Документальное оформление и порядок начисления заработной платы работникам
На МФ РУПП «Витязь» применяется повременно – премиальная форма оплаты труда, согласно статье № 63 Трудового Кодекса Республики Беларусь. В Республики Беларусь при оплате труда работников на предприятиях и организациях торговли и общественного питания могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие сочтет такую систему наиболее целесообразной. Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала и штатное расписание предприятия торговли определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах. Фонд заработной платы (ФЗП) занимает немалую долю в расходах предприятия. Помимо заработной платы за отработанное время (согласно графику, сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни) в расходы предприятия по оплате труда также включают зарплату за неотработанное время (простои, отпуска, временная нетрудоспособность и т. д.), единовременные выплаты, обязательные отчисления. Для учета рабочего времени, выполненной работы, составления отчетности по труду в организациях личный персонал делят на основные категории: рабочие и служащие. К категории служащих относят руководителей, их заместителей, специалистов и других работников. Линейным руководителем является руководитель организации. К функциональным руководителям относят главного бухгалтера, начальников отделов: коммерческого, торгового, финансового и др. В группу специалистов включают бухгалтеров, экономистов, юристов и других работников, занятых техническими, экономическими и другими вопросами. К служащим относят и работников администрации, осуществляющих подготовку документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание: секретарей, кассиров, ревизоров-инвентаризаторов.
Для улучшения подбора и расстановки кадров, повышения их деловой квалификации, качества и эффективности труда, обеспечения более тесной связи материальных стимулов с результатами труда в сроки, установленные нанимателем, проводится аттестация руководителей и специалистов. По материалам аттестации (аттестационным листам и предложениям аттестационной комиссии) руководитель организации в месячный срок издает приказ (распоряжение) по кадровому составу руководителей и специалистов. В приказе указываются работники, которые повышены в должности, поощрены, а также работники, которым аттестационная комиссия вынесла оценку «не соответствует занимаемой должности», «соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии, с повторной аттестацией через год». Если аттестационная комиссия дала заключение о несоответствии работника занимаемой должности, то руководитель организации вправе оставить его в прежней должности, перевести с его согласия на другую работу, а при невозможности перевода допускается увольнение работника в соответствии с трудовым законодательством. В группу рабочих включают работников, связанных с выполнением функций как основной, так и не Основной деятельности организации и непосредственно занятых оказанием материальных услуг, ремонтом, перемещением грузов и т. п. К ним относятся: продавцы, повара, кондитеры, официанты и другие работники. В учете и отчетности в группе рабочих, исходя из их функциональных обязанностей и профессий, выделяют укрупненные объекты: работники торговли, работники общественного питания, грузчики, строители и др.
Учет личного состава работников организации осуществляет отдел кадров или ответственный работник, на которого приказом руководителя организации возложены эти обязанности. Учет численности работников осуществляют на основании приказов (распоряжений) руководителя о приеме, увольнении или переводе на другую работу, о предоставлении отпуска на каждого работника. В личном деле работника открывают лицевую карточку, в которой фиксируют анкетные и прочие данные о его трудовой деятельности. Впервые приступившему к работе выписывают трудовую книжку, которую хранят в отделе кадров до его увольнения. Для учета каждому работнику организации присваивают табельный номер, который проставляют в табеле учета рабочего времени, в документах по учету выработки, выполненной работы и в регистрах по учету заработной платы. Бухгалтерия каждому работнику открывает лицевой счет по его табельному номеру для учета расчетов по оплате труда, фиксирует страховой номер по свидетельству социального страхования. Учет рабочего времени обязателен по всем работникам независимо от применяемых форм оплаты труда. Трудовой режим в организациях устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, а для отдельных работников и графиками выхода на работу, утверждаемыми нанимателем по согласованию с профсоюзом. При многосменной работе организации могут составлять ленточный график выхода на работу или применять суммированный учет рабочего времени, но его продолжительность за учетный период не должна превышать установленную законодательством. Учет рабочего времени в организациях ведут в табелях учета использования рабочего времени формы № Т-13. Их составляют табельщики или руководители структурных подразделений по отделам или категориям работающих в зависимости от их численности. Табель представляет собой список работников организации, который заполняют в одном экземпляре с указанием табельного номера каждого работника, фамилии, имени и отчества, количества отработанных часов, выходных дней, неявок на работу (по болезни, в связи с отпуском, командировкой, выполнением государственных и общественных обязанностей). При этом используются условные цифровые и буквенные обозначения, указанные на лицевой стороне табеля. Отметку в табеле о причинах неявок на работу, о работе неполный рабочий день, о сверхурочной работе и других отступлениях от установленного режима работы должны быть документально подтверждены: листками нетрудоспособности, справками о выполнении государственных или общественных обязанностей, справками о донорстве и т. п.
По окончании месяца табель закрывают: в нем подсчитывают по каждому работнику количество дней явок на работу, количество отработанных часов, в том числе праздничных, сверхурочных и т. д. Табель подписывает руководитель структурного подразделения и после утверждения руководителем организации передает в бухгалтерию. Для расчета аванса его могут представлять в бухгалтерию два раза в месяц: отдельно за первую и вторую половину месяца. Данные табелей по учету использования рабочего времени применяются при составлении текущей статистической отчетности по труду, для контроля и анализа трудовой дисциплины в организации, для расчетов с рабочими и служащими по оплате труда. При повременной форме они являются единственным основанием для начисления заработной платы. Учет фактической выработки торговых работников ведут по каждому магазину, секции (бригаде или работнику) на основании первичных документов по учету выручки от реализации товаров (товарооборота) в регистрах бухгалтерского учета по кредиту счета 90 «Реализация». При установлении сдельных расценок за реализацию отдельных товаров, сдачу стеклотары сведения о выработке получают оперативным путем на основании первичных документов по движению этих товаров. Учет выработки работников кондитерских цехов, цехов полуфабрикатов контролируют по нарядам-заказам на выпуск готовой продукции (полуфабрикатов). Погрузочно-разгрузочные работы, сортировку сельскохозяйственных продуктов, подработку живсырья рабочими оформляют нарядами. В них указывают фамилию, инициалы, разряд, табельный номер каждого рабочего;
наименование, объем работ (задание и фактическое выполнение), сроки выполнения работ, число часов по норме и фактически затраченное на работу; расценки за единицу работ. Руководитель работ контролирует их выполнение и осуществляет приемку, что подтверждает в нарядах своей подписью, бухгалтерия проверяет правильность их оформления, а руководитель предприятия утверждает и дает разрешение на оплату. Все документы по учету рабочего времени и выработки работников должны быть надлежаще оформлены и представлены в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота. Синтетический учет расчетов с рабочими и служащими по оплате труда осуществляют на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с персоналом предприятия как списочного, так и несписочного состава по оплате труда, включая начисление и выплату премий, надбавок к заработной плате, пособий, социальных выплат работникам и членам их семей, доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации. По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражают начисление заработной платы и других выплат работникам, а по дебету - удержания из заработной платы, выдачу причитающихся сумм работникам и депонированные (не выплаченные в срок) суммы заработной платы и других доходов. Кредитовое сальдо по счету отражает кредиторскую задолженность организации перед своими работниками по оплате труда, как правило, за вторую половину месяца. Дебетовое сальдо по счету может быть в исключительных случаях по отдельным работникам, когда выплата аванса превышает начисление заработной платы за. месяц. Сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в главной книге и в балансе отражают развернуто. Основанием для синтетического учета расчетов по оплате труда при автоматизированной форме учета является исходная база данных: расчеты заработной платы по ставкам и расценкам, премий, отпускных и других выплат работникам, а при журнально-ордерной форме учета - журнал-ордер № 8. Расходы на оплату труда являются одним из основных элементов и статьей затрат производства продукции (работ, услуг) и расходов на реализацию товаров, поэтому они обобщаются по видам выплат и отражаются в учете по видам деятельности. Бухгалтер руководствуетсяОсновными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), инструкцией по бухгалтерскому учету «Расходы организации», другими нормативными документами и контролирует законность и обоснованность включения расходов на оплату труда в затраты производства и реализации. В бухгалтерском учете при отражении отдельных поощрительных и компенсирующих выплат важно соблюдать ограничения, установленные налоговым законодательством и связанные с учетом затрат и формированием прибыли для целей налогообложения. Например, в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли хозяйствующего субъекта, включают:
• средства, направленные на выплату руководителям, специалистам и служащим надбавок за высокие, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, за выполнение особо важных (срочных) работ, не превышающие 20 % суммы должностных окладов этих категорий работников в целом по организации; • выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих за производственные результаты, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг, не превышающие 30 процентов заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) в расчете на одного работника организации. Для разграничения расходов на оплату отпусков по отчетным периодам в учетной политике организации закрепляют одну из методик их учета: формирование резерва на оплату отпусков или отражение расходов на оплату отпуска за дни следующего месяца в составе расходов будущих периодов. Выплаты, не связанные с основными видами деятельности организации и не учитываемые в составе расходов по видам деятельности, в зависимости от их вида учитывают в составе операционных и внереализационных расходов организации, относят за счет полученных целевых средств и других источников. Независимо от применяемой формы бухгалтерского учета аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» должен обеспечить учет расчетов по оплате труда с каждым работником с последующей группировкой и обобщением данных о начисленной заработной плате по видам выплат и об удержаниях из заработной платы по их видам. При журнально-ордерной форме учета аналитический учет расчетов с рабочими и служащими ведут непосредственно в расчетно-платежных ведомостях (Приложение Д), которые составляют по категориям работников или на каждый магазин, отдел, секцию. В ней отражают количество отработанных дней (часов), начисленную заработную плату, произведенные удержания их заработной платы по их видам, сумму к выдаче, должность и фамилию, имя, отчество работника. Ведомость составляют в двух экземплярах: один экземпляр остается в бухгалтерии, а второй передают в кассу для выплаты заработной платы. Организации могут составлять расчетные и платежные ведомости отдельно. На некоторых предприятиях на основании ведомостей ведут лицевые счета на каждого работника, где все графы расчетно-платежной (расчетной) ведомости повторяются и на каждый месяц отводится одна строка. Ведение лицевых счетов облегчает работу бухгалтера при начислении отпускных, пособий по нетрудоспособности и т.п., так как они содержат полную информацию о заработке работника за весь отчетный (прошлый) год и не требует выборок. Обобщение данных аналитического учета по оплате труда производят в журнале-ордере № 8 по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и дебетовой ведомости к нему. Записи в журнал-ордер по видам выплат начисленной заработной платы и в ведомость по видам удержаний производят линейно-позиционным способом на основании расчетно-платежных (расчетных) ведомостей с подведением итогов по категориям работников и в целом по организации. Итоговые данные по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в дебет разных счетов записывают в главную книгу. Сводные данные по оплате труда из журнала-ордера №8 применяют для определения фактического фонда заработной платы, используемого при налогообложении, для составления статистической отчетности по труду, для анализа расходов на оплату труда и т.п. При автоматизированной форме учета, в зависимости от применяемых программных продуктов, предусматривается: ведение лицевых счетов работников; составление табеля учета рабочего времени; автоматизированный расчет ставок (окладов) за отработанное время, премий, индексации заработной платы, отпускных, пособий, доплат и других видов выплат; автоматизированный расчет всех видов удержаний; формирование и печать платежных ведомостей и расчетных листков; формирование сводных ведомостей (Приложение Е) начисления заработной платы и удержаний из заработной платы и формирование соответствующих бухгалтерских проводок; решение других задач оперативного бухгалтерского и статистического учета. Изменения действующего законодательства, порядка оплаты труда на предприятии требуют своевременной корректировки нормативно-справочной информации и алгоритмов расчетов по оплате труда. Всем рабочим, а также служащим, труд которых оплачивается сдельно, наниматель обязан выдать по истечение пяти дней после приема на работу расчетные книжки, в которые записывают условия труда и расчеты по заработной плате. Расчетная книжка должна находиться на руках у работника и представляется им в бухгалтерию организации для записи расчетов по заработной плате за текущий месяц. Бухгалтерия обязана вернуть работнику расчетную книжку не позже, чем за два дня до выдачи заработной платы. В условиях автоматизации учета расчетов по оплате труда всем рабочим и служащим независимо от формы оплаты труда ежемесячно не позже, чем за два дня до выдачи заработной платы, выдают расчетные листки, в которых отражают все виды начисленной заработной платы и удержаний из нее, а также сумму к выдаче. Расчетные книжки и расчетные листки позволяют работнику осуществлять контроль за правильностью расчетов по оплате труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|