III .4.1. Вскармливание детей первого года жизни Естественное вскармливание
Естественным вскармливанием называется вскармливание ребенка молоком матери. В первые месяцы жизни (до 5 месяцев) материнское мо-локо является самой благоприятной пищей, так как в нем есть все основ-ные питательные вещества, в том составе и соотношении, которые наи-лучшим образом перевариваются и усваиваются в этом возрасте. Кроме того, грудное молоко содержит ферменты, гормоны, специфические анти-тела и неспецифические вещества, убивающие микробов. Дети получают из груди матери стерильное молоко. При грудном вскармливании они лучше развиваются, реже болеют и легче переносят за-болевания, чем дети, находящиеся на смешанном или искусственном вскармливании. Принимая во внимание большую потребность ребенка в пище и не-возможность благодаря малым размерам желудка и слабой деятельности пищеварительных желез получать и переваривать сразу большие ее коли-чества, в первые два-три месяца жизни детей рекомендуется кормить часто и небольшими, порциями. По мере развития желудочно-кишечного тракта и усиления деятельно-сти пищеварительных желез количество пищи ребенку на один прием посте-пенно увеличивают, а частоту кормлений в течение суток уменьшают. Более правильным является определение количества молока, необхо-димого ребенку, исходя из его веса, состояния и потребностей в пищевых ин-гредиентах. Если вес ребенка соответствует средним возрастным нормам, ко-личество молока в сутки должно составлять для ребенка от 2 недель до 2 ме-сяцев 1/5 веса его тела; для ребенка от 2 до 4 месяцев – 1/6 веса его тела; для ребенка от 4 до 6 месяцев – 1/7 веса его тела; для ребенка от 6 до 9 месяцев – 1/8 веса его тела. Данные объема пищи следует принимать как приблизи-тельные при первом назначении питания. В дальнейшем нужно считаться с аппетитом ребенка, внося только качественную коррекцию.
77 Недостающее количество белка можно восполнить творогом или белковыми препаратами. Дефицит жира целесообразнее всего корригиро-вать рыбьим жиром, а также сливками и в более старшем возрасте – сли-вочным маслом. Для возмещения недостающего количества углеводов пользуются сахарным сиропом. Перед кормлением ребенка женщина должна вымыть руки с мылом, надеть чистый халат и косынку, рот и нос прикрыть повязкой, состоящей из четырех слоев марли, протереть сосок ватным тампоном, смоченным раствором борной кислоты. Введение в пищу ребенка витаминов и минеральных солей. При естественном вскармливании все дети с месячного возраста должны полу-чать аскорбиновую кислоту. Детям, вскармливаемым грудью, аскорбино-вую кислоту следует давать по 30 мг в день, а получающим донорское сте-рилизованное молоко – не менее 100 мг в день (по 50 мг 2 раза). Витамины группы В малышам дают с 2-месячного возраста в виде пасты из пекарских дрожжей по одной чайной ложке в день или гидроли-зата сухих пивных дрожжей по две чайные ложки в день. Витамины А и D ребенок получает с месячного возраста, в виде капель. С 1–1,5-месячного возраста ребенку следует давать ягодные, фрукто-вые и овощные соки, начиная с 1/2 чайной ложки и до 40–50 мг в день (в 2–3 приема), с 4-месячного возраста – протертое яблоко, начиная с 1/2 чайной ложки до 2 столовых ложек в день. В 4,5 месяца ребенок может получать 1/2 яичного желтка в день как источник фосфора, кальция, железа, витаминов, а также высококачествен-ного белка и жира. С целью меньшей аллергизации и профилактики вирус-ных заболеваний желток надо давать в вареном виде. Прикорм. К 5–6 месяцам жизни у ребенка возрастает возможность переваривания и усвоения новых видов пищи. Грудное молоко уже не удовлетворяет всех его потребностей в питательных веществах, и если своевременно не начать прикармливать, у ребенка может наступить за-держка в росте и развитии, нарушение обмена веществ.
Более раннее (с 4 месяцев) введение прикорма можно рекомендовать при анемии, рахите, упорных срыгиваниях, позднее – при острых желудочно-кишечных расстройствах, лихорадочных заболеваниях, сильной жаре. Вводяп рикорм,н адособлюдатьследующиеосновныеправила: прикорм давать перед кормлением грудью, вводить постепенно, начиная с малых количеств, переходить к другому виду прикорма только после того, как ребенок привыкнет к первому виду; прикорм должен быть гомогенным и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом следует переходить к более густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая, ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.
78 Первым прикормом может быть овощное пюре или 5 %-ная каша на овощном отваре пополам с молоком. Овощное пюре как первый прикорм полезно назначать детям недоношенным, страдающим экссудативным диа-тезом, рахитом, гипотрофией, а также в связи с тем, что после каши дети неохотно едят овощное пюре. Через 2 недели после введения 5 %-ной каши ее заменяют 10 %-ной на цельном молоке, причем манную кашу нужно чередовать с гречневой, овсяной, рисовой. Особенно полезна детям гречневая каша. Сливочное масло в рацион ребенка вводят с 5,5-месячного возраста. В 10 %-ную кашу и овощное пюре добавляют 3 г масла. В 7-месячном возрасте дают суп на мясном бульоне (не более 50 мл в день) и сухарик из белого хлеба. Таким образом, в 7 месяцев ребенку вво-дят второй прикорм – обед, состоящий из супа, овощного пюре и протер-того свежего яблока. С 8 месяцев ребенку назначают третий прикорм – ке-фир или цельное молоко с печеньем. В этом же возрасте начинают давать мясо (до 30 г в день). Вначале дают фарш (вареное мясо, дважды провер-нутое), с 10 месяцев – фрикадельки, к концу года – паровую котлету. По-лезно давать ребенку печень, мозги, рыбу. Назначать кисели детям первого года жизни не следует, так как это блюдо сильно обогащает пищу углеводами, а питательная ценность его не-значительна. Более целесообразно давать свежие или консервированные фрукты, ягоды, соки, богатые витаминами и минеральными солями.
В районах, где и в летнее время население испытывает недостаток в свежих ягодах, фруктах и овощах, а также в зимнее время (в средней поло-се нашей страны), можно давать консервы, приготовленные специально для детского питания из высококачественных сортов продуктов. Прикорм желательно разнообразить, но никогда не переходить к новому виду пищи, если ребенок не привык к предыдущему. Увеличивая по мере привыкания ребенка количество даваемой ему новой пищи, постепенно заменяют ею одно за другим кормление грудью. Общее количество пищи, получаемой ребенком за одно кормление, во вто-рую половину года не должно превышать 200 мл.
III.4.2. Смешанное и искусственное вскармливание Назначать смешанное и искусственное вскармливание необходимо, если имеются для этого существенные показания. Вместе с тем при недос-татке грудного молока не следует задерживать ребенка на естественном вскармливании. Своевременное назначение рационального смешанного, а при необходимости и искусственного вскармливания предупреждает раз-витие гипотрофии. Смешанным вскармливанием принято условно считать такое вскармливание, когда смеси составляют более 1/5 суточного рациона пи-
79 тания ребенка; при искусственном вскармливании грудное молоко или полностью отсутствует, или его количество составляет менее 1/5 общего объема пищи. Показаниями к назначению смешанного вскармливания являются истинная гипогалактия (отсутствие молока) и некоторые заболевания ма-тери, когда нет нужды полностью отнимать ребенка от груди, но жела-тельно уменьшить число грудных кормлений. Основанием к переводу ре-бенка на искусственное вскармливание являются полное отсутствие моло-ка и невозможность обеспечить ребенка донорским молоком. При смешанном и искусственном вскармливании основным продук-том питания является коровье молоко. В 100 мл коровьего молока содер-жится в 3 раза больше белка, чем в женском, однако усваивается он значи-тельно хуже. Объясняется это преобладанием в коровьем молоке казеино-вых фракций. Поэтому при смешанном и искусственном вскармливании белка на 1 кг веса должно быть больше, чем при естественном.
Содержание жира в женском и коровьем молоке примерно одинако-вое, но различный химический состав его определяет более трудную пере-вариваемость и усвояемость жира коровьего молока. Углеводов в коровьем молоке в 2 раза меньше, чем в женском, поэтому в коровье молоко добав-ляют сахар. Витаминов и ферментов в коровьем молоке значительно меньше, чем в женском. Для некоторого приближения количественного состава веществ коровьего молока к женскому его разводят слизистыми или мучными отварами. Этим достигается уменьшение количества чуже-родного белка и жира и увеличение количества углеводов. С целью повышения усвоения основных ингредиентов коровьего мо-лока предложены кислые смеси, преимущество которых заключается в ки-слой реакции, тормозящей рост бактерий и повышающей усвоение жира, а также в мелкохлопчатом створаживании казеина, значительно облегчаю-щем его переваривание усвоение. Из всех известных видов кислого молока наибольшего внимания заслуживает кефир, стимулирующий секрецию пищеварительных соков, желчи, содержащий витамины и ферменты. Мо-лочная кислота, накапливающаяся в кефире, способствует нежному ство-раживанию белка и лучшему усвоению жира. Молочнокислые бактерии кефира вытесняют патогенную флору кишечника, поэтому он особенно показан детям с неустойчивым стулом и в летнее время года. Чтобы сохранить правильное соотношение ингредиентов и придать пище приятный вкус, в кефир добавляют сахар: для детей первых 5–6 ме-сяцев жизни – 10 %, для более старших – 5 %. При смешанном вскармливании докорм надо давать лишь в действи-тельно необходимом количестве и с таким расчетом, чтобы объем и кало-рийность пищи соответствовали потребностям ребенка.
80 В каждом случае необходимо учитывать, сколько грудного молока ребенок получает от матери. Для этого в детских учреждениях ребенка в течение 1–2 суток взвешивают до и после каждого кормления. Недостаю-щее количество грудного молока восполняют смесями. Докорм вводят по-степенно с таким расчетом, чтобы в течение 3–4 дней полностью покрыть все потребности ребенка в основных пищевых ингредиентах. Докорм может быть либо самостоятельным кормлением, либо добав-лением к грудному молоку при каждом или некотором кормлении. По-следний способ более целесообразен при гипогалактии у матери, так как регулярное и достаточно частое прикладывание ребенка к груди способст-вует увеличению количества молока у кормящей женщины. Необходим он также в первые дни введения докорма (независимо от причин, вызвавших его назначение) и при повышенной чувствительности ребенка к новой пище.
После того как ребенок привыкнет к смесям, их можно давать как самостоятельное кормление, чередуя с кормлениями грудью. Однако необ-ходимо, чтобы кормлений грудью было не менее трех или в крайнем слу-чае двух, так как при редком прикладываний ребенка к груди лактация бы-стро угасает. В качестве докорма при смешанном вскармливании лучше использо-вать кефир и только при его отсутствии можно рекомендовать сладкие смеси, в которых к молоку добавлены слизистые или мучные отвары, при-готовленные из различных круп: риса, овса, гречки и др. Если ребенка вскармливают сцеженным женским молоком и кефи-ром, лучше смешивать их вместе в одной бутылочке непосредственно пе-ред кормлением, что обеспечивает легкое привыкание ребенка к кефиру (Он может быть цельным независимо от возраста ребенка). Детям до 3 месяцев, если количество докорма велико или он дается как самостоятельное кормление, назначают В-кефир (1/2 кефира и 1/2 отвара). Перевод ребенка со смешанного вскармливания на искусственное, как правило, переносится им легко, так как грудное молоко из рациона пи-тания вытесняется постепенно. Если же ребенка переводят на искусствен-ное вскармливание внезапно, то осуществлять такой перевод нужно крайне осторожно, начиная с разведений. Режим питания при смешанном вскармливании остается таким же, как и при грудном. При искусственном вскармливания рекомендуется бо-лее ранний переход на пятиразовое кормление с более длительными про-межутками между отдельными кормлениями, так как чужеродная пища дольше задерживается в желудке. Объем пищи, как и при естественном вскармливании, зависит от возраста и веса ребенка. Потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах при сме-шанном и искусственном вскармливании несколько иная, чем при груд-ном. Потребность в белке зависит от соотношения грудного и коровьего
81 молока. Если грудное молоко составляет 2/3 суточного количества пищи, ребенок должен получать 3 г белка на 1 кг веса; при равном количестве грудного и коровьего молока – 3,5 г; при 1/3 грудного молока и 2/3 коровь-его – 4 г. При искусственном вскармливании ребенок должен получать 4,5 г белка. Жиры и углеводы при смешанном и искусственном вскармливании дети получают в том же количестве на 1 кг веса, как и при естественном вскармливании. Прикорм при смешанном и искусственном вскармливании назначают в той же последовательности, как и при естественном, но все их виды в рацион вводят на месяц раньше. Свежие фруктовые, ягодные и овощные соки, тертое сырое яблоко, рыбий жир, желток детям назначают в тех же количествах, но на 2–2,5 недели раньше, чем они получают при естественном вскармливании, аскорбиновой кислоты дают ребенку не менее 100 мг в сутки. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие грудных детей, особенно при смешанном и искусственно вскармливании, является вскармливание их по аппетиту. При этом часы кормления нужно строго соблюдать, а количество пищи в каждое кормление должно быть по аппе-титу. Нельзя насильно давать ребенку все назначенное количество пищи или отказывать в дополнительном ее количестве. В тех случаях, когда ре-бенок систематически съедает меньше назначенного, врач должен внести соответствующие качественные изменения в его рацион.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|