Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие закономерности р оста и р азвития детей и подростков




ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

 

 

Учебное пособие

 

Составитель Ю.А. Гончарова

 

Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2008


 

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и пси-хологии 22 мая 2008 г., протокол № 1400-05

 

 

Рецензент Н.М. Пинегина

 

Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психоло-гии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

 

 

Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

 

Для специальности: 050711 – Социальная педагогика


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка                                                                                               4 Глава I. Общие закономерности роста

и развития детей и подростков                                                                                   6 I.1. Закономерности роста и развития организма ребенка                                  6 I.2. Возрастные периоды развития ребенка.

Характеристика возрастных периодов                                                                       9 I.3. Здоровье и физическое развитие ребенка                                                         13

Глава II. Анатомо-физиологические особенности систем органов              15 II.1. Опорно-двигательная система                                                                             15 II.2. Система крови                                                                                                         20 II.3. Органы кровообращения                                                                                      22 II.4. Органы дыхания                                                                                                      26 II.5. Органы пищеварения.

Обмен веществ и превращение энергии                                                                     28 II.6. Кожа. Выделительная система                                                                            39 II.7. Нервная система. Высшая нервная деятельность                                           41 II.8. Анализаторы                                                                                                            45 II.9. Эндокринная система                                                                                            48

Глава III. Гигиенические основы з дорового образа жизни                           52 III.1. Гигиена отдельных органов и систем.                                                 52 III.1.1. Гигиена нервной системы. Режим дня                                     52

III.1.2. Гигиена зрения                                                                            56 III.1.3. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата                   59 III.1.4. Гигиена органов пищеварения и мочевыделения                   60 III.1.5. Гигиена кожи                                                                              62 III.2. Гигиеническая организация физических упражнений.                      63 III.2.1. Физкультурные занятия. Подвижные игры                             63 III.2.2. Спортивные виды физических упражнений                            64 III.2.3. Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия            65 III.3. Закаливание                                                                                            69 III.3.1. Сущность закаливания                                                               69 III.3.2. Принципы закаливания                                                              70 III.3.3. Закаливание воздухом                                                                72 III.3.4. Закаливание солнцем                                                                 73 III.3.5. Водные процедуры                                                                     75 III.4. Гигиена питания детей                                                                          77

III.4.1. Вскармливание детей первого года жизни.

Естественное вскармливание                                                                                        77 III.4.2. Смешанное и искусственное вскармливание                                          79 III.4.3. Питание детей от года до 7 лет                                                                   82

III.5. Гигиенические требования к детской одежде                                         84 III.5.1. Назначение одежды                                                                                      84 III.5.2. Одежда детей первого года жизни                                                            85 III.5.3. Одежда и обувь дошкольника                                                                    86

Рекомендуемая литература                                                                                  89 3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в струк-туру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для сту-дентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В соот-ветствии с Государственным образовательным стандартом он включает в себя широкий круг проблем, касающихся анатомо-физиологических осо-бенностей и гигиенических аспектов воспитания детей различного возрас-та. Курс включает теоретическую и практическую части. Данное пособие поможет студентам овладеть теоретическими основами курса.

В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает обще-теоретическая подготовка специалиста в области анатомии, физиологии и гигиены человека вообще и специфики детского организма на разных воз-растных этапах в частности.

Задачами курса являются:

– формирование у студентов системы знаний об особенностях строе-нияифункционированияорганизмаребенканаразличныхвозрастныхэтапах;

– формирование у будущих специалистов устойчивых гигиенических навыков, умения организовать окружающую среду и быт в соответствии с гигиеническими требованиями;

– выявление особенностей и специфики развития детского организма на разных этапах;

– подготовка студентов к освоению последующих учебных дисцип-лин и прохождению практики.

Пособие включает в себя три главы. В рамках первой главы «Общие закономерности роста и развития детей и подростков» студенты знакомят-ся с понятиями рост и развитие, возрастной периодизацией индивидуаль-ного развития организма, закономерностями роста и развития на каждом возрастном этапе, показателями нормального роста и развития, определе-нием здоровья как качества жизнедеятельности детей и подростков.

Вторая глава «Анатомо-физиологические особенности систем орга-нов» посвящена изучению особенностей внутриутробного развития орга-низма человека, развития различных систем органов в онтогенезе, специ-фике их функционирования на разных возрастных этапах.

В третьей главе «Гигиенические основы здорового образа жизни» изучается организация рационального режима жизни детей различных воз-растных групп (сон, игры, прогулки, занятия и т.д.), а так же гигиениче-ские основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. Особое внимание уделяется организации гигиенического воспитания детей, санитарному просвещению родителей и персонала учебных учреждений.

 

4


При изучении курса студенты актуализируют, закрепляют и овладе-вают системой базовых понятий и дидактических единиц дисциплины: он-тогенез, возрастная периодизация, здоровье, здоровый образ жизни, физи-ческое развитие, анатомо-физиологические особенности, гигиенические требования, санитарно-просветительская работа.

В процессе изучения курса студент должен знать: основные теорети-ческие вопросы курса; анатомо-физиологические особенности детского ор-ганизма на разных этапах онтогенеза; основные гигиенические требования к организации труда и быта детей разного возраста.

Результатом изучения данного курса должны явиться следующие умения студентов: выявлять анатомо-физиологические особенности ребен-ка конкретного возраста; организовывать окружающую ребенка обстанов-ку в соответствии с гигиеническими требованиями; ухаживать за новорож-денным ребенком; организовать занятия и игры для детей различного воз-раста.

Критерием успешного усвоения курса является умение практически воплотить теоретические знания, обозначенные в содержании.

 

5


Глава I

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ Р ОСТА И Р АЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

I.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА

Понятие р оста и р азвития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие челове-ка, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами, жизни сводится не только к количе-ственным, но и качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться сви-детельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они нахо-дятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Закономерности р оста и развития детей. П ропорции т ела на р аз-ных э тапах развития. С момента рождения и до смерти в организме чело-века отмечаются специфические особенности строения, биохимических процессов, функций организма в целом и отдельных его систем, которые изменяются в различные периоды его жизни. Эти изменения обусловлены наследственными факторами, в известной мере определяющими этапы роста и развития. Однако решающее значение для проявления этих наслед-ственных факторов, формирования возрастных особенностей имеют обу-чение и воспитание, питание и гигиенические условия жизни, общение ре-бенка с окружающими людьми, спортивная и трудовая деятельность и дру-гие факторы, составляющие существо социальной жизни человека.

Характерной особенностью процесса роста детского организма яв-ляются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Наи-большей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11–15 лет. Если при рождении рост ре-бенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75–80 см, т. е. увеличивается более чем на 50 %; масса тела за год утраивает-

 

6


ся – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0–3,2 кг, а к концу года – 9,5–10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается, и ежегодная прибавка массы составляет 1,5–2,0 кг, с уве-личением длины тела на 4,0–5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7–8 и даже 10 см. Причем с 11–12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков, в 13–14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14–15 лет юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. Новорожден-ный отличается от взрослого человека относительно короткими конечно-стями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорож-денного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка двух лет – 1/5, шести – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутст-вуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей ко-нечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состоя-ния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде – за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в ос-новном совпадают с кривой роста длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов проис-ходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75–90 % от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.

В период полового созревания происходит не только интенсивный рост, но и формирование вторичных половых признаков.

Гетерохрония в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только при сопоставлении темпов их роста. Отдельные части физиологических систем также созревают неравномерно.

Нервная система всегда функционирует как единое целое, но ее от-дельные части развиваются и формируются разными темпами и в различ-ные сроки. Например, центростремительная часть нервной системы, т.е. та, которая несет импульсы с периферии тела в центральную нервную систе-

 

7


му, достаточно зрелая уже при рождении ребенка, окончательно созревает к 6–7 годам. Между тем центробежная часть нервной системы, т.е. та, ко-торая несет импульсы из центральной нервной системы к рабочим орга-нам – мышцам и железам, окончательно созревает только к 23–25 годам.

Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено прояв-лением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.

Итак, развитие приводит к морфологическим и функциональным из-менениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Од-нако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интен-сивной дифференцировки.

Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. Нарастание массы головного и спинного мозга в основном заканчивается к 8–10 годам, почти достигая массы взрослого; функциональное совершенствование нерв-ной системы происходит еще в течение длительного времени.

Созревание двигательного анализатора наступает в основном в 13–14 лет, проходя ряд этапов совершенствования двигательной функ-ции. Вместе с тем в 15–18 лет происходит дальнейший интенсивный рост и дифференциация мышечной ткани.

Гетерохрония развития позволяет обеспечить ускоренный и избира-тельный рост и дифференциацию тем структурам и их функциям, которые раньше всего необходимы организму на данном этапе онтогенеза.

Гетерохронизм, наблюдаемый при сравнительном изучении развития отдельных морфологических образований или функций, ни в какой мере не является показателем отсутствия или нарушения гармоничности разви-тия организма ребенка на отдельных этапах его жизни.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода осо-бенностями имеются индивидуальныеособенностиразвития. Они варь-ируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы. Резкие индивидуальные отклонения в развитии прояв-ляются преимущественно на первом году жизни, когда они связаны с вро-жденными особенностями и условиями воспитания.

Влияние с реды на рост и развитие. Организм ребенка развивается в конкретных условиях среды, непрерывно действующей на него и в зна-чительной мере определяющей ход его развития. Еще И.М. Сеченов отме-чал, что организм без внешней среды, поддерживающей его существова-ние, невозможен, поэтому в научное определение организма должна вхо-дить и среда, влияющая на него. Ход морфологических и функциональных перестроек организма ребенка в разные возрастные периоды подвержен воздействию генетических факторов и факторов среды.

 

8


В зависимости от конкретных условий среды процесс развития мо-жет быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность.

Качественное своеобразие организма ребенка, изменяющееся на каж-дой ступени индивидуального развития, проявляется во всем, прежде всего в характере его взаимодействия с окружающей средой. Нельзя думать, что биологический фонд, с которым рождается ребенок, не может быть в даль-нейшем в какой-то мере расшатан или в определенной мере изменен. Под влиянием внешней среды, особенно ее социальной стороны, те или иные обусловленные наследственностью качества могут быть реализованы и раз-виты, если среда способствует этому, или, наоборот, подавлены.

 

I.2. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выде-лить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие призна-ки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. В настоящее время утверж-дена схема возрастной периодизации, согласно которой выделяют следую-щие этапы: новорожденность – до 1 мес. жизни; грудной возраст – от 1 мес. до 1 года; раннее детство – от 1 года до 3 лет; первое детство – от 4 до 7 лет; второе детство: мальчики – от 8 до 12 лет; девочки – от 8 до 11 лет; подрост-ковый возраст: мальчики – от 13 до 16 лет; девочки – от 12 до 15 лет; юноше-ский возраст: юноши – от 17 до 21 года; девушки – от 16 до 20 лет.

Период но ворожденности. Периодом новорожденности считают первый месяц жизни ребенка. Резкое изменение условий жизни (внеутроб-ное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к со-вершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. Это отражается на функциях многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение. В первые 2–4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6–10 % от веса при рождении), жел-тушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятель-ности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покрасне-ние кожи, сопровождающееся иногда ее                                                   шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела изменяется в зависимости от темпера-туры окружающего воздуха), в результате ребенок может перегреться или переохладиться. К концу первой – началу второй недели при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти полностью устраняется.

Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единст-венно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.

 

9


Грудной в озраст. По окончании периода новорожденности у груд-ного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение пер-вого года масса тела ребенка увеличивается на 200 %, а длина – на 50 %. Особенно большие прибавки в весе и росте наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте – 2,5–3 см).

Для обеспечения усиленного роста и развития детям первого года жизни необходимо большее количество пищи (относительно 1 кг массы тела), чем старшим детям или взрослым. Вместе с тем, пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и питания, авитаминозы, аномалии конституции, проявляющиеся чаще всего в виде экссудативного диатеза. Материнское молоко в первые 4–5 мес. жизни ребенка остается основной пищей.

Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недос-таточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях большого ко-личества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.

Воспалительная (защитная) реакция на проникновение болез-нетворных микробов у детей грудного возраста слабо выражена, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает об-щей реакцией.

Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам голов-ного мозга, вызывает сон.

Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки – гуление – постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окру-жающих его взрослых, сам произносит 5–10 простых слов.

У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, обра-зуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координи-рованы.

Преддошкольный, или ясельный, возраст (от г ода до 3 лет). В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8–10 см, веса – 4–6 кг за год. Изменяются про-порции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела

 

10


у новорожденного до 1/5 – у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повы-шение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с груд-ного вскармливания на общий стол.

У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и форми-рование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окру-жающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом воз-расте достигает 200–300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность заразиться инфекционными болезнями. Кроме того, с воз-растом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций возрастает. Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встре-чаются реже, чем у детей первого года жизни.

Ткани детей раннего возраста еще очень нежны и легко ранимы, в этот период по-прежнему за ребенком нужен хороший уход. В период преддошкольного детства возрастает необходимость в продуманной и пла-номерной воспитательной работе с детьми.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 л ет). Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Прибавка роста за год составляет в среднем 5–8 см, массы тела – около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6–7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела.

Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообраз-ные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, выре-зать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.

В этом возрасте способность нервных клеток находиться в деятель-ном состоянии повышается, процессы отрицательной индукции в коре го-ловного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продол-жительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в ре-чи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через подражание, поэтому формирование правильной речи в большой степени зависит от окружающих его людей. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболе-вания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.

 

11


Непосредственным отражением функционального состояния цен-тральной нервной системы является поведение ребенка, определяемое многими параметрами. Большинство детей дошкольного возраста (77–84 %) не имеет отклонений в поведении. Возникающие отклонения в поведении детей – нарушение дневного или ночного сна, недостаточная двигательная активность, снижение аппетита вплоть до анорексии, появление неадек-ватных реакций (плаксивость, повышенная раздражительность, драчли-вость), быстрая утомляемость и большая отвлекаемость во время занятий, неустойчивое, часто пониженное, подавленное настроение – свидетельст-вуют о функциональных нарушениях центральной нервной системы. Такие явления могут наблюдаться во время адаптации к дошкольному учрежде-нию, в период реконвалесценции после острых заболеваний. Отклонения в поведении нередко сочетаются и с другими функциональными наруше-ниями в состоянии организма такими, например, как частые острые заболе-вания, аллергическая предрасположенность, начальная стадия рахита, снижение гемоглобина до нижней границы нормы, состояния, угрожаемые по гипотрофии, ожирению, аномалии рефракции и др.

Школьный возраст (от 67 до 17 лет). С 6 до 11–12 лет начинается младший школьный возраст. В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменя-ются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в до-школьном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит рост мускулатуры.

Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 6–7 лет начинается обяза-тельное обучение в школе.

К детям ослабленным, часто болеющим, отстающим в своем биоло-гическом развитии, с целью подготовки их к обучению в школе, следует осуществлять строго индивидуальный подход, снижать нагрузки не только на занятиях, но и в процессе остальной их деятельности, проводить необ-ходимые медицинские мероприятия. Только по мере улучшения их здоро-вья и функциональных возможностей объем заданий осторожно повыша-ется и доводится до уровня, требуемого при поступлении в школу.

Старший школьный возраст начинается с формирования вторичных половых признаков и заканчивается достижением половой зрелости. Сроки полового созревания зависят от пола и индивидуальных особенностей: у девочек оно наступает обычно в возрасте 12–16 лет, у мальчиков не-сколько позже – в 13–18 лет. В этом периоде завершается физическое и психическое развитие, перестраивается работа эндокринной системы, уси-ливается деятельность половых желез.

 

 

12


I.3. ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. В здравоохранении при-нято более широкое определение здоровья, учитывающее и функцио-нальное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность. Здоровье естест-венное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний.

В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья де-тей и подростков используются 4 критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических за-болеваний;

2) уровень функционального состояния основных систем организма; 3) степеньсопротивляемостиорганизманеблагоприятнымвоздействиям; 4) уровень достигнутого физического и нервно-психического разви-

тия и степень его гармоничности (для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития).

Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре вра-чи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специ-альных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по под-верженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболева-ний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности фи-зического развития определяют с помощью антропометрических исследо-ваний, опираясь на региональные стандарты физического развития. Дос-тигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а сте-пеньгармоничности– использованиемоценочныхтаблиц (шкалрегрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразу-мевает отнесение его к одной из «групп здоровья». Такой подход позволя-ет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время провер-ки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на сле-дующие группы:

1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Сюда относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим раз-витием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений.

 

13


2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые мор-фологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда же следует относить детей, перенес-ших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компен-сации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субком-пенсации, со сниженными функциональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии деком-пенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреж-дения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Распределение детей по указанным группам в некоторой степени ус-ловно. Однако многолетнее применение такого способа научными и прак-тическими учреждениями здравоохранения показало его достаточную ин-формативность и целесообразность как при однократном, так и при дина-мических наблюдениях.

Большое социальное значение имеет, в частности, выделение второй группы здоровья. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адек-ватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклоне-ния могут перейти в болезнь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...