Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. Общая характеристика деменции. Диагностические критерии. Критерии определения тяжести деменции.




Деменция - глобальное нарушение когнитивных способностей, имеющее обратимый, хронический или прогрессирующий характер и приводящее к значительному снижению социальной адаптации.

Деменции могут быть следствием атрофических заболеваний (болезни Альцгеймера, болезни Пика, хореи Гентингтона, болезни Паркинсона, рассеянного склероза), нарушений обмена веществ, черепно-мозговых травм, заболеваний сосудов головного мозга, СПИДа, алкоголизма, эпилепсии, нейроинфекций.

Наиболее часто к деменции приводят болезнь Альцгеймера (50% случаев), инсульты и инфаркты головного мозга (25%), черепно-мозговые травмы.

Согласно МКБ-10, основными признаками синдрома деменции являются: значительные нарушения памяти; грубые расстройства по меньшей мере одной из нижеперечисленных функций: праксис, гнозис, речь, мышление; нарушение регуляции произвольной деятельности и значительное снижение социальной адаптации. Эти симптомы должны проявляться в течение шести и более месяцев, без помрачений сознания.

Клинические проявления

Для деменции характерны нарушения ориентировки, восприятия, интеллекта, понимания и критики. Часто наблюдаются также аффективные и поведенческие изменения, например, нарушение контроля над импульсивностью или лабильностью настроения, а также акцентуация преморбидных личностных черт.  

При легких деменциях или в ранней стадии отмечаются затруднения в выполнении мыслительных заданий с быстрым возникновением утомления и неспособностью больного справиться с новым или сложным заданием или с заданием, требующим изменения стратегии для решения задачи. По мере прогрессирования заболевания затруднение при возникновении мыслительных задач усиливается и распространяется на простые повседневные. дела, так что больной не в состоянии обслуживать самого себя.  

Формально нарушения памяти определяются путем выявления затруднений в заучивании нового материала, при тестировании (потеря кратковременной памяти) и в воспроизведении дат, связанных с личной жизнью больного, а также общеизвестных дат (потеря долговременной памяти). Нарушения памяти очень характерны и представляют собой самый выраженный симптом. Соответственно DSM-III-R для легкой деменции характерны умеренные нарушения памяти, в большей степени касающиеся событий недавнего прошлого, например, забывание номеров телефонов, бесед или событий, имевших место в течение дня.  

В более тяжелых случаях в памяти удерживается только хорошо заученный материал, а новая информация быстро забывается.  

На последних стадиях больной может забывать имена близких родственников, свою профессию или даже собственное имя. Нарушения памяти частично обусловливают неправильную ориентировку больного в пространстве и времени. Больной с далеко зашедшей деменцией, с выраженными нарушениями ориентировки в пространстве легко теряется даже в знакомой обстановке. Нарушение ориентировки во времени, как правило, появляется рано и всегда предшествует нарушениям ориентировки в месте и собственной личности. Уровень сознания, однако, изменяется. DSM-III-R  утверждает, что речь становится обедненной, стереотипной, неточной и обстоятельной. Могут быть проявления афазии, такие как трудность названия предметов. Тяжелые дементные больные фактически немы. DSM-III-R описывает нарушения так называемой конструктивной способности, которое обнаруживается при попытке заставить больного скопировать фигуру из трех измерений, смонтировать какой-либо блок или расположить палочки в организованном порядке. Могут также наблюдаться агнозия и апраксия.  

У больных наблюдается также снижение того, что Curt Goldstein называет способностью к абстрагированию. У них возникают трудности при попытке провести обобщение какого-либо единичного случая, в образовании понятий и в схватывании сходства и различия между понятиями. Способность решать задачи, логически мыслить и также делать выводы также дефектна. Curt Goldstein описывает также катастрофическую реакцию, характеризующуюся развитием вторичной ажитации на субъективное осознание своей собственной интеллектуальной неполноценности, которое возникает в стрессовой ситуации. Больные обычно стремятся компенсировать свой дефект с помощью стратегии, позволяющей избежать обнаружение нарушения их интеллектуальной несостоятельности в данном вопросе, меняя предмет разговора, высказывая шутки или пытаясь каким-либо другим способом отвлечь внимание врача. Обычно обнаруживаются недостаточность

критики и контроля над своей импульсивностью, особенно при деменциях с первичным поражением лобной коры. Примеры этих нарушений, приводимые в DSM-III-R, включают образцы речи, неуместных шуток, невыполнение правил ухода за своей внешностью, личной гигиены, а также нарушения принятых социальных норм поведения.  

Синдром «заката». Этот синдром характеризуется сонливостью, спутанностью, атаксией и падениями. Он появляется у пожилых людей под влиянием чрезмерного употребления седативных средств, а также у дементных больных, дающих побочную реакцию на прием даже небольших доз психоактивных средств. Синдром проявляется также у дементных лиц, когда реакция на внешние раздражители, такие как свет или интерперсональное общение, редуцирована.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...