3.2 Организационно-экономический механизм развития народных промыслов и ремесел
Определим алгоритм действий региона при разработке стратегии сохранения, развития и возрождения НХП, представленный на рисунке 25. Прежде всего, необходимо определить, может ли в регионе быть оказана эффективная поддержка НХП. Для этого должен выполняться ряд условий: - наличие исторических предпосылок, т. е. развитие НХП возможно только в местах их традиционного бытования; - наличие экономических предпосылок: субъект РФ должен обладать возможностью для выделения финансовых ресурсов на развитие НХП, т. к. процесс сохранения, развития и, особенно, возрождения промыслов объективно нуждается в значительной государственной денежной поддержке; - наличие социальных предпосылок: в регионе должны быть достаточные квалифицированные трудовые ресурсы, готовые к работе по данному направлению и др. Рисунок 25 – Алгоритм определения стратегии сохранения, развития и возрождения НХП Следующим шагом должно стать определение типа региона в зависимости от уровня производственно-инвестиционного развития, бюджетной эффективности, развития человеческого потенциала инновационного развития и эколого-экономического индекса. На основе данной типологии для каждого субъекта РФ могут быть заданы приоритеты социально-экономического развития, исходя из уже достигнутого уровня, а также имеющегося в них социально-экономического потенциала, особенностей экономико-географического положения, возможностей развития инфраструктуры и других факторов. Однако для целей данного исследования необходимо не только оценить текущий уровень социально-экономического развития, но и определить тип региона в зависимости от уровня процессов сохранения, развития и возрождения НХП.
Однако лишь определение эффективной стратегии может не дать ожидаемых результатов. Как уже отмечалось, одной из ключевых проблем является отсутствие системного подхода при поддержке НХП. Для ее решения необходимо создание в регионе единой системы сохранения, возрождения и развития НХП. Обратимся к рассмотрению модели такой системы, показанной на рисунке 26. Рисунок 26 - Модель организации и управления деятельностью НХП
В соответствии с представленной на рисунке 9 схемой, главный элемент в системе сохранения, возрождения и развития НХП – это, конечно, сами предприятия НХП и индивидуальные мастера. Основной их задачей является производство уникальных художественных изделий НХП, а также обучение мастеров на местах. Федеральные органы власти определяют федеральные меры поддержки НХП. Такие меры направлены непосредственно на предприятия НХП и индивидуальных мастеров. Федеральные органы власти организуют деятельность по популяризации народной культуры, в т. ч. НХП в масштабах страны. Также федеральные органы власти определяют основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере НХП, которыми в своей деятельности руководствуются региональные органы власти. В свою очередь региональные органы власти осуществляют поддержку деятельности НХП на региональном уровне посредством отдельных мер, направленных на развитие промыслов или используя инструменты программно-целевого управления. При этом в структуре органов региональной власти должен быть выделен координирующий орган. Функции по координации, контролю и распределению ресурсов может взять на себя существующая структура региональной власти, отвечающая за объединение и поддержку НХП. Еще одним организационным звеном, создаваемым при органе исполнительной власти субъекта РФ, являются региональные художественно-экспертные советы (РХЭС) по народным художественным промыслам. Согласно типовому положению, в задачи таких советов входит не только отнесение изготавливаемых изделий к изделиям НХП, но и содействие созданию экономических, социальных и иных условий организациям НХП и индивидуально работающим мастерам, участие в разработке научно обоснованной региональной политики и осуществлении мер, направленных на сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, в первую очередь, в местах их традиционного бытования.
В большинстве случаев деятельность РХЭС ограничивается лишь вынесением решений по отнесению производимых изделий к изделиям НХП. Положительным примером может служить Кировская область, где регулярно проводятся расширенные заседания художественно-экспертного совета, на которых подводятся итоги работы по поддержке НХП, обсуждаются планы по дальнейшей работе и другие насущные вопросы. Подобное объединение специалистов разных профилей (экономистов, искусствоведов, фольклористов), а также руководителей предприятий и представителей региональных властей может частично восполнить пробел, образовавшийся после ликвидации Научно-исследовательского института художественной промышленности. Неотъемлемым элементом системы сохранения, возрождения и развития НХП должна стать инфраструктура, включающая в себя сбыт такой продукции. Зачастую на предприятиях нет достаточных ресурсов для выстраивания сетей своих магазинов и т. д. Государство в свою очередь может оказать содействие, предоставив льготы, и стимулировать сторонние организации, готовые взять на себя эту задачу (например, предоставив льготы по аренде для соответствующих торговых предприятий). В обязательном порядке необходима интеграция НХП в индустрию туризма. Это возможно в формате проведения экскурсий на предприятия художественных промыслов в туристические маршруты, организации различных интерактивов и мастер-классов с участием мастеров НХП. Таким образом, на базе каждого предприятия возможно создание специализированного туристического центра, включающего в себя не только сами предприятия, но и сувенирные магазины, гостиницы, предприятия общественного питания и т. д. Такой подход поможет донести ценность продукции НХП для туристов, а также повысить доходы региона.
Что касается поддержки НХП на региональном уровне, то для выбора эффективной стратегии, необходимо, прежде всего, определить выполняются ли в регионе условия, необходимые для эффективной поддержки НХП. Затем определяется тип региона в зависимости от уровня производственно-инвестиционного развития, бюджетной эффективности, развития человеческого потенциала инновационного развития и эколого-экономического индекса. Также значимым является и тип региона в зависимости от уровня процессов сохранения, развития и возрождения НХП. Наконец, по итогам проведенного анализа определяется стратегия сохранения, развития и возрождения НХП в регионе. При системном подходе необходимо создание в регионе единой системы сохранения, возрождения и развития НХП. Такая система будет включать в себя федеральные и региональные органы власти с выделенным координирующим органом. Функции по координации, контролю и распределению ресурсов могут быть отнесены к существующей структуре региональной власти, отвечающей за поддержку НХП или объединение НХП при условии поддержки местных властей. Такой координирующий орган должен взять на себя дополнительную функцию по модерированию взаимодействия различных структур, задействованных в сфере НХП. Взаимодействие позволит частично заместить на уровне региона функции Научно-исследовательского института художественной промышленности, существовавшего в СССР. Дополнительным организационным звеном, создаваемым при органе исполнительной власти субъекта РФ, являются региональные художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам. Неотъемлемым элементом системы сохранения, возрождения и развития НХП должна стать система сбыта такой продукции, а также интеграция НХП в индустрию туризма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|