Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сосед, живущий с тобой в одном городе. 5 глава




Также, например, слова Всевышнего:

﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء ﴾

«Разве вы (находитесь) в безопасности от Того, Кто в небе (то есть: от Аллаха) ?!» [541]

«…от Того, Кто в небе…» ― то есть: в высоте, возвышен над всем сущим.

Также, например, слова Всевышнего:

﴿ وَيُنَزِّلُ مِنَ السَّمَاء ﴾

«И низводит Он с неба…» [542].

«И низводит Он с неба…» ― то есть: с высоты (сверху).

Следовательно, под словом «небо» (السماء) может иметься в виду либо высота, либо ближнее небо. Если слово «небо» (السماء) упоминается в тексте вместе со словом «земля» (الأرض), то чаще всего имеется в виду именно ближнее небо.

Следовательно, слова ″Пречист Аллах и хвала Аллаху" (Субхана Ллахи уа-ль-хамду ли-Ллях) заполняют собой огромное пространство между ближним небом и землёй. И это по причине величия этой фразы, по причине того, что Аллах любит эту фразу.


 

Разъяснение фразы:

«Молитва — это свет (нур), милостыня (садака) — это луч (бурхан), терпение — это сияние (дыя)».

Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул три вещи: молитву, милостыню и терпение, ― и связал их с тремя видами света.

Человеческий глаз постигает три вида света:

· Самый слабый вид света называют словом (النور) ― «нур».

· Затем следует свет, который называют словом (البرهان) ― «бурхан».

· Затем следует свет, который называют словом (الضياء) ― «дыя».

Например, луну описывают словом (النور) ― «нур». Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَجَعَلَ الْقَمَرَ فِيهِنَّ نُورًا وَجَعَلَ الشَّمْسَ سِرَاجًا ﴾

«Он (Аллах) сделал луну светом (нуром), а солнце сделал светильником» [543].

А также:

﴿ وَالْقَمَرَ نُورًا

« (Аллах) сделал луну – светом (нуром) » [544].

Луна описывается словом «нур», ибо она испускает свет без ощутимых лучей.

Что же касается слова (البرهان) ― «бурхан», то этим словом называют такой свет, который испускает лучи, но не даёт тепла.

Следовательно, слово «бурхан» ― это нечто большее, чем просто «нур».

Что же касается слова (الضياء) ― «дыя», то этим словом называют ярчайший свет, который даёт тепло.

Это – три вида света, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва — это ″нур″, милостыня — это ″бурхан″, терпение — это ″дыя″».

Молитва является более первостепенной вещью, чем милостыня, поэтому она описана словом «нур», а милостыня описана словом «бурхан». Что же касается терпения, то человек нуждается в нём и во время молитвы, и во время милостыни, и во время всех остальных благих деяний. Но терпение тяжело дается человеку и сжигает его, подобно ярчайшему свету, выделяющему жар. Ведь, «дыя» ― это сильный свет, дающий тепло и иногда сжигающий вещи. Именно поэтому терпение названо словом «дыя».

А молитва названа словом «нур», ибо раб Аллаха, совершая молитву, находится в спокойствии и умиротворении.

Что же касается милостыни, то она описана словом «бурхан», так как «бурхан» ― это лучи, бьющие в глаза человека, ибо милостыня нуждается в большем усердии, чем молитва. Ведь, милостыня – это раздача имущества, любимого для человека, а это нуждается в приложении усилий.

Аллах Всевышний описал словом «нур» также и Коран, сказав:

﴿ قَدْ جَاءكُم مِّنَ اللّهِ نُورٌ وَكِتَابٌ مُّبِينٌ ﴾

«Явились к вам от Аллаха свет (Коран) и ясное Писание» [545].

Что же касается Торы, то Аллах описал её словом «дыя», сказав:

﴿ وَلَقَدْ آتَيْنَا مُوسَى وَهَارُونَ الْفُرْقَانَ وَ ضِيَاء وَذِكْرًا لِّلْمُتَّقِينَ ﴾

«Мы даровали Мусе (Моисею) и Харуну (Аарону) различение, яркое сияние (Тору) и напоминание для богобоязненных» [546].

Толкователи Корана сказали, что в Торе содержались тяжелые и обременяющие предписания, адресованные сынам Исраиля, поэтому Аллах Всевышний назвал её словом «дыя».

Аллах Всевышний сказал:

 

﴿ فَبِظُلْمٍ مِّنَ الَّذِينَ هَادُواْ حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ طَيِّبَاتٍ أُحِلَّتْ لَهُمْ وَبِصَدِّهِمْ عَن سَبِيلِ اللّهِ كَثِيرًا ﴾

«За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им» [547].

Точно также и терпение (сабр) было названо словом «дыя», ибо человек, переносящий тягости терпения, подобен тому, кто смотрит на ярчайший свет, выделяющий жар.

Раб Аллаха будет сильно нуждаться в День Суда и в молитве, и в милостыне, и в терпении, ибо перед Мостом (сыратом), раскинутым над Адом, будет жуткий мрак. Тот День будет днём тяжелым и внушающим страх. В Тот День человеку пригодятся молитва, милостыня и терпение, ибо они будут освещать ему путь, когда он будет идти по нему. Пусть Аллах поможет нам преодолеть тяжести Судного Дня!

Посредством этого разъяснения становится понятным величие слов избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и красота его лаконичных выражений.

Известно, что терпение (сабр) бывает трёх видов:

· Терпение при подчинении Аллаху;

· Терпение при отстранении от того, что запретил Аллах.

· Терпение перед трудностями того, что предопределил Аллах.

А вообще, терпение – это удержание (хабс). Значит, терпение проявляется в трёх вещах:

· Удержание сердца и органов в подчинении Аллаху;

· Удержание сердца и органов от того, что запретил Аллах.

· Удержание сердца и органов от недовольства тем, что предопределил Аллах.

Разъяснение фразы:

«Коран — аргумент за тебя или против тебя».

Коран будет аргументом за тебя, если ты читал его должным образом, уверовал в него, действовал в соответствии с ним, считал разрешенным то, что разрешено в Коране, и считал запретным то, что запрещено в нём. Коран будет аргументом против тебя, если ты читал его, но противоречил его велениям. Следовательно, Коран либо за тебя, либо против тебя! Как же прекрасно положение того, в пользу кого будет аргументировать Коран.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Читайте Коран, ибо, поистине, в День Воскресения он явится как заступник за тех, кто его читал. Читайте две прекрасные суры «аль-Бакару» и «али ‘Имран», ибо, поистине, в День Воскрешения они явятся, словно два облака (или две тени), или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за тех, кто их читал» [548].

Разъяснение фразы:

«Все люди отправляются утром по своим делам, и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит».

Все люди отправляются утром по своим делам. И человек либо освобождает свою душу, продавая её Аллаху, не давая страсти овладеть ею, не делая её рабом шайтана. Наоборот, такой человек посвящает свою душу тому, что любит Аллах, и тому, чем Он доволен. Либо человек губит свою душу, выходя утром и совершая деяния, которыми Аллах недоволен.


 

Двадцать четвертый хадис

24 ― Сообщается со слов Абу Зарра аль-Гъифари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то раз передавал слова своего Господа, Который сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!

О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас!

О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!

О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас!

О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас!

О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!

О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею!

О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!

О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы то, что у Меня есть, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!

О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не обвиняет никого, кроме самого себя!» [549]

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Это – великий хадис, который разъясняет сильную нужду раба в своём Господе, а также то, что любит Аллах, и что Он не любит. Это – хадис, именуемый «аль-кудси». Хадисы «аль-кудси» - это слова, которые избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передаёт от своего Господа[550], но при этом эти слова не являются частью Корана. Обычно, передавая хадисы «аль-кудси», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Сказал Аллах Всевышний…», или: «Сказал ваш Господь, Возвышенный и Великий…», или произносит похожие фразы.

Такие хадисы называются хадисами «аль-кудси», так как в них переданы слова Аллаха, одним из имён Которого является имя «аль-Куддус» (Пречистый). Хадис назван словом «аль-кудси» (пречистый), так как он очищен от слов творений.

Хадисы аль-кудси содержат в себе слова Господа, которые переданы слово в слово. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передавая эти слова, не изменял ничего. Некоторые обладатели знания сказали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передавал слова Аллаха по смыслу, а не слово в слово. Но относительно такого утверждения нет никакого доказательства. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ясно сказал: «Сказал Аллах Всевышний…», или: «Сказал ваш Господь, Возвышенный и Великий…». Нет никакого доказательства, которое бы указывало на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передавал просто смысл слов своего Господа, а не передавал от Него всё слово в слово.

Приверженцы сунны говорят, что хадис «аль-кудси» является Речью Аллаха и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передавал эту Речь слово в слово. Но хадис «аль-кудси» отличается от Корана тем, что чтение хадиса «аль-кудси» само по себе не является поклонением, а чтение Корана – это поклонение.

Разъяснение фразы:

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»

«О рабы Мои…» — это слова Всевышнего Господа. В этом обращении содержится проявление любви Аллаха к Своим рабам. Что же касается рабов Аллаха, то им следует обратить внимание на это великое завещание.

«…поистине, Я запретил несправедливость Себе…» — Аллах Всевышний запрещает Себе и Своим творениям то, что пожелает. Приверженцы сунны говорят, что Аллах может чем-то Себя обязать и что-то Себе запретить, а также предоставить творениям определенное право. Относительно всего этого имеются шари‘атские доказательства.

Аллах Всевышний может предоставить творениям определённое право. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Право рабов на Аллаха заключается в том, что Аллах не станет подвергать мучениям того, кто не поклоняется ничему, кроме Него» [551].

Также Аллах Всевышний может запретить Себе определенные вещи. Например, Аллах Всевышний запретил Самому Себе несправедливость, как сказано в разбираемом нами хадисе.

Это – твёрдое убеждение приверженцев сунны. Что же касается заблудших течений, то они отрицают возможность подобного.

Аллах Всевышний запретил несправедливость Самому Себе. Также Аллах Всевышний предоставляет творениям определенные права, которые Он желает им предоставить. Аллах Всевышний обязывает Себя тем, чем пожелает, и запрещает Себе то, что пожелает, согласно Своей мудрости.

«…поистине, Я запретил несправедливость Себе…» — то есть: запретил Себе даже малейшее проявление несправедливости в адрес творений.

Во многих аятах Корана говорится о том, что Аллах Всевышний ни в чём не притесняет людей. Аллах Всевышний сказал:

﴿ مَنْ عَمِلَ صَالِحًا فَلِنَفْسِهِ وَمَنْ أَسَاء فَعَلَيْهَا وَمَا رَبُّكَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ ﴾

«Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» [552].

А также:

﴿ وَمَا اللَّهُ يُرِيدُ ظُلْمًا لِّلْعِبَادِ ﴾

«Аллах не желает поступать несправедливо с рабами» [553].

А также:

﴿ وَمَا اللّهُ يُرِيدُ ظُلْمًا لِّلْعَالَمِينَ ﴾

«Аллах не желает поступать с мирами несправедливо» [554].

А также:

﴿ فَلَا يَخَافُ ظُلْمًا وَلَا هَضْمًا ﴾

« (Верующий праведник) не будет бояться ни несправедливости, ни ущемления» [555].

 

А также:

﴿ إِنَّ اللّهَ لاَ يَظْلِمُ النَّاسَ شَيْئًا وَلَكِنَّ النَّاسَ أَنفُسَهُمْ يَظْلِمُونَ ﴾

«Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе» [556].

Аятов относительно этого ещё много. Аллах Всевышний описал Себя тем, что Он ни в чём и ни с кем не поступает несправедливо. Поистине, несправедливость не имеет к Нему отношения. Аллах Всевышний не желает поступать несправедливо.

Несправедливость (зульм) — это размещение вещей не по своим местам, как это известно из арабского языка[557].

Например, если в земле вырыли колодцы, желая добыть воду, а воды там не оказалось, то эту землю называют словом «мазлюма» [558] (مظلومة).

Что же касается заблудших течений, то они по-разному объясняют смысл несправедливости (зульма). Му‘тазилиты разъясняют смысл несправедливости (зульма) по-разному. Аш‘ариты[559] также разъясняют смысл несправедливости (зульма) по-разному. Что же касается приверженцев сунны, то они говорят, что несправедливость (зульм) — это размещение вещей не по своим местам. Некоторые из заблудших сказали, что несправедливость (зульм) — это самоуправство в чьих-либо владениях без разрешения владельца[560]. На самом же деле, это лишь один из видов размещения вещей не в своих местах. Это не есть вся несправедливость целиком. Поэтому:

«…поистине, Я запретил несправедливость Себе…» — то есть: запретил Себе размещать вещи не на их местах, которых они заслуживают. Это указывает на то, что Аллах Всевышний мог бы причинить несправедливость, если бы пожелал этого, но Он сказал:

﴿ وَمَا اللَّهُ يُرِيدُ ظُلْمًا لِّلْعِبَادِ ﴾

«Аллах не желает поступать несправедливо с рабами» [561].

Этот хадис указывает на то, что Аллах мог причинить несправедливость, но Он запретил её Самому Себе по причине Его щедрости и милости.

«…и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга…» — Аллах Всевышний запретил несправедливость Самому Себе и сделал её запретной между рабами, ибо Он любит справедливость. Он установил небеса и землю на справедливости и без неё они придут в негодность.

Справедливость (‘адль) — это размещение вещей по своим местам.

Аллах Всевышний установил Свои владения и Свои творения на справедливости и мудрости. Аллах Всевышний любит справедливость и велит блюсти её. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ اللّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاء ذِي الْقُرْبَى ﴾

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников» [562].

Поистине, Аллах Всевышний сделал несправедливость запретной между рабами. Он установил Свои владения на справедливости, запретил несправедливость Самому Себе, повелел рабам Своим блюсти справедливость и запретил им притеснять друг друга. Все виды несправедливости являются запретными.

Существует несколько степеней несправедливости (зульма):

1-ая степень — Несправедливость человека к самому себе.

Эта степень несправедливости бывает двух видов:

1-ый вид — Многобожие (ширк)

Это - несправедливое отношение к Своим обязанностям пред Аллахом Всевышним. Ведь, человек, совершая многобожие, посвящает поклонение не тому, кому его нужно посвящать. Каждый многобожник причиняет несправедливость своей душе (самому себе). Аллах Всевышний сказал:

﴿ الَّذِينَ آمَنُواْ وَلَمْ يَلْبِسُواْ إِيمَانَهُم بِظُلْمٍ أُوْلَئِكَ لَهُمُ الأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ ﴾

«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость (в многобожие), пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем» [563].

2-ой вид — Совершение человеком запретных деяний или упущение им обязательных предписаний.

Человек не выполняет своих обязанностей и предоставляет свою душу наказанию Аллаха и различным бедам. Это есть причинение самому себе несправедливости. Ведь, ты обязан сделать свою душу (самого себя) счастливой в мирской жизни и в Последней обители. Если же ты предоставил свою душу греху, то ты причинил ей несправедливость, подвергнув её опасности быть наказанной Аллахом.

2-ая степень — Несправедливость человека к другим творениям Аллаха.

Это – пренебрежительное отношение по отношение к своим обязанностям перед ними, невыполнение этих обязанностей, хотя Аллах обязал ими человека. Если человек, например, допустил упущение в своих обязанностях перед родителями, то он этим самым причинил им несправедливость. Если человек, например, допустил упущение в своих обязанностях перед своей семьей, то он этим самым причинил членам семьи несправедливость. Или же человек, например, посягнул на имущество людей или на их честь, или убил людей, — он считается тем, кто причинил им несправедливость.

Все вышеперечисленные виды несправедливости запрещены. Человеку запрещено причинять даже малейшую несправедливость кому бы то ни было, поэтому в заключении сказано: «…так не притесняйте же друг друга».

Разъяснение фразы:

«О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас!»

Основа в человека такова, что он является несправедливым и невежественным, а несправедливость и невежество – это две причины заблуждения. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُومًا جَهُولًا ﴾

«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным [564]» [565].

Человек в своей основе является несправедливым и невежественным, поэтому большинство людей находятся в заблуждении. Об этом говорится во многих аятах Корана.

«О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь…» — это указывает на то, что большинство рабов Аллаха являются заблудшими, а исключением являются лишь те, кого Аллах одарил прямым путём.

«…так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас…» — это указывает на то, что человек должен стремиться к прямому пути, прося его у Аллаха. Человек непременно должен приложить все усилия для достижения правильного пути. Если он будет стремиться к прямому пути, то Аллах окажет ему помощь в этом. Поистине, Аллах Всевышний поступает со Своими рабами согласно справедливости. Аллах Всевышний выделил определенную группу из Своих рабов, оказав им помощь в поиске правильного пути и поддержав их в том, чем Он доволен. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَوَجَدَكَ ضَالًّا فَهَدَى ﴾

«Он (Аллах) нашел тебя заблудшим и повел прямым путем [566]» [567].

Каждый человек обязан просить у Аллаха Всевышнего наставления на прямой путь. Поэтому Аллах Всевышний вменил в обязанность чтение суры «аль-Фатиха» в каждом рака‘ате молитвы, а, ведь, в ней говорится:

﴿ اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ ﴾

«Веди нас прямым путем» [568].

Прошение у Аллаха прямого пути – это самая великая просьба.

Наставление на прямой путь (хидайа) бывает двух степеней:

1-ая степень — Указание на прямой путь.

Аллах Всевышний указывает человеку на прямой путь. Также и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указывал людям на прямой путь. Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, указали на прямой путь всем людям. Наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и наставления, находящиеся в Коране, имеются среди людей, и хвала Аллаху, ничего из них не было утеряно. Но весь вопрос в том, кому Аллах окажет помощь, чтобы тот последовал за этими наставлениями?! Вся суть в том, что этот вид наставления на прямой путь состоит из двух вещей:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...