Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальное оформление и порядок начисления заработной платы работникам




 

На МФ РУПП «Витязь» применяется повременно – премиальная форма оплаты труда, согласно статье № 63 Трудового Кодекса Республики Беларусь.

В Республики Беларусь при оплате труда работников на предприятиях и организациях торговли и общественного питания могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие сочтет такую систему наиболее целесообразной. Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала и штатное расписание предприятия торговли определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах.

Фонд заработной платы (ФЗП) занимает немалую долю в расходах предприятия. Помимо заработной платы за отработанное время (согласно графику, сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни) в расходы предприятия по оплате труда также включают зарплату за неотработанное время (простои, отпуска, временная нетрудоспособность и т. д.), единовременные выплаты, обязательные отчисления.

Для учета рабочего времени, выполненной работы, составления отчетно­сти по труду в организациях личный персонал делят на основные категории: рабочие и служащие.

К категории служащих относят руководителей, их заместителей, специа­листов и других работников. Линейным руководителем является руководитель организации. К функциональным руководителям относят главного бухгалте­ра, начальников отделов: коммерческого, торгового, финансового и др. В группу специалистов включают бухгалтеров, экономистов, юристов и других работ­ников, занятых техническими, экономическими и другими вопросами. К слу­жащим относят и работников администрации, осуществляющих подготовку документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание: секретарей, кас­сиров, ревизоров-инвентаризаторов.

Для улучшения подбора и расстановки кадров, повышения их деловой квалификации, качества и эффективности труда, обеспечения более тесной связи материальных стимулов с результатами труда в сроки, установленные нанимателем, проводится аттестация руководителей и специалистов. По мате­риалам аттестации (аттестационным листам и предложениям аттестационной комиссии) руководитель организации в месячный срок издает приказ (распо­ряжение) по кадровому составу руководителей и специалистов. В приказе ука­зываются работники, которые повышены в должности, поощрены, а также работники, которым аттестационная комиссия вынесла оценку «не соответ­ствует занимаемой должности», «соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии, с повтор­ной аттестацией через год». Если аттестационная комиссия дала заключение о несоответствии работника занимаемой должности, то руководитель организа­ции вправе оставить его в прежней должности, перевести с его согласия на другую работу, а при невозможности перевода допускается увольнение ра­ботника в соответствии с трудовым законодательством.

В группу рабочих включают работников, связанных с выполнением фун­кций как основной, так и не Основной деятельности организации и непосред­ственно занятых оказанием материальных услуг, ремонтом, перемещением грузов и т. п. К ним относятся: продавцы, повара, кондитеры, официанты и дру­гие работники. В учете и отчетности в группе рабочих, исходя из их функцио­нальных обязанностей и профессий, выделяют укрупненные объекты: работни­ки торговли, работники общественного питания, грузчики, строители и др.

Учет личного состава работников организации осуществляет отдел кадров или ответственный работник, на которого приказом руководителя организа­ции возложены эти обязанности. Учет численности работников осуществляют на основании приказов (распоряжений) руководителя о приеме, увольнении или переводе на другую работу, о предоставлении отпуска на каждого работ­ника. В личном деле работника открывают лицевую карточку, в которой фик­сируют анкетные и прочие данные о его трудовой деятельности. Впервые при­ступившему к работе выписывают трудовую книжку, которую хранят в отделе кадров до его увольнения. Для учета каждому работнику организации присва­ивают табельный номер, который проставляют в табеле учета рабочего вре­мени, в документах по учету выработки, выполненной работы и в регистрах по учету заработной платы. Бухгалтерия каждому работнику открывает лице­вой счет по его табельному номеру для учета расчетов по оплате труда, фик­сирует страховой номер по свидетельству социального страхования.

Учет рабочего времени обязателен по всем работникам независимо от при­меняемых форм оплаты труда. Трудовой режим в организациях устанавливает­ся коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, а для отдельных работников и графиками выхода на работу, утверждаемыми на­нимателем по согласованию с профсоюзом. При многосменной работе орга­низации могут составлять ленточный график выхода на работу или применять суммированный учет рабочего времени, но его продолжительность за учетный период не должна превышать установленную законодательством. Учет рабоче­го времени в организациях ведут в табелях учета использования рабочего вре­мени формы № Т-13. Их составляют табельщики или руководители структурных подразделений по отделам или категориям работающих в зависимости от их численности. Табель представляет собой список работников организации, кото­рый заполняют в одном экземпляре с указанием табельного номера каждого работника, фамилии, имени и отчества, количества отработанных часов, выход­ных дней, неявок на работу (по болезни, в связи с отпуском, командировкой, выполнением государственных и общественных обязанностей). При этом ис­пользуются условные цифровые и буквенные обозначения, указанные на лице­вой стороне табеля. Отметку в табеле о причинах неявок на работу, о работе неполный рабочий день, о сверхурочной работе и других отступлениях от уста­новленного режима работы должны быть документально подтверждены: лист­ками нетрудоспособности, справками о выполнении государственных или об­щественных обязанностей, справками о донорстве и т. п.              

По окончании месяца табель закрывают: в нем подсчитывают по каждому работнику количество дней явок на работу, количество отработанных часов, в том числе праздничных, сверхурочных и т. д. Табель подписывает руководи­тель структурного подразделения и после утверждения руководителем орга­низации передает в бухгалтерию. Для расчета аванса его могут представлять в бухгалтерию два раза в месяц: отдельно за первую и вторую половину месяца. Данные табелей по учету использования рабочего времени применяются при составлении текущей статистической отчетности по труду, для контроля и ана­лиза трудовой дисциплины в организации, для расчетов с рабочими и служа­щими по оплате труда. При повременной форме они являются единственным основанием для начисления заработной платы.

Учет фактической выработки торговых работников ведут по каждому ма­газину, секции (бригаде или работнику) на основании первичных документов по учету выручки от реализации товаров (товарооборота) в регистрах бухгалтерского учета по кредиту счета 90 «Реализация». При установлении сдельных расценок за реализацию отдельных товаров, сдачу стеклотары сведения о выработке получают оперативным путем на основании первичных документов по движению этих товаров.

Учет выработки работников кондитерских цехов, цехов полуфабрикатов контролируют по нарядам-заказам на выпуск готовой продукции (полуфаб­рикатов). Погрузочно-разгрузочные работы, сортировку сельскохозяйствен­ных продуктов, подработку живсырья рабочими оформляют нарядами. В них указывают фамилию, инициалы, разряд, табельный номер каждого рабочего;

наименование, объем работ (задание и фактическое выполнение), сроки вы­полнения работ, число часов по норме и фактически затраченное на работу;

расценки за единицу работ. Руководитель работ контролирует их выполнение и осуществляет приемку, что подтверждает в нарядах своей подписью, бухгал­терия проверяет правильность их оформления, а руководитель предприятия утверждает и дает разрешение на оплату.

Все документы по учету рабочего времени и выработки работников дол­жны быть надлежаще оформлены и представлены в бухгалтерию в сроки, ус­тановленные графиком документооборота.

Синтетический учет расчетов с рабочими и служащими по оплате труда осуществляют на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате тру­да». Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с персо­налом предприятия как списочного, так и несписочного состава по оплате труда, включая начисление и выплату премий, надбавок к заработной плате, пособий, социальных выплат работникам и членам их семей, доходов по акци­ям и другим ценным бумагам данной организации. По кредиту счета 70 «Рас­четы с персоналом по оплате труда» отражают начисление заработной платы и других выплат работникам, а по дебету - удержания из заработной платы, выдачу причитающихся сумм работникам и депонированные (не выплачен­ные в срок) суммы заработной платы и других доходов. Кредитовое сальдо по счету отражает кредиторскую задолженность организации перед своими работниками по оплате труда, как правило, за вторую половину месяца. Дебето­вое сальдо по счету может быть в исключительных случаях по отдельным работникам, когда выплата аванса превышает начисление заработной платы за. месяц. Сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в главной книге и в балансе отражают развернуто.

Основанием для синтетического учета расчетов по оплате труда при авто­матизированной форме учета является исходная база данных: расчеты зара­ботной платы по ставкам и расценкам, премий, отпускных и других выплат работникам, а при журнально-ордерной форме учета - журнал-ордер № 8.

Расходы на оплату труда являются одним из основных элементов и статьей затрат производства продукции (работ, услуг) и расходов на реализацию това­ров, поэтому они обобщаются по видам выплат и отражаются в учете по ви­дам деятельности. Бухгалтер руководствуетсяОсновными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), инст­рукцией по бухгалтерскому учету «Расходы организации», другими норма­тивными документами и контролирует законность и обоснованность включе­ния расходов на оплату труда в затраты производства и реализации. В бухгал­терском учете при отражении отдельных поощрительных и компенсирующих выплат важно соблюдать ограничения, установленные налоговым законода­тельством и связанные с учетом затрат и формированием прибыли для целей налогообложения. Например, в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли хозяйствующего субъекта, включают:

• средства, направленные на выплату руководителям, специалистам и служащим надбавок за высокие, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, за выполнение особо важных (сроч­ных) работ, не превышающие 20 % суммы должностных окладов этих катего­рий работников в целом по организации;

• выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специ­алистов и служащих за производственные результаты, включаемые в себесто­имость продукции, работ, услуг, не превышающие 30 процентов заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) в расчете на одного работника организации.

Для разграничения расходов на оплату отпусков по отчетным периодам в учетной политике организации закрепляют одну из методик их учета: форми­рование резерва на оплату отпусков или отражение расходов на оплату отпус­ка за дни следующего месяца в составе расходов будущих периодов.

Выплаты, не связанные с основными видами деятельности организации и не учитываемые в составе расходов по видам деятельности, в зависимости от их вида учитывают в составе операционных и внереализационных расходов организации, относят за счет полученных целевых средств и других источников.

Независимо от применяемой формы бухгалтерского учета аналитичес­кий учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» должен обеспе­чить учет расчетов по оплате труда с каждым работником с последующей группировкой и обобщением данных о начисленной заработной плате по ви­дам выплат и об удержаниях из заработной платы по их видам.

При журнально-ордерной форме учета аналитический учет расчетов с рабочими и служащими ведут непосредственно в расчетно-платежных ведо­мостях (Приложение Д), которые составляют по категориям работников или на каждый мага­зин, отдел, секцию. В ней отражают количество отработанных дней (часов), начисленную заработную плату, произведенные удержания их заработной платы по их видам, сумму к выдаче, должность и фамилию, имя, отчество работника. Ведомость составляют в двух экземплярах: один экземпляр остает­ся в бухгалтерии, а второй передают в кассу для выплаты заработной платы. Организации могут составлять расчетные и платежные ведомости отдельно. На некоторых предприятиях на основании ведомостей ведут лицевые счета на каждого работника, где все графы расчетно-платежной (расчетной) ведомос­ти повторяются и на каждый месяц отводится одна строка. Ведение лицевых счетов облегчает работу бухгалтера при начислении отпускных, пособий по нетрудоспособности и т.п., так как они содержат полную информацию о зара­ботке работника за весь отчетный (прошлый) год и не требует выборок.

Обобщение данных аналитического учета по оплате труда производят в жур­нале-ордере № 8 по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и дебетовой ведомости к нему. Записи в журнал-ордер по видам выплат начислен­ной заработной платы и в ведомость по видам удержаний производят линейно-позиционным способом на основании расчетно-платежных (расчетных) ведо­мостей с подведением итогов по категориям работников и в целом по организа­ции. Итоговые данные по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в дебет разных счетов записывают в главную книгу.

Сводные данные по оплате труда из журнала-ордера №8 применяют для определения фактического фонда заработной платы, используемого при на­логообложении, для составления статистической отчетности по труду, для анализа расходов на оплату труда и т.п.

При автоматизированной форме учета, в зависимости от применяемых программных продуктов, предусматривается:

ведение лицевых счетов работников;

составление табеля учета рабочего времени;

автоматизированный расчет ставок (окладов) за отработанное время, пре­мий, индексации заработной платы, отпускных, пособий, доплат и других видов выплат;

автоматизированный расчет всех видов удержаний;

формирование и печать платежных ведомостей и расчетных листков;

формирование сводных ведомостей (Приложение Е) начисления заработной платы и удер­жаний из заработной платы и формирование соответствующих бухгалтерских проводок;

решение других задач оперативного бухгалтерского и статистического учета.

Изменения действующего законодательства, порядка оплаты труда на пред­приятии требуют своевременной корректировки нормативно-справочной информации и алгоритмов расчетов по оплате труда.

Всем рабочим, а также служащим, труд которых оплачивается сдельно, наниматель обязан выдать по истечение пяти дней после приема на работу расчетные книжки, в которые записывают условия труда и расчеты по зара­ботной плате. Расчетная книжка должна находиться на руках у работника и представляется им в бухгалтерию организации для записи расчетов по зара­ботной плате за текущий месяц. Бухгалтерия обязана вернуть работнику рас­четную книжку не позже, чем за два дня до выдачи заработной платы. В усло­виях автоматизации учета расчетов по оплате труда всем рабочим и служа­щим независимо от формы оплаты труда ежемесячно не позже, чем за два дня до выдачи заработной платы, выдают расчетные листки, в которых отражают все виды начисленной заработной платы и удержаний из нее, а также сумму к выдаче. Расчетные книжки и расчетные листки позволяют работнику осуще­ствлять контроль за правильностью расчетов по оплате труда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...