Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сосед, живущий с тобой в одном городе. 6 глава




Во-первых, Аллах Всевышний указывает и направляет к прямому пути.

Во-вторых, Аллах Всевышний помогает по нему следовать.

Следовательно, человек, во-первых, должен просить у Аллаха, чтобы Аллах указал ему на прямой путь, а во-вторых, человек должен просить у Аллаха, что Аллах помог ему следовать по прямому пути.

2-ая степень — Наставление к тому, чтобы человек изучал тонкости веры и Ислама.

Человек должен просить Всевышнего Господа, чтобы Аллах вывел его из заблуждения и даровал ему знание о том, что Аллах любит. Человек должен просить Всевышнего Господа, чтобы Аллах направил его к глубоким знаниям о прямом пути, о вере, об Исламе, о правильных убеждениях, чтобы человек, изучив это, жил в соответствии с этим знанием. В таком случае твоя степень пред Аллахом будет высокой. Просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он направил нас к прямому пути и помог следовать по нему!

Разъяснение фразы:

«О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!

О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас!»

Аллах – Наделяющий уделом! Он дарует творениям удел так, как пожелает! Если Он раскроет перед кем-то врата милости, то никто не сможет удержать эту милость. Аллах Всевышний сказал:

﴿ مَا يَفْتَحِ اللَّهُ لِلنَّاسِ مِن رَّحْمَةٍ فَلَا مُمْسِكَ لَهَا وَمَا يُمْسِكْ فَلَا مُرْسِلَ لَهُ مِن بَعْدِهِ ﴾

«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него» [569].

Аллах Всевышний дарует человеку пропитание, чтобы тот утолил свой голод. Поэтому Аллах сказал: «О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!» Аллах Всевышний кормит голодного и наделяет уделом бедного.

Кто просит у Аллаха удела, тому Аллах непременно дарует его. Аллах Всевышний дарует пропитание неверующему и мусульманину, грешнику и праведнику. Аллах Всевышний дарует пропитание неверующему и мусульманину, дарует детей неверующему и мусульманину, отвечает на мольбы нуждающегося неверующего и мусульманина. Ведь, Он – Господь всех творений! Если кто-то попросит у Аллаха пропитания, Аллах непременно ответит на его мольбу.


 

Разъяснение фразы:

«О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас!»

«…а Я прощаю все грехи…» — это касается всех грехов, кроме многобожия (ширка). Что же касается многобожия (ширка), то, поистине, Аллах Всевышний не прощает его, пока человек не принесет покаяние и не примет Ислам. Что же касается грехов, которые меньше многобожия, то Аллах Всевышний прощает их, если желает. Аллах Всевышний принимает покаяние кающихся! Он сказал:

﴿ قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا ﴾

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: "Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи"» [570].

Сподвижники и толкователи Корана из последующих поколений были единогласны в том, что этот аят касается тех людей, которые покаялись перед Аллахом. Аллах Всевышний прощает все грехи тем, кто покаялся[571].

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء وَمَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيدًا ﴾

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все менее тяжкие грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение» [572].

А этот аят уже касается тех, кто не покаялся — таким людям Аллах не прощает многобожия (ширка).

Следовательно, если человек покаялся, то Аллах принимает его покаяние и прощает ему любые грехи, и даже многобожие (ширк). Если же человек не покаялся и умер, совершая многобожие, то Аллах не прощает многобожия (ширка). Если же человек не покаялся и умер, совершая грехи, которые меньше многобожия, то он находится под желанием Аллаха: если Аллах пожелает – простит его, а если пожелает – накажет.

Разъяснение фразы:

«О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!»

Ведь, Аллах Всевышний ничуть не нуждается в Своих творениях. Аллах Всевышний – Богатый и не нуждается в Своих рабах. Рабы не могут принести Ему пользу и не могут причинить Ему вред. Аллах Всевышний не нуждается ни в ком из творений. Наоборот, творения нуждаются в Нём во всех своих состояниях.

Разъяснение фразы:

«О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею!»

Богобоязненность рабов не может принести пользу Всевышнему Господу. Наоборот, рабы Аллаха сами получают пользу из своей богобоязненности. Они сами нуждаются в богобоязненности и в подчинении своему Господу. Они сами нуждаются в том, чтобы приблизиться к Нему и унизить себя пред Ним. Что же касается Аллаха Всевышнего, то Он не нуждается в Своих рабах. Аллах Всевышний не нуждается ни в ком из Своих творений. Аллах Всевышний превыше того, что о Нём говорят несправедливые!

Разъяснение фразы:

«О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!»

Человек, который ослушивается Аллаха, не вредит никому, кроме самого себя. Аллах Всевышний не нуждается в его покорности. Аллаху Всевышнему не вредит его ослушание. Наоборот, рабы нуждаются в Нём.


Разъяснение фразы:

«О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы то, что у Меня есть, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!»

Если иглу опускают в воду, а затем вынимают из воды, то она ничуть не уменьшает количество морской воды. Следовательно, если бы первые и последние люди и джинны, встали бы на одном месте и попросили Аллаха о чём-либо, а Он дал бы каждому то, о чём тот просил — это бы ничего не убавило из того, чем владеет Аллах.

Ведь, владения Аллаха широки и величественны. Вещи, в которых нуждаются рабы, ничего не значат по сравнению с владениями Аллаха. В хадисе сказано, что «семь небес по сравнению с Престолом (курсий) подобны семи дирхемам, брошенным на большой щит» [573]. Семь небес ничтожно малы по сравнению с Престолом (курсий). А, ведь, в другом хадисе сказано: «Престол (курсий) по сравнению с ‘Аршем (Троном) похож на железное колечко, брошенное в бесконечной пустыне» [574]. А ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Никто не может представить размеров Трона (‘Арша), кроме Аллаха» [575].

Что же касается рабов, то все их нужды связаны лишь с землей и с ближними небесами. Если каждому человеку будет даровано то, что он просит, то это будет лишь малой частью того, что есть на земле. А что будет, если сравнить эту малую часть земли со всеми владениями Аллаха?!

Разъяснение фразы:

«О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не обвиняет никого, кроме самого себя!»

Аллах Всевышний не сотворил рабов, чтобы они приносили Ему пользу, или, боясь того, что они Ему навредят. Аллах Всевышний не сотворил рабов из-за нужды в них. Аллах Всевышний сотворил рабов только для того, чтобы они поклонялись Ему. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنسَانُ ﴾

«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее» [576].

А также:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ (56) مَا أُرِيدُ مِنْهُم مِّن رِّزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَن يُطْعِمُونِ (57) إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ ﴾

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» [577].

Аллах Всевышний ничуть не нуждается в Своих рабах. Наоборот, это они нуждаются в Нём. Аллах Всевышний даровал им жизнь, чтобы испытать их. А результатом этого испытания будет то, что их деяния будут сосчитаны. Аллах Всевышний сказал:

﴿ لَقَدْ أَحْصَاهُمْ وَعَدَّهُمْ عَدًّا (94) وَكُلُّهُمْ آتِيهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَرْدًا ﴾

«Он (Аллах) знает их число и пересчитал их [578]. Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве» [579].

А также:

﴿ وَأَحْصَى كُلَّ شَيْءٍ عَدَدًا ﴾

«Он исчислил всякую вещь» [580].

«…а потом сполна воздам вам за них…» — воздаянием за добро будет добро, а воздаянием за зло будет то, что решит Аллах. Человек, совершавший грехи, находится в великой опасности. Человек, совершавший добро, может надеяться на спасение.

«…и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не обвиняет никого, кроме самого себя…» — Аллах Всевышний сказал:

﴿ كُلُّ نَفْسٍ بِمَا كَسَبَتْ رَهِينَةٌ ﴾

«Каждый человек является заложником того, что он приобрел [581]» [582].

Каждый человек знает, что он совершал, знает свои праведные поступки и грехи, даже если он будет искать оправдания. Аллах Всевышний сказал:

﴿ بَلِ الْإِنسَانُ عَلَى نَفْسِهِ بَصِيرَةٌ (14) وَلَوْ أَلْقَى مَعَاذِيرَهُ ﴾

«Но человек будет свидетельствовать против самого себя, даже если он будет оправдываться [583]» [584].

«…и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху…» — ибо Аллах Всевышний помог ему в этом.

«…а кто обретёт нечто иное, пусть не обвиняет никого, кроме самого себя…» — ведь, раб сам совершил преступление в отношении своей души. Аллах Всевышний довёл до творений довод, разъяснил им прямую стезю и не поступал с творениями несправедливо.


 

Двадцать пятый хадис

25 ― Сообщается со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды люди из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказали пророку, да благословит его Аллах и приветствует: ″О посланник Аллаха, тем, кто обладает большими богатствами, достанутся все награды, ведь молятся они так же, как и мы, и постятся так же, как и мы, но они ещё и дают милостыню из излишков своего достояния!″ В ответ им пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы могли бы давать милостыню? Поистине, каждое произнесение слов "Пречист Аллах" (Субхана Ллах) есть милостыня, и каждое произнесение слов "Аллах велик" (Аллаху акбар) есть милостыня, и каждое произнесение слов "Хвала Аллаху" (Аль-хамду ли-Ллях) есть милостыня, и каждое произнесение слов "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха" (Ля иляха илля Ллах) есть милостыня, и побуждение к совершению того, что одобряется [Шариатом], есть милостыня, и удержание от порицаемого [Шариатом] есть милостыня, и даже совершение любым из вас полового сношения с женой есть милостыня!″ Они стали спрашивать: ″О посланник Аллаха, разве и за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!″ В ответ им пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит своё желание запретным образом?! Так же и с этим — если человек удовлетворит своё желание дозволенным образом, ему достанется награда!″» [585]

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Эти люди из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пожаловались пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что богатые люди молятся и постятся подобно бедным, но помимо этого они еще могут раздавать милостыню. Эти богатые люди опередили бедняков посредством награды за раздачу милостыни. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что милостыня есть нечто более обширное, чем просто раздача денег.

«А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы могли бы давать милостыню?» — в этих словах содержится побуждение, адресованное ко всем мусульманам, дабы они выслушали, что именно является милостыней.

Милостыня в шари‘ате – это не только раздача имущества. Раздача имущества – это всего лишь один из видов милостыни. Милостыня – это принесение людям добра и пользы. Поэтому Аллах Всевышний описан тем, что Он даёт милостыню Своим рабам (приносит им добро и пользу).

Передают, что Я'ля ибн Умайя сказал: — Однажды, разговаривая с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, я прочитал аят, в котором говорится: «Если же, странствуя по земле, вы убоитесь, что те, которые не веруют, подвергнут вас испытанию [586] и будете сокращать молитву, то не понесёте бремя греха» [587], и сказал ему: «Но ведь сейчас люди находятся в безопасности!» В ответ мне он сказал: «Когда-то и я удивился тому же, что удивило тебя, и спросил об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на что он сказал: ″Это [588] — милостыня, которую подал вам Аллах, так примите же Его милостыню!"» [589].

Аллах Всевышний подаёт милостыню Своим рабам, иначе говоря, доводит до них благо и то, что несёт им пользу. Поэтому милостыня – это доведение блага до человека.

Иногда раб Аллаха делает добро своей душе и считается подающим милостыню. А иногда раб Аллаха делает добро людям и также считается подающим милостыню. Милостыня есть нечто широкое, а раздача имущества – это одна из частей милости.

«Поистине, каждое произнесение слов "Пречист Аллах" (Субхана Ллах) есть милостыня, и каждое произнесение слов "Аллах велик" (Аллаху акбар) есть милостыня, и каждое произнесение слов "Хвала Аллаху" (Аль-хамду ли-Ллях) есть милостыня, и каждое произнесение слов "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха" (Ля иляха илля Ллах) есть милостыня…» — пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул эти четыре фразы, которые относятся к поминанию Аллаха языком. Другие виды поминания Аллаха также являются милостыней, а эти четыре фразы, упомянутые в хадисе, являются наилучшим видом поминания Аллаха (зикра).

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Есть четыре слова, которые Аллах Всевышний любит больше всего, − “Пречист Аллах” (Субхана Ллах), “Хвала Аллаху” (аль-Хамду ли Ллях), “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” (Ля иляха илля-Ллах) и “Аллах велик“ (Аллаху акбар) » [590].

Эти четыре фразы – наиболее любимые для Аллаха Всевышнего. Эти четыре фразы – больше всех остальных видов поминания Аллаха приближают тебя к Аллаху. Произнося эти фразы, ты подаёшь милостыню своей душе. Они несут в себе великое вознаграждение.

«…и побуждение к совершению того, что одобряется [Шариатом], есть милостыня, и удержание от порицаемого [Шариатом] есть милостыня…» — это виды милостыни, польза которых касается общества, а не только самого человека.

Одобряемое (ма‘руф) – это то, благость чего известна в шари‘ате.

Порицаемое (мункар) – это то, зло и вред чего известны из шари‘ата.

Если человек велит совершать то, что в шари‘ате является благом, то он считается повелевающим одобряемое. Самое великое одобряемое – это единобожие (таухид).

Если же человек запрещает совершать то, что в шари‘ате считается злом, то он считается удерживающим от порицаемого. Самое великое порицаемое – это многобожие (ширк).

Всякий раз, когда человек велит совершать одобряемое, он является подающим милостыню. Всякий раз, когда человек удерживает от порицаемого, он является подающим милостыню. Сюда же относится обучение других полезному знанию. Это также является одним из видов милостыни. Поэтому, если человек постоянно находится со знанием (либо приобретая его сам, либо обучая других), то он считается подающим милостыню ежесекундно и своей душе, и остальным людям. Именно поэтому обладатели знания получают самую большую награду среди всех людей, если их намерение является праведным.

«…и даже совершение любым из вас полового сношения с женой есть милостыня…» — если человек удовлетворяет свою страсть, которая является испытанием от Аллаха, дозволенным путём, то он получает за это награду.

Относительно этого вопроса у обладателей знания было разногласие на два мнения[591]:

· Некоторые обладатели знания сказали, что человек получает награду за половую близость с женой даже тогда, когда не имеет намерения заработать эту награду.

· Другие обладатели знания сказали, что человек получает награду за половую близость с женой только тогда, когда имеет намерение заработать эту награду.

1-ое мнение — если раб Аллаха (мусульманин) удовлетворяет свою страсть дозволенным образом, то он получает награду даже тогда, когда не имеет намерения получить награду. Это мнение извлекается из явного смысла данного хадиса.

2-ое мнение — человек получает награду за половую близость со своей супругой только тогда, когда он имел намерение получить за это награду. Если человек намеренно ради Аллаха оставил прелюбодеяние и удовлетворил свою страсть дозволенным образом, то он получает награду. Ведь, другие аяты и хадисы указывают на то, что человек получает награду только за то, что он совершал ради Лика Аллаха. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него милостыней» [592].

А Аллах Всевышний сказал:

﴿ لاَّ خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلاَّ مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلاَحٍ بَيْنَ النَّاسِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ ابْتَغَاء مَرْضَاتِ اللّهِ فَسَوْفَ نُؤْتِيهِ أَجْرًا عَظِيمًا ﴾

«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» [593].

Этот аят указывает на то, что условием получения награды является стремление к довольству Аллаха. А предшествующий хадис указывает на то, что награду получит только тот, кто расходовал средства на семью, надеясь на награду Аллаха.

Поэтому, если человек удовлетворяет свою страсть дозволенным образом, намеренно отдаляясь от прелюбодеяния и имея намерение получить за это награду, то он получает награду. Поистине, дела оцениваются только по намерениям.


 

Двадцать шестой хадис

26 ― Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый день когда восходит солнце, следует давать милостыню столько раз, сколько суставов (или: костей) имеется в телах людей: (если) ты справедливо рассудишь двоих - это будет милостыней, и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, повезёшь его на нём или погрузишь на (животное) его поклажу - это будет милостыней, и благое слово - милостыня, и делая каждый шаг на пути к молитве, (ты даёшь) милостыню и когда убираешь с пути причиняющее людям вред, (ты тоже даёшь) милостыню» [594].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Этот хадис также повествует о милостыне, а мы говорили о ней подробно при разборе предыдущего хадиса.

«…сколько суставов (или: костей) имеется в телах людей…» — в хадисе используется слово «суляма» (السلامى).

Некоторые обладатели сказали, что «суляма» — это кости, а другие обладатели знания сказали, что «суляма» — это суставы, соединяющие кости. В теле человека много костей. Аллах Всевышний даровал тебе их, сотворив тебя в наилучшем облике. Ты обязан благодарить Аллаха Всевышнего за то, что Он даровал тебе кости, которыми ты пользуешься.

Человек должен давать милостыню за каждую кость, которая имеется в его теле, или же, согласно другому мнению, за каждый сустав, который имеется в его теле. Человек обязан благодарить Аллаха за дарованные Им милости. Человек обязан благодарить Аллаха за то, что Аллах даровал ему тело, кости и суставы.

Человек не должен использовать свои кости и суставы в ослушании Аллаха. Если прошёл день и человек не совершил костьми и суставами ничего запретного, не пропустил никакого обязательного предписания, то он считается благодарящим Аллаха за этот день и считается выполнившим свою обязанность. Если человек совершает все обязательные предписания и не совершает ничего запретного в течение дня, то он считается выполнившим свою обязанность, касающуюся благодарности.

Что же касается желательных видов благодарности (шукра), то они заключаются в том, что человек раздает милостыню словами, делами и имуществом. Следовательно, милостыня бывает двух видов:

· Обязательная милостыня (заключается в том, что человек использует своё тело в подчинении Аллаху и удаляется от запретных вещей. Если человек делает так, то он считается благодарящим Аллаха).

· Желательная милостыня.

«Каждый день когда восходит солнце…» — имеется в виду: каждые сутки (двадцать четыре часа). Каждые сутки человек обязан благодарить Аллаха за то, что Аллах даровал ему тело, кости и суставы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...