Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В т еле человека насчитывается более 6 00 с келетных мышц, ко-торые называют поперечно-полосатыми.




У новорожденного скелетные мышцы развиты сравнительно хорошо и составляют 20–22 % от общей массы тела. В возрасте 1–2 лет масса мышц уменьшается до 16,6 %. В 6 лет в связи с высокой двигательной ак-тивностью ребенка масса скелетных мышц достигает 21,7 % и в дальней-шем продолжает увеличиваться. У женщин масса мышц равна 33 % от об-щей массы тела, а у мужчин – 36 %.

У новорожденного рост мышц происходит неравномерно в зависи-мости от функциональной активности мышцы или группы мышц. В пер-вые годы жизни ребенка быстро растут мышцы верхней и нижней конеч-ностей. В период от 2 до 4 лет отмечается усиленный рост длинных мышц спины и большой ягодичной мышцы. Мышцы, обеспечивающие верти-кальное положение тела (в статике и передвижении), интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков 12–16 лет.

Мышцы головы, в том числе мимические, у новорожденного тон-кие, слабые. Слабо развиты жевательные мышцы. В период прорезывания молочных зубов (особенно коренных) они становятся толще и сильнее.

Мышцы ш еи у новорожденного тонкие. Окончательного развития достигают к 20–25 годам.

Из мышц груди наиболее ярко выражены возрастные особенности диафрагмы. У новорожденного и детей до 5 лет она расположена высоко, что связано с горизонтальным положением ребер. По мере расправления легких в процессе дыхания выпуклость диафрагмы уменьшается.

Мышцы ж ивота у новорожденного развиты слабо, но они от-носительно длиннее, чем у взрослого.

Развитие мышц верхней конечности опережает развитие мышц ниж-ней конечности. Масса мышц верхней конечности по отношению к массе всей мускулатуры составляет 27 % (у взрослого 28 %), а нижней конечно-сти – 38 % (у взрослого 54 %).

Развитие движений у детей. У новорожденного ребенка на-блюдаются беспорядочныедвижения конечностей, туловища и головы. Координированные ритмические сгибания, разгибания, приведение и отве-дение сменяются аритмичными, нескоординированными изолированными движениями.

На р а с т а ни ет о н у с аза тыло ч н ы хм ыш ц позволяет ребенку 1,5–2 ме-сяцев, положенному на живот, поднимать голову. В 2,5–3 месяца развивают-ся движения рук в направлении к видимому предмету. В 4 месяца ребенок переворачивается со спины на бок, а в 5 месяцев перевертывается на живот и с живота на спину. В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок готовится к полза-нию: лежа на животе все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища и к 8 месяцам он способен проползать довольно большие расстояния.

 

18


В возрасте от 6 до 8 месяцев благодаря развитию мышц туловища и таза ребенок начинает садиться, вставать, стоять и опускаться, придержи-ваясь руками за опору.

К концу первого года ребенок свободно стоит и, как правило, начи-нает ходить. Но в этот период шаги ребенка короткие, неравномерные, положение тела неустойчивое. Стараясь сохранить равновесие, ребенок балансирует руками, широко ставит ноги. Постепенно длина шага увели-чивается. К четырем годам она достигает 40 см, но шаги все еще неравно-мерные. От 8 до 15 лет длина шага продолжает увеличиваться, а темп ходьбы снижаться.

В возрасте 4–5 лет в связи с развитием мышечных групп и совер-шенствованиемкоординациидвижений детям доступны более сложные двигательные акты: бег, прыганье, катание на коньках, гимнастические уп-ражнения. В этом возрасте дети могут рисовать, играть на музыкальных инструментах.

С возрастом увеличивается скоростьбега, вплоть до 13-летнего воз-раста. Снижение выносливости в скоростном беге у 14–15-летних подро-стков, видимо, связано с периодом полового созревания.

По мере роста ребенка развивается и такое движение, как прыжок. Дети раннего возраста при подпрыгивании не отрывают ног от почвы, и их движения сводятся к приседаниям и выпрямлениям тела. С трех лет ребе-нок начинает подпрыгивать на мес. те, слегка отрывая ноги от почвы. Лишь начиная с 6–7 лет наблюдается координация движений при прыжке, растет его дальность.

Наиболее интенсивный период приростамышечнойсилы у маль-чиков приходится на 14–17 лет, а у девочек несколько раньше. Различия в показателях мышечной силы у мальчиков и девочек более выражено про-являются с 11–12 лет.

Максимальный прирост относительной силы, т. е. силы на кило-грамм массы, отмечается до 13–14 лет.

Что касается другого двигательного качества – выносливости, то наблюдения говорят о еще невысокой выносливости детей 7–11 лет к ди-намической работе. С 11–12 лет мальчики и девочки становятся более вы-носливыми.

К 14 годам мышечная выносливость составляет 50–70 %, а к 16 го-дам – около 80 % выносливости взрослого человека.

В подростковом возрасте школьники очень хорошо адаптируются к ско-ростнымнагрузкам. В свою очередь, у младших школьников имеются все морфофункциональные предпосылки для развития такого качества, как гиб-кость. Большая подвижность позвоночного столба, высокая эластичность свя-зочного аппарата обусловливают высокий прирост гибкости в 7–10 лет. К 13–15 годам этот показатель достигает максимума.

 

19


В 7–10 лет высокими темпами развивается ловкостьдвижений, ко-торая достигает сравнительно высокого уровня развития к подростковому возрасту.

Развитие моторики варьирует в весьма широких границах у детей одного и того же возраста. Вот почему ребенка следует обучать умениям и навыкам, которых он еще не достиг, но для достижения которых уже име-ются морфофункциональные предпосылки.

 

II.2. СИСТЕМА КРОВИ

К системе крови относятся периферическая кровь, органы кроветво-рения и кроверазрушения (красный костный мозг, печень, селезенка, лим-фатические узлы и другие лимфоидные образования).

В эмбриональный период жизни кроветворными органами явля-ются печень, селезенка, костный мозг и лимфоидная ткань. После рожде-ния ребенка кроветворение сосредоточивается главным образом в костном мозге и происходит у детей раннего возраста во всех костях. Начиная с 1-го года жизни появляются признаки превращения красного костного мозга в желтый (жировой). К периоду полового созревания кроветворение происходит в плоских костях (грудине, ребрах, телах позвонков), эпифизах трубчатых костей, а также в лимфатических узлах и селезенке.

Лимфоузлы. У новорожденных по сравнению со взрослыми они бо-лее богаты лимфатическими сосудами и лимфоидными элементами с мно-жеством молодых форм, количество которых после 4 – 5 лет жизни посте-пенно уменьшается. Морфологическая и связанная с ней функциональная незрелость лимфатических узлов приводит к их недостаточной барьерной функции, в связи с чем у детей первых месяцев жизни инфекционные аген-ты легко проникают в кровяное русло. В возрасте 1–3 лет лимфатические узлы начинают отвечать на внедрение возбудителя. С 7–8 лет, в связи с за-вершением развития лимфатических узлов, появляется возможность мест-ной защиты от возбудителей инфекции.

Вилочковая железа. Центральный орган иммунитета. К моменту рождения ребенка она хорошо развита. В возрасте от 1 до 3 лет происходит увеличение ее массы. С началом периода полового созревания начинается возрастная инволюция вилочковой железы.

Селезенка. Один из периферических органов иммунитета. В ней происходит образование лимфоцитов, разрушение эритроцитов и тромбо-цитов, накопление железа, синтез иммуноглобулинов. В функции селезен-ки входит депонирование крови.

Ми н д а ли н ы. Основные лимфоидные образования. У новорожденного ребенка они расположены глубоко и имеют небольшие размеры. В связи со структурой и функциональной незрелостью лимфоидной ткани миндалин де-ти первого года жизни редко болеют ангинами. С 5–10 лет нередко наблюда-ется увеличение небных миндалин, часто сочетающееся с увеличением но-

 

20


соглоточной миндалины и другими лимфоидными образованиями глотки. С периода полового созревания начинается их обратное развитие. Лимфо-идная ткань замещается соединительной, миндалины уменьшаются в раз-мере, становятся более плотными.

К о л и чест в о кр ов и. У взрослого человека количество крови составляет примерно 7–8 % массы его тела. У детей крови относительно массы тела больше, чем у взрослых (табл. 1). У новорожденных кровь составляет 14,7 % массы, у детей одного года – 10,9 %, у детей 14 лет – 7 %. Это связано с более интенсивным протеканием обмена веществ в детском организме.

Таблица 1 Количество крови у детей, подростков и взрослых

 

Количество крови

                                        В озраст   

  новорожденные   1 год   6 – 11лет   12–16 лет   взрослые
  В % к массе тела   14,7   10,9   7   7   5–5,5
На 1 кг массы тела (в мл)   150   110   70   70   50

 

Состав крови. У здоровых людей соотношение между плазмой и форменными элементами колеблется незначительно (55 % плазмы и 45 % форменных элементов). У детей раннего возраста процентное содержание форменных элементов несколько выше.

Кровь по мере роста ребенка претерпевает своеобразные изменения со стороны качественного и количественного состава (табл. 2). По гемато-логическим показателям весь детский возраст подразделяют на три перио-да: 1) новорожденности; 2) грудного возраста; 3) после 1 года жизни. Ос-новные показатели периферической крови по трем возрастным группам приведены в таблице 3.

Свертывающая система крови новорожденных и детей 1-го года жизни имеет ряд особенностей. Свертывание крови у детей в первые дни после рождения замедлено, особенно это заметно на 2-й день жизни ребенка.

Таблица 2 Основные показатели крови у детей разного возраста

Показатель Ново-рожденный Грудной ребенок Старше 1 года
Гемоглобин (г/л крови) 166–240 120–115 126–156
Эритроциты (1012/л) 4,5–7,5 3,7–4,5 4,3–5
СОЭ (мм/ч) 2–3 3–5 4–10
Лейкоциты (109/л) 10–30 10–11 6–8
Нейтрофильные гранулоциты, % 60–70 15–40 Постепенное увеличение до 60
Лимфоциты, % 20–30 55–75 Постепенное уменьшение до 35
Тромбоциты (109/л) 200–250 200–300 200–300

21


С 3-го по 7-й день жизни свертывание крови ускоряется и приближа-ется к норме взрослых. В период новорожденности свертываемость замед-лена, что обусловлено снижением активности компонентов протромбино-вого комплекса. У детей 1-го года жизни отмечается замедленное образо-вание тромбопластина.

У детей дошкольного и школьного возраста время свертывания кро-ви имеет широкие индивидуальные колебания. В среднем начало сверты-вания наступает через 1–2 мин, конец свертывания – через 3–4 мин.

Формирование иммунных р еакций в процессе р азвития ребенка. В эмбриональном периоде антитела в организме плода не вырабатываются. В первые 3 месяца после рождения дети почти полностью невосприимчи-вы к инфекционным заболеваниям. Невосприимчивость объясняется нали-чием иммунных тел, полученных плодом от матери. Гамма-глобулин – но-ситель антител – передается через плаценту плоду от матери.

Способствуют невосприимчивости также антитела, получаемые в грудном периоде с молоком матери. Кроме того, невосприимчивость ново-рожденных детей к некоторым заболеваниям связана с недостаточной зре-лостью организма, особенно его нервной системы. В этом возрасте в костном мозге детей и лимфатических узлах нет зрелых клеток, которые продуцируют антитела, не синтезируется гамма-глобулин. Неспецифические факторы за-щиты в раннем возрасте более выражены, чем у детей старшего возраста.

По мере созревания организма, его нервной системы ребенок посте-пенно приобретает все более стойкие иммунологические свойства. Ко вто-рому году жизни вырабатывается уже значительное количество иммунных тел. Замечено, что у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции. Это объясняется тем, что в коллективе ребенок подвергается скрытой иммунизации: попадание в организм ребен-ка от заболевших детей малой дозы возбудителя не вызывает у него забо-левания, возбудитель скоро погибает, но организм на него успевает выра-ботать антитела. Если это повторяется несколько раз, то приобретается иммунитет к данному заболеванию.

К 10 годам иммунные свойства организма выражены хорошо, в дальнейшем они держатся на относительно постоянном уровне и начинают снижаться после 40 лет.

Немаловажную роль в формировании иммунных реакций организма играют профилактические прививки.

 

II.3. ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Возрастные особенности функционирования сердечно-сосудистой системы растущего организма обусловлены повышенной в 2 раза по срав-нению со взрослым потребностью тканей в кислороде.

 

22


Сердце развивается из мезодермы в виде парной закладки примерно на 17-й день развития зародыша. Из этой парной закладки образуется про-стое трубчатое сердце. Передний конец простого трубчатого сердца явля-ется артериальным, а задний – венозным. Средний отдел трубчатого серд-ца интенсивно растет в длину и поэтому изгибается в виде дуги (петли).

Далее простое трубчатое сердце изгибается и превращается в сигмо-видное сердце. На 4-й неделе на внутренней поверхности общего предсер-дия появляется первичная (межпредсердная) перегородка, в которой со-храняется отверстие (овальное отверстрие).

В начале 8-й недели развития формируется межжелудочковая пере-городка, полностью отделяющая правый желудочек от левого.

Артерии закладываются на 3-й неделе развития зародыша, вены – на 4-й неделе.

Кровообращение плода. Со второго месяца внутриутробного разви-тия у плода устанавливается плацентарное кровообращение, которое со-храняется до момента рождения ребенка.

От плаценты к плоду идет пупочная вена, а от плода к плаценте – две пупочные артерии. Эти сосуды объединяются в пупочном канатике, кото-рый тянется от пупочного отверстия плода к плаценте. Длина пупочного канатика к концу беременности достигает 50–60 см.

У плода обогащение крови кислородом и освобождение ее от углекисло-гогазапроисходитвплаценте. Тканиплодаснабжаютсясмешаннойкровью.

Артериальная кровь из плаценты по пупочной вене поступает в ор-ганизм плода. Пупочная вена подходит к печени плода и делится на две ветви. Одна из них впадает в нижнюю полую вену в виде венозного прото-ка, а другая впадает в воротную вену. Отсюда кровь, смешиваясь с веноз-ной кровью, через печеночные вены изливается в нижнюю полую вену. Таким образом, в нижней полой вене происходит первоесмешениеарте-риальнойкровисвенозной.

Смешанная кровь по нижней полой вене поступает в правое пред-сердие. Сюда же по верхней полой вене поступает венозная кровь. В пра-вом предсердии происходит второенеполноесмешениекрови. Из право-го предсердия более артериальная кровь через имеющееся у плода оваль-ное отверстие между левым и правым предсердиями попадает в левое предсердие, оттуда в левый желудочек и далее в аорту.

Более венозная кровь из правого предсердия сокращениями сердца проталкивается в правый желудочек, а из него в легочную артерию. У плода лишь незначительное количество крови по легочной артерии поступает к легким и возвращается по четырем легочным венам к левому предсердию.

Легкие у плода не функционируют. У плода легочная артерия соеди-няется с аортой широким артериальным протоком (боталлов проток). По этому более легкому пути и устремляется основная масса крови, выбра-

 

23


сываемой правым желудочком. Происходит третьесмешениекрови. Смешанная кровь по сосудам большого круга поступает к органам и тканям, отдает им кислород и питательные вещества, насыщается углекислым газом и продуктами обмена и по пупочным артериям возвращается к плаценте.

Таким образом, оба желудочка у плода нагнетают кровь в большой круг кровообращения. Артериальная кровь течет у плода лишь в пупочной вене и венозном протоке. Во всех артериях плода циркулирует смешанная кровь.

Изменения кровообращения, с вязанные с актом рождения. Акт рождения ребенка характеризуется переходом его к совершенно иным условиям существования. Включается легочное дыхание, и в то же время перестают функционировать сосуды пупочного канатика, следовательно, плацентарное кровообращение прекращается. Перерезка пуповины нару-шает связь плода с материнским организмом. С первым вдохом новорож-денного происходит, расширение легких. Кровь по легочной артерии на-правляется в легкие, минуя артериальный (боталлов) проток. Проток этот запустевает и вскоре превращается в соединительнотканный тяж. За-растание протока происходит к 6–8-й, иногда к 9–11-й неделе жизни. Овальное отверстие между предсердиями зарастает к концу первого полу-годия жизни. Пупочные артерии и вена после перерезки пуповины также постепенно зарастают.

Возрастные изменения сердца. Сердце ребенка после рождения не только растет, увеличиваясь во всех направлениях, в нем происходят про-цессы формообразования (изменение формы, пропорций). Сердце новорож-денного имеет поперечное положение и почти шаровидную форму. К концу первого года жизни под влиянием сидения и стояния и в связи с опусканием диафрагмы сердце занимает косое положение.

Сердце у детей относительно больше, чем у взрослых. Его масса состав-ляет примерно 0,63–0,80 % массы тела, а у взрослого человека – 0,48–0,52 %. Наиболее интенсивно растет сердце на первом году жизни: к восьми месяцам масса сердца увеличивается вдвое, к трем годам – утраивается, к пяти годам увеличивается в 4 раза, а в 16 лет – в 11 раз.

Масса сердца у мальчиков в первые годы жизни больше, чем у дево-чек. В 12–13 лет наступает период усиленного роста сердца у девочек и его масса становится больше, чем у мальчиков. К 16 годам сердце девочек вновь начинает отставать в массе от сердца мальчиков.

Систолический и минутный объем крови. При сокращении сердца у взрослого человека, находящегося в состоянии покоя, каждый желудочек выталкивает в артерии 60–80 см3 крови. Количество крови, выбрасываемое желудочком за одно сокращение, называют ударным, или систолическим, объемом. Левый и правый желудочки выталкивают одинаковое количество крови. Количество крови, выбрасываемое в аорту сердцем новорожденного при одном сокращении, всего 2,5 см3. К первому году оно увеличивается в

 

24


4 раза, к семи годам – в 9 раз, а к 12 годам – в 16,4 раза. Частота сердечных сокращений, достигающая у новорожденных 140 ударов в минуту, к 13 го-дам снижается до 80 (табл. 3).

Таблица 3 Изменение частоты сердечных сокращений и ударного объема

  Возраст / показатель Частота сердечных сокращений (пульс в мин)   Ударный объем сердца (в см3)
новорожденный 140–135 2,5
1год 120 10,2
6 лет 95 20,6
8 лет 90 25,0
10 лет 86 29,2
12 лет 82 33,4
14 лет 78 38,5
взрослый 72 60 и более

 

Кровяное давление. Во время систолы желудочков кровь с силой выбрасывается в аорту, давление крови при этом наибольшее (называют систолическим или максимальным). В фазе расслабления (диастолы) серд-ца артериальное давление понижается и становится диастолическим, или минимальным. Разность между систолическим и диастолическим давлени-ем называют пульсовым давлением. Чем меньше величина пульсового давле-ния, тем меньше поступает крови из желудочка в аорту во время систолы.

В плечевой артерии человека систолическое давление составляет 110–125 мм рт. ст., а диастолическое – 60–85 мм рт. ст. У детей кровяное давление значительно ниже, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем у него больше капиллярная сеть и шире просвет кровеносных сосудов, а следовательно, и ниже давление крови.

У новорожденного максимальное давление крови около 76 мм рт. ст., минимальное – 40–50 мм рт. ст., с возрастом уровень кровяного давления повышается вследствие относительного уменьшения просвета артерий.

До 6–7 лет у детей рост сердца отстает от роста кровеносных сосу-дов. В период полового созревания наблюдается диспропорция в развитии тела, сердца и сосудов. При увеличении роста тела, сосуды, следуя за ним, удлиняются и становятся узкими, что ведет к увеличению сопротивления току крови, повышению нагрузки на сердце и ухудшению кровоснабжения тканей. В этот период поступление половых гормонов в кровь ведет к до-полнительному возникновению спазмов сосудов различных областей тела, в том числе сосудов головного мозга и сердца. Все это способствует появ-лению у подростков при чрезмерных физических и психических нагрузках обморочных состояний, приступов учащения и нарушения сердечных рит-

 

25


мов и других функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы. Курение и употребление наркотиков и алкоголя в этом возрасте усиливают эти функциональные расстройства и нарушают нормальные процессы рос-та и развития.

Скорость кругооборота крови с возрастом замедляется, что связано с увеличением длины сосудов, а в более поздние периоды – значительным снижением эластичности кровеносных сосудов. Более частые сердечные сокращения у детей также способствуют большей скорости, движения крови. У новорожденного кровь совершает полный кругооборот, то есть проходит большой и малый круги кровообращения, за 12 с, у 3-летних – за 15 с, в 14 лет – за 18,5 с.

Показатели сердечно-сосудистой системы к 18–21 годам приближают-ся к показателям взрослых людей: максимальное кровяное давление состав-ляет 110–115 мм рт. ст., а минимальное – 65–70 мм рт. ст., время кругооборо-та крови 21–22 с, частота сердечных сокращений 60–80 ударов в минуту.

 

II.4. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Развитие полости носа и костной основы наружного носа у плода тесно связано с развитием костей черепа, полости рта и органов обоняния.

Нижние дыхательные пути (гортань, трахея, бронхи) и дыхательные органы (легкие) закладываются на 3-й неделе эмбрионального развития в виде мешковидного выпячивания стенки первичной кишки, которое затем превращается в трубку. К 4-й неделе на конце этой трубки образуются вы-пячивания, из которых в дальнейшем развиваются легкие. Зачатки бронхов появляются на 5-й неделе эмбриогенеза. На 8–9-й неделе начинают фор-мироваться хрящи и мышцы трахеи. К моменту рождения дыхательная система готова выполнять свои функции.

У новорожденного полость носа низкая и узкая. Верхний носовой ход отсутствует. К 6 мес. жизни высота полости носа увеличивается. К 10 годам – в 1,5 раза, а к 20 годам – в 2 раза.

Носоглотка у новорожденного сравнительно широкая, а евстахиева труба короткая, в связи с чем заболевания верхних дыхательных путей у детей нередко осложняются воспалением среднего уха, так как инфекция легко проникает в среднее ухо через широкую и короткую евстахиеву трубу.

Гортань у новорожденных располагается выше, чем у взрослых, вследствие чего ребенок одновременно может дышать и глотать. Хрящи гортани, тонкие у новорожденных, с возрастом становятся более толсты-ми. После 2–3 лет у девочек гортань отстает в росте, она становится короче и меньше, чем у мальчиков, что сохраняется и у взрослых. Половые разли-чия гортани больше всего заметны на щитовидном хряще и голосовых связках. В 12–14 лет у мальчиков на месте соединения пластинок щито-видного хряща начинает расти кадык, удлиняются голосовые связки, вся

 

26


гортань становится шире и длиннее, чем у девочек. У мальчиков в этот пе-риод происходит ломка голоса.

Рост трахеи у детей осуществляется в соответствии с ростом тела. К 10 годам ее длина увеличивается в 2 раза, к 25 годам – в 3 раза. Слизи-стая оболочка трахеи и носоглотки детей нежна и богата кровеносными сосудами.

Бронхи у детей узкие, слизистая оболочка содержит мало слизистых желез, богато снабжена сосудами. Рост бронхов наиболее энергичен в пер-вый год жизни и в период полового созревания.

Рост легких осуществляется за счет ветвления мелких бронхов, об-разования альвеол и увеличения их объема. До 3-х лет происходит усилен-ный рост легких и дифференцировка их отдельных элементов. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких в этом возрасте увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного, а к концу поло-вого созревания – в 20 раз.

Грудная к летка ребенка растет параллельно росту тела, ребра при-нимают наклонное вниз положение и начинают принимать участие в ды-хании. Тип дыхания становится смешанным. Совершенствуется рефлек-торная регуляция дыхания, т. е. кора головного мозга постепенно начинает контролировать деятельность дыхательного центра продолговатого мозга, однако морфологическая и функциональная незрелость органов дыхания сохраняется до 14 лет.

Формирование половых различий в строении грудной клетки и типе дыхания заканчивается к 21 году. Однако развитие органов дыхания и со-вершенствование его регуляции продолжается и у взрослых людей. При этом наблюдаются значительные индивидуальные различия в зависимости от того, занимается ли человек физическим трудом, спортом или ведет ма-лоподвижный образ жизни, курит, употребляет алкоголь.

Дыхательные движения. Первый вдох новорожденного проис-ходит в результате резкого возбуждения центра вдоха после перерезания пуповины. У новорожденных мышцы ребер в дыхании не участвуют, и оно осуществляется только за счет сокращений диафрагмы (диафрагмальный или брюшной тип дыхания). Дыхание новорожденного поверхностное и частое (до 60 в минуту), вентиляция в периферических участках легких слабо выражена, минутный объем легких всего 1300 мл (у взрослого 4–6 л).

У детей первого года жизни частота дыхательных движений равна 50–60 в минуту во время бодрствования. У детей 1–2-летних – 35–40 в минуту; у 2–4-летних – 25–35 в минуту и у 4–6-летних – 23–26 в минуту. У школьников происходит снижение частоты дыхания до 18–20 в минуту.

Объем дыхательного воздуха увеличивается с возрастом: 1 мес. – 30 мл; 1 год – 70 мл; 6 лет – 160 мл; 10 лет – 230 мл; 14 лет – 300 мл.

 

27


Жизненная емкость легких меняется с возрастом, зависит она также от пола, степени развития грудной клетки, дыхательных мышц (табл. 4).

Таблица 4 Средняя величина жизненной емкости легких (в мл)

Пол

Возраст в годах

4 5 6 7 8 10 12 15 17
Мал. 1200 1200 1200 1400 1440 1630 1975 2600 3520
Дев. 1100 1100 1100 1200 1360 1460 1905 2530 2760

 

Большое значение для роста и развития ребенка имеет носовое ды-хание, выключение которого ведет к расстройству сна и пищеварения и, как следствие, к отставанию физического и умственного развития. Требу-ется тщательный уход за полостью носа грудных детей, а при возникнове-нии заболеваний носоглотки (риниты, назофарингиты, аденоиды носовой полости) следует незамедлительно провести соответствующее лечение.

В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все бо-лее начинает преобладать грудной тип дыхания. В период полового со-зревания грудная клетка приобретает форму взрослого человека, хотя ос-тается еще меньшей по размеру. Грудная клетка у девочек приобретает ци-линдрическую форму, и тип дыхания становится грудным (верхние ребра активнее участвуют в дыхании, чем нижние). У мальчиков она приобрета-ет коническую форму с основанием, обращенным вверх (плечевой пояс шире таза) и тип дыхания становится брюшным (нижние ребра и диа-фрагма активно участвуют в дыхании). В этом возрасте повышается рит-мичность дыхания, частота дыхания уменьшается до 20 в минуту, а глуби-на растет, и минутный объем легких составляет 3500–4000 мл, что при-ближается к показателям взрослого человека. К 18 годам частота дыхания устанавливается 16–17 в минуту, и минутный объем дыхания соответствует норме взрослого.

 

II.5. ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ Первичная кишка развивается из энтодермы и к 4-й неделе внутри-

утробного развития располагается под хордой. К концу 1 мес. на головном конце эмбриона появляется углубление – ротовая ямка, а на заднем конце – анальная ямка. Первичная кишка становится сквозной. К моменту рожде-ния сформированы основные отделы пищеварительной системы и пищева-рительные железы, однако их функции развиты слабо.

Питание зародыша первых недель развития осуществляется гисто-трофно за счет запасов веществ цитоплазмы яйцеклетки, слизистой обо-лочки матки и желточного мешка. Со 2–3-го месяца внутриутробного раз-вития, когда образуется плацента, основным типом питания является ге-мотрофное, или трансплацентарное, питание, при котором питательные

 

28


вещества из крови матери, к плоду поступают через плаценту. Гистотроф-ный и гемотрофный типы питания не требуют расщепления питательных веществ, но некоторые вещества крови усваиваются плодом после их гид-ролиза ферментами плаценты.

C 4–5-го месяца внутриутробного развития начинается деятель-ность органов пищеварения и наряду с гемотрофным появляется амнио-трофное питание. Оно заключается в поступлении околоплодных вод (амниотическая жидкость) в пищеварительный тракт плода, где их пита-тельные вещества частично перевариваются и всасываются в кровь. По-ступление амниотической жидкости в пищеварительный тракт обеспе-чивается дыхательными, сосательными и глотательными движениями плода.

Переваривание питательных веществ амниотической жидкости про-исходит за счет ее ферментов (аутолический тип пищеварения), а позже и ферментов пищеварительного тракта плода (собственный тип внутри-клеточного и внеклеточного полостного и пристеночного пищеварения). С увеличением срока внутриутробного развития, повышением функцио-нальных возможностей секреторного, моторного и абсорбционного аппа-ратов пищеварительного тракта и ферментных систем тонкой кишки плода роль собственного пищеварения повышается. В этот период основная роль амниотрофного питания и собственного пищеварения состоит в подготов-ке пищеварительного аппарата к постнатальному молочному (лактотроф-ному) питанию.

Во внутриутробный период моторика пищеварительного тракта и секреция его желез развиты слабо, регулируются посредством местных пе-риферических механизмов.

Питание н оворожденного. Различают лактотрофное, искусствен-ное и смешанное питание. При лактотрофном типе питания питательные вещества молозива и молока гидролизуются по типу аутолитического пи-щеварения посредством ферментов молока с последующей всевозрастаю-щей ролью собственного пищеварения. В раннем постнатальном периоде кишечное внутриклеточное и мембранное пищеварение сформировано в большей мере, чем полостное. Усиление секреторной деятельности пище-варительных желез развивается постепенно и резко повышается при переходе на смешанное (прикорм) и особенно искусственное питание детей.

Лактотрофное питание – чрезвычайно важный период в жизни ре-бенка. Оно обеспечивает растущий организм пластическими и энергетиче-скими веществами, витаминами, физиологически активными веществами, минеральными солями, ферментами и создает иммунную защиту. Грудное молоко матери не может быть полностью компенсировано искусственным вскармливанием. В возрасте около 1 года лактотрофное и смешанное пи-тание замещаются дефинитивным, с присущим ему собственным пищева-

 

29


рением, в котором гидролиз питательных веществ осуществляется при взаимодействии полостного, пристеночного и, по некоторым данным, внутриклеточного пищеварения.

Пищеварение в полости рта. У ребенка грудного возраста сосание является основным механизмом, обеспечивающим поступление в организм питательных веществ. Оно является, безусловно-рефлекторным, актом, ко-торый появляется у плода на 4-м месяце и полностью формируется на 5–6-м месяце внутриутробного развития.

У взрослых людей глотание не может осуществляться одновременно с дыханием, что предотвращает попадание пищевого комка в воздухонос-ные пути. У новорожденных детей сосание, глотание и дыхание могут происходить одновременно, и молоко не попадает в гортань из-за более высокого расположения входа в нее, чем у взрослых.

С переходом на прием плотной пищи особое значение приобретают ее размельчение, смачивание и формирование пищевого комка, что дости-гается с помощью жевания.

Жевание становится эффективным сравнительно поздно к 1,5–2 го-дам. В первые месяцы после рождения зубы находятся под слизистой обо-лочкой десен. Прорезывание молочных зубов происходит с 6 до 30-го ме-сяца в определенной последовательности разных зубов. Всего молочных зубов 20. В зубной формуле отсутствуют малые коренные зубы. Молочные зубы заменяются постоянными в период с 5–6 до 12–13 лет. Количество постоянных зубов – 32. В пубертатном периоде развитие зубов заканчива-ется, за исключением третьих коренных (зубы мудрости), которые про-резываются в 18–25 лет.

Слюноотделение у детей, как и у взрослых, осуществляется тремя парами крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная, подъязыч-ная) и рядом мелких, расположенных в слизистой оболочке полости рта, у корня языка, на твердом и мягком небе. С возрастом масса желез увеличи-вается, ветвится и расширяется система выводных протоков. К двум годам слюнные железы детей по строению сходны с таковыми у взрослых.

Слюнные железы новорожденных выделяют очень мало слюны. С возрастом количество ее медленно увеличивается. С 4–6-мес. ячного возраста слюноотделение у детей значительно усиливается, что связано с прикормом. Неумение глотать слюну приводит к слюнотечению, которое прекращается к 1–1,5 годам.

Глотание пищевого комка является рефлекторным актом. Глотатель-ный рефлекс начинает формироваться раньше, чем рефлекс сосания. У плода 6–7 месяцев он уже сформирован, а у новорожденного ребенка хорошо координирован.

Пищеварение в ж елудке. У новорожденных желудок имеет округ-лую форму и расположен горизонтально. К 1 году он становится продол-

 

30


говатым и приобретает вертикальное положение. Форма, характерная для взрослых, формируется к 7–11 годам. Емкость желудка 5–10 мл, в первые недели увеличивается до 30–35мл, к 1 году – до 300–400 мл, в возрасте 10 лет достигает примерно 750–800 мл, а у взрослого равна 1500–2000 мл.

Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонкая, чем у взрослых, содержит меньше желез. С возрастом увеличивается об-щее число желез и их количество.

Входной сфинктер желудка развит недостаточно, а пилорический сформирован хорошо, что предрасполагает грудных детей к срыгиванию и рвоте. В детском возрасте желудок растет очень интенсивно. В 7–11 лет он приобретает форму, типичную для взрослого.

Желудочный сок новорожденного имеет слабокислую реакцию. К концу 1 года устанавливается рН 3–4. Интенсивность секреции соляной кислоты зависит от типа питания: она минимальна при молочном вскарм-ливании, примерно в два раза выше при смешанном и еще в 2–4 раза при раннем переводе детей на искусственное вскармливание. До 10-летнего

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...