деятельность по производству и реализации промышленной продукции). прочие виды деятельности организации – не основные (жилищно-коммунальные хозяйства). Классификация по формам собственности - государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств. Классификация по объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами. Классификация по способу отражения регулирующих статей различают балансы-брутто и балансы-нетто. Баланс-брутто включает регулирующие статьи. Баланс-нетто предполагает уменьшение оценки регулируемых статей путем вычитания регулирующих статей.

Предприятие должно представлять непосредственно в своем балансе краткосрочные и долгосрочные активы, а также краткосрочные и долгосрочные обязательства в качестве отдельных разделов, за исключением случаев, когда представление информации, основанное на степени ликвидности, обеспечивает надежную и более уместную информацию. Если применяется указанное исключение, все активы и обязательства должны представляться без разделения на классы в порядке своей ликвидности.

Вне зависимости от выбранного способа представления, применительно к каждой статье активов и обязательств, объединяющей суммы, возмещение или погашение которых ожидается в течение не более чем двенадцати месяцев после отчетной даты и по истечении более чем двенадцати месяцев после отчетной даты, предприятие должно раскрыть сумму, возмещение или погашение которой ожидается по истечении более чем двенадцати месяцев после отчетной даты.

В бухгалтерском балансе поддерживается постоянное равенство общей величины показателей актива и пассива. Общий итог показателей актива и пассива называют валютой баланса. Сложность структуры бухгалтерского баланса, взаимосвязь и систематический характер показателей, позволяет рассматривать его в качестве относительно самостоятельной информационной системы, в которой четко проявляются прямые и обратные связи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...