Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сосед, живущий с тобой в одном городе. 4 глава




«Воистину, к тем, которые сказали: "Наш Господь - Аллах", - а потом стойко придерживались прямого пути, нисходят ангелы (во время их смерти и говорят): "Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам» [509].


Двадцать второй хадис

22 ― Сообщается со слов Абу ‘Абдуллаха, Джабира ибн ‘Абдуллаха аль-Ансари, да будет доволен Аллах им и его отцом, что как-то раз один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Как ты считаешь, если я буду совершать предписанные молитвы, поститься в месяц Рамадан, буду считать дозволенное дозволенным, а запретное - запретным, ничего не добавляя к этому, войду ли я в Рай?» Он сказал: «Да» [510].

«…буду считать дозволенное дозволенным…» ― то есть: буду совершать его, считая его дозволенным.

«…а запретное - запретным…» ― то есть: буду сторониться его.

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

В этом хадисе упоминаются некоторые виды поклонения: молитва и пост, а также то, что человек считает дозволенное дозволенным, а запретное – запретным.

В других хадисах сообщается, что как-то раз один из бедуинов пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и начал задавать ему вопросы, касающиеся Ислама. В частности, он спросил: «Сообщи мне, какие молитвы Аллах вменил мне в обязанность?!» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты должен совершать пять молитв,если только сам не пожелаешь совершить помимо этого дополнительную молитву». Тогда этот человек сказал: «Сообщи мне, что мне вменил в обязанность Аллах из постов?!» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты должен соблюдать пост только в течение Рамадана, если только сам не пожелаешь соблюдать помимо этого дополнительные посты». Тогда этот человек сказал: «Сообщи мне, что мне вменил в обязанность Аллах из закята?!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему о необходимости выплаты закята. Этот человек спросил: «А должен ли я выплачивать что-нибудь сверх этого?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, если только сам ты не пожелаешь этого». Тогда этот человек сказал: «Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к тому, чем меня обязал Аллах, и ничего не стану убавлять из этого!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он войдет в Рай, если говорит правду!» [511]

А в другой версии сказано: «Пусть посмотрит на этого (бедуина) тот, кому доставит радость взгляд на человека из числа обитателей Рая» [512].

В других версиях этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил этому бедуину о молитве, посте, закяте и хадже.

Эти хадисы указывают на то, что будет обитателем Рая человек, который:

· Выполнял обязательные предписания религии, желая приблизиться к Аллаху;

· Совершал пять обязательных молитв, подчиняясь Аллаху;

· Соблюдал пост, подчиняясь Аллаху;

· Выплачивал закят, подчиняясь Аллаху;

· Совершал хадж, подчиняясь Аллаху;

· Считал дозволенное дозволенным, подчиняясь Аллаху;

· Считал запретное запретным, подчиняясь Аллаху.

На эту тему пришло множество хадисов. В некоторых хадисах человеку обещан Рай за произнесение слов ″ля иляха илля Ллах″ (нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха). В некоторых хадисах человеку обещан Рай за совершение молитвы. В некоторых хадисах человеку обещан Рай за соблюдение поста. Иначе говоря, подобные хадисы приходят в разнообразной форме.

Суть в том, что в некоторых хадисах человеку бывает обещан Рай за совершение некоторых праведных деяний. Но человек получает Рай за совершение этого деяния только при наличии всех условий и при отсутствии препятствий, а также только тогда, когда человек исповедует единобожие. Следовательно:

Во-первых, должны быть соблюдены все условия и отсутствовать препятствия;

Во-вторых, человек должен исповедовать единобожие (таухид), ибо молитва, закят, пост и все остальные деяния бывают действительными только при наличии единобожия (таухида).

Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он войдет в Рай, если говорит правду!»

Важное правило

Когда в шари‘атских текстах говорится о том, что человек, сделавший то-то и то-то, войдет в Рай, то может иметься в виду две вещи:

· Человек войдет в Рай сразу (изначально);

· Человек когда-нибудь войдет Рай, иначе говоря, не останется в Аду навечно.

Если в шари‘атских текстах сказано: «Сделавший то-то и то-то войдет в Рай», то возможны две ситуации:

1 ― Человек войдёт в Рай сразу и вообще не будет наказан. Аллах простит ему все его грехи и сразу введёт его в Рай.

2 ― Человек войдёт в Рай когда-нибудь и не останется в Аду навечно.

Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любой раб (Аллаха), который скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, а потом умрёт, не отступившись от этого, обязательно войдёт в Рай» [513].

А также: «Кто встретит Аллаха, ничего не придавая Ему в сотоварищи, тот войдет в Рай» [514].

А также: «Аллах предписал (Своим) рабам совершать пять молитв (в течение дня и ночи). Кто будет совершать их, ничего не упуская из-за небрежного отношения, у того есть договор с Аллахом о вхождении в Рай» [515].

А также: «Людей постившихся призовут (в Рай) из врат, именуемых "ар-Райян"» [516].

Во всех этих хадисах могут иметься в виду две вещи:

· Человек войдет в Рай сразу (изначально);

· Человек когда-нибудь войдет Рай, иначе говоря, не останется в Аду навечно.

Если же в шари‘атских текстах сказано, что человек, сделавший то-то и то-то, не войдёт в Рай, то также могут иметься в виду две ситуации:

1 ― Человек не войдет в Рай сразу (изначально), а сначала попадёт в Ад. Это касается единобожников, которые совершали грехи, и Аллах не простил им эти грехи и ввёл их в Ад на некоторое время.

Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сплетник не войдёт в Рай» [517].

А также: «Не войдёт в Рай порывающий родственные связи» [518].

А также: «Не войдет в Рай клеветник» [519].

Во всех этих хадисах имеется в виду, что такой человек не войдет в Рай сразу, а сначала окажется в Огне.

2 ― Человек никогда не войдет в Рай. Это касается неверующих, которые вообще никогда не окажутся в Раю. Их пристанищем станет Огонь, в котором они пребудут вечно. Например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلاَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى يَلِجَ الْجَمَلُ فِي سَمِّ الْخِيَاطِ ﴾

«Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» [520].

А также:

﴿ فَقَدْ حَرَّمَ اللّهُ عَلَيهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ ﴾

«Тому, (кто придаёт Аллаху сотоварищей), Он (Аллах) запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников (которые спасли бы их от адского наказания) » [521].

Это – важное правило, известное среди приверженцев сунны. Если в каком-либо аяте или хадисе говорится о том, что человек, сделавший определенное деяние, войдет в Рай, то имеются в виду две вещи:

· Человек войдет в Рай сразу (изначально) и ему будут прощены все остальные грехи.

· Человек когда-нибудь войдет Рай, иначе говоря, не останется в Аду навечно.

То же самое касается аятов или хадисов, в которых сказано, что человек, сделавший определенное деяние, не войдет в Рай. Здесь также могут иметься в виду две вещи:

· Человек не войдет в Рай сразу (изначально), а сначала попадёт в Ад.

· Человек никогда не войдет в Рай.

Это – важное правило, известное среди приверженцев сунны. В этом приверженцам сунны противоречат заблудшие группы, в частности, хариджиты[522] и му‘тазилиты[523].

Обрати внимание также на то, что в разбираемом нами хадисе сказано только о необходимости совершения молитвы и соблюдения поста, но ничего не сказано о закяте и хадже. А, ведь, у человека, не выплачивающего закят, есть вероятность попадания в Огонь. Также и у человека, не совершающего хадж, есть вероятность попадания в Огонь.

Почему же тогда после упоминания молитвы и поста бедуин сказал: «Войду ли я Рай, если ничего не добавлю к этому?», а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил утвердительно?!

Разъяснение

Ответ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно понять двояко:

1 ― Этот человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Я буду считать запретное запретным», а оставление закята и хаджа – это запретный поступок (харам). Если этот человек будет считать оставление закята и хаджа запретным поступком, то, значит, он будет совершать их. Исходя из этого, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Да!»

2 ― Такие хадисы следует понимать, не отрывая их от других хадисов на эту тему. В данном хадисе имеется в виду то, что этот человек войдет в Рай, но только при соблюдении всех условий и при отсутствии препятствий.

Или же можно сказать, что такой человек когда-нибудь войдёт в Рай, после попадания в Огонь за оставление закята и хаджа. Если же он будет совершать молитву, поститься, выплачивать закят и совершать хадж и все остальные обязательные деяния, то он войдёт в Рай изначально, не попадая в Огонь.

«…если я буду совершать предписанные молитвы…» ― он имел в виду: пять обязательных молитв в течение дня и ночи, не совершая ничего, помимо этих пяти молитв.

«…поститься в месяц Рамадан…» ― он имел в виду: пост в месяц Рамадан, не соблюдая никаких постов, помимо этого.

«…буду считать дозволенное дозволенным…» ― учёные разделились относительно этой фразы на два мнения:

Первое мнение: это – мнение, которое упомянул ан-Науауи, да помилует его Аллах, после приведения данного хадиса. Он сказал: «″…буду считать дозволенное дозволенным…″ ― то есть: буду совершать его, считая его дозволенным».

Второе мнение: фразу следует понимать так: я буду убеждён в том, что всё разрешенное Аллахом является разрешенным для меня. В моём сердце не будет возражений относительно того, что дозволил Аллах, даже если я не смогу всего этого совершать.

И второе мнение является более правильным на мой взгляд.

«…буду считать запретное запретным…» ― это включает в себя две вещи:

Во-первых, человек должен считать запретным то, что запретил Аллах.

Во-вторых, человек должен оставлять то, что считает запретным.

Если человек знает, что определенная вещь запрещена, но все равно совершает её, то он является грешником.

Если же человек не считает запретным то, что запретил Аллах, то он вообще является неверующим, ибо он не считает истиной то, о чем сообщил Аллах.

 

 


Двадцать третий хадис

23 ― Сообщается со слов Абу Малика аль-Хариса ибн ‘Асыма аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Очищение – это половина веры. Слова "Хвала Аллаху" (аль-Хамду ли-Ллях) заполнят собой весы. Слова ″Пречист Аллах и хвала Аллаху" (Субхана Ллахи уа-ль-хамду ли-Ллях) заполнят собой пространство между небом и землёй. Молитва — это свет, милостыня (садака) — это луч, терпение — это сияние, а Коран — аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром по своим делам, и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит» [524].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Это – очень великий хадис, в котором содержатся лаконичные выражения избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Этот хадис оказывает положительное влияние на людские души и западает в сердца. Он смягчает сердца и побуждает людские души к покорности Аллаху. Этот хадис вобрал в себя множество шари‘атских законоположений и великих наставлений.

«Очищение – это половина веры…» ― относительно этой фразы учёные высказали два мнения.

Первое мнение: имеется в виду очищение от скверны, загрязняющей сердца, души и самого человека. Иначе говоря, очищение от многобожия (ширка), от совершения деяний напоказ (рия), от совершения запретного и оставления обязательных предписаний религии. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَثِيَابَكَ فَطَهِّرْ ﴾

«Одежды свои очищай!» [525]

Некоторые учёные сказали[526], что слова «…одежды свои очищай…» означают следующее: очищайся от многобожия (ширка) [527].

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّهُمْ أُنَاسٌ يَتَطَهَّرُونَ ﴾

«Воистину, эти люди хотят очиститься (от грехов) [528]

Некоторые учёные сказали, что речь идёт о людях, которые не хотят совершать мерзкие поступки[529].

И это мнение кажется более явным. Под очищением в данном хадисе имеется в виду очищение сердца, языка и органов от совершения запретных поступков и оставления обязательных предписаний. Именно это очищение является половиной веры, так как под очищением подразумевается оставление грехов. А вера (иман) состоит из двух вещей: совершение чего-то и оставление чего-то. Ведь, человек либо что-то делает, либо что-то оставляет. Если ты очистил своё сердце и свои органы тела от того, что запретил Аллах, то ты обрёл половину веры. После этого очищения тебе осталось обрести вторую половину веры, а это – совершение благодеяний.

Второе мнение: имеется в виду очищение водой (омовение) или землей (таяммум) [530]. Очищение бывает двух видов:

· Полное омовение (совершается, например, после полового осквернения, или после того, как женщина очистится от менструаций или послеродовых кровотечений).

· Малое омовение.

Именно это очищение является половиной веры. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا كَانَ اللّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ ﴾

«Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» [531].

«…вашей вере…» ― то есть: вашим молитвам.

Когда Аллах Всевышний повелел мусульманам совершать молитвы в сторону Каабы, хотя раньше они совершали молитвы в сторону Иерусалима, некоторые из мусульман сказали: «А что же будет с нашими братьями, которые скончались до этого, ведь, они молились только в сторону Иерусалима?» Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором сказано: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере (то есть: вашим молитвам) ».

Следовательно, молитва названа верой. Очищение же является ключом к молитве, ибо молитва недействительна без очищения. Именно по этой причине очищение названо половиной веры.

Среди обладателей знания есть и другие разъяснения данной фразы, но два вышеприведенных мнения являются самыми известными.


Разъяснение фразы:

«Слова "Хвала Аллаху" (аль-Хамду ли-Ллях) заполнят собой весы».

Хвала (хамд) ― (الحمد) ― это восхваление кого-либо за те совершенные качества, которыми он описан.

«…хвала Аллаху…» ― (الحمد لله) ― то есть: только Аллах Всевышний заслуживает всех видов хвалы, ибо только Он описан всеми совершенными качествами.

Поистине, Аллаха Всевышнего восхваляют за неисчислимое множество совершенных качеств, среди которых учёные выделяли пять основных:

1 ― Восхваление Аллаха за то, что Он является Единственным Господом.

Нет иного господа, помимо Него, который бы владел этим бытием, управлял и распоряжался им. Поэтому Аллаха Всевышнего восхваляют за то, что Он является Единственным Господом. Творения Аллаха восхваляют Его за то, что Он сотворил их и наделил их уделом. Только Аллах оживляет и умерщвляет. Только Аллах управляет всеми делами. Творения Аллаха восхваляют Его за всё, что происходит на небесах и на земле, иначе говоря, восхваляют Его во всех ситуациях.

2 ― Восхваление Аллаха за то, что Он является Единственным, Кто достоин поклонения рабов.

Аллах – Истинный Бог! Нет никого, кому бы поклонялись люди по праву, кроме Него. Только Ему поклоняются по праву на небесах и на земле. А любой иной объект поклонения, помимо Него, не заслуживает этого поклонения. Всем остальным ложным божествам поклоняются, совершая несправедливость и переходя границы дозволенного. Аллах – это Единственный, Кто заслуживает поклонения, и нет такого права ни у кого другого. Поэтому Аллаха Всевышнего восхваляют за то, что Он является Единственным, Кто достоин поклонения рабов.

3 ― Восхваление Аллаха за Его совершенные имена и атрибуты.

У Аллаха Всевышнего есть прекрасные имена и величественные атрибуты. У Аллаха Всевышнего прекрасные имена и никто не подобен Ему в этих именах. Аллах Всевышний описан совершенными атрибутами, которыми никто не описан так, как Он. Аллах Всевышний сказал:

﴿ هَلْ تَعْلَمُ لَهُ سَمِيًّا ﴾

«Разве ты знаешь Ему соименного (у кого были бы такие же имена и особенности) [532]

А также:

﴿ وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴾

«И нет никого, равного (и подобного) Ему» [533].

Нет никого подобного Ему в совершенных атрибутах величия и красоты. Поэтому Аллаха Всевышнего восхваляют за то, что Он обладает прекрасными именами и величественными атрибутами. Поэтому Аллаха Всевышнего восхваляют за каждое Его имя и за каждый Его атрибут.

4 ― Восхваление Аллаха за Его законоположения (шари‛ат) и повеления.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَلاَ لَهُ الْخَلْقُ وَالأَمْرُ ﴾

«Несомненно, Он творит и повелевает» [534].

А также:

﴿ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنزَلَ عَلَى عَبْدِهِ الْكِتَابَ وَلَمْ يَجْعَل لَّهُ عِوَجَا ﴾

« (Вся) Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу (пророку Мухаммаду) Писание (Коран) и не допустил в нём (никакого) искажения» [535].

Поэтому Аллаха восхваляют за Его шари‛ат и за Его повеления, восхваляют за дарованную им религию Ислам. Его восхваляют за шари‛ат, ниспосланный Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Его восхваляют за Писание, которое Он ниспослал людям. Аллах Всевышний сказал об этом: « (Вся) Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу (пророку Мухаммаду) Писание (Коран) и не допустил в нём (никакого) искажения». Его восхваляют за те повеления и запреты, о которых Он сообщил в Своём Писании и в сунне Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Всё это, без сомнения, пробуждает сердца верующих людей, взращивает в них любовь к этой религии и к этому шари‛ату. Обладатели знания восхваляют Аллаха за каждое законоположение, которое они изучили. Обладатели знания восхваляют Аллаха за каждый вопрос, связанный со знанием, который они поняли. Обладатели знания больше всех остальных людей восхваляют Аллаха, ибо они больше всех остальных людей знают о Нём.

5 ― Восхваление Аллаха за Его творение и предопределение.

Аллах Всевышний управляет этим бытием и Он предопределил всякую вещь. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ ﴾

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» [536].

Аллах Всевышний дарует милости тому, кому Он пожелает. Аллах Всевышний посылает испытания тому, кого желает испытать. Его восхваляют за Его творение и предопределение.

Восхваляя Аллаха, обладатели знания восхваляют его за всё вышеперечисленное. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, восхвалял Аллаха и во время благоденствия, и в периоды тяжести. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, восхвалял Аллаха и за дарованные Им блага, и тогда, когда случалось то, что его не радовало. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, восхвалял Аллаха за то, что именно Он является Единственным Господом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, восхвалял Аллаха за то, что только Он заслуживает поклонения рабов. Человек, восхваляя Аллаха, должен стараться вспоминать всё вышеперечисленное.

Следовательно, слова «хвала Аллаху» (аль-Хамду ли Ллях) означают: всей хвалы заслуживает только Аллах Всевышний.

Вот эти слова «хвала Аллаху» (аль-Хамду ли Ллях) заполняют собою Весы. Если раб Аллаха говорит: «Хвала Аллаху», то эти слова заполняют собою Весы.

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Есть два слова [537], которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы. Это слова “Пречист Аллах и хвала Ему, пречист Аллах Великий!”» [538].

سبحان الله وبحمده، سبحان الله العظيم

(Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым!)

Иначе говоря, в День Суда эти слова заполнят собою Весы. Ведь, известно, что в Судный День все деяния и слова людей будут взвешены на Весах.

Разъяснение фразы:

«Пречист Аллах (Субхана Ллах)»

Вера (иман) состоит из двух частей:

· Очищение Господа от недостатков (танзих);

· Утверждение совершенных атрибутов (исбат).

Слова «пречист Аллах» (субхана Ллах) означают: Аллах пречист от всякого недостатка в Его господстве, в Его божественности, в Его именах и атрибутах. Следовательно, смысл слов «пречист Аллах» (субхана Ллах) отличается от смысла слов «хвала Аллаху» (аль-Хамду ли Ллях).

В шари‘атских текстах часто встречается фраза «пречист Аллах» (субхана Ллах), которая указывает на отрицание наличия у Аллаха каких-либо недостатков в Его господстве, в Его божественности, в Его именах и атрибутах, в Его предопределении, в Его шари‘ате, и так далее. После отрицания наличия у Аллаха недостатков человек утверждает наличие у Него совершенных атрибутов.

Если бы раб Аллаха понял всё это, то произнесение слов “Пречист Аллах и хвала Ему, пречист Аллах Великий!” было бы важнее для него, чем всё остальное, что отвлекает его от произнесения этих слов. Это – легкие для языка слова, но на Весах они будут тяжелыми, ибо в них заключены верные убеждения относительно Аллаха Всевышнего.

Разъяснение фразы:

«Слова ″Пречист Аллах и хвала Аллаху" (Субхана Ллахи уа-ль-хамду ли-Ллях) заполнят собой пространство между небом и землёй».

Под словом «небо» (السماء) здесь имеется в виду первое небо[539]. А иногда в шари‘атских текстах приходит слово «небо» (السماء) и имеется в виду высота. Например, Аллах сказал:

﴿ أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ اللّهُ مَثَلاً كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِي السَّمَاء (24) تُؤْتِي أُكُلَهَا كُلَّ حِينٍ بِإِذْنِ رَبِّهَا ﴾

«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви его в небе. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа» [540].

«… а ветви его в небе …» ― то есть: уходят ввысь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...