Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III . 4 . 3 . Питание детей от года д о 7 лет




Когда ребенок вскармливается нормально, к году он привыкает к разнообразной пище, его можно переводить на общий стол. Не следует от-лучать детей от груди в жаркое время года, в случаях их заболевания, осо-бенно желудочно-кишечными болезнями, а также в период проведения прививок.

Организуя питание детей старше года, надо учитывать их физиоло-гические особенности: развитие жевательного аппарата, нарастание фер-ментативной энергии пищеварительных соков, развитие вкусового воспри-ятия.

На втором году жизни, когда у ребенка уже достаточное количество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкая и полужидкая пища заме-няется более твердой. Теперь можно давать не только каши, но и запеканки, котлеты, оладьи, овощи вареные или тушеные, нарезанные кусочками. Мяс-ное и рыбное пюре заменяют фрикадельками котлетами. В 2–3 года детям можно давать мясо, нарезанное кусочками (рагу, гуляш, бефстроганов).

Продукты для детского питания должны быть разнообразными, содержать различные сорта хлеба, всевозможные крупы, овощи, зелень, фрукты, молоко, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца. В сутки требу-

 

82


ется молока ребенку от 1 года до 2 лет не менее 700 мл, от 2 до 7 лет – не менее 500 мл.

В рацион детского питания следует включать куриное мясо, печень, мозги. Нельзя давать жирную свинину, баранину, гусиное мясо, жиры этих продуктов плохо усваиваются. Рыба в питании может быть любая, необхо-димо только тщательно освобождать мясо от костей; можно давать и се-ледку (паштет, фаршмак).

В детском питании широко используют овощи, фрукты и ягоды та-кие, как редис, репу, редьку, лук, кабачки, шиповник, смородину, крыжов-ник, облепиху, бруснику, клюкву, морошку и др. Следует включать в ра-цион питания детей огородную и дикорастущую зелень (лук, укроп, шпи-нат, салат, щавель, крапиву и т. п.).

При составлении меню обязательно учитывают количественные и качественные нормы питания, правильное соотношение в нем белков, жи-ров и углеводов, калорийность пищи. Нормы питания вычисляются в зави-симости от возраста и веса ребенка. Например, суточная потребность ре-бенка 5 лет (вес 18 кг) в питательных веществах: 60–65 г. белка, 60–65 г жира и 220–250 г. углеводов. Каждый грамм белка и углевода, попадая в организм, выделяет 4,1 кал, жира – 9,3 кал. Общее их количество составля-ет 1700–1900 кал.

Пользуясь таблицами состава и калорийности пищи, составляют ме-ню, отвечающее потребностям детей данного возраста. При этом следят за тем, чтобы в меню входили продукты животного происхождения. Жиры и белки растительного происхождения допускаются в пище ребенка в огра-ниченных количествах (жиры не более 10–15 % общей потребности в пи-ще, белки – не более 25 %); потребность в углеводах на 50 % удовлетворя-ется за счет сахара.

Продукты, богатые белком (мясо, рыба, бобовые), дают в первую по-ловину дня – на завтрак и обед, так как они, особенно в сочетании с жи-ром, дольше задерживаются в желудке и требуют для переработки много пищеварительных соков. Во время ночного сна процессы пищеварения за-медляются, потому на ужин ребенок должен получать молочные, овощные и крупяные блюда как легко усваиваемые.

В меню детей необходимо ежедневно вводить нужное им количество витаминов и минеральных веществ.

Детей старше года кормят не более 4–5 раз в сутки с промежутками между приемами пищи в 3–4 ч. Суточныйобъемрационапитания рас-пределяется примерно так: завтрак – 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 %, ужин – 25 %. Последнее кормление ребенка проводится за 1 –1,5 ч до сна.

Детская пища должна быть разнообразной, вкусно приготовленной и красиво подана. Между подачей первого и второго блюда необходимо де-лать небольшие интервалы.

 

83


Детей необходимо приучать есть бульон вместе с его заправкой, мясо – с гарниром. Если второе блюдо сухое или твердое, можно разрешить запить его компотом или киселем. Это особенно рекомендуется тем детям, у кото-рых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приво-дит к длительной задержке ее во рту. Водой запивать пищу не следует, так как она, разбавляя пищеварительные соки, снижает их концентрацию.

Не надо принуждать ребенка, если он не хочет, съедать всю пищу. Обычно рекомендуются средние нормы питания, не рассчитанные на ин-дивидуальные особенности и потребности организма ребенка. Кормление ребенка против его желания может вызвать отвращение к пище.

Рациональное питание, гигиенический режим и правильный уход за ребенком способствуют улучшению аппетита и хорошему здоровью.

Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ста-вить их на стол, правильно пользоваться приборами, держать ложку и вил-ку не в кулаке, а тремя пальцами правой руки, не есть ложкой того, что можно есть вилкой, не пить из блюдца. Шести-семилетних ребят надо приучать пользоваться ножом: правильно резать мясо, огурцы, помидоры, яблоки. Во время приема пищи следят за тем, чтобы дети не спешили, не набивали рот слишком большим количеством пищи и не разговаривали в это время; учат вытирать рот салфеткой не только по окончании приема пищи, но и во время еды, если в этом есть необходимость. Младшим детям перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками.

 

III.5. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ III.5.1. Назначение одежды

Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний солнца, термических и других повреждений. В холодную погоду она защищает от излишней по-тери тепла, в жаркую – не препятствует хорошей теплоотдаче.

Бóльшие или мéньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев и главным образом от качества ткани, из которой она сшита.

Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся плохим проводником тепла. Теплопровод-ность ткани тем меньше, чем больше воздуха заключено в ней. Высокой теплозащитной способностью обладают мягкие, рыхлые ткани с малым ве-сом: шерсть, мех, ватин, вельвет, трикотаж; в меньшей степени – бумазея, байка, фланель, синтетические ткани – поролон и синтепон. Достоинством всех этих тканей является еще и то, что они обладают хорошей воздухо-

 

84


проницаемостью, обеспечивающей смену воздуха, находящегося между одеждой и телом. Из этих тканей шьют одежду, предназначенную для хо-лодного времени года.

Для летней одежды используют гладкие светлые хлопчатобумажные ткани: мадаполам, нансук, батист, бязь, ситец, сатин. Ценным качеством этих тканей является их гигроскопичность, способность хорошо и быстро впитывать и постепенно испарять влагу. Полотно, хорошо впитывая влагу, несколько быстрее, чем другие перечисленные выше ткани, испаряет ее; одежда, сшитая из полотна, особенно хороша в жаркое время, так как спо-собствует охлаждению тела.

Капрон, нейлон, хлорин – материалы из синтетического волокна – хорошо впитывают жировые вещества, которые, закупоривая поры тканей, ухудшают их воздухо- и паропроницаемость. Кроме того, эти ткани обла-дают повышенной проницаемостью для инфракрасной радиации, поэтому для пошива детского белья и летней одежды применять их не следует. Одежда из водоотталкивающих прорезиненных или кожаных тканей удоб-на в прохладную, сырую погоду. В теплые, сухие дни надевать ее не сле-дует, так как она, не обладая достаточной гигроскопичностью и воздухо-проницаемостью, задерживает испарение влаги, способствует перегрева-нию тела.

Одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздра-жать и травмировать кожные покровы. Недопустимы тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, высокие тесные воротнички,

 

III.5.2. Одежда детей первого года жизни Новорожденным нужны распашонки, чепчики, подгузники и пеленки

(100 × 100 см), количество которых для каждого ребенка должно быть дос-таточным (как показывают наблюдения, ребенок первых месяцев жизни мочится 20–26 раз в сутки).

Одежду для самых маленьких шьют из хлопчатобумажной ткани, фланели и байки, без грубых швов, с минимальным количеством завязок и застежек, затрудняющих процесс одевания и раздевания, подгузники де-лают из марли или старой хлопчатобумажной ткани размером 60 × 65 см. Их подкладывают под ягодицы между ножками ребенка.

Для предохранения верхних пеленок и одеяла от загрязнения под-кладывают клеенку размером 30 × 30 см. Пользоваться клеенками больше-го размера не следует, так как они способствуют появлению у ребенка потницы и опрелостей. Если в помещении холодно, можно надеть поверх бумажной и фланелевой кофточки шерстяную, завернуть ребенка до под-мышек в бумажную и байковую пеленки, затем в байковое или шерстяное

 

85


одеяло. Нельзя заворачивать малыша очень туго, так как в таком положе-нии затруднено дыхание, кровообращение, а в теплое время это вызывает перегревание тела и образование на коже потницы. В 1,5–2 месяца ребенку можно надеть ползунки. Они не стесняют его движений и предохраняют от переохлаждения.

Во время прогулок или сна на свежем воздухе в холодную погоду, помимо обычной комнатной одежды, детей завертывают в ватное одеяло или укладывают в спальный мешок. Спальный мешок должен быть теп-лым, но легким, весом не более 2 кг, на 20 см превышать рост ребенка и не стеснять его движений. Перед укладыванием в спальный мешок ребенку надевают теплую распашонку, ползунки, на голову – чепчик или косынку, завертывают в пеленку или байковое одеяло.

С 6 месяцев, когда дети начинают самостоятельно передвигаться (ползать), ползунки заменяют колготками. Платья для девочек в этом воз-расте неудобны, так как затрудняют ползание, мешают свободно нагибать-ся за игрушками. Их, так же как и специально сшитые костюмы для маль-чиков, обычно надевают тогда, когда дети начинают хорошо ходить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...