Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3 Проблемы и перспективы народных промыслов и ремесел на современной этапе развития социально-экономических отношений




3 Проблемы и перспективы народных промыслов и ремесел на современной этапе развития социально-экономических отношений

3. 1 Меры поддержки, направленные на решение проблем народных художественных промыслов в регионах России, и их классификация

 

В большинстве российских регионов и стране в целом отсутствует полноценная система сохранения, развития и возрождения НХП. Тем не менее, в субъектах РФ принимаются отдельные меры, направленные на поддержку промыслов.

Рассмотрим такие меры поддержки НХП в зависимости от основных проблем, на решение которых они направлены: группировка показана на рисунке 24.

Рисунок 24 - Группировка мер поддержки по основным проблемам, на решение которых они направлены

1. Меры поддержки, направленные на решение проблемы отсутствия статистической информации.

На федеральном уровне официальный сбор статистической информации, в
том числе по предприятиям НХП, осуществляет Федеральная служба
государственной статистики. Кроме того, предприятия НХП, получающие
субсидии из федерального бюджета, обязаны отчитываться перед

Минпромторгом России. Однако на региональном уровне часто встает проблема неполноты данных как о ситуации в отрасли, так и о самих промыслах.

Это связано в частности с отсутствием единой четкой административной, отраслевой и профессиональной координации: более чем в половине регионов данное направление курируют департаменты культуры, в остальных – департаменты промышленности, экономики, малого бизнеса или туризма.

Для решения этой проблемы в некоторых регионах (например, в Астраханской, Нижегородской областях, Чукотском автономном округе и др. ) сформирован и ведется реестр организаций НХП. В отдельных областях (например, в Нижегородской) подобный реестр ведется также для индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере НХП, для мастеров и изделий НХП.

2. Меры поддержки, нацеленные на решение проблемы недостатка оборотных средств.

Если посмотреть на структуру расходов предприятий НХП, то основными статьями являются расходы на сырье и материалы, а также на выплату заработной планы (ввиду высокой доли ручного труда). Для их поддержки в отдельных регионах (например, в Нижегородской и Кировской областях) предусмотрено выделение субсидий, в частности:

- на возмещение части затрат на электрическую энергию, потребленную на промышленно-производственные нужды;

- на возмещение части затрат на природный газ, потребленный на промышленно-производственные нужды;

- на возмещение части произведенных расходов на потребленные сырье и материалы на собственные промышленно-производственные нужды для производства изделий НХП;

- на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку субъектов НХП (например, на пополнение оборотных средств, погашение задолженности перед персоналом).

Интересным является опыт Кировской области, где предусмотрено
льготное   кредитование действующих предприятий и индивидуально работающих мастеров. Такие кредиты предоставляются на сумму до 1 млн рублей под 11-14%, минимальный размер залогового обеспечения составляет 1/3 от суммы кредита. Там же предусмотрено гарантийно-залоговое кредитование для предприятий, испытывающих сложность в привлечении банковских кредитов из-за нехватки собственного залога: Правительство области предоставляет до 50% от размера кредита.

3. Меры поддержки, призванные решать проблему недостаточного уровня
обеспеченности основными производственными фондами.

Серьезной проблемой является моральное и физическое устаревание оборудования, установленного на предприятиях НХП: средний уровень физического износа основных средств превышает 80%, а морального – 75%. Для обеспечения конкурентоспособности изделий НХП большинству организаций необходимо осуществить модернизацию производства. Основным препятствием для этого служит недостаток финансовых ресурсов (такую проблему отмечают более 50% предприятий).

Для изменения ситуации некоторыми регионами предусмотрены следующие меры:

- техническое перевооружение и расширение производства ведущих организаций народных художественных промыслов (Кировская область) - неясным, однако, остается механизм осуществления таких операций;

- субсидирование части затрат,   связанных с   приобретением производственного оборудования (Кировская область);

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (Кировская область);

- субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку субъектов НХП – расширение и переоборудование производства,          улучшение качества продукции (Нижегородская область).

4. Меры поддержки, направленные на решение проблемы кадрового
обеспечения отрасли.

Дефицит квалифицированных кадров представляет собой серьезную угрозу для дальнейшего функционирования многих предприятий НХП. Наблюдается стабильное сокращение численности мастеров и художников (за последние 20 лет количество занятых в отрасли сократилось со 120 000 до 15 000), из-за чего прерывается преемственность художественного мастерства, теряются секреты и навыки традиционных технологий изготовления изделий НХП.

По результатам опросов, около 60% предприятий в той или иной степени ощущают недостаточную обеспеченность кадровыми ресурсами. При этом нехватка кадров присутствует по всем основным направлениям деятельности предприятия: это и производственное подразделение (почти 40% предприятий выделили это направление как наиболее остро нуждающееся в кадрах), подразделения сбыта и продвижения (22, 9%) и подразделения, отвечающие за художественное исполнение и дизайн изделий (16, 7%).

Для повышения мотивации мастеров и стимулирования их к созданию новых высокохудожественных изделий в некоторых областях (например, Вологодской, Кировской) предусмотрены меры по организации различных конкурсов среди мастеров НХП (в том числе с последующей выплатой денежной премии). Отдельно такие мероприятия проводятся среди молодых работников отрасли.

Также НХП предоставляются субсидии на возмещение производственных расходов, связанных с созданием новых рабочих мест.

Согласно опросам, к основным проблемам, которые препятствуют улучшению ситуации, относится недостаток квалифицированных специалистов (так считают почти 40% предприятий), недостаточный приток молодых работников в отрасль (боле 20%), и недостаточный уровень заработной платы (около 18%).

Для решения этих вопросов разработаны меры по повышению квалификации кадров отрасли НХП (например, 72-часовые программы, семинары, деловые игры, мастер-классы): для руководящего состава, мастеров, художников (дизайнеров, конструкторов), бухгалтеров (финансистов и экономистов), менеджеров. Более того, ежегодно формируется государственный заказ на подготовку молодых специалистов, в том числе для редких НХП.

Имеет место также оказание содействия молодым специалистам сферы НХП в получении жилья на льготных условиях.

5. Меры поддержки, призванные решить проблему снижения качества и ассортимента изделий.

Данная проблема вытекает из вышеописанной ситуации: в силу старения мастеров и прекращения преемственности поколей, забыты многие художественные традиции и секреты изготовления продукции. В худшем случае некоторые промыслы оказались безвозвратно утеряны.

Для изменения сложившейся ситуации    некоторыми регионами предусмотрено предоставление субсидий НХП на возмещение производственных расходов по проведению мероприятий по организации учебных мастерских, осуществлению научно-исследовательской деятельности, по развитию промыслов и ремесел.

В этом аспекте уникальным представляется опыт по возрождению и поддержке НХП, накопленный в Республике Удмуртия. Здесь еще в 1991 году был открыт Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел (НЦДПИиР) и выстроена достаточно эффективная система по возрождению, сохранению и развитию промыслов, которая, помимо НЦДПИиР (во главе), включает в себя сеть центров и Домов ремесел, возникших на базе закрытых сельских клубов за счет использования освободившихся штатных единиц.

Благодаря объединению специалистов науки, образования и мастеров декоративно-прикладного искусства, в Республике удалось полностью возродить некоторые забытые промыслы (например, технологию ручного ткачества) и наладить выпуск уникальных изделий по 22 направлениям народного искусства.

Интересным является и опыт Вологодской области, где, благодаря существующей в регионе сети культурных и детских образовательных учреждений в муниципальных образованиях, была создана база для формирования системы непрерывного образования в сфере НХП.

Дети дошкольного и школьного возрастов изучают основы ремесел в центрах традиционной народной культуры и учреждениях дополнительного образования детей. Далее профессиональную подготовку кадров по художественно-ремесленным профессиям осуществляют «Губернаторский колледж народных промыслов» в г. Вологда и областное училище искусств и ремесел.

Дополнительно в областном центре местными библиотеками и музеями организуются совместные мероприятия, посвященные традиционным промыслам, с использованием электронных презентаций и проведением мастер-классов [27].

6.     Меры поддержки, нацеленные на решение проблемы контрафактной продукции.

Существенную проблему для организаций НХП представляет обилие контрафактной продукции отечественного и зарубежного производства. Такие подделки естественным образом занимают низкоценовую нишу, в то время как специфика производства НХП (высокая доля ручного труда) заставляет производителей поддерживать более высокий уровень цен на изделия. Конкуренцию также составляют т. н. «надомники», появившиеся в результате дробления крупных предприятий, которые изготавливают продукцию более низкого качества «на дому», копируя оригинал.

Для защиты продукции промыслов регионы оказывают содействие субъектам НХП в получении охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, поддержании их в силе (товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара и другого), а также в приобретении голограммной марки и в проведении ежегодного мониторинга рынка НХП в целях выявления товаров-подделок и контрафактной продукции.

7. Меры поддержки, направленные на решение проблемы низкого уровня спроса на продукцию. В большинстве региональных программ поддержки предусмотрены те или иные меры по маркетинговому сопровождению деятельности организаций НХП.

Это и субсидирование части затрат (иногда даже полная оплата за счет  бюджета), связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, и предоставление бесплатного презентационного оборудования для участия в крупных всероссийских, международных и межрегиональных выставках-ярмарках. К таким мерам можно отнести также организацию и проведение всевозможных фестивалей и конкурсов на региональном и межрегиональном уровне. И, конечно же, подготовку и издание всевозможных рекламно-информационных и презентационных материалов о НХП.

Важной мерой становится помощь региональных властей в формировании
рыночной инфраструктуры, необходимой для реализации изделий НХП. В качестве примеров можно привести опыт создания товаропроводящей сети в Нижегородской области, создание специализированных оптово-розничных ярмарок по продаже изделий НХП в Орловской области, организацию межрегионального торгово-имиджевого проекта «Вятское подворье» с представительством в Санкт-Петербурге, одной из задач которого является оказание содействия в сбыте продукции, создание регионального выставочно-ярмарочного комплекса «Центр современных народных художественных промыслов и ремесел Кировской области», строительство «городка умельцев» в г. Махачкала.

Учитывая современные тенденции развития экономики, особенно актуальными становятся меры по созданию различных интернет-порталов, на базе которых организуется не только культурно-просветительская деятельность, но и торговля изделиями промыслов. В этом плане интерес представлял межрегиональный проект некоммерческого  партнерства «Центр поддержки народных художественных промыслов» – «Торгово-информационный портал «Народные художественные промыслы и ремесла». По задумке разработчиков, с одной стороны, этот портал должен был действовать как Интернет-площадка для сбыта готовых изделий, с другой – давать исчерпывающую информацию о самих производителях, а также о структуре и содержании народных промыслов субъектов РФ. Однако на настоящий момент функционирование портала приостановлено.

Наконец, к решению данной проблемы стоит отнести государственные закупки изделий НХП. Это стало возможным благодаря изменению федерального законодательства: с 1 января 2014 г. введен новый порядок закупки изделий народных художественных промыслов, учитывающий их специфику (путем запроса предложений). Соответственно, в некоторых регионах (например, в Нижегородской и Кировской областях) в рамках целевых программ запланировано выделение средств на создание подарочного фонда региональных и муниципальных органов власти, крупных промышленных и торговых организаций региона, а также гарантированная закупка изделий народных художественных промыслов для формирования подарочного фонда Правительства.

Таким образом, проведенный анализ показал, что, несмотря на наличие отдельных разнообразных мер, принимаемых для поддержки НХП в регионах России, отсутствие в большинстве случаев системного подхода ведет к невозможности оказания комплексной, адресной и своевременной поддержки предприятий и мастеров НХП. Большинство оказываемых мер поддержки направлено на краткосрочное улучшение ситуации: применяется т. н. «метод тушения пожара» по решению наиболее срочных проблем. В то время как для кардинального изменения ситуации необходимо обратить внимание на фундаментальные проблемы, например, снижения спроса на продукцию НХП в связи с отсутствием понимания ценности данного вида изделий и сокращение экспорта. Для разработки предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма весьма ценным может оказаться анализ опыта конкретного региона.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...