Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3 Проектно-системный подход в развитии народных промыслов и ремесел




Одним из масштабных проектов реализации государственной социокультурной политики в РФ является создание многофункциональных культурных центров в малых городах России. Основанием для разработки концепции создания многофункциональных культурных центров (МФКЦ) послужил Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Создание МФКЦ в городах России отвечает целям, принципам и задачам Основ государственной культурной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 года.

Концептуально современный МФКЦ должен представлять собой выразительный архитектурный комплекс из нескольких зданий, предназначенных для различных видов культурных занятий и находящихся в пределах одной рекреационной территории (театральная сцена, кинозалы, библиотека, студии для занятий музыкой, танцами или изобразительным искусством должны соседствовать со спортивными сооружениями). Следует принимать во внимание и те формы досуга, которые появились в новейшее время, – историческая реконструкция, игровые, креативные и развивающие компьютерные программы. Разумно использовать уже сложившиеся места досуга, расширив, дополнив их новыми возможностями и привлекая для работы специалистов, владеющих современными технологиями. МФКЦ должен прилегать к территории, где люди традиционно проводят досуг, например существующие парки культуры и отдыха, места, где проходят народные гуляния, что позволит привлечь к нему широкую аудиторию. МФКЦ должен стать любимым местом встреч, отдыха и общения детей, подростков, молодежи, людей старшего и пожилого возраста. В примерный состав МФКЦ вошли:

- театрально-зрелищный комплекс (500 мест, с возможностью трансформации в более камерную площадку по принципу «blackbox»);

- образовательный комплекс;

- медиа-комплекс (кинозал для 3D и 4D фильмов с ежедневными сеансами, медиа-кафе, медиа-тренажеры, медиатека, медиа-студии, интерактивные центры трудоустройства);

- выставочный комплекс - галерея;

- физкультурно-оздоровительный комплекс;

- мини-гостиница (мини-отель для размещения приглашенных лекторов, театральных трупп, музыкантов и т. д., ресторан при отеле, обслуживающий постояльцев и возможные мероприятия центра: вечера, приемы, презентации).

В ходе изучения материалов, относящихся к вопросу создания МФКЦ, складывается впечатление, что программа требует более глубокой проработки институциональных, организационных, финансовых вопросов. Заявленные цели концепции создания Центров не соответствуют механизмам его реализации, отсутствует комплексность в решении вопросов, что не позволит включить МФКЦ в эффективную регионально-экономическую систему развития территории.

В Концепции уделено большое внимание общественно-социальным вопросам создания и функционирования, целевым установкам в области культуры и воспитания, архитектурным аспектам решения вопроса. Однако, на наш взгляд, отсутствует системность и четкость в институализации данного процесса, адаптивность в региональные социально-экономические программы, взаимодействие со всем заинтересованным спектром факторов рынка и регуляторов, а также представителей гражданского общества. В связи с этим выделяем шесть основных положений, на реализации которых должна строиться деятельность по формированию и реализации МФКЦ. К ним относятся:

1. Согласование и адаптация с действующим законодательством.

2. Деятельность Центров должна отвечать потребностям регионов размещения.

3. Обеспечение комплексности в реализации МФКЦ.

4. Формирование экономико-финансовой и коммерческой доходности.

5. В системе новых управленческих решений и технологий необходима реализация программы маркетинга территорий, в которую как важное звено должен быть включен МФКЦ.

6. МФКЦ должны быть визитной карточкой малого города и позиционировать себя как новый бренд территории.                                            Механизм продвижения Центра предполагает выбор определенных информационных каналов и создание «Экономики событий».

Механизм функционирования МФКЦ должен включаться в планы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления.

Конкурсные процедуры на создание МФКЦ должны предусматривать включенность в национальные и региональные стратегии развития народных художественных промыслов, стратегии развития туризма.

Создание комплексных культурно-образовательно-туристических проектов позволит обеспечить синергетический эффект, оптимизировать инфраструктурное обеспечение, создать дополнительные площадки народных художественных промыслов, обеспечить рациональное использование финансовых и материально-технических ресурсов. Важно включение Центров в единую гастрольную сеть с проведением фестивалей, национально-религиозных праздников и иных событий.

При создании МФКЦ желательно использовать механизмы государственно-частного партнерства, а не только регионального софинансирования бюджета.

Необходима разработка коммерческого бизнес-плана, анализ доходности проекта, расчет безубыточности и средней посещаемости. Центры должны функционировать не в дотационном режиме и патернализме федеральных или региональных властей, а как эффективный растущий проект, создающий рабочие места, рыночное пространство и являющийся точкой притяжения как творческих, так и деловых людей.

Применение маркетинговых инструментов для продвижения малого города и территории позволяет привлечь на территорию общегосударственные и иные внешние по отношению к территории заказы и инвестиций, повысить ее престиж, деловую и социальную конкурентоспособность. Одним из важнейших аспектов создания, разработки архитектурного решения и функционирования Центра должна стать маркетинговая оценка различных групп потребителей его услуг. Автором составлена группировка потребителей услуг МФКЦ по целевым группам и инструментам маркетингового воздействия, которые могут стать важным направлением творческой, социальной и экономической деятельности Центра (табл. 1). Формирование основной программы продвижения Центра должно строиться на экономически и эмоционально верном его позиционировании в сознании различных групп потребителей.

В таблице 2 автором сопоставлены параметры проекта, обозначенные в материалах к заседанию Правительства Российской Федерации (04. 09. 2013 г. ) и рекомендации по вопросу создания многофункциональных центров в городах России.

Таблица 1- Целевые группы потребителей услуг МФКЦ

Целевые группы Инструменты маркетингового воздействия
Работа в образовательном пространстве (обучающиеся) •    Включение в образовательные программы среднего и высшего образования •    Проведение специальных выездных школ •    Создание базы практик и профессионально ориентированного обучения •    Создание творческих и музыкальных студий, лабораторий, мастерских, курсов
Работа с горожанами •    Волонтерство •    Поддержка низовых инициатив •    НКО-ресурс •    Вовлечение в культурные и досуговые мероприятия •    Проведение спортивных мероприятий
Работа с бизнесом •    Выставки и ярмарки •    Фандрайзинг •    Механизмы частно-общественного партнерства •    Синдицированное продвижение
Работа с туристами •    Включение в туристические маршруты •    Представление уникального/оригинального туристического продукта • Включение жителей и туристов в исторические, национально-этнические и иные реконструкции • Обеспечение комплексного туристического сервиса • Спортивный и концертный ивент
Работа со зрителями • Создание новых творческих проектов, использование современных технологий-дистанционного музея, театра • Разработка абонентских программ • Разработка фестивальных и иных шоу-программ
Работа с органами власти разных уровней • Переход от отраслевого принципа к проектному • Мониторинг и оценка реализации программы • Участие в конкурсных процедурах Министерств и ведомств, представляя комплексное предложение проекта

Таблица 2 - Предложения в основополагающие конструкции проекта Концепции создания центров культурного развития (МФКЦ)

Элемент проекта Данные из нормативных документов Минкультуры РФ Рекомендации и дополнения
Миссия проекта Воспитание подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, создание среды, мотивирующей к культурному и творческому развитию молодежи, самореализации и духовного обогащения граждан. Центр должен стать любимым местом встреч, отдыха и общения детей, подростков, молодежи, людей старшего и пожилого возраста. Центры должны стать местом притяжения для туристов и локализации предпринимателей, быть не столько дотационным учреждением, а иметь возможность стать со временем самоокупаемым проектом. Творческая атмосфера будет способствовать выявлению новых идей, получаемых в результате синергетического эффекта от взаимодействия резидентов МФКЦ.
Цели - Повышение уровня культурных услуг; - Творческая самореализация; - Возможность межнационального культурного обмена; - Повышение качества жизни граждан; - Развитие городской инфраструктуры и создание новых рабочих мест; - Предотвращение оттока населения из малых городов. -Улучшение качества образования; - Развитие внутреннего и въездного туризма; - Создание условий для поддержки предпринимательства; - Поддержка народных промыслов;
Аудитория (пользователи, участники) Все социальные и возрастные группы. - Семьи с детьми - люди с ограниченными возможностями - школьники - молодежь - туристы - творческие предприниматели

Необходимо более четко прописать целевые аудитории, т. к. существуют особенности удовлетворения интересов каждой из них:

- семьи с детьми, для которых нужна детская площадка с аттракционами;

- дети и люди с ограниченными возможностями;

- школьники, которые учатся на территории МФКЦ (уроки open-space), и это регламентировано Министерством образования и науки РФ, а не инициативой отдельных учителей;

- молодежь, для которой нужны специальные программы, организация и проведение квестов исторической, культурной и иной тематики;

- творческие предприниматели, которым необходима система прозрачной государственной поддержки на начальном этапе;

- туристы, которые могут принять участие в историко-культурных перфомансах, исторических реконструкциях, театральных инсталляциях и пр.;

- посетители центра, желающие приобрести сувениры, уникальные изделия мастеров, самим поучаствовать в создании изделия.

Сложность и многогранность задач улучшения качества жизни за счет духовного, творческого развития личности, обеспечения качественных разнообразных и доступных населению услуг организаций культуры обуславливает необходимость решения данных проблем на основе программно-целевого подхода, который доказал свою эффективность в государственном управлении. Схема взаимодействия органов исполнительной власти в целях реализации проекта создания МФКЦ в малых городах представлена на рисунке 27.

Рисунок 27 - Схема взаимодействия органов исполнительной власти в целях реализации проекта создания МФКЦ

Ожидаемыми результатами реализации программы могут стать разработка и реализация комплекса мероприятий развития культуры в малых городах и на селе, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры и туризма, создание благоприятных условий дляулучшениякультурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, и так далее. Целями госпрограммы обозначены реализация потенциала российской культуры как духовно-нравственной основы развития личности и общества, а также развитие туризма.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...